Artemus написал(а):
Нас ещё слава богу, никто не сгубил. Живы пока и ты, и я. Рухнула отсутствующая экономика СССР, вот это было. Как показал опыт 2МВ, "количественное" мышление в глобальной войне побеждает "качественное".
При прочих равных условиях - НЕТ. Мы могли победить числом, а не умением, только при экономической подпитке со стороны союзников.
Простой пример. Люфтваффе на Востоке потеряло только четверть своих самолетов, остальное сбили союзники. При этом ВВС РККА, имея к весне 1945 г. в 20 раз больше истребителей, как и в 1942 г., продолжали ежемесячно нести в 6 раз большие потери, уничтожая втрое меньшее количество самолетов.
Итого: технически уступающая противнику мат. часть + всю войну отвратительная подготовка пилотов + в массе своей, тактически безграмотное применение авиации со стороны командования = победа только за счет гигантского численного превосходства. Это показатель слабости, а не силы.
В танковых войсках ситуация была лучше, но синдромы этой болезни везде были одинаковы. Чтобы создавать гигантское количество техники, требовавшееся для войны по-советски, был просто необходим Ленд-лиз: своего алюминия и проката нам для таких объемов производства никогда бы не хватило.
Artemus написал(а):
Все пытались, но не у всех получилось. Немцы со своими "супер" танками, облажались - историю не перепишешь.
Эта война была проиграна ими еще до первого выстрела. Никакие танки тут помочь не могли. Немцы не лажались. У них техника выпускалась, в первую очередь, исходя из требований тактики. То есть, при немецком подходе к делу, "Тигров" не могло быть, да и не требовалось слишком много. А Т-IV, самоходки и под конец войны - "Пантеры" строились в серьезных количествах. Но повторю: проблема Рейха лежала в области стратегии, а не техники.
Artemus написал(а):
Лишь война бы показала, действительно ли они справлялись. Лично у меня на этот счёт большие сомнения.
У меня нет...
Phaeton написал(а):
На самом деле на Западе и есть горы разнотипной техники: Леопард 2, Абрамс, Леклерк, С1 Ariete, Челленджер. А ведь так хотели создать единый танк НАТО...
НАТО - это не государство, а блок относительно самостоятелных участников.
Слон написал(а):
Разнотипность советских танков весьма условна. Т-64, Т-72, Т-80 по сути один и тот же танк, только выпуска разных заводов, у которых были свои исторически сложившиеся поставщики двигателей, прицельного и прочего оборудования.
К сожалению разнотипность была вполне реальной. Разные комплектующие, разные двигатели, разная ходовая часть, разные номенклатуры материально-технических средств, разные тактические школы боевого применения и.т.п.
Слон написал(а):
Тем не менее Тагил смог сделать весьма неплохую адаптацию Т-64 по цене вдвое-втрое ниже Харькова и Ленинграда.
От них ждали совсем другое. Ждали Т-64 с "местным" двигателем, а получили ухудшенный и никак не совместимый по комплектующим с харьковской машиной танк. Это нездоровые амбиции патрийных чиновников - всем "Гертруду" хотелось.
Слон написал(а):
Так что разнотипность была вынужденная, а не намеренная.
Ее вполне можно было избежать. Все тоже "количественное мышление". Стремление иметь много дешевой техники, вместо ограниченного количества хорошей.
Слон написал(а):
По мере сил Тагил подтягивал Т-72 к "лидерам"
Не слишком в этом преуспев.
Слон написал(а):
Зато тиражи Т-72 были в те же 2-3 раза больше тиражей Т-64 и Т-80.
Если следовать этой логике, можно было вместо одного Т-80 построить 7 Т-55 или аж 12 Т-34/85, но вот стало бы от этого лучше и кому?!
Слон написал(а):
И средний уровень советских танков вытягивал именно Т-72, за что ему честь и хвала.
Т-72 никогда не оснащались дивизии, стоявшие в ГДР. Все понимали, что против новейших западных танков ему ничего не светит. Т-72 поставляли (= дарили) недоразвитым прогрессивным режимам Азии и Африки и комплектовали им тыловые военные округа СССР, где он может быть неплохо смотрелся на уровне Т-55 и Т-34. (Один мой знакомый военрук, за систематическое пьянство отправленный служить в Сибирь, рассекал тайгу на Т-34/85 еще в 1986 г.
).
Лицо танковой мощи СССР - это стратегический авангард в виде Западной Группы Войск, а это как раз Т-64 в 1970-е и Т-80 - в 1980-е гг.