http://www.iprinet.kiev.ua/gf/vosp_tarasov.htm
Немножко об исторических корнях "Воздух-1"
Добавлено спустя 1 час 30 минут 49 секунд:
http://specnabor1953.narod.ru/avtor/Fed ... iation.htm
Федюнин А.Н. Спецнаборовские следы остались и на тропинках истории авиации. (Об испытаниях первых образцов истребителей СМ-50 и Су-9.)
...Мне довелось быть участником разработки ряда образцов новейшей техники для ВВС ВМФ и ПВО, «оставить след» в развитии авиации, в создании аппаратуры децентрализованного наведения истребителей-перехватчиков (ИП) на воздушные и наземные цели.
После окончания академии я попал в НИИ-5 ГАУ. ИЗ 900 спецнаборовцев туда были назначены 25. Много интересного об их службе изложено в разделе «Авторы» в воспоминаниях Фараджева В.А. «Чистое небо»». На сайте упоминается о пятилетней работе по созданию опытного образца самолёта на базе истребителя фирмы МИГ с дополнительным жидкостно-реактивным ускорителем и условным названием СМ‑50.
Как участник тех событий могу дополнить, что на аэродроме Савастлёйка, в Горьковской области, недалеко от г. Мурома планировалась проверка боевого применения СМ‑50 наведением его на имитированную неманеврирующую сверхзвуковую высотную воздушную цель. На этот же аэродром из-под Курска был перебазирован опытный образец аппаратуры «Каскад», уверенно прошедший в 1957 г. государственные испытания и принятый на вооружение ВВС. Начались совместные тренировки. Особенностью этих тренировок были условия точного приборного вывода СМ-50 в заданное положение на дозвуковой скорости, а затем лётчик должен был включить дополнительный жидкостно-реактивный ускоритель, чтобы ИП разогнался до необходимой сверхзвуковой скорости и с набором высоты вышел в заданное положение для атаки сверхзвуковой цели.
При проведении реального сеанса ИП с лётчиком А.Л. Ивановым точно вышел в первоначально заданное относительно имитированной цели положение, включил ускоритель, вывел самолёт на сверхзвуковую скорость и на заданную высоту полёта в стратосфере (примерно 21-22 км). Требовалось ещё некоторое время для имитации атаки цели, но в это время в ускорителе, повидимому, закончилось горючее. ИП стал резко терять скорость и высоту, как бы повис в пространстве.
Штурман наведения непрерывно запрашивает борт: «Что происходит?», но лётчик молчит. Самолёт падает. И вот уже на высоте 8-9 км мы услышали лётчика, голос его звучал еле слышно, как будто он был чем-то сильно придавлен. «Вывожу из штопора!» - сообщил лётчик, и через короткое время: «Из штопора вышел. Разрешите посадку». Лётчик благополучно посадил самолёт, всё закончилось без каких-либо отклонений.
В этом полёте самолёт оказался в штопоре на сверхзвуковой скорости. Испытателям стало ясно, что путь развития авиации с подвеской дополнительных ускорителей не перспективен.
Всех нас, участников, вскоре собрали в Ли-2, и мы вылетели на Чкаловский аэродром. Короткое обсуждение результата, и все разошлись. Больше таких сеансов никогда и нигде не проводилось. Началась «борьба» за создание сверхзвуковых истребителей с мощными двигателями и достаточным временем пребывания на больших высотах в стратосфере, способных перехватывать нарушителей воздушного пространства как на западе, так и на востоке нашей страны.
1 мая 1960 г. Парад на Красной площади. А в это время с юга через наши республики Средней Азии на высоте 23-24 км со скоростью 600-700 км/час летит к Уралу самолёт-разведчик «Локхид У-2» с лётчиком Пауэрсом. Его наблюдают посты ПВО, поднимают истребители, но они не могут его сбить, так как могут подняться только на высоту 15-16 км. И только, когда У-2 оказался над Южным Уралом, над позицией ЗУР, его сбивают ракетой. Лётчик Пауэрс успевает выброситься с парашютом. Он был задержан и всё рассказал о цели своего полёта.
После этого случая вопрос о создании истребителей, способных сбивать подобные цели, весьма остро встал на повестке дня.
Правительством был выбран истребитель (массовый перехватчик) Су-9 фирмы Сухого П.О. Для проверки возможности его точного наведения на такую цель на аэродроме Ахтубинск был развёрнут головной комплект системы «Воздух‑1М» с серийной аппаратурой «Каскад-М».
Особенностью наведения Су-9 являлось то обстоятельство, что самолёт летел с переменной скоростью, от взлётной до заданной сверхзвуковой, в то время как в аппаратуре «Каскад-М» решалась задача с постоянной, как правило, дозвуковой скоростью полёта, свойственной ранее существовавшим ИП. Начались совместные тренировочные полёты.
В процессе реальных полётов, однако, получалось, что хотя лётчики-испытатели выполняли заданные курсовые команды идеально, ИП никак не мог правильно совершить разворот для точного выхода на цель, а летел со значительными отклонениями от заданной траектории.
Членам комиссии это было совершенно непонятно. Тогда мне пришла мысль промоделировать на стенде «Каскада-М» величины и знак невыполнения самолётом курсовых команд. Удалось получить траектории полёта, близкие к реальным.
На комиссии мною было высказано предположение, что, по-видимому, причиной всего является гироскопический индикатор курса самолёта (ГИК), который даёт, с одной стороны, отклонения из-за ускорения при разгоне самолёта, и, с другой стороны, имеет карданную ошибку. Поэтому его нужно заменить другим прибором без этих принципиальных ошибок.
После бурных обсуждений пригласили представителей Раменского приборостроительного завода, и они заявили, что знают об этих ошибках ГИК, что разработан и есть опытный образец курсовой системы индикации КСИ без этих ошибок, который почему-то до сих пор не востребован. В г. Жуковский срочно вылетел самолёт. И на следующий день на ИП провели замену ГИК на КСИ. Все траектории стали просто идеальными. Одновременно выяснилось, что, несмотря на подвесные баки, не хватает горючего, чтобы устойчиво лететь в стратосфере на заданной высоте.
Генеральный конструктор Су-9 П.О. Сухой нашёл возможность разместить дополнительные ёмкости для горючего. Были проведены доработки ИП. Сеансы стали проходить очень чётко. Лётчиками испытателями Л.Г. Кобищаном, Г.Т. Береговым (будущим космонавтом), СССР СА Микояном (сын А.И. Микояна) было проведено много полётов по отработке режимов пилотирования и методики перехвата подобных целей. В составе бригады от ВВС в работе комиссии активно участвовал будущий сотрудник нашего института Л.Б. Горощенко. Знакомство с ним положило начало нашему сотрудничеству в дальнейшем на многие годы.
Работа по созданию комплекса перехвата высотных целей продолжалась около года.
После пленума ЦК КПСС, на котором Генеральным секретарём Н.С. Хрущёвым был поднят вопрос о сокращении авиации и развёртывании производства ракет, было принято решение о показе возможностей ракет и самолётов.
Показ состоялся на полигоне Капустин Яр. В первый день цели поражались ракетами, и были отдельные случаи, когда не удавалось поразить реальную цель ракетой. На второй такой же жаркий день был показ действий авиации. Показ действий различных родов авиации прошёл чётко и успешно, произвёл очень сильное впечатление.
Для показа Су-9 с использованием элементов системы «Воздух‑1М» с аппаратурой «Каскад‑М» от нашего предприятия была командирована группа сотрудников в составе разработчиков: Фёдоров Б.П., Федюнин А.Н. и Скворцов Р.Н. За три дня до показа успешно провели тренировочный сеанс, где за цель летел радиоуправляемый ЯК‑25РВ – аналог У‑2.
В день показа к КП подъезжает около 20 легковых автомобилей с генералами, маршалами, членами правительства: Н.С. Хрущёвым, А.И. Микояном и др. Около КП были поставлены палатки и накрыты столы. Начинается реальный сеанс. Цель уже в воздухе и на боевом курсе. Су‑9 готов к старту по нашей команде в расчётное время. Сеансом руководит штурман наведения, окружённый счётно-решающей аппаратурой, в том числе индикатором кругового обзора. Слева от штурмана, как обычно было при тренировочных сеансах, сижу я, справа от штурмана - Н.С. Хрущёв. Вокруг и сзади разместились стоящие наблюдатели.
В рассчитанное аппаратурой «Каскад-М» время штурман даёт команду «Запуск» и «Взлёт» лётчику ИП Су‑9 Береговому Г.Т. Самолёт взлетел и примерно через 6 минут был сзади за целью, произвёл пуск ракеты и сбил цель. Сеанс прошёл успешно.
Н.С.Хрущёв очень внимательно наблюдал за процессом перехвата цели, даже за индикаторами разовых и непрерывных команд, спрашивал редко. Потом встал, поблагодарил, пожал нам руки, и все стали выходить из КП.
Хочется надеться, что наш успешный сеанс по наведению Су‑9 способствовал развитию авиации, замедлил её сокращение. С тех пор полёты американских У-2 над территорией СССР прекратились.
Тот день показа боевых возможностей авиации запомнился убеждением, что пусть будут любые «дипломатические» трудности, но не должно быть войны.
Пройдёт много лет, на вооружении появятся новые, более совершенные истребители. И аппаратура наведения будет гораздо более сложной на новой элементной базе. Всё это обеспечит высокую готовность авиации к защите Родины от воздушного противника.