В достоверности победных реляций повстанцев пока сомневается и президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский. В интервью газете ВЗГЛЯД он высказал иную версию происходящего и предложил свой сценарий развития событий в Ливии в ближайшем будущем
ВЗГЛЯД: Евгений Янович, падение Триполи означает падение режима Муамара Каддафи? Он больше не управляет страной?
Евгений Сатановский: Мы абсолютно не можем об этом говорить. Дезинформации поэтому поводу «Аль-Джазиры», «Аль-Арабии», Reuters и всех остальных, кто на эту тему высказывался в последние полгода, было столько, что никто не знает, является ли ситуация повторением старой русской сказки о мальчике, кричавшем «Волк! Волк!», пока волк на самом деле не пришел, и тут ему уже никто не поверил.
У нас же пока нет картинки, показывающей сдавшегося Каддафи. У нас есть люди, стреляющие в белый свет из автоматов неизвестно на какой дороге. Это не убеждает. Брать Триполи было некому.
Французский спецназ? Верю. Британский коммандос? Верю. Спецоперация вроде той, когда мы Амина убирали спецназом ГРУ в Афганистане. Бенгазийцы? Не верю. Не было у них таких сил. Не складывается.
В Бенгази в последние 10–12 дней абсолютный развал. Разогнанный исполком, распад военной инфраструктуры, застреленный Юнис – бывший министр внутренних дел Каддафи, бежавший к ним и возглавивший военную часть оппозиции. Ну чего ради они вдруг напряглись и взяли Триполи? В 45-м мы взяли Берлин, а в 42-м не могли мы его взять. Вот здесь то же самое.
ВЗГЛЯД: Почему лишь спустя полгода после начала восстания удалось войти в Триполи?
Е.С.: Мы на самом деле имеем некую спецоперацию Запада под названием «оппозиция взяла Триполи» и ничего больше. Операция проваливается. Все они выглядят как шуты гороховые, которые полгода не могут целым блоком НАТО одного Каддафи, что называется, «завалить». Глупо выглядит.
А у Франции кончаются деньги, авианосец пришлось отозвать, дефолт может случиться. У Франции и Великобритании кончаются высокоточные боеприпасы – они их у Германии одалживают. А тут на носу конфликт в Сирии и много чего другого, спешить надо людям. Причем, еще раз повторю, что я не знаю, дезинформация это, смешанная со спецоперацией, или там действительно происходит что-то, напоминающее то, о чем нам говорят.
Но то, что блок НАТО уперся в абсолютную стенку – это видно. Наверное, каким-то боком решили поторопить события.
ВЗГЛЯД: Как будут развиваться события дальше?
Е.С.: К чему это приведет, тоже известно: Афганистан, Ирак, Сомали. У нас масса такого рода примеров. В ливийском случае, скорее всего, произойдет вариант Сомали – распад по племенам и кланам. Война всех против всех, взрывы на трубопроводах, партизанщина и терроризм, «Аль-Каида» – доминирующая сила: «Аль-Каида» Магриба и «Аль-Каида» на побережьях Дерна и Бенгази.
ВЗГЛЯД: Как скоро могут перессориться между собой победители?
Е.С.: Во-первых, какие уж тут победители?! Это террариум единомышленников. Во-вторых, они уже перессорились между собой. Еще не победили, но деньги начали делить и пристрелили тут же не глядя экс-министра внутренних дел, поскольку всего мало, а всех много, и всего на всех не хватает. И в случае Ливии это тоже так. То есть, иракский вариант в Ливии – это счастье, а уж хуже трудно чего-то придумать. Но, повторяю, скорее может быть сомалийский сценарий: несколько сотен арабских племен, несколько десятков берберских, плюс племя тубу, плюс «Аль-Каида» Магриба в глубинке в Сахаре, плюс исламский эмират в Дерне. Говорить после этого о том, что они перессорятся – это большой комплимент этим людям.
ВЗГЛЯД: Насколько вероятно, что покойный главком повстанцев, генерал Юнис, бывший министр внутренних дел Джамахирии, был все-таки двойным агентом? Говорили, что он по заданию самого Каддафи перешел в самом начале на сторону повстанцев, возглавил их отряды и долгое время сам же тормозил продвижение к Триполи. В любом случае, очевидно, что вскоре после его убийства повстанцы смогли возобновить наступление...
Е.С.: Все вероятно в этом мире. Не зря говорят, что араба нельзя купить, его можно только арендовать. Говорившие это британцы были грубы, но абсолютно честны. В этом мире нет ничего невероятного.
Но я вспоминаю все, что о чем мы говорили с нашими западными коллегами, которые встречались с бенгазийской оппозицией. Общее мнение: она ни на что не способна. По определению она даже не может вести партизанской войны. Так говорят их инструкторы – британцы и французы. После этого не верится, что эти люди вдруг за неделю собрались и дошли до Триполи.
ВЗГЛЯД: Ранее в СМИ появлялись сведения, что убежище Каддафи может предоставить Белоруссия, ЮАР, Уганда и даже США. Сейчас говорят, что он в Алжире. Какая из стран сегодня теоретически готова приютить полковника?
Е.С.: На дворе 2011 год. С 45-го так много времени прошло, а мы до сих пор не знаем, куда Борман делся. Зачем нам предсказывать, куда уйдет Каддафи? Он может оказаться где угодно. Через некоторое время он может оказаться сидящим в шезлонге на курорте Майями-Бич с надписью на майке «Я люблю Америку». Это не исключено. Много чего происходит странного в этом мире. Черчилль на эту тему говорил, что прошлое надо предсказывать, а не будущее. Лучше получается.
ВЗГЛЯД: Страна, которая согласится предоставить Каддафи политическое убежище, объявит об этом?
Е.С.: Таких вещей никто не объявляет.
ВЗГЛЯД: Из-за опасений санкций ООН? Потому что он разыскивается Международным уголовным судом?
Е.С.: Нет. Если вы лидер страны, а не идиот, то просто так вы никого приютить не собираетесь. Это приносит вам большие деньги. Зачем же вам после этого стрелять себе в ногу, занимаясь непонятными объявлениями неизвестно по какому поводу. Такие люди долго не живут и у власти не находятся. Неважно, Африка это или Латинская Америка, Восточная Европа, Запад или Юго-Восточная Азия.
ВЗГЛЯД: Каддафи приедет не с пустыми руками, а привезет золото и щедро заплатит за проживание?
Е.С.: Никто никаких сундуков с золотом не повезет. В мире все делается иначе. Кредитные карточки никто не отменял. У Каддафи десятки миллиардов долларов на разных счетах, которые не конфискованы. Только в одной Африке существовало около двадцати режимов на деньги Ливии. И далеко не все его предали, далеко не все конфисковали эти средства.
Текст: Андрей Резчиков