Breeze написал(а):
Спасибо. Если я верно понял, вся обшивка полностью сделана из композитов? И вопрос --- передний титановый лонжерон крыла прикрыт углепластиком?
Дядь Миша, а помните, Вы смеялись над затеей наших поставить в носок крыла ПАКФА АФАР L-диапазона? А теперь гляньте на узлы: 34, 45,
57 (тот самый L-диапазон), 63, 68, 69,
70,
74, 77,
106, 111,
113,
118, 131, 134, 152,
153, 156 --- это всё
антенны :grin: :grin: :grin: --- каждая из которых, как и любая антенна, способна хорошо отражать сигнал в районе частот своего рабочего диапазона --- так что теперь моя очередь смеяться :grin: :grin: :grin: . Некоторые из них, которые мне показались более критичными, я выделил жирным. Единственно что, точно не знаю по системе CNI --- используется ли она реально, или же от неё отказались?
По диапазонам частот, используемым различными авиационными системами, нашёл я вот такое:
http://window.edu.ru/window_catalog/fil ... /bis-1.pdf
ГЕРКОН32 написал(а):
Судя по удельному весу композитов в конструкции и их разположению выражу сомнения. Покрытие конечно что то дает, но это тонкий слой, фактически краска.
Если это и даст подвижку - процентов на 25-30 не более ИМХО.
А для радара 3 м.кв или 2 - разница не критичная.
Дык ток на ВЧ и течёт почти исключительно по поверхности --- скин-эффект-с (
http://ru.wikipedia.org/wiki/Скин-эффект --- обратите внимание на табличку частотной зависимости глубины скин-слоя). Так что покрытие даёт очень много, да и собственно материал обшивки --- сама по себе углепластиковая обшивка, да ещё с поглощающим покрытием, скорей всего любые сигналы отражает очень плохо. И как я понял из всего, обшивка там как раз вся или ну совсем почти вся и сделана из углепластика. А металл --- силовые элементы конструкции и всевозможная "начинка", находящиеся под обшивкой --- которые способны отражать лишь те сигналы, которые проходят через обшивку (если таковые есть в природе
). Единственно что, на частотах, существенно ниже Х-диапазона (тех же МВ/ДМВ, и, возможно, в какой-то степени L) поглощающие свойства обшивки скорей всего значительно ухудшаются --- и вот из-за этого отражение сигнала уже в принципе происходить может --- от металлических элементов конструкции, находящихся под обшивкой. Но там не зря какая-то хитрая ячеистая и с наполнителем структура панелей использована --- возможно оно подобные эффекты учитывает... Эффективно отражать сигналы могут там антенны --- вот этого уж никуда не деться, и антенн там достаточно много на самые раные диапазоны.
ГЕРКОН32 написал(а):
В серийных машинах давалось такое распределние материалов: аллюминий/титан/композиты соответсвенно 16/39/24%
Планируемая доля композитов 35% не прошла из соображений прочности и стоимости. Вопрос цены так же снизил долю термопластов с 11 до 1%.
Это доля по весу? Или по площади?
ГЕРКОН32 написал(а):
Из титана изготовлены методом штамповки: обтекатели приводов, зализов крыла, окантовка воздухозаборников.
Эти вещи отражать в принципе могут (при исправном покрытии --- на частотах значительно ниже частот Х-диапазона). Только я в компоновочной схеме, представленной камрадом Бризом, не нашёл упоминания о них.
ГЕРКОН32 написал(а):
В крыле каждый третий лонжерон заменен с композитного на титановый в хоже пожарных испытаний - чисто композитная контрукция не выдерживает разрыв зенитного снаряда в крыльевом баке.
Из титана 4 из 7 фюзеляжных шпангоута. Створки двигательного отсека имеют титановый сотовый наполнитель.
Основной силовой лонжерон - алюминивый.
Композиты из углеволокон использованы в панелях обшивки, промежуточных лонжеронах, несиловых шпангоутах, дверях и прочей мелочи.
Термопласты кое где в конструкции шасси, створках отсека вооружения и т.п.
Лонжероны и шпангоуты будут влиять на ЭПР только на тех частотах, на которых покрытие и обшивка плохо поглощают излучение (а это могут оказаться и лишь достаточно низкие частоты). То же самое касаемо любых других внутренностей, окромя тех антенн, которые в нерабочем состоянии не закрываются какими-либо радионепрозрачными приспособлениями.
ddd написал(а):
ОДнако это имеется ввиду именно проводимость поверхности, и очень тонкого ( по отношению к длине волны дм и м диапазонов) слоя покрытия , под которым металлический силовой корпус.
Так что для м радара это примерно эквивалентно обычному самолету, только грязному....
Дык на ВЧ только проводимость поверхности роль и играет (т.н. поверхностный эффект (по-другому --- скин-эффект)) --- начиная с частот в единицы
МГц, о сотнях МГц вообще молчу...
ddd написал(а):
А разница? ЕМНИП композиты там графитовые, имеющие достаточно низкое эл. сопротивление. Так что для радиоволн ИМХО - фиолетово.
Углепластик, несмотря на свои поглощающие свойства, обладает очень высоким сопротивлением --- мерил сам, причём совершенно ширпотребовский китайский --- уж у америкосов-то он точно не хуже. Разве что они намеренно передозировали туда добавки графита --- дабы нашим радарам жизнь облегчить
. Не исключаю также, что они и добавки феррита использовали там. И покрытие --- тоже может и графит содержать, и феррит. Единственно что, одинаково хорошее поглощение в полосе частот от сотен МГц до десятков ГГц при жёстких массогабаритных ограничениях обеспечить навряд ли реально. Скорей всего наибольшее поглощение там на частотах от С-диапазона и выше, в МВ/ДМВ достаточно посредственное, ну а между одним и другим --- нечто среднее. И тогда может возникать влияние уже всего того железа, которое находится под обшивкой --- а не самой обшивки.