Линза Люнеберга

Breeze

Военный лётчик
Сообщения
17.919
Адрес
Israel
Реалист написал(а):
Breeze
Дядя Миша, а можете напомнить нам, где, когда и кто из буржуёв более-менее официально или около того заявлял цыфирьки по ЭПР Ф-22? --- Так, чтоб мона было в англоязычный источник глянуть на предмет прочитать дословно конкретную формулировку :-D .
- В 2000-м году - журнал AW & ST, а потом опять же он:
"From the front, the F/A-22's signature is -40dBsm (the size of a marble) while the F-35's is -30 dBsm (the size of a golf ball). The F-35 is said to have a small area of vulnerability from the rear because engineers reduced cost by not designing a radar blocker for the engine exhaust."

Aviation Week & Space Technology; 11/14/2005, page 27


Добавлено спустя 3 минуты 1 секунду:

Экономист написал(а):
Breeze написал(а):
а поверх их - специальные краски.
А перекрашивать самолет надо как часто?
- Да вот, последнее время был скандальчик насчёт разрушающихся слишком быстро противорадиолокационных покрытий, так что, не знаю, как часто им придётся это делать...
 

Экономист

Активный участник
Сообщения
9.171
Адрес
РФ, Москва
Breeze написал(а):
- Да вот, последнее время был скандальчик насчёт разрушающихся слишком быстро противорадиолокационных покрытий, так что, не знаю, как часто им придётся это делать...
А вот еще интересно, можно ли элементы этого покрытия частично заменять. Ну, скажем, снять одну панельку и поставить другую. Как в сотовом телефоне. :)
И еще, слышал, что новый Боинг 787 Дримлайнер тоже сделан из композиционных материалов. Может ли так случиться, что с массовым внедрением таких материалов с технологии "стелс" во многом спадет завеса тайны?
 

Breeze

Военный лётчик
Сообщения
17.919
Адрес
Israel
Экономист написал(а):
А вот еще интересно, можно ли элементы этого покрытия частично заменять. Ну, скажем, снять одну панельку и поставить другую. Как в сотовом телефоне. :)
- Можно, но панели там, как правило, довольно большие и местами ещё и склееные друг с другом... Проблема ремонтопригодности самолётов, изготовленных из композитов, намного тяжелее, чем у дюралевых/титановых... :(
И еще, слышал, что новый Боинг 787 Дримлайнер тоже сделан из композиционных материалов. Может ли так случиться, что с массовым внедрением таких материалов с технологии "стелс" во многом спадет завеса тайны?
- Маловероятно... :Rolleyes:
 

Теодоре

Активный участник
Сообщения
4.655
Адрес
Балашиха, МО
Breeze написал(а):
- Вероятно, есть ещё транспондеры - дополнительные автоматические запросчики-ответчики для диспетчерских служб в мирное время:
Транспондер
А в военное время его выключатель под колпачком можно намертво законтрить, чтобы не включить нечаянно над вражеской территорией или над полем боя...
Реалист написал(а):
Нет, друг друга-то они вполне видят (километров с 10, если заявленные цыфирьки по ЭПР не сказки --- разбежаться в разные стороны времени хватит ). А вот более старые самолёты могут и не видеть (которых в военное время лететь в одном строю с Рапторами никто не пошлёт), а также всякие там гражданские системы (и в первую очередь, надо полагать, именно о них и забота )...
А, ну тогда я за них спокоен... Друг с другом не столкнутся- и то хорошо.
А тут вон оно как- колпачек откинул, кнопочку нажал... Главное- не забыть этого сделать.
 

Реалист

Активный участник
Сообщения
2.646
Адрес
Подмосковье
Breeze написал(а):
- Да это просто радиопрозрачные обтекатели из какого-нибудь стеклопластика...
Я думаю, что именно так --- но вопрос-то, а что именно спрятано под ними...

Breeze написал(а):
У меня вот по ходу другой вопрос возник --- а нахрена именно линза Люнеберга --- вообще-то довольно таки дорогая и высокотехнологическая весчь, когда всё то же самое, но ещё эффективнее, сделает пара самых обычных уголковых отражателей?
- Дык, несмотря на трудности, ЛМ не очень бедная компания, да и Пентагон не шибко обнищал...
Тем не менее, денюжку считать умеют --- "если эффект тот же, зачем платить больше?"(С) Даже вон на святая святых --- стелс-покрытии --- и то малёхо сэкономили :-D .

С уголковым отражателем он светиться будет как авианосец, вдобавок в значительно более широкой полосе частот, чем с линзой Люнеберга.

А вот интересно, есть ли какой-то практический смысл в том, чтобы не доводить ЭПР "мирного времени" Ф-22 до уровня ЭПР полка ТУ-160-х, а чётко отнормировать её величиной порядка 0,1...1 м2 (для чего как раз-таки и подходит идеально линза Люнеберга)?

Breeze написал(а):
Удобнее, аэродинамичнее,
И после того, как Вы мне 20 страниц доказывали аэродинамичность (на сверхзвуке!!! :-D ) плиты с прямоугольной кромкой, у Вас язык повернулся сказать применительно к такой фигулинке "аэродинамичней"? :p Да там по сравнению с той плитой всё что угодно будет просто идеалом аэродинамичности :-D --- даже антеннка от телика, с которой некий известный нам с Вами персонаж собрался было на станции РЭБ охотиться :grin: .

Breeze написал(а):
рабочий телесный угол больше.
Кабы линза поболее выпячивалась из "оправки", я бы, может быть, согласился. А так как на снимке --- я б сказал, даже меньше. Уголковые отражатели ведь и трёхмерные бывають, я даж где-то картинку видел такого --- и его, кстати, тоже ведь в обтекаемую коробочку засунуть мона, если неохота париться с его собственной аэродинамикой...

Breeze написал(а):
Зафигачил в цилиндрик две линзы с двух сторон - "и горя не знай"... :-D А снять/поставить - один негр с одним ключом за 30 секунд сделает...
Ну уж тут всё равно что негру зафигачивать --- коробочка с винтиками она и в Африке коробочка с винтиками...

Реалист написал(а):
- Вероятно, есть ещё транспондеры - дополнительные автоматические запросчики-ответчики для диспетчерских служб в мирное время:
-----------------------------------
А в военное время его выключатель под колпачком можно намертво законтрить, чтобы не включить нечаянно над вражеской территорией или над полем боя...
Не исключаю. Но тогда какой смысл в отдельной девайсине? Для маячка-запросчика-ответчика мона штатные связные антенны использовать, а может даже и антенну БРЛС --- и это ни на грамм работе прочего оборудования не помешает.

Kaa написал(а):
Судя по равнобедренной форме устройства на F-117, это и есть линза Люнеберга под колпаком.
Мелковата она по размеру для ентой линзы. ИМХО.

Breeze написал(а):
- В 2000-м году - журнал AW & ST, а потом опять же он:
"From the front, the F/A-22's signature is -40dBsm (the size of a marble) while the F-35's is -30 dBsm (the size of a golf ball). The F-35 is said to have a small area of vulnerability from the rear because engineers reduced cost by not designing a radar blocker for the engine exhaust."

Aviation Week & Space Technology; 11/14/2005, page 27
Спасибо. На досуге поищу эту статейку. А ещё есть на эту тему какие-либо откровения в западных источниках (которые не есть перепечатка представленного Вами сейчас фрагмента)?

И другой вопрос --- как насчёт снимков В-2 и F-35 на тему использования в них устройств "а-ля линзы Люнеберга", посмотрите при случае?
 

Breeze

Военный лётчик
Сообщения
17.919
Адрес
Israel
Реалист написал(а):
А вот интересно, есть ли какой-то практический смысл в том, чтобы не доводить ЭПР "мирного времени" Ф-22 до уровня ЭПР полка ТУ-160-х, а чётко отнормировать её величиной порядка 0,1...1 м2 (для чего как раз-таки и подходит идеально линза Люнеберга)?
- "Вопрос, конечно, интересный!" Думаю, что слишком много там нафиг никому не надо.
Breeze написал(а):
Удобнее, аэродинамичнее,
И после того, как Вы мне 20 страниц доказывали аэродинамичность (на сверхзвуке!!! :-D ) плиты с прямоугольной кромкой, у Вас язык повернулся сказать применительно к такой фигулинке "аэродинамичней"? :p Да там по сравнению с той плитой всё что угодно будет просто идеалом аэродинамичности :-D
- Не вижу ни малейшего противоречия.
Breeze написал(а):
рабочий телесный угол больше.
Кабы линза поболее выпячивалась из "оправки", я
бы, может быть, согласился. А так как на снимке --- я б сказал, даже меньше.
- Ха-ха! А с чего Вы взяли, что сам цилиндр и его крышки не из радиопрозрачного стеклопластика?! :)
Реалист написал(а):
- Вероятно, есть ещё транспондеры - дополнительные автоматические запросчики-ответчики для диспетчерских служб в мирное время:
-----------------------------------
А в военное время его выключатель под колпачком можно намертво законтрить, чтобы не включить нечаянно над вражеской территорией или над полем боя...
Не исключаю. Но тогда какой смысл в отдельной девайсине? Для маячка-запросчика-ответчика мона штатные связные антенны использовать, а может даже и антенну БРЛС --- и это ни на грамм работе прочего оборудования не помешает.
- Надо, надо. Для гражданских служб УВД удобнее транспондер - ему плевать на ЭПР и на весьма большой дальности хороший транспондер выдаёт диспетчерам кучу информации о самолёте - высота, скорость, остаток топлива и пр. А для военных РЛС, не сопряжённых с этой гражданской системой, нужна ЭПР.
Breeze написал(а):
Aviation Week & Space Technology; 11/14/2005, page 27 [/color]
Спасибо. На досуге поищу эту статейку. А ещё есть на эту тему какие-либо откровения в западных источниках (которые не есть перепечатка представленного Вами сейчас фрагмента)?
- Нету. Жуткий дефицит подобные откровения - "в год их выдают по чайной ложке"...
И другой вопрос --- как насчёт снимков В-2 и F-35 на тему использования в них устройств "а-ля линзы Люнеберга", посмотрите при случае?
- Мы все выходим в одну и ту же сеть, давайте все вместе и искать целенаправленно... :-D Кто первый найдёт - расскажет остальным...
 

Теодоре

Активный участник
Сообщения
4.655
Адрес
Балашиха, МО
Breeze написал(а):
- Надо, надо. Для гражданских служб УВД удобнее транспондер - ему плевать на ЭПР и на весьма большой дальности хороший транспондер выдаёт диспетчерам кучу информации о самолёте - высота, скорость, остаток топлива и пр. А для военных РЛС, не сопряжённых с этой гражданской системой, нужна ЭПР.
Так, вот тут не понял... Сначала говорили, что линзы эти самые цепляют для гражданских. Потом выясняется, что как раз гражданским они не нужны- а нужны напротив военным, потому как тот самый транспондер для них ничего не кажет.
Так я Вам и говорю про военные условия, когда гражданских нихт, и их систем тоже нихт. А есть "военных РЛС, не сопряжённых с этой гражданской системой" которым "нужна ЭПР". Которая в свою очередь маленькая и ее почти нет, потому - линзы открутили, потому что условия военные и нужна маленькая ЭПР.
 

Breeze

Военный лётчик
Сообщения
17.919
Адрес
Israel
Теодоре написал(а):
Breeze написал(а):
- Надо, надо. Для гражданских служб УВД удобнее транспондер - ему плевать на ЭПР и на весьма большой дальности хороший транспондер выдаёт диспетчерам кучу информации о самолёте - высота, скорость, остаток топлива и пр. А для военных РЛС, не сопряжённых с этой гражданской системой, нужна ЭПР.
Так, вот тут не понял... Сначала говорили, что линзы эти самые цепляют для гражданских. Потом выясняется, что как раз гражданским они не нужны- а нужны напротив военным, потому как тот самый транспондер для них ничего не кажет.
- Это предположения. Некоторым военным РЛС транспондер кажет, но не всем. И все гражданские РЛС видят самолёт, если у него есть достаточная ЭПР (не все гражданские РЛС очень мощные). Поэтому никаких противоречий нет.
Так я Вам и говорю про военные условия, когда гражданских нихт, и их систем тоже нихт. А есть "военных РЛС, не сопряжённых с этой гражданской системой" которым "нужна ЭПР". Которая в свою очередь маленькая и ее почти нет, потому - линзы открутили, потому что условия военные и нужна маленькая ЭПР.
- Над аэродромом они всё равно видят стелс-самолёты у себя под носом, на расстоянии нескольких километров. А потом - всё, привет.
На учениях используют другую систему, я приводил её, Nellis Air Combat Training System (NACTS), я забыл, как называются самолётные устройства для передачи данных (Chizh знает, надо у него спросить). Т.е. самолёт, участвующих в учебных боях, для БРЛС других самолётов сохраняет малозаметность, но для руководителей учений его координаты им выдаются, надо полагать - взятые по GPS .
 

Теодоре

Активный участник
Сообщения
4.655
Адрес
Балашиха, МО
Breeze написал(а):
- Над аэродромом они всё равно видят стелс-самолёты у себя под носом, на расстоянии нескольких километров. А потом - всё, привет.
Не скажите... Во всяком случае, ЕМНИП, во флоте самолеты берутся на сопровождение диспетчером в 50 км от аэродрома(авианосца то есть), потом предаются второму, "персональному", диспетчеру в, опять же ЕМНИП, 30 км. Во всяком случае, довольно далеко- вне пределов визуальной видимости. И если хотите поддерживать высокую интенсивность полетов с материкового аэродрома- система будет подобная(чего велосипед-то изобретать?). А очень может быть, и почти наверняка аэродромов будет мало- а авиации у американов напротив традиционно много и летает она чрезвычайно интенсивно. Это если им на своей территории "бой принимать"- тогда да. А если сунутся куда- аэродромов вряд ли будет достаточно, утрамбуются сильно, еще и транспортники подвалят и всякие заправщики, наконец те самые "старые" машины... И все это будет крутиться клубком вне визуальной видимости диспечеров(хотя бы частично), а рапторы еще и вне любой другой видимости. "Шуму" они там наделать могут. А могут что и похуже наделать...
 

Реалист

Активный участник
Сообщения
2.646
Адрес
Подмосковье
Breeze написал(а):
- "Вопрос, конечно, интересный!" Думаю, что слишком много там нафиг никому не надо.
А почему? Ну будут наши даже не выезжая из ангаров (и сидя на пустых бочках из-под керосина) видеть, что янки опять на очередные учения полетели --- дык щас никто вроде как факты проведения различных учений и так особо не скрывает... А вот могут ли гражданские радары видеть с должного расстояния объекты с ЭПР порядка 0,1м2? --- ИМХО не факт --- было б 10м2, было б безопаснее...

Breeze написал(а):
- Не вижу ни малейшего противоречия.
:p :p :p Без комментариефф :grin:

Breeze написал(а):
- Ха-ха! А с чего Вы взяли, что сам цилиндр и его крышки не из радиопрозрачного стеклопластика?! :)
Крышки --- думаю, что из радиопрозрачного. А цилиндр --- не в радиопрозрачный же пластик винтики заворачивать? --- Хлипко получилось бы. Да и смысл? Проще (и прочнее) сделать металлический цилиндр (с резьбой в стенках под крепёж крышки), а линзы высовывать из него ровно настолько, насколько нужно для охвата требуемого угла.

Breeze написал(а):
- Надо, надо. Для гражданских служб УВД удобнее транспондер - ему плевать на ЭПР и на весьма большой дальности хороший транспондер выдаёт диспетчерам кучу информации о самолёте - высота, скорость, остаток топлива и пр. А для военных РЛС, не сопряжённых с этой гражданской системой, нужна ЭПР.
Дык кто б спорил, что надо? Я лишь про то, что чего б не использовать под этот транспондер штатные антенны (связные или БРЛС) --- ничего особо не мешает этому...

Breeze написал(а):
- Нету. Жуткий дивицит подобные откровения - "в год их выдают по чайной ложке"...
Дык вот и получается, что с 2000 года ажно 9 чайных ложек накопиться должно было, а не всего одна? :grin:

Breeze написал(а):
- Мы все выходим в одну и ту же сеть, давайте все вместе и искать целенаправленно... :-D Кто первый найдёт - расскажет остальным...
Естественно. Просто Вы, я полагаю, лучше меня ориентируетесь в околоавиационных ресурсах сети и наверняка уже хотя бы приблизительно догадываетесь, где подобные снимки можно поискать.
 

Kaa

Активный участник
Сообщения
5.545
Реалист написал(а):
Breeze написал(а):
- Да это просто радиопрозрачные обтекатели из какого-нибудь стеклопластика...
Я думаю, что именно так --- но вопрос-то, а что именно спрятано под ними...
Breeze написал(а):
У меня вот по ходу другой вопрос возник --- а нахрена именно линза Люнеберга --- вообще-то довольно таки дорогая и высокотехнологическая весчь, когда всё то же самое, но ещё эффективнее, сделает пара самых обычных уголковых отражателей?
- Дык, несмотря на трудности, ЛМ не очень бедная компания, да и Пентагон не шибко обнищал...
С уголковым отражателем он светиться будет как авианосец, вдобавок в значительно более широкой полосе частот, чем с линзой Люнеберга.
Кое-что прикинул. По форме это уголковый отражатель рупорного типа, выглядеть может примерно вот так.

 

Breeze

Военный лётчик
Сообщения
17.919
Адрес
Israel
Теодоре написал(а):
Breeze написал(а):
- Над аэродромом они всё равно видят стелс-самолёты у себя под носом, на расстоянии нескольких километров. А потом - всё, привет.
Не скажите... Во всяком случае, ЕМНИП, во флоте самолеты берутся на сопровождение диспетчером в 50 км от аэродрома(авианосца то есть), потом предаются второму, "персональному", диспетчеру в, опять же ЕМНИП, 30 км. Во всяком случае, довольно далеко- вне пределов визуальной видимости. И если хотите поддерживать высокую интенсивность полетов с материкового аэродрома- система будет подобная(чего велосипед-то изобретать?).
- Да нечего его изобретать, изобретён сто лет назад, "наливай, да пей". Используйте тот же транспондер гражданский или любой его военный аналог, о чём тут говорить? У F-117 была другая фича: там были маленькие ниши, где были установлены то ли линзы, то ли уголки, прикрытые стелс-створками. В районе аэродрома створки открывались и самолёт был виден на экранах диспетчерских РЛС, а при уходе на боевое задание в Ирак, створки на определённой дальности от аэродрома закрывались и самолёт становился в полную стелс-конфигурацию. А на перегонки через страны и континенты тогда просто ставили на двух кронштейнах по потоку металлическую трубу, длиной метра 4 и диаметром примерно 10 см. И диспетчерские службы всех стран его могли видеть и им управлять.
Но это было в 1990-м году, "на заре стелс-самолётов".

Добавлено спустя 17 минут 16 секунд:

Реалист написал(а):
Breeze написал(а):
- "Вопрос, конечно, интересный!" Думаю, что слишком много там нафиг никому не надо.
А почему? Ну будут наши даже не выезжая из ангаров (и сидя на пустых бочках из-под керосина) видеть, что янки опять на очередные учения полетели..
- ВОТ!! УЖОС!
А вот могут ли гражданские радары видеть с должного расстояния объекты с ЭПР порядка 0,1м2? --- ИМХО не факт --- было б 10м2, было б безопаснее...
- А я не думаю, что а) там только 0.1 м2, я думаю, что там до 3 м2; б) использование обычных транспондеров (или специальных, но чтобы работали с гражданскими РЛС). И пожалуйста - хоть 200 км дальность...
Breeze написал(а):
- Ха-ха! А с чего Вы взяли, что сам цилиндр и его крышки не из радиопрозрачного стеклопластика?! :)
Крышки --- думаю, что из радиопрозрачного. А цилиндр --- не в радиопрозрачный же пластик винтики заворачивать? --- Хлипко получилось бы.
- Всё могет быть. И так - и сяк. Мы не знаем точно.
Да и смысл? Проще (и прочнее) сделать металлический цилиндр (с резьбой в стенках под крепёж крышки), а линзы высовывать из него ровно настолько, насколько нужно для охвата требуемого угла.
- Да ради Бога...
Breeze написал(а):
- Надо, надо. Для гражданских служб УВД удобнее транспондер - ему плевать на ЭПР и на весьма большой дальности хороший транспондер выдаёт диспетчерам кучу информации о самолёте - высота, скорость, остаток топлива и пр. А для военных РЛС, не сопряжённых с этой гражданской системой, нужна ЭПР.
Дык кто б спорил, что надо? Я лишь про то, что чего б не использовать под этот транспондер штатные антенны (связные или БРЛС) --- ничего особо не мешает этому...
- Дык, и я не говорил нигде, что мешает.
Breeze написал(а):
- Нету. Жуткий дивицит подобные откровения - "в год их выдают по чайной ложке"...
Дык вот и получается, что с 2000 года ажно 9 чайных ложек накопиться должно было, а не всего одна? :grin:
- Значит, ещё реже выдают: в пять лет по чайной ложке...
Breeze написал(а):
- Мы все выходим в одну и ту же сеть, давайте все вместе и искать целенаправленно... :-D Кто первый найдёт - расскажет остальным...
Естественно. Просто Вы, я полагаю, лучше меня ориентируетесь в околоавиационных ресурсах сети и наверняка уже хотя бы приблизительно догадываетесь, где подобные снимки можно поискать.
- Не думаю, что лучше.
Самое высокое разрешение и количество снимков на этом сайте:
http://www.airliners.net/search/photo.s ... entry=true
Но по F-35 их ещё просто мало - он ведь пока даже не в строю...
 

Реалист

Активный участник
Сообщения
2.646
Адрес
Подмосковье
Breeze написал(а):
- А я не думаю, что а) там только 0.1 м2, я думаю, что там до 3 м2; б) использование обычных транспондеров (или специальных, но чтобы работали с гражданскими РЛС). И пожалуйста - хоть 200 км дальность...
Дык вот чё-то по примеру с мишенями другое выходит --- такая же или даже больше по размеру линза даёт увеличение ЭПР всего в 10 раз или около того. А с линзами этими как в антенных делах --- порядок величин достаточно жёстко привязан законами физики к соотношениям линейных размеров железяки с длиной волны.

Breeze написал(а):
- Дык, и я не говорил нигде, что мешает.
Дык а раз не мешает, то и смысла лепить какой-то довесок вместо использования штатных антенн --- ноль. Так что то либо в самом деле "увеличивалка" ЭПР, либо какая-нибудь связная прибамбасина (только тогда незапотаенные болты как-то нелогично выглядят).

Breeze написал(а):
Самое высокое разрешение и количество снимков на этом сайте:
http://www.airliners.net/search/photo.s ... entry=true
Спасибо. Щас по-быстрому пробежался по снимкам --- но не смог на Б-2 ничего похожего на линзы разглядеть. Может быть кому поглазастее повезёт больше :-D .
 

Wann

Модератор
Команда форума
Сообщения
7.110
Адрес
Волгоград
Реалист написал(а):
Щас по-быстрому пробежался по снимкам --- но не смог на Б-2 ничего похожего на линзы разглядеть.
На этих фото 1, 2, 3, красненькое. Что это может быть?


На других я этого не заметил. Например, здесь.
 

Breeze

Военный лётчик
Сообщения
17.919
Адрес
Israel
- Вероятнее всего, оно самое...
На одном снимке, где эти красные хреновинки, - снаряжение в варианте учебно-тренировочного полёта, а на другом, там где их нет - боевой полёт, на учения, или в глубокий тыл вероятных противников... :)
Молодец, т-щ Wann...
 

marinel

Активный участник
Сообщения
26.489
Адрес
Санкт-Петербург
Интересная конструкция, на В2 она типа линзы (фото 3), на Ф-22 типа металического цилиндра. Интересно почему они разные? :think:
 

ГЕРКОН32

Активный участник
Сообщения
6.232
Адрес
Москва
Нашел у себя большую картинку (увеличивается)



Интересный момент - установочная стрелка на кронштейне смотрит в одну сторону, а на корпусе прибора внизу в другую.

Корпус явно металл - по крайне мере центральная часть. Колпаки съемные, может быть какой то композит, не разобрать - вопрос зачем они - линза чисто пассивный элемент, никакого обслуживания и регулировки не требует.
Еще интересный момент - прокладка между корпусом и площадкой кронштейна. Такие обычно делают когда в кронштейне есть канал для кабелей. Зачем к линзе кабели?

Линза с переменным ЭПР, которое меняется командно с кабины? - хотя это уже изврат.
Еще ковсенная мелочь - серийных номер начинается в W - обычно так в тамошней армейской технике обозначают р/передатчики и радиоустройства в целом. Может конечно линза радиоустройсво, с натяжкой, но не передатчик однозначно.

В общем вопросы, вопросы... Я бы не положил голову на отсечение, что это именно линза.
 

Barbudos

Активный участник
Сообщения
24.482
Адрес
Санкт-Петербург
В последних номерах журнала ВВС РФ "Авиация и космонавтика" цикл вполне дельных статей о "Рафале". В частности, есть сравнение эксплуатационных показателей истребителя "Рафаль" :
Истребитель................... ...........Рафаль.............. Ф-22 "Раптор"..............Ф-15Е
Среднее время обслуживания
на 1 летный час, чел/час.....................12......................7.................................15
Среднее время замены двигателя, мин.... 60....................90................................147
Число техников на 1 самолет..................8......................8,7..............................15,6
Среднее число отказов на 100 летных часов...16................16...............................32

Это к вопросу, что якобы Ф-22 требует какого-то повышенного внимания при техническом обслуживании. Как видите - его показатели гораздо лучше даже вполне традиционного Ф-15.....И превосходят даже "Рафаль".
АиК,№ 11, 2009. стр. 39.
 

marinel

Активный участник
Сообщения
26.489
Адрес
Санкт-Петербург
Barbudos написал(а):
Это к вопросу, что якобы Ф-22 требует какого-то повышенного внимания при техническом обслуживании. Как видите - его показатели гораздо лучше даже вполне традиционного Ф-15.....И превосходят даже "Рафаль".
АиК,№ 11, 2009. стр. 39.
Это смотря какими критериями мыслить, однако все теже 9 техников могут целый час заниматься только подготовкой поверхности к вылету Ф-22, в то время как на Рафале друними процедурами. Чем сложнее техника, тем больше к ней внимания.
 
Сверху