Наведение перехватчика в автоматизированном режиме

Eduard_AB

Активный участник
Сообщения
171
Адрес
СПб
Assaulter написал(а):
Встретил интересную точку зрения по концепции применения самолета РЛДН
В целом drug друг уже прокомментировал "интересную точку зрения".
Немного дополню.
...А вот постановка ТАКТИЧЕСКОЙ задачи истребителям (в примитивном понимании - ЦУ), может (и должна) осуществляться боевым РАСЧЁТОМ КП иап, по ЕДИНОМУ замыслу...
Сводить роль АК РЛДН к летающему локатору-ретранслятору как то нерационально. Как принято сейчас говорить, это один из элементов единого информационно-управляющего поля, совмещающий РЛС и ПН ИА. Его основная особенность - мобильность, которая позволяет не только заполнять "белые пятна" этого самого поля, но и наращивать его возможности в нужном месте в нужное время.
У А-50 было заложено взаимодействие с КП АСУ (по памяти: Воздух, Рубеж, Пирамида, Луч) как по обмену информацией по воздушной обстановке, так и получению ЦУ, приеме/передаче управления ИА от/на др. ПН
При совместной работе с КП АСУ так и делается, во всяком случае все для этого на борту было и работало. Задача могла ставиться как полностью рассчитанной под конкретные цель-ИП, так и в виде выделения района расчистки ВП и наряда сил для этого.
Вообще складывается впечатление, что А-50 (тот каким он был на момент развала Союза) в "мутные времена" превратился в "египетские пирамиды".
Вот он вроде есть и вроде понятно как устроен, но кто и для чего сделал, как работает, что может - неизвестно.
...Расширение "ПОЛЯ УПРАВЛЕНИЯ (команд) АСУ иап", возможно организовать передачей по уже существующему каналу "СПК АСУ иап -- бортовой приёмник команд (от Су-35)",
транслировать пакеты команд для ИА на МВ, а бортовая СПК (от А-50, берём готовое), передаёт команды АСУ на борт истребителям, позиционируя луч канала по текущим координатам в пакетах команд.
Если, радио-каналы УКВ речевого управления экипажем ДРЛО, "уплотнить" в канал передачи команд АСУ на борт ДРЛО, получим супер защищённый, скрытый канал голосового управления экипажем ДРЛО, и экипажами на МВ за радио горизонтом.
Такая "бортовая СПК" на ДРЛО...
Что называется "слышал звон..."
Интересно как автор идеи представляет себе обмен речевой информацией по такому каналу. Вообще то он позиционирует луч с периодом вращения обтекателя, т.е. 10 сек. :-D
 

Assaulter

Активный участник
Сообщения
289
Адрес
Самара
Eduard_AB, спасибо! :good:

А вот Вы все-таки не можете сказать, при Советах А-50 больше использовали в интересах ПВО или ВВС?
 

Eduard_AB

Активный участник
Сообщения
171
Адрес
СПб
По задачам - ПВО.
По подчинению не знаю. Официально нам информация по применению не поступала.
А вживую у нас было время пообщаться только когда передавали первые машины.
И, в основном, в режиме передачи информации от нас эксплуатантам.
Потом, когда пошла серия, мы практически их и не видели.
А в эксплуатацию нас не пускали, наверное боялись. :-D
Мы и на полигоне то всех достали. И разработчиков и заказчика.
 

drug

Активный участник
Сообщения
1.419
Адрес
Новосибирск
MSoft написал(а):
Я вам еще раз говорю, что управлять курсором мыши с помощью клавиш это недопустимо для 21 века. Неважно, какие функции выполняет изделие. Управлять курсором мыши с помощью мыши намного удобнее, а значит, намного эффективнее чем управлять с помощью клавиш.
а я вам говорю, что курсор может отсутствовать. На компе не обязательно в шутеры играть. Там может быть программа с интерфейсом, аналогичным, к примеру, FAR. И там курсор / Удалено - нарушение п.2.3 Правил форума. Admin / не уперся. Или в приложениях, где хоткеев нет.
Курсор нужен по вконтакту лазить да на ютубе котиков смотреть. Он нужен для редактирования большого текста. Он нужен для перемещения ярлыков. Он нужен для работы с графическими объектами. В приложениях с фиксированным интерфейсом он не нужен. В приложениях с развитой и удобной системой хоткеев он не нужен. Клавиатура многократно удобнее для этого, чем мышка.
Поэтому вы сначала разберитесь, зачем там курсор и какого рода приложения запускаются, потом и будем обсуждать.
А я и обсуждать даже не собираюсь. Я вам в очередной раз повторяю, что в этом изделии курсор мыши нужен и для управления курсором мыши нужно использовать мышь, а не клавиатуру. И принятие на вооружение в 21 веке подобных изделий это именно маразм. Я понимаю, что заказ был в 90ых, а деньги оплатили только в 21 веке, но, во-первых, изделие не новое и по временам 90ых, а во-вторых, можно было просто оплатить разработку и не ставить эту убогость на вооружение.
И не надо мне рассказывать про развитую и удобную систему хоткеев. Вы мне еще приведите в пример emacs или vim. Попробуйте вместо даже старого кнюппеля поставить клавиши и потом объясняйте людям что они не смогли обработать нужное количество целей потому что они не разобрались "зачем там курсор и какого рода приложения запускаются"(с).
 

ПВП

Активный участник
Сообщения
37
Адрес
Россия
Eduard_AB написал(а):
По задачам - ПВО. По подчинению не знаю.
Самолеты дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) А-50 - состояли на вооружении лишь 144-го авиаполка, который являлся частью центрального подчинения Войск ПВО.
Источник: Феськов В.И., Калашников К.А., Голиков В.И. Советская Армия в годы «холодной войны» (1945-1991).
 

MSoft

Активный участник
Сообщения
9.102
Адрес
Украина
Я вам в очередной раз повторяю, что в этом изделии курсор мыши нужен
да как же вы знаете, если на мой вопрос, что за компьютер и какие на нем приложения, вы ответили, что не знаете????
 

Eduard_AB

Активный участник
Сообщения
171
Адрес
СПб
ПВП написал(а):
Самолеты дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) А-50 - состояли на вооружении лишь 144-го авиаполка,
Насчет лишь очень категорично.
Первыми получили А-50 в 67-ой отдельной эскадрильи дальнего радиолокационного обнаружения ПВО СССР (Шауляй).
Потом еще поставляли в Витебск, подчинение ВВС. Это абсолютно точно.
А вот какой у них был номер/статус и не помню и не знаю. Про дальнейшую орг.чехарду тоже не знаю, просто не забивал себе голову этим. Ну не интересно мне это, хватало своих проблем.
Пишу только про то, что знаю точно. Как ни как, а все серийные А-50, начиная с 2705 прошли через мои руки на стадии доводки и летных испытаний. Ну и пришлось поучаствовать в подготовке/вывозке первых экипажей РТК практически всех ведомств, задействованных в этом процессе.
ПВП написал(а):
который являлся частью центрального подчинения Войск ПВО.
Источник: Феськов В.И., Калашников К.А., Голиков В.И. Советская Армия в годы «холодной войны» (1945-1991).
С подчинением тоже неоднозначно.
Полк был ПВО-шный, но имел прямое подчинение ГШ.
 

drug

Активный участник
Сообщения
1.419
Адрес
Новосибирск
MSoft написал(а):
да как же вы знаете, если на мой вопрос, что за компьютер и какие на нем приложения, вы ответили, что не знаете????
:dostali: Вы зачем из меня неадеквата делаете? Может быть вам показалось, что я не знаю? Почему вы, даже не зная о чем идет речь, считаете себя правым, а меня, офицера боевого управления, который лично видел это изделие - нет? Я вот никак не пойму? Я всего лишь поделился своими впечатлениями о том, что наш ВПК может поставлять откровенный хлам в войска. Все. Я не хочу кого-то конкретно обвинять и выводить на чистую воду. Я не знаю, как это я про "Фундамент"-то высказался, наверное, потому что это буквально недавние впечатления и эмоции не улеглись :). И не собираюсь выискивать и публиковать недостатки каких-то изделий, хотя мог бы. Я лишь хочу обратить внимание, что далеко не все так радужно в нашем королевстве, чтобы не было шапкозакидательских настроев. Что нам есть еще над чем работать. И не надо меня считать за идиота, который указывает отсутствие колес как недостаток саням - я очень хорошо знаю о чем говорю.
Более того, несмотря на то, что это изделие имеет прямое отношение к данному топику я уже решил для себя оставить свою критику для профильных встреч, а не публичных форумов, потому что не хочу, чтобы мою критику превращали в дерьмо и обливали им наш ВПК и армию.

Добавлено спустя 25 минут 35 секунд:

Eduard_AB
у меня тоже вот остались воспоминания, что А-50 относились к ВВС. Но при этом ПВО должно было взаимодействовать с ними, я очень хорошо помню их зоны дежурства в воздухе, когда служил на ДВ, мы должны были с ними взаимодействовать.
 

MSoft

Активный участник
Сообщения
9.102
Адрес
Украина
Почему вы, даже не зная о чем идет речь, считаете себя правым, а меня, офицера боевого управления, который лично видел это изделие - нет? Я вот никак не пойму?
вы, боевой офицер, не званием хвалитесь, а прямо на вопрос ответьте. Вместо этого вода вторую тему льется. Ответить можно так: компьютер используется для задачи ..., интерфейс приложения содержит такой элемент, как ... Для выделения объекта на этом элементе нужен курсор, т.к. ....
Вот это будет ответ. А крики "да я боевой офицер" оставьте для кого-нибудь другого. Пока на все мои вопросы "что за компьютер, для чего там курсор" ответ был "не знаю".
 

drug

Активный участник
Сообщения
1.419
Адрес
Новосибирск
MSoft написал(а):
Почему вы, даже не зная о чем идет речь, считаете себя правым, а меня, офицера боевого управления, который лично видел это изделие - нет? Я вот никак не пойму?
вы, боевой офицер, не званием хвалитесь, а прямо на вопрос ответьте. Вместо этого вода вторую тему льется. Ответить можно так: компьютер используется для задачи ..., интерфейс приложения содержит такой элемент, как ... Для выделения объекта на этом элементе нужен курсор, т.к. ....
Вот это будет ответ. А крики "да я боевой офицер" оставьте для кого-нибудь другого. Пока на все мои вопросы "что за компьютер, для чего там курсор" ответ был "не знаю".
Во-первых, я не кричу. Во-вторых, я нигде не утверждал, что я боевой офицер. Меня настораживает как легко вы подменяете очень разные понятия.
В-третьих, с таким подходом вы можете отрицать все что угодно, пока вам не предоставят неоспоримые на ваш взгляд доказательства. Очень выгодная позиция. Вам самому то не смешно? Как будете проверять мои слова? Ведь доверия к ним у вас нет? Не замкнутый ли круг у вас получается - для проверки моих же слов полагаться на мои же слова? :???:
 

Assaulter

Активный участник
Сообщения
289
Адрес
Самара
В свежем номере AirForce Monthly вышла статья Младенова, посвященная А-50.

Никаких сенсаций, естественно, нет, но некоторые любопытные моменты присутствуют. Попробовал перевести отрывки.

A. Mladenov. Mainstay. Russia`s eyes & ears in the sky//AirForces Monthly.2014.02.

Серийное полномасштабное производство А-50 началось в декабре 1984 г., и в этом же году началась опытная эксплуатация этого типа – один самолет постоянно базировался на аэродроме Североморск-1 близ Мурманска, на Кольском полуострове, с 1985 по 1988 гг. Этот комплекс был сдан в качестве полностью боеготового только в 1989 г., когда он достиг интеграции с КП иап ПВО.
Как сообщалось, с 1985 по 1992 гг. было построено 25 А-50, включая три опытных образца.
В 1985 г. первые А-50 получила 67 отдельная авиационная эскадрилья ДРЛО в Шауляе, к концу десятилетия эскадрилья настолько выросла, что на ее базе был сформирован 144 отдельный авиаполк.
В октябре 1989 г. полк перебазировался на аэродром Березовка на Кольском полуострове, за Полярным кругом. Это позволило А-50 охватывать всю территорию России. В августе 1998 г. часть перебазировалась на аэродром Иваново-Северный, к северу от Москвы, где образовалась 2457 авиабаза боевого применения самолетов ДРЛО. К 2010 г. авиагруппа состояла из 17 "действующих" А-50 в двух эскадрильях и по меньшей мере двух самолетов, находящихся на хранении. В настоящий момент поддерживается 9 А-50 в постоянной готовности для выполнения задач или для перебазирования на передовые аэродромы.
Задачи самолетов, помимо прочего, включают в себя контроль и обеспечение дозаправок в воздухе, наблюдение за действиями ракетоносцев ДА и их истребительным сопровождением во время выполнения задач в международном воздушном пространстве в северной Атлантике и Тихом океане (перебрасываются для этого в Анадырь), а также управление большими формированиями самолетов ВТА на подходе к зонам десантирования войск и военной техники.

…Без дозаправки в воздухе боевое дежурство А-50 ограничивается 4 часами на расстоянии 1 000 км от аэродрома вылета.
А-50 отличается полностью модернизированным навигационным комплексом по сравнению с базовым Candid-B. Его ПрНК обеспечивает автоматическое или полуавтоматическое следование по запрограммированному маршруту и автоматический полет в назначенной зоне патрулирования. Кроме полетного профиля патрулирования "восьмерка", система обеспечивает еще два автоматизированных профиля: "круг" и "челнок".
Совершенная система управления полетом обеспечивает выполнение пологих разворотов при следовании профилям патрулирования, чтобы создать оптимальные условия для работы радара, поддерживая все время требуемое положение антенны.
Навигационный комплекс также обеспечивает "Шмель" набором летных данных, включая путевую скорость, углы тангажа и крена, барометрическую высоту и текущие географические координаты. Эта информация используется при обработке данных о цели для вычисления положения обнаруженных целей и выработки общей картины тактической обстановки на дисплеях операторов.
А-50 оснащается штангой дозаправки в воздухе, установленной перед остеклением кабины. Необходимо заметить, что во время испытаний и первых лет эксплуатации дозаправка в воздухе не проводилась, так как она оказалась очень сложной для экипажей – причина была в том, что вращающийся обтекатель РЛС в сочетании с зоной турбулентности, создаваемой танкером Ил-78, вызывал бафтинг у А-50. Вдобавок, низкая надежность "Шмеля" делала продолжительные миссии бесполезными, в 1980-е – начале 1990-х инженеры комплекса должны были исправлять до 10 отказов целевого оборудования в полете, заменяя быстросменные блоки.
В 1990-х гг., однако, экипажи А-50 освоили дозаправку от танкеров Ил-78М, используя агрегат заправки ПАЗ-1М, установленный на пилоне по левому борту. Дозаправка увеличила время патрулирования до 7 часов, надежность электроники также увеличилась до соответствующего уровня.
Комплекс ДРЛО использует ЩАР с механическим сканированием, с горизонтальными щелевыми волноводами, которая вращается со скоростью 12 оборотов в минуту. Несмотря на возраст, радар имеет впечатляющие характеристики обнаружения и сопровождения небольших низколетящих объектов.
РЛС "Шмель", работающая в сантиметровом диапазоне волн и имеющая зону сканирования 360 градусов по азимуту, способна обнаруживать цели класса "бомбардировщик" или "транспортный самолет" на большой высоте на дальности до 650 км, а истребители на дальности до 230 км на малой высоте и до 300 км на большой. КР с ЭПР 1м2 могут обнаруживаться на расстоянии до 215 км, а крупные корабли – на дистанции радиогоризонта (до 400 км). Точность определения положения цели находится в пределах 2,5 км. РЛС способна также обнаруживать наземные радиоконтрастные цели например, ПУ тактических БР может быть замечена на дистанции 300 км, колонна основных боевых танков – на расстоянии 250 км.
Заявлено, что "Шмель" может сопровождать от 50 до 60 целей одновременно ("Шмель-М" – до 140 целей) и управлять 12 истребителями, предоставляя им прицельную информацию через каналы передачи данных.
У радара два основных режима работы – квазинепрерывный и импульсный. Последний применяется для обнаружения и сопровождения воздушных целей, тогда как квазинепрерывный – для поиска надводных и наземных целей. Радар может также работать в чередующемся режиме: это бывает полезным для одновременного поиска воздушных и надводных/наземных целей. Режим воздух-воздух использует дополнительную доплеровскую фильтрацию принятых сигналов для выделения "возвратов" цели от фона поверхности при поиске маловысотных целей на фоне земли.
Вычислительная система использует массив из 4 взаимосвязанных БЦВМА-50, работающих в устойчивом к сбоям режиме.
На дисплеях операторов сопровождения и ОБУ цели и сам А-50 отображаются как движущиеся относительно фиксированной точки отсчета объекты. При работе в режиме, подчиненном наземному КП, система обмена данными А-50 может передавать тактическую информацию, отобранную по определенным критериям, например, только по целям, летящим выше или ниже установленной высоты, обнаруженным в определенном секторе или идентифицированным как вражеские. Для наведения истребителей используется двусторонний обмен данными: А-50 передает команды управления на истребитель, а тот отправляет информацию о состоянии СУВ и топливе на борт ДРЛО.
А-50 оснащен средствами радиотехнической и радиоразведки. Диапазон является секретным, но считается, что рабочий диапазон оборудования радиоразведки 50-500 МГц, а радиотехнической – 0,5-18 Гц. А-50 имеет также РЭБ индивидуальной защиты и устройства выброса диполей/тепловых ловушек по бокам хвостовой части фюзеляжа.
HF радиосвязь А-50 действует на дальности до 2000 км, VHF/UHV и широкодиапазонная тактическая система обмена данными – на расстоянии до 400 км. Имеется также терминал спутниковой связи, использующий большую антенну под обтекателем перед центральной частью крыла для связи с наземными КП на расстоянии более 2 000 км.
Обслуживаю РТК 10 человек: командир РТК, старший ОБУ, два ОБУ, старший оператор сопровождения, два оператора сопровождения, инженер РТК, инженер РЛС, инженер средств связи.
Командир РТК управляет работой экипажа и связывается с наземными и корабельными КП. Операторы сопровождения контролируют обстановку в воздухе, на суше и водной поверхности в назначенных зонах ответственности на своих индикаторах тактической обстановки, корректируя автоматический захват/сопровождение и опознание целей, выполняя ручное сопровождение и идентификацию выбранных целей в сложной тактической обстановке, когда автоматические режимы оказываются неподходящими. На дисплеях отображается номер цели (присвоенный оператором), курс, высота, скорость, госпринадлежность, а также информация о СУВ и остатке топлива собственных истребителей.
 

Eduard_AB

Активный участник
Сообщения
171
Адрес
СПб
Assaulter написал(а):
В свежем номере AirForce Monthly вышла статья Младенова, посвященная А-50.
Ок. В целом объективно. Я бы даже сказал наиболее объективное описание в СМИ.
Пара мелких ляпов, но это уже так:
Assaulter написал(а):
У радара два основных режима работы – квазинепрерывный и импульсный. Последний применяется для обнаружения и сопровождения воздушных целей, тогда как квазинепрерывный – для поиска надводных и наземных целей.
Наоборот.
Assaulter написал(а):
На дисплеях отображается номер цели (присвоенный оператором)
Вообще то автоматически. Оператор может менять вручную, при необходимости.
Assaulter написал(а):
в 1980-е – начале 1990-х инженеры комплекса должны были исправлять до 10 отказов целевого оборудования в полете, заменяя быстросменные блоки.
Ну такие отказы, требующие замены блоков, да еще в таком количестве были примерно до 86-87гг. Потом стало скучно. Основная проблема была с настройками/регулировками РЛС. Вот им скучать не приходилось.
 

Assaulter

Активный участник
Сообщения
289
Адрес
Самара
С дозаправкой А-50 все стало более-менее понятно, как вдруг появляется фото самолета со снятой штангой :Shok:

128381.jpg
 

Eduard_AB

Активный участник
Сообщения
171
Адрес
СПб
Assaulter написал(а):
С дозаправкой А-50 все стало более-менее понятно, как вдруг появляется фото самолета со снятой штангой
Сначала штанга была прямой
VE0RR.jpg

и можно сказать неактуальной. Потом несколько самолетов было без нее.
Окончательный вариант, с изломом,
JrN91.jpg

появился с "эталона серии" 3805
 

Assaulter

Активный участник
Сообщения
289
Адрес
Самара
Eduard_AB, спасибо :good:

А сейчас что же оборудование демонтировали? Думаю, что временная мера - может, испытывают что-то...Ну или почему-то потребовалось ее снять :-D
 

Eduard_AB

Активный участник
Сообщения
171
Адрес
СПб
Да просто на те самолеты, которые были выпущены без штанг, их так и не поставили.
 

Assaulter

Активный участник
Сообщения
289
Адрес
Самара
Eduard_AB написал(а):
Да просто на те самолеты, которые были выпущены без штанг, их так и не поставили.
Но вроде как следы под ее установку прослеживаются, имеется нарост в передней части - значит, сначала хотели ставить штангу?

Ну и чисто интереса ради - внутренности древнего американского ДРЛО 60-х, "Констеллейшна" :-D

js74c.jpg
8NkTl.jpg
 

Assaulter

Активный участник
Сообщения
289
Адрес
Самара
http://www.iprinet.kiev.ua/gf/vosp_tarasov.htm

Немножко об исторических корнях "Воздух-1"

Добавлено спустя 1 час 30 минут 49 секунд:

http://specnabor1953.narod.ru/avtor/Fed ... iation.htm

Федюнин А.Н. Спецнаборовские следы остались и на тропинках истории авиации. (Об испытаниях первых образцов истребителей СМ-50 и Су-9.)

...Мне довелось быть участником разработки ряда образцов новейшей техники для ВВС ВМФ и ПВО, «оставить след» в развитии авиации, в создании аппаратуры децентрализованного наведения истребителей-перехватчиков (ИП) на воздушные и наземные цели.

После окончания академии я попал в НИИ-5 ГАУ. ИЗ 900 спецнаборовцев туда были назначены 25. Много интересного об их службе изложено в разделе «Авторы» в воспоминаниях Фараджева В.А. «Чистое небо»». На сайте упоминается о пятилетней работе по созданию опытного образца самолёта на базе истребителя фирмы МИГ с дополнительным жидкостно-реактивным ускорителем и условным названием СМ‑50.

Как участник тех событий могу дополнить, что на аэродроме Савастлёйка, в Горьковской области, недалеко от г. Мурома планировалась проверка боевого применения СМ‑50 наведением его на имитированную неманеврирующую сверхзвуковую высотную воздушную цель. На этот же аэродром из-под Курска был перебазирован опытный образец аппаратуры «Каскад», уверенно прошедший в 1957 г. государственные испытания и принятый на вооружение ВВС. Начались совместные тренировки. Особенностью этих тренировок были условия точного приборного вывода СМ-50 в заданное положение на дозвуковой скорости, а затем лётчик должен был включить дополнительный жидкостно-реактивный ускоритель, чтобы ИП разогнался до необходимой сверхзвуковой скорости и с набором высоты вышел в заданное положение для атаки сверхзвуковой цели.

При проведении реального сеанса ИП с лётчиком А.Л. Ивановым точно вышел в первоначально заданное относительно имитированной цели положение, включил ускоритель, вывел самолёт на сверхзвуковую скорость и на заданную высоту полёта в стратосфере (примерно 21-22 км). Требовалось ещё некоторое время для имитации атаки цели, но в это время в ускорителе, повидимому, закончилось горючее. ИП стал резко терять скорость и высоту, как бы повис в пространстве.

Штурман наведения непрерывно запрашивает борт: «Что происходит?», но лётчик молчит. Самолёт падает. И вот уже на высоте 8-9 км мы услышали лётчика, голос его звучал еле слышно, как будто он был чем-то сильно придавлен. «Вывожу из штопора!» - сообщил лётчик, и через короткое время: «Из штопора вышел. Разрешите посадку». Лётчик благополучно посадил самолёт, всё закончилось без каких-либо отклонений.

В этом полёте самолёт оказался в штопоре на сверхзвуковой скорости. Испытателям стало ясно, что путь развития авиации с подвеской дополнительных ускорителей не перспективен.

Всех нас, участников, вскоре собрали в Ли-2, и мы вылетели на Чкаловский аэродром. Короткое обсуждение результата, и все разошлись. Больше таких сеансов никогда и нигде не проводилось. Началась «борьба» за создание сверхзвуковых истребителей с мощными двигателями и достаточным временем пребывания на больших высотах в стратосфере, способных перехватывать нарушителей воздушного пространства как на западе, так и на востоке нашей страны.

1 мая 1960 г. Парад на Красной площади. А в это время с юга через наши республики Средней Азии на высоте 23-24 км со скоростью 600-700 км/час летит к Уралу самолёт-разведчик «Локхид У-2» с лётчиком Пауэрсом. Его наблюдают посты ПВО, поднимают истребители, но они не могут его сбить, так как могут подняться только на высоту 15-16 км. И только, когда У-2 оказался над Южным Уралом, над позицией ЗУР, его сбивают ракетой. Лётчик Пауэрс успевает выброситься с парашютом. Он был задержан и всё рассказал о цели своего полёта.

После этого случая вопрос о создании истребителей, способных сбивать подобные цели, весьма остро встал на повестке дня.

Правительством был выбран истребитель (массовый перехватчик) Су-9 фирмы Сухого П.О. Для проверки возможности его точного наведения на такую цель на аэродроме Ахтубинск был развёрнут головной комплект системы «Воздух‑1М» с серийной аппаратурой «Каскад-М».

Особенностью наведения Су-9 являлось то обстоятельство, что самолёт летел с переменной скоростью, от взлётной до заданной сверхзвуковой, в то время как в аппаратуре «Каскад-М» решалась задача с постоянной, как правило, дозвуковой скоростью полёта, свойственной ранее существовавшим ИП. Начались совместные тренировочные полёты.

В процессе реальных полётов, однако, получалось, что хотя лётчики-испытатели выполняли заданные курсовые команды идеально, ИП никак не мог правильно совершить разворот для точного выхода на цель, а летел со значительными отклонениями от заданной траектории.

Членам комиссии это было совершенно непонятно. Тогда мне пришла мысль промоделировать на стенде «Каскада-М» величины и знак невыполнения самолётом курсовых команд. Удалось получить траектории полёта, близкие к реальным.

На комиссии мною было высказано предположение, что, по-видимому, причиной всего является гироскопический индикатор курса самолёта (ГИК), который даёт, с одной стороны, отклонения из-за ускорения при разгоне самолёта, и, с другой стороны, имеет карданную ошибку. Поэтому его нужно заменить другим прибором без этих принципиальных ошибок.

После бурных обсуждений пригласили представителей Раменского приборостроительного завода, и они заявили, что знают об этих ошибках ГИК, что разработан и есть опытный образец курсовой системы индикации КСИ без этих ошибок, который почему-то до сих пор не востребован. В г. Жуковский срочно вылетел самолёт. И на следующий день на ИП провели замену ГИК на КСИ. Все траектории стали просто идеальными. Одновременно выяснилось, что, несмотря на подвесные баки, не хватает горючего, чтобы устойчиво лететь в стратосфере на заданной высоте.

Генеральный конструктор Су-9 П.О. Сухой нашёл возможность разместить дополнительные ёмкости для горючего. Были проведены доработки ИП. Сеансы стали проходить очень чётко. Лётчиками испытателями Л.Г. Кобищаном, Г.Т. Береговым (будущим космонавтом), СССР СА Микояном (сын А.И. Микояна) было проведено много полётов по отработке режимов пилотирования и методики перехвата подобных целей. В составе бригады от ВВС в работе комиссии активно участвовал будущий сотрудник нашего института Л.Б. Горощенко. Знакомство с ним положило начало нашему сотрудничеству в дальнейшем на многие годы.

Работа по созданию комплекса перехвата высотных целей продолжалась около года.

После пленума ЦК КПСС, на котором Генеральным секретарём Н.С. Хрущёвым был поднят вопрос о сокращении авиации и развёртывании производства ракет, было принято решение о показе возможностей ракет и самолётов.

Показ состоялся на полигоне Капустин Яр. В первый день цели поражались ракетами, и были отдельные случаи, когда не удавалось поразить реальную цель ракетой. На второй такой же жаркий день был показ действий авиации. Показ действий различных родов авиации прошёл чётко и успешно, произвёл очень сильное впечатление.

Для показа Су-9 с использованием элементов системы «Воздух‑1М» с аппаратурой «Каскад‑М» от нашего предприятия была командирована группа сотрудников в составе разработчиков: Фёдоров Б.П., Федюнин А.Н. и Скворцов Р.Н. За три дня до показа успешно провели тренировочный сеанс, где за цель летел радиоуправляемый ЯК‑25РВ – аналог У‑2.

В день показа к КП подъезжает около 20 легковых автомобилей с генералами, маршалами, членами правительства: Н.С. Хрущёвым, А.И. Микояном и др. Около КП были поставлены палатки и накрыты столы. Начинается реальный сеанс. Цель уже в воздухе и на боевом курсе. Су‑9 готов к старту по нашей команде в расчётное время. Сеансом руководит штурман наведения, окружённый счётно-решающей аппаратурой, в том числе индикатором кругового обзора. Слева от штурмана, как обычно было при тренировочных сеансах, сижу я, справа от штурмана - Н.С. Хрущёв. Вокруг и сзади разместились стоящие наблюдатели.

В рассчитанное аппаратурой «Каскад-М» время штурман даёт команду «Запуск» и «Взлёт» лётчику ИП Су‑9 Береговому Г.Т. Самолёт взлетел и примерно через 6 минут был сзади за целью, произвёл пуск ракеты и сбил цель. Сеанс прошёл успешно.

Н.С.Хрущёв очень внимательно наблюдал за процессом перехвата цели, даже за индикаторами разовых и непрерывных команд, спрашивал редко. Потом встал, поблагодарил, пожал нам руки, и все стали выходить из КП.

Хочется надеться, что наш успешный сеанс по наведению Су‑9 способствовал развитию авиации, замедлил её сокращение. С тех пор полёты американских У-2 над территорией СССР прекратились.

Тот день показа боевых возможностей авиации запомнился убеждением, что пусть будут любые «дипломатические» трудности, но не должно быть войны.

Пройдёт много лет, на вооружении появятся новые, более совершенные истребители. И аппаратура наведения будет гораздо более сложной на новой элементной базе. Всё это обеспечит высокую готовность авиации к защите Родины от воздушного противника.
 

Assaulter

Активный участник
Сообщения
289
Адрес
Самара
http://topwar.ru/39171-vvs-rf-poluchat- ... a-50u.html

GregAzov:
Высокорасположенный стабилизатор закрывает возможность приема-передачи в заднюю полусферу на 45 градусов. Это большая потеря в области обзора. Летали же на единичке в 80ые, пытались оклеивать стабилизатор поглощающим материалом. Результат был неудовлетворителен. Необходимо менять носитель,это даст выигрыш в зоне обзора. Киль американского Е-3А так же сокращает зону обзора, но всего на 10-15 градусов.

GregAzov:
Наведение 40*40 выполняли в 85 году на госиспытаниях.
ЭПР 1м видели на 150 км при встречных курсах
корабли видели аналогично, колонна танков от корабля мало чем отличается.

Коренное отличие [видимо, между А-50 и А-50У] только в оптике (обнаружение баллистических нестратегических ракет) и в разведке. Остальное старый задел, не видно существенных изменений.

GregAzov:
А-50, (А-50У я уже не испытывал), проходил испытания совместно с ППЦ. АПН, ЦОРИ, ПОРИ и т.д. относились к конкретным АСУ с которыми взаимодействовал АК РЛДН. Одновременно обеспечивалось взаимодействие с Маневром и одной из видовых АСУ по выбору через ППЦ. ППЦ не только формировал радиоканалы, но и преобразовывал РЛИ к форме, принятой в видовом АСУ. Кроме СПК Радуга использовалась и старенькая Лазурь, по которой наводились древние истребители, вплоть до МиГ-21, причем задача наведения решалась на борту А-50 как в автоматическом так и в ручном режиме (наведение голосом по радиосвязи). Точность наведения проверил в нарушение полетного задания полковник Пискуненко (если память не изменяет). Маневр по вертикали при испытательных полетах был запрещен, но он его выполнил и пролетел в 100 метрах от цели Ту-16. Эфир был расцвечен выражениями радости экипажа Ту-16. За этот полет летчик-испытатель был уволен на дембель.

aviamed90:
Способы выполнения б.з. оао А-50:
- патрулирование в назначенном районе (зоне);
- действия по вызову из положения дежурства на аэродроме или в воздухе (в ЗДВ);
- действия в БП обеспечиваемой авиации (патрульное сопровождение).

1-й способ
ЗДВ может располагаться на Д=50-70 км от госграницы в мирное время и на Д=70-90 км от ЛФ в ходе б.д., имеет протяжённость по фронту до 120 км. Полёт выполняется на Н=6,0 км или 9,4 км. Оптимальная полоса ответственности по обнаружению ТА - 240 км, КР - 80-100 км.

2-й способ
Используется в период отражения массированного налёта или его угрозы. Время пасс. (от команды на взлёт в гот. № 1 до полного включения РТК в воздухе)=1ч 10 мин.

3-й способ
Применяется при надёжном подавлении наземных средств ПВО и достаточном истребительном прикрытии.

В интересах ПВО А-50 используется как высокомобильное средство РЛР и наведения ИА.

Поэтому и защитная окраска ему не нужна. Намного важнее визуальное сходство с самолётами ГА, т.к., в основном, работает он в достаточно глубоком тылу, прикрытом ПВО и ИА.

Цифры приведены для А-50 (возможно для А-50м и А-50у они другие).

GregAzov:
Высота полета для А-50 указанна правильно. Изначально она планировалась равной 6 км и дальность действия соответственно до 200 км - радиогоризонт. Поэтому частота повторения зондирующих импульсов была примерно равной 25 кГц, что соответствует расстоянию 6км - высоте самолета. Поэтому отраженный от поверхности (земли) сигнал приходил в момент излучения следующего импульса когда приемник РЛС был закрыт. Помеха от земли (альтиметровая помеха) таким образом вырезалась. Во время испытаний самолета была увеличена дальность действия самолета. Для увеличения дальности радиогоризонта была увеличена высота патрулирования до 9,4 км. Но частота повторения оставалась той же, поэтому для экранирования помехи от земли были установлены экраны - уши- в нижней части фюзеляжа, между крылом и стабилизатором (отчетливо видны в ролике самолет А-50).
Эти уши отсутствуют в ролике про А-50У, отсюда можно сделать вывод, что замечание испытательной бригады о переходе с частоты повторения 25 кГц на 16 кГц через 30 лет успешно реализовано.

aviamed90:
...РТК "Шмель" А-50 имел примерно такие характеристики:
- Д обн МЦ с ЭПР=7-10 тыс. кв. м =380-400 км
- автоматическое сопровождение до 40-50 неманеврирующих ВЦ на Н=30-12000 м на Д=220-240 км (цели с ЭОП типа Ту-16) и 200-220 км (цели с ЭОП типа МиГ-23) с Р=0,5 при допустимой плотности распределения ВЦ в ВП: 1 ВЦ в секторе 1,5 град. по азимуту.
- ошибка измерения координат ВЦ с учётом ошибок топопривязки 3,6 км
- ошибка измерения Н ВЦ (зависит от их Д): 4,7 км на Д=100 км, 2,6 км на Д=100-200 км, 3,4 км на Д=200-240 км.
- Д обн. и начала сопровождения ВЦ снижается при полёте их над морем с волнением до 4 баллов - на 5-10%, над горами - на 15%.
- оптимальный режим наведения обеспечивается на Д=120-180 км от А-50. Вне этого диапазона Р наведения снижается из-за больших ошибок по Н
- РЛП А-50 обеспечивает вынос рубежа обнаружения НЛЦ противника на 110-130 км за ЛФ и прирост РЛП АСУВ Фронта на 90-110 км (даёт возможность на 7-10 мин. раньше наземных РЛС определить начало МАУ, за счёт этого РВБ ИА сдвигается в сторону противника на 50 км)

Nayhas:
Модернизация А-50 по сути затронуло только электронику, РЛС та же самая. Так что характеристики обнаружения ВЦ практически остались прежними. Зато за счёт применения новой элементной базы удалось выкроить уголок отдыха для операторов, наконец можно в унитаз слабиться, а не в ведро...

aviamed90:
Конечно, основные характеристики, наверное, остались прежними, но:
- были данные, что проблема затенения хвостового оперения и "слепых секторов" из-за влияния V сбл. минимизирована
- уменьшена величина ошибки при измерении Н полёта ВЦ
- улучшены характеристики аппаратуры РЭБ и СПК
- увеличена глубина поля наведения при использовании СГО и САЗО(ранее она составляла 420 км)
- ЭЛТ ВИКО заменены на ЖК дисплеи с лучшими характеристиками и эргономикой, заменена БВС РТК (компьютер), за счёт чего уменьшилась масса ВС и освободилось место.

Кстати, и комната отдыха на борту появилась.

GregAzov:
РЛС А-50 имела одну БЦВМ Вектор, предназначенной для цифровой обработки сигналов одновременно трех пеленгационных пар. При модернизации по результатам госиспытаний предполагалось ввести в состав РЛС три БЦВМ (по одной для цифровой обработки сигналов в каждой пеленгационной паре в отдельности и еще одной ЭВМ для объединения результатов обработки сигнала в каждом пеленгационном канале

Точность измерения высоты целей была действительно неважная, однако она позволяла выполнить перехваты ВЦ на всех современных А-50 самолетах (Су-27, МиГ-29, МиГ -31). Сложности возникали лишь у МиГ-25 из-за узкой по углу места зоны обзора бортовой РЛС. Эта трудность преодолевалась при наведении пары МиГ-25, локаторы которых имели разное поле зрения по углу места. Один "смотрел"вверх другой вниз.

GregAzov:
Сравнительные испытания Шмеля и Е-3 никто не проводил. Соответственно, и оценки экспертов ничем не подтверждаются.
Могу предложить для обсуждения следующие нюансы.
Измерение высоты. В РЛС Шмеля (открытое название РА) используется моноимпульсный метод измерения высоты. Путем суммарно разностной обработки создается три пеленгационные пары: в дальней, верхней и нижней зоне. Достоинство - параллельное получение информации. Недостаток - наличие мертвых зон между пеленгационными парами. Недостаток приводит к снижению точности определения высоты цели. Различают точную (в пределах одной пеленгационной пары) отметку, грубую (отметка присутствует в двух пеленгационных парах, цели приписывается средний между парами угол места) и сверх грубую (отметка присутствует в трех парах одновременно). Каждый тип отметок учитывается в алгоритме измерения высоты со своим весовым коэффициентом.
В Аваксе для измерения высоты используется амплитудный метод, т. е. луч РЛС один. Луч прекращает сканирование по азимуту и начинает сканировать по углу места. Угол цели места соответствует максимальной амплитуде сигнала. Естественно такое измерение высоты снижает скорость обзора пространства и ухудшает качество сопровождения обнаруженных целей. На мой взгляд именно поэтому в Аваксе не решена задача наведения, решенная в Шмеле.
Подобного рода сравнительный обзор можно сделать по каждой характеристике, а можно верить рекламным цифрам.

http://topwar.ru/34304-a-100-premer-pri ... id-1569234
GregAzov:
Ужас А-50 не в аппаратуре, а в расположении кресел экипажа. Лицом к носу самолета сидят единицы. Офицеры сопровождения и штурманы наведения сидят лицом к борту. Во время полета самолет обязательно летит с некоторым углом атаки. Таким образом экипаж сидит, простите за подробность, на одной ягодице (полупопии) с искривленным позвоночником более 6 часов. При этом он не просто сидит, а выполняет боевую задачу. Поверте, штурману наведения в этой позе до фонаря аналоговый или цифровой у него дисплей. (Кстати на А-50 он с самого начала цифровой хотя и электронно-лучевой).

...Участвовал в испытаниях станции РЭБ "Пелена". До тех пор пока мы не открыли частоты, длительности и периоды повторения ничего Пелена не смогла противопоставить А-50.

ученый:
Мечтал после училища попасть служить на такой летающий КП как А-50. Не повезло, не было разнарядки. Но все равно много потом интересовался и изучал опыт боевого применения. Была у А-50 одна серьезная болезнь. Низкая стабильность передатчика, не позволяла системе СДЦ эффективно обнаруживать самолеты в горах. На их фоне он почти не различал низколетящие цели. Надеюсь у А-100 такой болезни не будет.

http://topwar.ru/33271-vysoko-sizhu-dal ... id-1504058
GregAzov:
Сравнивать Е-3 и А-50 очень сложно из-за большого количества дезинформации рекламного характера (американской)и закрытостью нашей информации. Достоинство Е-3 заключается в низком уровне боковых лепестков антенны РЛС (-65дБ без обтекателя и -55дБ с обтекателем) у А-50 (-55дБ без и -45 дБ с обтекателем). Более высокий уровень боковых лепестков, а так же отсутствие быстродействующего преобразователя напряжение-код (США - 14 разрядный, СССР 12 разрядный преобразователь) привело к необходимости проводить дополнительную аналоговую фильтрацию (режекцию) принятого сигнала. Однако если сравнивать результаты, то они были примерно равные. На фоне подстилающей поверхности дальность обнаружения приближающихся целей соответствовала радиогоризонту. Рекламная цифра - 600км для Е3 не соответствует законам оптики. При высоте носителя 9-10 км радиогоризонт 450-500км. В то же время при удалении целей (зона альтиметровой помехи) дальность обнаружения на А-50 падала в пределах (15-25)%, а на Е-3 до 50%.

http://topwar.ru/24649-vtoroy-seriyno-m ... -id-947617
GregAzov:
Реальные цифры сравнимы с АВАКСом. Отличия в основном рекламного характера. На высоте 10км дальность радио горизонта = 450 км. Поэтому дальности в 650 км предполагают, что бомберы и транспорты противника будут лететь на высоте 20 км. А-50 лучше работал по удаляющимся целям, так, как у американцев (опять таки по их рекламе) дальность по удаляющимся целям падала на 50% (15% для А-50),

...Только благодаря появлению АВАКСа были возобновлены работы по созданию отечественного АКРЛДН. МНИИП из ничего собрал комплекс. Так например, основная вычислительная машина А-50, давшая название самолету, была позаимствованна у связистов, а не разразрабатывалась под задачи комплекса. Разработчики на всякий случай задублировали ее горячим резервом (второй БЦВМ). В результате суммарной мощности машин катострофически не хватало.

Добавлено спустя 3 минуты 16 секунд:

Что за хрень с форумом? :Shok: то, что ночью писал, волшебным образом куда-то испарилось, то, что сейчас написал, отображается с меткой времени три ночи...
 
Сверху