Наведение перехватчика в автоматизированном режиме

Assaulter

Активный участник
Сообщения
289
Адрес
Самара
sivuch, ясно, спасибо!


Интересный текст как раз по РТВ ГСВГ нашел, немножко там и по "Воздуху" есть.

Александр Торин. Служба в РТВ ПВО ГСВГ (1979-1984гг). Москва, 2009.

...Специфика ПВО ГСВГ, была такова, что все ее командование было представителями ПВО Сухопутных Войск, откровенно пренебрегающих опытом боевого дежурства Войск ПВО Страны. Немецкая же сторона очень болезненно реагировала на промахи системы ПВО ГСВГ. Ее войска тоже несли боевое дежурство, фактически дублируя наши действия, хотя юридическую ответственность не несли.
Я в свое время закончил учебу в КВИРТУ ПВО Страны, но был направлен на службу в Сухопутные войска (в год моего выпуска в названии училища пропала приписка «Страны», и я был направлен на службу в Сухопутные войска). В 1979г я уже работал в управлении ПВО штаба ПрибВО, когда в порядке эксперимента, войска ПВО ПРибВО и часть соединений Минской и Ленинградской армий ПВО были переподчинены округу. Командующим ПВО тогда был назначен грамотный, опытный и трудолюбивый генерал-лейтенант Черненко М.Д., до назначения бывший зам.командующего Киевской армии ПВО, у которого было чему поучиться. Таким образом, в ГСВГ, мне сразу бросились в глаза тактические промахи в группировке РТВ ГСВГ и организации боевого дежурства. Зоны обнаружения многих подразделений необоснованно перекрывались, данные о воздушной обстановке дублировались, на КП ПВО их обработка в реальном масштабе времени была просто не возможна. Имея в наличии около 50 подразделений РТВ ГСВГ и до 20 подразделений РТВ ННА, на территории ГДР, размером 200 х 400 км отсутствовало сплошное маловысотного поля не только вдоль западной границы, но и в пределах Берлинской контрольной зоны воздушной безопасности.
Справедливости ради, необходимо отметить, что в группе было организовано боевое дежурство Войск ПВО, существовали графики включения РЛС, формирующих радиолокационное поле, организовано взаимодействия с РТВ ВВС и ПВО ННА ГДР. В этом всем заслуга офицеров управления ПВО, и в большой мере, энтузиазма, настойчивости и авторитета подполковника Андреева. Мне достался хороший «задел», и глубокое понимание командованием необходимости дальнейшего совершенствования.
Первое с чего пришлось начать - с разработки боевых документов, в частности подробных и точных карт группировки.
В это время из Московского ВО прибыл для прохождения службы в должности Начальника РТВ, мой новый начальник, полковник Щербаков Сергей Георгиевич, с которым нам и удалось сделать то многое, о котором не стыдно вспоминать и сегодня.
70-80-ые годы прошлого века – это напряженная обстановка «холодной войны», взаимная демонстрация силы, постоянные провокационные демарши ВВС США, конфликты с участием транспортной и гражданской авиации «союзников» в небе над Берлином, учащающиеся нарушения воздушных границ ГДР легкомоторными аппаратами с запада. В воздухе постоянно патрулируют самолеты-разведчики США, ФРГ, Швеции, Норвегии, как над территорией ФРГ, так и в акватории Балтийского моря.
Анализ дислокации дежурных подразделений РТВ, показал, что группировку необходимо приближать к классической схеме, в первую очередь, просто переподчинив часть подразделений, создать четкие границы зон ответственности рот, батальонов, бригад. Хотя в радиотехнических войсках группы и была АСУ «Воздух-1п», но боевая работа велась исключительно планшетным методом, время запаздывания информации при этом могло достигать 10-12 мин., а ошибки в определении координат целей до 30 км. Не были исключением отсюда постоянные ошибки в привязке и идентификации целей. Только изменив схему организации связи и взаимодействия, появилась возможность повысить качество передачи информации о воздушной обстановке на соседние и вышестоящий ПУ (КП), повысить ее надежность точность и оперативность.
Следующим шагом совершенствования группировки РТВ явилось дополнительное развертывание резервных радиотехнических подразделений в местах разрывов радиолокационного поля, в первую очередь на направлениях возможного удара авиации стран НАТО. Были развернуты четвертые роты армейских радиотехнических батальонов, роты в групповых радиотехнических бригадах. Это позволило создать тактически обоснованные четыре линии радиолокационных постов вдоль госграницы ГДР, надежную группировку РТВ в Берлинской зоне и вдоль международных коридоров.
Коренным образом был изменен график несения боевого дежурства РТВ. В 1979-1980гг существовало несколько вариантов создания дежурного радиолокационного поля в обычной обстановке и один-два варианта его усиления. На деле же, никто достоверно на КП центров оповещения и РИЦ КП ПВО ГСВГ не мог оценить, какими РЛС создается поле, какие станции выведены на регламент, какие находятся в ремонте. Так, на расстоянии 30-50км могли работать РЛС предназначенные для ведения разведки высотных целей, а соседние РЛС обнаружения НЛЦ, могли находиться на расстоянии до 100км. Взаимное согласование графиков с РТВ ННА ГДР не проводилось из-за надуманных и порой трудно согласуемых препятствий, например, особого режима секретности. Это был секрет Полишинеля. Постоянно барражирующие вдоль границы ГДР самолеты разведчики НАТО и их аналитики-операторы на 8-10 сутки вскрывали замысел создания радиолокационного поля и легко находили его «прорехи». Графики составлялись на год. Более того, при провокационном приближении самолета-разведчика к госгранице, подавалась команда на усиление поля и тогда спонтанно включалась вся группировка вплоть до всех боеготовых РЛС. Не отставала и истребительная авиация. Боясь «потерять» нарушителя в отсутствии сплошного радиолокационного поля, оперативные дежурные поднимали в воздух дежурные истребители. Боевые пары, меняясь через каждые 30-60мин, непрерывно барражировали в зонах по 4-8 часов. Мы, бездумно расходуя технический ресурс вооружения и техники, рапортовали на ЦКП Войск ПВО о принятых мерах по предотвращению возможного нарушения воздушных границ. Лучшего подарка противнику представить было сложно.
Было ясно, что без использования возможностей вычислительной техники, составить надежные графики боевого дежурства РЛС невозможно. Хотелось не только привлечь мощности ЭВМ к разработке графика, но и получить возможность объективно его оценивать. Это было возможно только при построении графической картины поля на заданной высоте.
Такая программа была в РТВ ННА ГДР, называлась она «PARFUM». Ее и решили использовать. Офицерами отдела РТВ и РИЦ КП ПВО группы была проделана громадная и кропотливая работа. Во-первых осуществлена привязка на карте всех позиций РТВ (ГСВГ и ННА) на территории ГДР, а впоследствии и ПНР с максимальной точностью, зафиксирована географическая высота каждой позиции, учтена высота фактического электрического центра антенны каждой РЛС, во-вторых – по топографическим картам ГШ ВС СССР были занесены в память машины значения высот территории ГДР и ФРГ с минимальной дискретностью, около миллиона значений, чем обеспечили себе достаточную точность и достоверность расчетов. Это была колоссальная работа, поскольку в те годы ПК еще не существовали, а ЭВМ занимала целый этаж здания, информация вводилась с перфокарт, и хранилась на магнитных носителях. Большой нашей заслугой стало и то, что нам удалось убедить командование ПВО ННА ГДР в необходимости полного доверия и согласования параметров дежурного поля по расчетам ЭВМ. К тому времени у нас уже были надежные физические линии связи между нашими взаимодействующими подразделениями, отработанные схемы обмена информацией, позволяющими не дублировать работу наших РЛС на соседних позициях.
Время расчета одного варианта поля на ЭВМ составляло до 10 минут, таковы были технические возможности ЭВМ «Минск» и ВЦ группы войск. В результате, мы получали распечатку поля на любой заданной высоте, получали количественное значение перекрытий поля в любой его точке, т.е. надежность обнаружения цели, и главное, мы увидели изъяны, «дыры» нашего поля. Количество вариантов дежурного поля превысило несколько сотен. Поле на всей территорией или ее частью менялось скачком или волной в произвольное, согласованное время каждые 2-4 часа за сутки 6-8 раз. Порядок ввода вариантов носил случайный характер. Усиление дежурного поля стало только локальным. Необходимое дополнительное количество средств мог включить оперативный дежурный, используя имеющуюся графическую модель.
С вводом нового графика, на западе сразу же возросло количество разведывательных полетов для его вскрытия создания модели нового дежурного поля. Но полностью вскрыть график противнику было уже невозможно. Более того, он лишался возможности заранее планировать трассу пролета нарушителя, так как не знал параметров очередного графика. Исчезла «паника» на командных пунктах при появлении потенциального нарушителя воздушной границы или нарушителя режима полетов, всегда обеспечивались условия поддержания устойчивого поля, надежного сопровождения и проводки без привлечения дополнительных сил.
Обычно за 1-1,5 месяца до ввода нового годового графика, мы изготавливали документацию, делая выписки для каждого КП и ПУ ПВО Группы, для ВВС и ПВО ННА ГДР. Например, на ПУ РЛР это была картина расчетного радиолокационного поля каждой РЛС на высотах 100, 300, 500, 1000, 5000, 10000 м. и выписка на сутки из графика включения станций. На командном пункте ПВО объем информации был значительно больше. Полный комплект графика дежурств и зон видимости на КП ПВО ГСВГ составлял 5-6 толстых подшивок, но дежурный график и расчетная зона обнаружения теперь всегда находились на рабочем столе ОД и помогали ему в принятии решений.
Сколько ресурсов материальных, технических, и просто человеческих нервов нам удалось сохранить, сегодня это посчитать невозможно. Порядок этих величин измеряется миллионами рублей, десятками тысяч моточасов, тысячами тонн ГСМ и сохраненным здоровьем наших офицеров и солдат.
Следующим этапом была работа по повышению эффективности боевой работы на КП и ПУ всех уровней, оптимизации действий офицеров и дежурных расчетов командных пунктов.
Наши оперативные дежурные, в своем большинстве, офицеры войсковой ПВО прибывая в Группу войск не имели опыта несения боевого дежурства в реальной обстановке. А воздушная обстановка была предельно сложной, не имеющей аналогов в СССР. Припоминаю, что однажды к нам в войска впервые прибыла большая комиссия из Главного штаба Войск ПВО Страны. Радиотехнические части инспектировал Начальник РТВ Войск ПВО Страны генерал-лейтенант Береговой. На командном пункте, он усомнился в наших данных о сложности воздушной обстановки, приведя пример, что в районе Москвы (в то время самый сложный узел страны в отношении воздушной обстановки) может находиться до сотни воздушных целей одновременно. Я ему доложил, что у нас в поле видимости только одной РЛС может наблюдаться более 200 целей одновременно. Необходимо заметить, что возможности поготовленного оператора РЛС по одновременной обработке целей редко превышали 10-15 единиц.
На следующий день мы с ним были на боевой позиции, где на экране РЛС он воочию наблюдал картину воздушной обстановки над частью Европы. Целей действительно было значительно больше сотни. Фотографию экрана РЛС он забрал с собой в Москву и с тех пор более внимательно и относился к нашей работе с пониманием ее проблем. Нам удалось организовать постоянную подготовку наших оперативных дежурных РИЦ и КП на базе учебных курсов Войск ПВО Страны в г. Владимире. Учеба занимала месяц и почти все офицеры наших КП ее проходили, успешно применяя полученные знания на практике. Но вне квалифицированной подготовки оставалось звено офицеров рота-батальон. Отделом РТВ и офицерами РИЦ КП ПВО ГСВГ были разработаны типовые алгоритмы действий оперативного дежурного КП РТВ. Типовых ситуаций на КП было не так уж и много. Это действия по нарушителю госграницы, режима полетов, по самолету-разведчику, и т.п. Алгоритмы располагались на рабочем столе дежурного или в поле его видимости на планшетах и сводили принятие решения к простому выполнению запрограммированной последовательности элементарных задач «ДА-НЕТ» и выполнению конкретных действий. Теперь дежурный не только знал, как ему действовать в конкретной обстановке, на конкретном пункте управления, что делать в первую очередь, кому докладывать, по какой форме, но и то, сколько времени он должен затратить на ту или иную операцию или действие. Алгоритмы были утверждены соответствующими командирами, делая их юридическими документами. С одной стороны, это повышало ответственность дежурных, а с другой, защищало их от несправедливых упреков в ошибках, нерасторопности, медлительности и ошибочных действиях. Для нас же, самым важным был тот факт, что мы оптимизировали действия дежурного, уменьшили влияние человеческого фактора и существенно сократили время принятия решения и прохождения команд.
В эти годы было углублено взаимодействие с радиотехническими войсками ПВО и ВВС ННА ГДР, несущими боевое дежурство. Совместными усилиями были установлены линии связи между всеми соседними постами РТВ ПВО ГСВГ и ВВС и ПВО ННА ГДР. В войска были отправлены приказы и инструкции, регламентирующие совместную работу на КП всех уровней. В РЛР, на пункты управления на сутки прибывали боевые расчеты с взаимодействующего соседнего поста для организации передачи информации о воздушной обстановке и согласования принимаемых решений, повышения безопасности полетов авиации. Приходилось решать не только специфические профессиональные задачи, но и многие бытовые вопросы. Личный состав ННА ГДР не привык к нашей «славянской» кухне с ее борщами, супами и кашей, условиям сна и отдыха. Чаще всего эти вопросы успешно решались на местах, командирами подразделений и частей. Но бывало, что требовалось вмешательство офицеров штабов.
Для того, что бы не снизить уровень взаимодействия, решить на месте все проблемы, группа офицеров отделов РТВ ПВО ГСВГ и ВВС и ННА ПВО ГДР два раза в год проводили совместные инспекционные рабочие поездки по взаимодействующим постам, чаще всего вдоль первой линии постов. Поездку поочередно тщательно готовила каждая сторона. В течение 5-7 дней удавалось поработать на 8-10 парах взаимодействующих постов, присутствовать на боевой работе, побеседовать с расчетами КП, ПУ, РЛС, солдатами и офицерами, изучить обстановку. С немецкой стороны в поездку отправлялись подполковники Рютцель и Вальтер. От нашего штаба – обычно я. Полномочия наши были довольно большие, поэтому указания исполнялись немедленно. В ходе рабочей поездки все вопросы решались, проблемы снимались, все чувствовали свою ответственность за выполнение поставленных задач. Мне же было интересно посмотреть на армию ГДР в ее буднях, без «показухи», сопровождавшей официальные международные встречи союзников, применить увиденное в наших частях и подразделениях
В рабочих поездках, частых командировках, работе в войсках, проведении учений, проверке боевой готовности подразделений дежурных сил РТВ, ЗРВ и общевойсковых соединений, частей ИА мне пришлось побывать во многих гарнизонах. К концу моего пребывания в ГСВГ, я подсчитал, что был во всех гарнизонах войск нашей ПВО, – это более 150 городов, городков и поселков ГДР и множестве других. Во многих частях и подразделениях я бывал многократно. На карте ГДР маршруты моих поездок на машине и полеты на вертолетах легли сплошной сеткой. Германию я видел из окна служебного автомобиля, но никогда старался не упустить случая пройтись по городу, ознакомиться с достопримечательностями, историческими памятниками, побывать в музее, театре. Правда, последнее происходило не часто. Что и говорить, территорию ГДР в те годы я изучил лучше, чем Прибалтику и Россию.
Жизнь же ставила перед нами новые задачи. В Европе и ГДР в частности, стремительно возрастало количество легкомоторной авиации. На территории ГДР осуществляли полеты самолеты, вертолеты пограничной службы, сельхозавиация, планеры и дельтапланы спортивных обществ. Многие из них не были оборудованы системой опознавания «свой-чужой», не имели радиосвязи. В ГДР соответствующие службы сразу навели порядок на своей территории, регламентировав полеты ведомств и запретив полеты вблизи границ.
Небольшие нарушения воздушной госграницы ГДР со стороны ФРГ происходили всегда. Они редко были более 3-5 минут. Чаще всего эти происшествия происходили по причине потери ориентации пилотами пограничной охраны ФРГ, но бывали и случаи преднамеренного нарушения. Ведь спецслужбы ФРГ были уверены в своей безнаказанности. В то время пограничники ННА ГДР не имели права открывать огонь при нарушении воздушной границы, ответственность несли силы ПВО ГСВГ, которых, естественно, в приграничной полосе не было. Нарушения продолжались. Государственные органы ГДР заявляли протесты правительству ФРГ, которые фактически игнорировались, высказывались претензии и в наш адрес. Командующему ГСВГ генералу армии Ивановскому, пользующемуся большим авторитетом у руководства ГДР и в нашем Министерстве обороны, удавалось почти всегда «гасить» подобные конфликты. Помню, что когда в 1979 году впервые стал участвовать в подготовке материалов по подобному нарушению для доклада Главкома ГСВГ, то меня удивила последовавшая резолюция: «Нарушение не считать». Я понимал, что нарушение фактически было, но из-за невозможности его предотвратить или пресечь, появлялась эта формулировка, устраивающая в первую очередь наше военное и политическое руководство.
В 1980 году вдоль границы ГДР-ФРГ нарушения стали учащаться с нарастающей частотой. Если раньше их было несколько за год, то теперь за месяц их могло быть несколько. Претензии к войскам ПВО Группы со стороны ГДР стали носить более категорический характер, муссировалась мысль о передачи ответственности за ПВО армии ГДР.
Проанализировав статистику за предыдущие годы, я пришел к некоторым выводам. Время нарушения составляло от 2 мин до 25 мин. Углубление от границы – от сотен метром до 20км. Среднее время нарушения 8-10 мин. Высоты нарушения – редко выше 200м. Всегда в светлое время суток, в условиях хорошей видимости, преимущественно в летние месяцы. Границу нарушали летательные аппараты погранслужбы и легкомоторные самолеты ФРГ. В ФРГ уже тогда находилось более 2000 легких самолетов в личном пользовании. Уровень подготовки пилотов этих аппаратов был самый разный. Был вообще вопиющий случай, когда гражданин ФРГ на легкомоторном самолете пересек границу, произвел посадку в глубине территории, посадил пассажиров и безнаказанно покинул ГДР.
Что мы могли противопоставить? Как я уже упоминал, у нас теперь были расчетные зоны видимости средств воздушной разведки на высотах 200м, 100 м и даже 50м над всей протяженностью госграницы ГДР и ФРГ. Их анализ показал наличие многочисленных разрывов в поле и даже «коридоры» возможных нарушений. Наши подразделения находились порой на взаимном удалении до 50 км, что принципиально не позволяло создать сплошное радиолокационное поле. Особенно плохая обстановка была в полосе позиций Бенсдорф – Дардесгейм, Зальцведель – Гарделеген и горной гряды Тюрингский лес. Операторы РЛС могли в лучшем случае сделать 1-2 засечки по цели. В суммарных условиях почти сплошной засветки центральной части экрана РЛС помехами от местности, сложной воздушной обстановки, влияния человеческого фактора устойчивая проводка низколетящих целей - почти невыполнимая задача. При этом, реальный срок прохождения информации о нарушителе до КП ПВО Группы, а следовательно до уровня принятия решения на пресечение был 10-12 мин. За это время нарушитель либо покидал территорию, либо терялся в разрывах зоны обнаружения. Через 30-40 мин, а бывало и через 4 часа на КП ПВО приходила информация от погранвойск ГДР или от КП ПВО ВВС и ПВО ННА ГДР об имевшем место нарушении.
Не лучше дела обстояли с применением авиации. Аэродромы ИА находились в глубине территории страны и удаление до места нарушения редко было меньше 80-120 км ( это 6-10 мин полета), к этому времени нужно было прибавить время прохождения команды на взлет от КП ПВО до КП иап, время одевания пилотом высотного костюма, время занятия летчиком места в кабине самолета, подготовка самолета к взлету, взлет и боевой разворот. Суммарное время было всегда более 30 мин., при удачном стечении обстоятельств (летчик находился в кабине истребителя в высотном костюме, готов к взлету) – не менее 20 мин (это тактико-технический предел). Цель к этому времени находилась совсем в другом месте, ее поиск из кабины истребителя был нереален. Наведение с земли затруднялось из-за запаздывания информации.
Не могла помочь и армейская авиация. Хотя аэродромы дежурства боевых вертолетов были существенно ближе к госгранице, но скорость их полета была ниже. Получался тот же результат. Время вывода вертолета на цель никак не было не меньше 20 мин.
После неоднократных попыток исправить положение, во время очередного вызова Командующего ПВО генерал-лейтенанта Чеснокова Ю.Т. в Москву с предложениями и «идеей» передать приграничную полосу шириной 3-5 км воздушной границы погранвойскам ГДР с правом открытия огня, реакция Москвы была категоричной – об этом не может быть и речи.
Самое простое решение: развернуть дополнительное количество постов визуальной и радиолокационной разведки вдоль границы, создав сплошное поле обнаружения на малых высотах. На этом бы задача РТВ была бы выполнена. «В лоб» решить подобную задачу было невозможно из-за экономических и технических проблем. Расчеты показали что, развертывание одной РЛР на новой позиции со строительством объектов инфраструктуры обошлось бы в 1,5 миллиона марок ГДР. Однако командование Группы войск пошло на эти расходы выделив около 5 миллионов марок ГДР. После тщательных расчетов и выбор точек позиций, многочисленных рекогносцировок были заложены позиции трех новых РЛР. Особую гордость вызывало то, что строились эти позиции с учетом всех требований тактики ПВО и фортификации, выдерживались санитарные нормативы по защите от СВЧ-излучения, для солдат строились современные комплексные здания с спальными помещениями, столовыми, местами отдыха. Офицеры и их семьи получали комфортабельное жилье. В течение одного года позиции были выстроены. Войска ВВС и ПВО ННА ГДР тоже приняли решение о строительстве двух новых позиций в первой линии радиолокационных постов.
Для всех радиолокационных постов первой линии из центра начались поставки новых современных РЛС и систем АСУ. Но и это не решало проблему полностью. Нужно было искать принципиально новое решение.
Нарушения воздушной границы на малой высоте достаточно надежно и достоверно визуально фиксировали пограничники ГДР. Дальше события разворачивались следующим образом: солдат прибывал к ближайшей точке телефонной связи и сообщал данные на погранзаставу (время прохождения информации от 10 сек до 2 мин). Дежурный передавал эти данные по линии своих командных пунктов, и после доклада политическому руководству ГДР, данные поступали на КП ПВО и ВВС ННА ГДР и лишь тогда по линии взаимодействия на КП ПВО Группы войск. Действия же наших войск, в случае своевременного обнаружения этого нарушителя средствами радиолокационной разведки, позволяли лишь продолжать мероприятия по приведению дежурных сил ИА к перехвату цели.
В результате напряженной работы офицеров-энтузиастов штабов двух стран, СССР и ГДР, в короткий срок была создана совершенно новая модель пресечения нарушений воздушной границы ГДР, не имевшая аналогов в практике войск ПВО, полностью соответствовавшая тактическим и техническим возможностям группировки войск и сил того времени.
Было принято решение для пресечения нарушений использовать боевые вертолеты МИ-24 армейской авиации ГСВГ и ННА ГДР. Это давало возможность сберечь дорогостоящий ресурс ИА, снизить нагрузку на экипажи истребителей и дать реальную практику боевых действий пилотам армейской авиации. На позициях РЛР первой линии были оборудованы площадки для дежурства вертолетов и места отдыха экипажей. В светлое время суток с аэродрома базирования на позицию РЛР первой линии прибывал вертолет. Его экипаж постоянно находился на пункте управления роты и был всегда в курсе воздушной обстановки. Время взлета вертолета существенно меньше времени подготовки к полету истребителя, экипаж вертолета находится в 10-20 метрах от боевой машины. Расстояние до границы 3-15км. На дежурстве в РЛР находились одновременно почти два десятка МИ-24 армейской авиации Группы и ННА ГДР. О лучшем мечтать и не хотелось.
Информация о нарушителе была почти всегда в погранвойсках, но нужно было изменить каналы ее прохождения и приоритеты докладов. Между всеми пограничными заставами ГДР и ближайшими радиолокационными приграничными ротами ГСВГ или ННА ГДР первой линиии была установлена прямая телефонная связь.
Теперь предстояло преодолеть языковой барьер. Усилия были направлены на сокращение времени прохождения информации о нарушении. В этих условиях качество общения и взаимопонимания немцов-пограничников, офицеров и солдат, телефонистов, дикторов и операторов обеих стран становились важнейшим звеном в общей цепи. В СССР, в средних школах изучался иностранный язык. Часто это был немецкий, но качество его изучения было крайне низким. В школах ГДР положение с русским языком было не намного лучше. Речь о том, что на наших КП будет правильно понята самая простая немецкая фраза с информацией о нарушении, просто не шла. Не помогли разработанные нами фразы-шаблоны. Думаю, что мне «помогло» полное незнание немецкого языка. Иностранные языки всегда были для меня камнем преткновения и я попробовал представить, что было бы мне посильным в освоении немецкой фразы.
И мы нашли выход. Немецкие числительные от единицы до десяти знали почти все, кто учился в школе, остальные были в состоянии их выучить. На топографической карте, всю границу ГДР с ФРГ разбили на 10 участков, каждый протяженностью 80-110км и присвоили им номера от 1 до 10. Появилась возможность одной цифрой определить участок границы протяженностью примерно 100км. Каждый этот участок разбили еще на 10 более мелких. Таким образом, двумя цифрами с точностью до 10км обозначался каждый конкретный участок госграницы. Например, цифра 46 соответствовала докладу что в зоне ответственности 4-ого погранотряда, на 6-ом участке нарушена госграница. Эту работу проделали офицеры штаба погранвойск ГДР. Теперь точность определения координат цели для наведения вертолета была достаточная. Это было полдела.
О том, что произошло нарушение воздушной границы, нужен был особый сигнал. Неожиданно возникло серьезное осложнение. Необходимо было выбрать сигнал, который еще не использовался никаким ведомством или спецслужбой ни СССР, ни ГДР. Последствия применения несогласованного между странами такого сигнала могло вызвать непредсказуемые действия, как национальных вооруженных сил, так и органов госбезопасности, которым подчинялись погранвойска. По логике, выбор такого сигнала необходимо было бы поручить Генеральным штабам наших стран. Кроме того, нам хотелось, чтобы это было простое, интернациональное слово, исключающее слуховую ошибку и напоминающее о летательном аппарате, с возможностью его передачи по открытым каналам связи. Разрабатывая совместные боевые документы, на совещании, посвященному такому, казалось простому вопросу, мы уже поняли, что получение такого сигнала может затянуться на долгие месяцы. И скорее всего нам предложат какую-нибудь бессмыслицу, типа, «Мягкий кирпич». И я предложил коллегам, офицерам штаба ВВС и ПВО ННА просто придумать такой сигнал, назвав его в документах, временным (я знал, что нет ничего более постоянного, чем временное). Но по тому, как вытянулись лица законопослушных и педантичных немцев, понял, что вопрос застопорился окончательно. «Бери ответственность на себя»,- предложили они мне. Не долго думая, я предложил слово «МОТОР». Лица коллег посветлели. «Принимаем!» Только немцы произносили его с ударением на первом слоге. Таким образом, полная информация о нарушении передавалась сочетанием слова «МОТОР» и двух цифр на немецком языке. Идея оказалась очень удачной. Я думаю, что десятки тысяч солдат и офицеров служившие в войсках ПВО и авиации ГВСГ знают и помнят этот сигнал до сегодняшнего дня. Позднее таким же образом появился учебный сигнал «ДИЗЕЛЬ» - обозначавший начало тренировки по условному нарушителю. Его передавал немецкий солдат-пограничник, вскрывший в определенное время конверт в ходе патрулирования своего участка границы.
Разрабатывалась новая схема докладов. Обнаружив нарушителя воздушной границы солдат-пограничник докладывал своему дежурному по заставе о нарушении по форме: специальный сигнал, о котором я говорил выше, тип летательного аппарата, направление полета другие данные. Теперь, услышав специальный сигнал, дежурный тут же передавал его в радиотехническое подразделение, где нес боевое дежурство МИ-24. На первом этапе на вышестоящие КП всех уровней шел только короткий сигнал в одно слово и две цифры. Никто не имел права требовать подробностей. И лишь на втором этапе производились уточнения, предавались данные о высоте полета, направлении, типе летательного аппарата, позволялось задавать уточняющие вопросы.
Сопротивление взаимодействующих ведомств введению новой схемы оповещения было колоссальным. Чего только стоило получить немецкие карты с дислокацией погранпостов. Держать вертолеты вне аэродрома, авиаторам казалось кощунственным. Пограничники настаивали на сохранении преимущества своих направлений докладов. Начальники на КП ПВО требовали немедленного подробного доклада с деталями о нарушении для исключения ложных подъемов авиации.
Но спустя небольшое время произошли поистине революционные изменения. Вертолеты стали взлетать на пресечение нарушений, и уже через 5-7 минут были в точке нарушения. Ведь теперь экипаж вертолета не терял драгоценных минут в ожидании приказа с КП ПВО Группы войск, а фактически знал, что ему нужно делать, услышав на пункте управления сигнал «МОТОР» на своем участке ответственности. Команду «В воздух» экипаж уже получал в вертолете полностью готовом к взлету, ему уже не были нужны команды наведения с земли, он самостоятельно выходил не цель.
Наступило время эффективных перехватов нарушителей воздушной границы ГДР. Позднее, отработав тактику перехватов, экипажи вертолетов с азартом, не дожидаясь вышестоящих команд, только по сигналу «Мотор», нарушая регламент, ради успешного выполнения реальной боевой задачи, самостоятельно поднимали машины в воздух. Время на пресечение нарушения реально сократилось до минимальных величин. Новизна, парадокс и некий авантюризм ситуации заключалась в том, что фактически команду на выполнение активных действий экипажу боевого вертолета отдавал пограничник ННА и оператор РЛС, обнаружившие цель. Была отработана тактика перехвата нарушителя парой вертолетов: одна машина отсекала нарушителя от границы, вторая принуждала к посадке вплоть до открытия огня на поражение. Перехваты и посадки нарушителей стали регулярными, общее количество нарушений стремительно сокращалось.
Случайные нарушители, «заблудившиеся» в воздушном пространстве, незамедлительно выполняли команды экипажей. Были нарушители, которые прекращали попытки уйти от преследования только после угрозы столкновения с землей, под воздействием потока воздуха от лопастей вертолета или открытия предупредительного огня. Были и такие, по кому открывался огонь на поражение, были и асы, которые уходили от преследования, маневрируя в нескольких метрах от земли, активно используя рельеф местности и даже осуществляя полет под проводами линии электропередач.
А время непрерывно ставило новые задачи. Одновременно предстояло освоение и введение в эксплуатацию системы опознавания «Пароль», укомплектование войск и постановка на боевое дежурство новых образцов РЛС и элементов системы АСУ «Маневр». Совершенствовалась боевая подготовка войск – стал обычным вывод частей и подразделений РТВ на учениях в незнакомые районы. На территории ГДР была организована сеть мобильных ложных позиций радиолокационных рот, развертываемых по единому замыслу. И многое, многое другое, о чем еще предстоит вспомнить и написать мне, моим боевым товарищам. Известно, что история развивается по спирали. Может на очередном ее витке, кому-нибудь и будут интересны наши воспоминания и опыт.
Я же в августе 1984г убыл для прохождения службы туда, откуда пять лет назад прибыл в ГСВГ – в управление ПВО КПрибВО. На горизонте уже вставала заря горбачевских «перестроек» и «ускорений», путча и ГКЧП, поспешная капитуляция наших войск в Прибалтике и развал СССР, растаскивание Вооруженных Сил по национальным квартирам. Но это уже совсем другие истории, в которых мне тоже, вольно или невольно, пришлось участвовать.
 

Assaulter

Активный участник
Сообщения
289
Адрес
Самара
http://popgun.ru/viewtopic.php?f=150&t= ... start=1560

Ptaxa

Для меня АСУ было ругательным словом и на это были причины. В 1982 г на вооружение нашей зрбр была поставлена АСУ Сенеж. Все красиво, много кабин, долго сидели заводчане, налаживали, налаживали. Давали целеуказание, цель по Цу не обнаруживали, включали поиск и иногда находили цель, иногда нет. Опять налаживали. Снова давали целеуказание и снова цели на нащем индикаторе захвата не было. Налаживали и наконец уехали. Точного ЦУ не было постоянно и не было в 1986 году, когда я покидал дивизион. Попытки добиться, чтобы давали точное ЦУ предпринимал много раз. Бесполезно, одни косяки. Но ведь мы выезжали в другие части, на полигонные стрельбы и видели красивую выдачу Цу АСУ АСУРК, Вектор. Это же сказка, цель давали в перекрестье. Приезжали к себе в часть и снова родной Сенеж выдавал лажу. Спрашивал отзывы о Сенеже у всех, с кем пересекался в жизни и ни одного одобрительного не было.

dmitrich55

...точно - 2БУ! Так вот работали мы так! оператор АСУ в 10.00 местного включал шкаф телепередатчика и (соответственно - два шкафа телеприёмников), докладывал по громкой на КП батальона о начале "работы" и добросовестно "склёвывал" все отметки от целей и своих самолётов. В 14.00 выключал телепероедатчик (а то и весь "САРАЙ"), докладывал на КП ртб и занимался по своему плану.
Информация на КП Бригады не поступала толком - связь была по проводам и в 1981 году (немецкие связисты из Кведлинбурга приезжали с передвижной лабораторией!)нашли дефект - под стенами здания КП батальона. Но если вдруг связь появлялась ( а такое иногда было) - с КП Бригады требовали выдавать линию Госграницы и не обращали внимание на инфу о целях... никому не нужно было.... В 1980 году привезли на позицию от ВВС "Воздух-1М"! и начали выдавать информацию по УКВ р/ст !! НО! на КП ИАД Цербст! А в Бригаду Мерзебург ничего не шло , да и нечем там было принимать ..
На учениях передавали инфу по Р-118 и как исключение по Р-140. Но в диапазоне КВ - АСУ не работало - только геморой лишний был.
Но отдыхать личному составу в "сарае" было весьма удобно! Тепло, светло (светомаскировка работала надёжно) и вытяжка классная - курить можно не опасаясь! Я всегда включал обогреватель ОВ-65 и в прицепе был "Ташкент"! А когда стали запрещать использование отопителей (работающих на дизельном топливе и бензине) я просто разрешил снять обручи с брезентовых вытяжных рукавов - и всё тепло из шкафов пошло в прицеп! Включали приточку и не включали вытяжку... даже и лучше воздух был... без запаха соляры.

Да ничего нового не сделали до самого вывода войск из Германии. Если в Союзе кое-где работали по АСУ (509 и 508 Центры АСУ), но и там в случае "обострения" обстановки - ВСЁ переводилось на телефонную линию Командир - Командир!
Железо могло работать - и примеры были, но вот дубовость Офицеров на КП вышесидящих - иногда просто поражала! Из множества случаев помню мой разговор с ОД КП 45 РТБр - по поводу отсутствия от меня лично доклада(ему ЛИЧНО!)" о работе по иностранному самолёту!!!(был такой сигнал в переговорных таблицах и такое требование в Инструкции ОД КП).
Буквально через минут 10 раздаётся крик "диктора" - на вторую!(т.е. чтобы я взял прямую линию ОД КП)и я ответив и представившись вдруг слышу вопрос - а почему нет сигнала по радио о работе по иностранному самолёту и нет ЛИЧНОГО доклада от меня??!! Я сначала не понял - что от меня нужно... и только через несколько секунд вспомнил, что в Глухомани СССР нет ЦЕЛЕЙ, нет ИНОСТРАННЫХ САМОЛЁТОВ и новый ОД КП Бригады - как раз и приехал по замене из той самой Глухамани!! А раз ОН (один из множества офицеров) СЮДА попал - так ОН и считает себя САМЫМ-САМЫМ!!
Я конечно вежливо было сказал, что здесь ВСЕ иностранные!!и вроде как не требовалось такое действо .... но ОН был непреклонен!
Ну... я был молодой, дежурить очень нравилось и у меня получалось!(прошу извинить за лёгкое хвастовство!)
Я НАЧАЛ ЛИЧНО докладывать о всех обнаруженных!!!!!!!!! иностранных самолётах! через несколько часов я его ДОСТАЛ! я не докладывал помошникам и прочим!! я требовал лично его к телефону и лично медленно и внятно докладывал! А ещё у меня дополнительно сел на смену телеграфист и на приёмный центр Бригады повалились дополнительные донесения!
В первую линию дополнительно помогал вставлять донесения второй диктор! С личным составом я умел договориться!
Всё успокоилось - после звонка Начальника КП Бригады - нашему НШ м-ру Кондрацкому В.К. Было сказано, что твой оперативный (т.е. Я!)за....трахал нашего новенького Оперативного Дежурного!!! и в Бригаде учли пожелания всех нижестоящих ОД КП и с новыми офицерами из Союза беседа уже проведена и чтоб немедленно вся Боевая Работа велась так - как это было ВСЕГДА!
Когда в 1983 году на КП Бригады Чита я увидел какой шум и гвалт поднялся по поводу обнаружения 1(ОДНОГО!!!) МиГ-19 с Хайлара (Китай)- мне стало немного понятно - какая подготовка была у массы офицеров в СССР. Но увы... это уже другая история... блин..
P.S. мне в Союзе многие просто не верили - когда я рассказывал о норме 550-600 целей в день! и около 100 своих "самолётов". И про дежурную вертушку Ми-24 с блоками на позиции батальона. И про дежурство на ПУ орлр Аттенштедт(позывной Нахтигаль) в ННА ГДР! увы....

Добавлено спустя 9 минут 59 секунд:

Чем больше читаешь воспоминания солдат и офицеров, тем меньше иллюзий остается по поводу отечественного АСУстроения.

Самое главное, что даже имеющиеся наработки не могли толком освоить - даже уже устаревшая порядком "Воздух-1п" оставалась чем-то недосягаемым и как положено не работала.
Причем вопрос ведь был не только в качествах самой АСУ, но, как видим, в организации связи.

И вместо того, чтобы разобраться с уже имеющимися проблемами, промышленность продолжала выдавать вал сыроватых, в общем-то разработок. Дикая разунификация! Наверное не было ни одного подразделения с какой-то более-менее похожей структурой выдачи информации и организации каналов связи

Добавлено спустя 14 минут 43 секунды:

Еще покопался немножко по вопросу наведения ИА ВВС.

Похоже, что частично эту задачу действительно решали отдельные полки и батальоны автоматизированного управления, подчинявшиеся воздушным армиям.

Интересная у них была структура.

Данные по 2086 отдельному батальону автоматизированного управления 4 ВА СГВ, Ключево (взяты с http://www.sgvavia.ru/forum/55-247-1 данные Кацперского)

Батальон сформирован к 01.01.1982 г. на базе 128-го отдельного узла автоматизированных систем управления, В/Ч П.П. 46587, а также РЛГ 347-го обс и РТО дислоцированных в гарнизоне КЛЮЧЕВО. В мае 1992 г. состоялся вывод части в гарнизон ШАЙКОВКА. На месте была оставлена лишь РЛГ 2-го узла для обеспечения перелётов выводимых частей. Она вошла в состав 362-го обс и РТО, В/Ч П.П. 74590 в БУЖИКОВО.

УПРАВЛЕНИЕ
КОМАНДОВАНИЕ
ШТАБ

АППАРАТ ПАРТИЙНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ

ЧАСТЬ ТЕХНИЧЕСКАЯ
СЛУЖБА АВТОМОБИЛЬНАЯ

УЗЕЛ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ (1-й узел)
ГРУППА РАДИОЛОКАЦИОННАЯ
— П-35М
— ПРВ-17 (с 1988 г.)
— НРЗ-...
— РЛ-30-1
ГРУППА АВТОМАТИЗАЦИИ
— ВП-04М
— пункт наведения ВП-11М
— пункт наведения ВП-11М
ЭЛЕКТРОСИЛОВЫЕ УСТРОЙСТВА

УЗЕЛ НАВЕДЕНИЯ АВИАЦИИ (2-й узел)
ГРУППА РАДИОЛОКАЦИОННАЯ
— П-37Р
— П-18Р
— П-12НМ (передана в 3-й узел)
— ПРВ-9А
— НРЗ-...
ГРУППА АВТОМАТИЗАЦИИ
— ВП-02М
— пункт наведения ВП-11М
— пункт наведения ВП-11М
ЭЛЕКТРОСИЛОВЫЕ УСТРОЙСТВА

УЗЕЛ ОБНАРУЖЕНИЯ И ЦЕЛЕУКАЗАНИЯ (3-й узел)
Группа радиолокационная
-Станция радиолокационная обнаружения и целеуказания
-Дальномер радиолокационный (П-40А)
-Высотомер радиолокацонный (ПРВ-17)
-Пост маловысотный (аэр. НАДАЖИЦЕ)
-Станция радиолокационная обнаружения низколетящих целей (П-19)
-Высотомер радиолокационный (ПРВ-16Б)
-Объект ВП-01М
Радиостанция средней мощности (Р-137М)
ГРУППА МОБИЛЬНАЯ
(в её состав выделяются силы и средства (3-го узла)
— П-18Р
— ПРВ-16Б
- РАДИОСТАНЦИЯ СРЕДНЕЙ МОЩНОСТИ (Р-137М)

УЗЕЛ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С КОМПЛЕКСОМ РЛДН А-50 (4-й узел) — не ранее июля 1986 г.)
ЦЕНТР КВ-СВЯЗИ
— Р-...
ЦЕНТР УКВ-СВЯЗИ
— Р-844М6
— Р-844М6
— Р-844М6
ЦЕНТР КОСМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ
— Р-440-О
ЦЕНТР КООРДИНАЦИОННЫЙ

РОТА СВЯЗИ
РАДИОВЗВОД (1-й взвод)

ВЗВОД ... (2-й взвод)
— Р-824ЛПМ
— Р-824ЛПМ
— Р-122М2
— Р-137М
— Р-137М
— Р-137М
— Р-845

— Р-824М
(...)
— Р-844М4
(...)

— Р-410-5,5
— П-240

ГРУППА МОБИЛЬНАЯ
(в её состав выделяются силы и средства роты связи)

ВЗВОД ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
СКЛАД ...

Другие встретившиеся мне аналогичные части ВВС СССР:

http://scucin-avia.narod.ru/units/nazem ... 95obau.htm

134й отдельный батальон автоматизированного управления.

войсковая часть: в/ч 22224
Этот батальон входил в состав 95й истребительной дивизии. Такие батальоны придавались только истребительным авиачастям. Основной задачей батальона была обеспечение радиолокационной информацией. Штат батальона был особенный и отличался от штатов аналогичных батальонов СССР, т.к. кроме повседневной работы по обеспечению полётов двух авиаполков, на базе 134 обау проводились испытания новейших разработок по автоматизации воздушного боя. В конце 2004 года 134 обау был расформирован и прекратил своё существование. Вся техника была сдана на базы хранения.

состав 134го обау 1977-1986:

узел управления
узел обнаружения и наведения
узел оповещения
рота связи
хозяйственный взвод

состав 134го обау 1987:
узел автоматизированного управления (УАУ)
узел наведения авиации (УНА)
узел обнаружения и целеуказания (УОЦ)
приёмно-передающий центр (ППЦ)
узел автоматизированного управления 2 (УАУ-2) (на его базе проводились разного рода испытания)
рота связи
взвод обеспечения

вооружение:
радиолокационные станции П-35, П-37, П-40, П-12, П-18
высотомеры ПРВ-9, ПРВ-11, ПРВ-13, ПРВ-15
автоматизированные системы управления и наведения "Воздух П", "Манёвр"

В 1986-2004 гг на позициях батальона были развёрнуты следующие средства связи и радиотехнического обеспечения (СС и РТО):

Радиостанции: Р-844 и Р-845
Радиолокационные станции (РЛС) кругового обзора: П-40 "Броня", две РЛС П-37, 3 РЛС П-18. Все РЛС, кроме П-40 были укомплектованы системами опознавания "Пароль".
Радиовысотометры: ПРВ-17, ПРВ-13, ПРВ-9 и два ПРВ-16
Аппаратура автоматизированного управления типа "ПН", "Воздух П", "СПЛАВ" и т.п.

http://skywar.ru/obsrto.html

В 1979-1989гг. в Афганистане части связи и РТО были представлены следующими подразделениями:

Части автоматизированного управления авиацией:

- 494 уасу (в/ч пп 67022 ) - узел автоматизированной системы управления авиации ВВС 40 ОА, Баграм (03.80-09.84) в 81 г. переформирован в Узел автоматизированного управления иап, 28 сентября 1984 года расформирован, личный состав и техника вошли в состав 600 ОБС и РТО (в/ч пп 30098)

http://artofwar.ru/i/iwan_d/text_0260-3.shtml

П Е Р Е Ч Е Н Ь объединений, соединений, воинских частей и учреждений Вооруженных Сил бывшего СССР, находящихся на территории Республики Молдова, перешедших под юрисдикцию Российской Федерации Приложение к приказу Главнокомандующего Объединенными Вооруженными Силами N 026 от 9.04. 1994 г

Военно-воздушные Силы

1173 отдельная рота связи и радиотехнического обеспечения
г. Тирасполь

301 отдельный батальон автоматизированного управления
г. Тирасполь

944 узел связи и радиотехнического обеспечения
г. Тирасполь

Добавлено спустя 7 минут 56 секунд:

В составе 16 ВА ГСВГ (ЗГВ) были 83-й отдельный полк связи и АСУ (Рангсдорф), 785-й отдельный батальон АУ (Дамгартен).

Но 16 ВА, по-видимому, была достаточно уникальным формированием для СССР.

Оказывается, КП ВВС и ПВО был совмещенным. Поэтому, ИА ВВС могла пользоваться оповещением радиотехнической группировки ПВО, ну и своей сетью естественно.
Объясняется это наверное тем, что ИА ВВС в Германии тоже отчасти выполняла задачи ПВО?

http://rtv-pvo-gsvg.narod.ru/articles.h ... henko#text

Левченко Петр Гаврилович. Начальник войск ПВО ГСВГ с 1960 по 1967г.

Служба в Группе Советских войск в Германии

Детально отработали вопрос об управлении дежурными средствами ПВО с совмещенного Главного Командного пункта ВВС и ПВО на базе КП ВВС и КП ПВО Начальника войск ПВО.
Одновременно предлагалось проводить один - два раза в месяц тренировки всех сил и средств ПВО по отражению воздушного противника во взаимодействии с ВВС и ПВО ННА ГДР, ЧССР и ПНР.
На одном из очередных заседаний Военного Совета все предлагаемые нами мероприятия по улучшению системы ПВО Группы войск были утверждены.
В Группе войск тренировки наземных средств ПВО и истребительной авиации теперь стали проводиться регулярно один - два раза в месяц. Все это дало нам возможность добиться взаимного понимания между КП ПВО и КП ВВС во всех звеньях. Организовывались также учения по отработке специальных вопросов, как, например, взаимодействие в одной зоне.
Мне хотелось бы высказать свое мнение о командующем ВВС Группы войск генерал-лейтенанте Пстыго И.И.
Сошлюсь на один пример, при совмещении КП ПВО и КП ВВС почти всегда возникает вопрос, кто же является старшим на этом КП, у нас и Иваном Ивановичем Пстыго никогда не возникал такой вопрос. Взаимное уважение, взаимная согласованность, деловитость, уважение к возрасту и воинскому званию - вот чем мы руководствовались в своей работе. Мы с Иваном Ивановичем Пстыго проработали более семи лет на одном командном пункте, и никогда между нами не возникало никаких противоречий.

Где-нибудь еще в СССР существовало объединение ВВС и ПВО на таком уровне?

Добавлено спустя 5 минут 16 секунд:

Ну и до кучи уж :-D как это делается сейчас на авиабазах командований ВВС и ПВО

http://www.airforce.ru/content/reportaz ... /?langid=1

Авиабаза Савастлейка

725 Центр Боевого Управления.

В/ч 33114 создана на основании директивы МО РФ от 14.01.1993 года и ГШ войск ПВО от 06.07.1993 года с определением дня части 1 июля (в/ч 3311). Сформирована из в/ч 03034 и 23599«Ц». Личный состав ЦБУ авиации умело выполняет поставленные задачи, невзирая на погодные условия, при этом обеспечивая автоматизированное управление боевыми действиями ИАП, радиолокационное обеспечение полетов и перелетов в дальней зоне.

Прямо ничего не говорится, но из описания можно сделать вывод о том, что центр занимается эксплуатацией АСУ иап (сейчас не знаю как обозвать) и организацией связи с обеспечивающими частями РТВ
 

drug

Активный участник
Сообщения
1.419
Адрес
Новосибирск
Assaulter написал(а):
Чем больше читаешь воспоминания солдат и офицеров, тем меньше иллюзий остается по поводу отечественного АСУстроения.
Хоть кто-то меня поддержал :-D А то в американского патриота записали даже. :-(
И пока будет молчание и ширма секретности, весь этот пласт проблем вскроется только в случае реальных боевых действий.

Насчет частей связи и радиотехнического обеспечение ВВС добавлю, что их задача намного уже чем у РТВ - они работают лишь в интересах авиации ВВС. В отличие от РТВ, которые выполняют контроль за правилами использования воздушного пространства авиацией всех ведомств, от захудалого Ан-2 до борта номер один, сбор и выдачу разведывательной информации для командования и боевой для потребителей (ЗРВ, ИА, РЭБ).
 

Assaulter

Активный участник
Сообщения
289
Адрес
Самара
drug, а нельзя прикинуть по списку матчасти обау очень примерную глубину радиотехнического поля, которое он может обеспечить?
 

drug

Активный участник
Сообщения
1.419
Адрес
Новосибирск
Assaulter
я не исключаю, что все РЛС были развернуты в районе аэродрома. Вообще гадать дело неблагодарное, плюс не ясно количество РЛС - ведь перечислены типы только, причем техника старая. П-12 и П-18 станции обнаружения МВ, по моему у них максимальный масштаб 360 км. Остальные станции более высоких диапазонов и используются уже для целеуказания. Я думаю, что примерно в радиусе 300 км создавалось поле на средних и больших высотах. На малых высотах около 50 м поле где-то 40-60 км. Но это все пальцем в небо, конечно же. И с коэффициентом 2, а то и 3 и третьей координатой. Если просто поле наращивать для галочки - можно их размазать и на большей территории раза в 2-4, как сейчас у нас сделано.
 

Assaulter

Активный участник
Сообщения
289
Адрес
Самара
drug

Ясно, спасибо!

Думаю, что особенно большую какую-то зону покрытия делать армейской авиации все равно было бесполезно - при операциях на оперативную глубину РЛС за линию фронта все равно не забросишь. Так что, видимо, действительно - 200-300 км.

Откровением стало, что, оказывается, специальные узлы связи для взаимодействия с А-50 создавались. Вот уж чего вообще не знал
 

Плюк

Активный участник
Сообщения
651
Адрес
Москва
Самое главное, что даже имеющиеся наработки не могли толком освоить - даже уже устаревшая порядком "Воздух-1п" оставалась чем-то недосягаемым и как положено не работала.
Причем вопрос ведь был не только в качествах самой АСУ, но, как видим, в организации связи.

И вместо того, чтобы разобраться с уже имеющимися проблемами, промышленность продолжала выдавать вал сыроватых, в общем-то разработок. Дикая разунификация! Наверное не было ни одного подразделения с какой-то более-менее похожей структурой выдачи информации и организации каналов связи


Ни в коей мере не хочу сказать,что перечисленные тут проблемы с АСУ не имели места, но эта цитата говорит как минимум, что изрядная часть проблемы есть в самих военных которые не могут и не желают ничего осваивать перекладывая все претензии на разработчиков, попросту говоря плохим танцорам яйца мешают. Во вторых разработчики не с бухты барахты все делают, а по ТЗ военных, поэтому если в итоге они выдают то, что военные не могут по каким-то причинам нормально использовать нужно в первую очередь спрашивать с военных, какое задание они давали, я тут не беру в расчет чисто технические проблемы, которые в принципе устранимы.

В то же время, когда служил в ГСВГ, приходилось ездить к коллегам из ВВС и ПВО ГДР, в том числе и по обмену опытом.Так вот у немцев эта самая АСУ "Воздух" очень даже прекрасно работала во всех звеньях от РЛ поста до КП дивизии и выше. На наших командных пунктах планшеты ОВО измерялись в десятках кв. метров.У немцев планшет ОВО размером был примерно 1,5 х 1,5 м. и выполнял дублирующую роль.Вся воздушная обстановка отображалась на одном из экранов АСУ в электронном виде.
Аналогичную картину использования АСУ наблюдал и у поляков, когда три дня присутствовал на КП корпуса ВВС и ПВО в г. Быдгощ, как офицер взаимодействия на учениях.
Выходит, что и в ВВС, и в ПВО картина с освоением и использованием АСУ была одинаковой. Чем объяснить ? Лично я вижу одну причину - российский менталитет, а попросту говоря - по...уизм.
 

Assaulter

Активный участник
Сообщения
289
Адрес
Самара
Да мне сейчас уже кажется, что в случае сферовакуумного военного столкновения на равных ННА основательно бы дала Бундесверу прикурить :-D

В ГДР их специалисты, обученные в наших академиях как раз к развалу СССР и ОВД разработали собственную АСУ ПВО-ВВС "верхнего" уровня ARKONA (Automatisierte Radar Kontroll- und Navigationsanlage) http://en.wikipedia.org/wiki/ARKONA_(FüWES)
Скорее всего, даже лучше нашего "Алмаза" была.

В 90-е годы ее таки допилили под НАТОвские стандарты, и она находилась на дежурстве до недавнего времени.

Считаю, что правильным направлением было создание единой АСУ "Маневр" - надо было так и идти по дороге стандартизации и унификации. Собственно, как я понимаю, "Поляна-Д4" - это и есть осколок "Маневра".
 

Eduard_AB

Активный участник
Сообщения
171
Адрес
СПб
Assaulter написал(а):
Интересный был бы объект для съемок :-D До сих пор, кстати, покрытый завесой тайны :-D
Ну, если так интересно, на А-50 туалет таки есть, штатный.
Там же, где и на Ил-76.
Другое дело, что он, похоже, маловат для экипажа А-50.
Да и связываться с его чисткой никому не охота.
Вот и пользуются ведром.

Assaulter написал(а):
Интересно, а у ОБУ на А-50 парашюты есть или нет?
"
Да у всего экипажа есть, ОБУ не исключение.
 

drug

Активный участник
Сообщения
1.419
Адрес
Новосибирск
Eduard_AB
а вы связаны как то с А-50? Если да, поделитесь, что знаете. Было бы интересно.
 

Eduard_AB

Активный участник
Сообщения
171
Адрес
СПб
Assaulter написал(а):
И вообще, откуда такая проблема - куда "завязывать" борт ДРЛО?
Ну а как ему работать в единой системе?
Можно, конечно, и автономно.
Когда заранее выделяется наряд сил и зона ответственности.

Assaulter написал(а):
Взяли бы да и организовали слив информации сразу по нескольким направлениям...
Вообще то на самом борту так и было реализовано. Поддерживалась работа с несколькими типами АСУ ПВО/ВВС + АСУ ПВО СВ. На последнюю только слив информации. На остальные как слив информации, так и её получение.
И на испытаниях, середина-вторая половина 80-х, основной проблемой было найти эти самые АСУ.
На земле должна быть соответствующая инфраструктура.

Добавлено спустя 21 минуту 47 секунд:

drug написал(а):
Eduard_AB
а вы связаны как то с А-50?
Был. Но давно. С 1983г по 1993г.
По поводу негатива.
Складывается такое впечатление, что их просто не могут поддерживать в нормальном состоянии и не готовы к работе с ними.
Дело в том, что бОльшая часть аппаратуры РТК производилась на предприятиях Украины и Белоруссии. С развалом Союза поддерживать технику в эксплуатации стало проблематично.
Наверное есть проблемы и с экипажами РТК.
Первые, которые еще из Шауляя, были очень толковые.
http://fotki.yandex.ru/users/rata16/vie ... ncrnd=6428
У них был уникальный опыт еще с "Лиан". И осваивали они А-50 вполне достойно и успешно. Потом началась чехарда с их переселением и бардак 90-х. Похоже просто образовался "разрыв поколений", усугубленный плохой документацией на комплекс и практически отсутствием тех.поддержки.
 

Assaulter

Активный участник
Сообщения
289
Адрес
Самара
Eduard_AB, спасибо, что присоединились и поддержали тему!

Eduard_AB написал(а):
их просто не могут поддерживать в нормальном состоянии и не готовы к работе с ними.
Eduard_AB написал(а):
усугубленный плохой документацией на комплекс и практически отсутствием тех.поддержки.

То есть ситуация в самых общих чертах та же самая, что и с наземными АСУ - то связь хромает, то включать боятся, то подготовленных специалистов нет, то взаимодействие наладить не могут, то завод чего-нибудь накосячит.

Я абсолютно от реалий нашего А-50 далек, но упорно кажется, что сейчас его и не пытаются встроить в какую-то сложную цепь АСУ - максимум, просто выдать информацию на перехватчики.

Добавлено спустя 26 минут 7 секунд:

Eduard_AB, по нашему ДРЛО интересно, конечно, абсолютно все :-D

Но неизвестно даже, что можно у Вас спрашивать, а что нет.

Я с форума http://russianarms.mybb.ru/viewtopic.php?id=3112#p32224 самые "занимательные" куски понадергал.

Если посягательств на птицу гриф нет, можете как-то прокомментировать?:


"- У нас четыре вычислительных комплекса, - показывает инженер по радиооборудованию майор Владимир Любимцев. - Каждый из них отвечает за свою задачу: обнаружить, классифицировать, навести на цель. Видели, как американцы в кино кучей истребителей за одной целью носятся? У них АВАКСы находят цели и передают данные об их положении на бортовые компьютеры истребителей. Те дальше считают обстановку сами. Наши комплексы на истребителях слабее, поэтому весь ход возможного воздушного боя рассчитывается и планируется у нас. По современным меркам сложно, зато очень систематизировано, и в результате воздушной свалки не будет. Каждый будет решать свою персональную задачу."


Еще когда поднимались в салон А-50, в нос ударил запах спирта. Оказалось, что "подогреть" аппаратуру - полдела. Ее еще надо защитить от влаги. В результате весь боевой расчет протирает тумблеры и кнопки на рабочих местах кистями со спиртом.

- И сколько же его уходит? - недоумеваю я.

- Где-то два литра, - уточняет Пучков.


Один раз в жизни ,видел когда возможности наших истребителей использовались с учетом заложенного в них потенциала.
1990 году , за три месяца перед "Бурей в пустыне", войска ПВО Закво под видом подготовки к инспекции МО, приводили в высокие степени боевой готовности.
На аэродром прибыли два А-50 и два МиГ-31, основные полеты проводились по отработке взаимодействия МиГ-25пдс-36 самолетов с аэр. Насосный и Су-15тм - 36 самолетов с аэр.Марниули.
Больше месяца бились, что бы состыковать частоты, разносы и коды аппаратуры наведения.
Для получения данных о бортовом номере (позывном летчика), высоте, остатке топлива были задействованы режимы оборудования, которые ранее не использовались.
Через три месяца, пилоты истребителей, имеющие второй класс и выше осуществляли перехваты воздушных целей и в ППС,и в ЗПС, и на МВ и на БСВ по командам наведения А-50, МиГ-31, взлетая не только со своего базового аэродрома, но и аэродромов маневра Красноводск и Кировобад.

После 1990 года, в частях где служил, ни разу не выполняли перехватов по наведению с А-50, и ни разу штурмана МиГ-31 не выполняли наведения других самолетов на воздушные цели (не использовали весь потенциал данного самолета).
Есть чему учиться и к чему стремиться ....... .



В КБП для штурмана наведения А-50 прописаны упражнения по наведению во всех режимах(ручном, полуавтомате и автомате) - без этого класс не давали. А это деньги. Так что все старались. Какие то истребители вставали на канал лучше какие то хуже. С чем связано - не знаю. Я имею ввиду автоматическое наведение. Полуавтоматический режим практиковался практически в каждом полете, если на управлении были истребители.
Вся эта бодяга с автоматическим наведением задумывалась как часть единой системы управления войск ПВО( Наземные АСУ РТВ +АСУ ЗРВ +АСУ ИА ПВО) с выводом единой обстакановки в масштабах страны. Но потом, в начале 90-х, все было похерено.
Проблема согласования каналов возникала всегда, когда начинали работать с частью, которая до этого в автомате с А-50 не работала. Причин несколько: тех.состав не умеет настраивать, так как оно(оборудование) стоит, но им не пользуются, летчики не пользуются этим оборудованием, так как никогда в реале в автомате не наводились, не на всех бортах есть комплект оборудования, не на всех исправный и тд.
Части с которыми летали часто таких проблем не доставляли. В общем то такие проблемы были со всеми начальном этапе. После пары полетов все налаживалось.


Оставляет желать лучшего надежность комплекса. В полете бортинженеру капитану Игорю Галутво приходится метаться от стойки к стойке, переставлять блоки из одной ниши в другую. И всякий раз отворачивать крепежные винты, отсоединять подводящие кабели, раскручивать разъемы и отщелкивать шпингалеты.
...Что же касается шума, то, оказывается, избежать его непросто. Для того и предусмотрены наушники с глицериновым наполнением.
...Дело не только в уровне техники, но и в разобщенности видов Вооруженных сил. Различие в АСУ, кодограммах обмена, системах активного ответа вынуждает нас устанавливать на борту аппаратуру сопряжения, увеличивая общий вес. Американцы же все сопрягают на земле

P.S.

А с "Лианой" Вы не работали?
 

Eduard_AB

Активный участник
Сообщения
171
Адрес
СПб
Assaulter написал(а):
Я абсолютно от реалий нашего А-50 далек, но упорно кажется, что сейчас его и не пытаются встроить в какую-то сложную цепь АСУ - максимум, просто выдать информацию на перехватчики.
Я могут оценить А-50 на момент: конец 80-х - развал Союза.
К этому времени РТК был уже достаточно надежный, уж на полёт всяко хватало.
Надежность РТК была очень низкой в начале серийного выпуска А-50, т.е. 83-84гг. В это время игра в "электронные кубики" была обычным делом. Потом надежность стала расти. Переломным был примерно 86г. В это время МО было изрядно озабочено проблемами "долгостроя" по новым типам самолетов, доходило до передачи дел в прокуратуру. Коснулось это и А-50. Приезжал представитель ГШ с задачей определить судьбу темы. Надо отдать ему должное, разбирался внимательно и объективно, выполнил несколько полетов в составе экипажа РТК. Конечно самолет, точнее РТК, еще был сырой и работы были сильно затянуты, но он уже стал показывать результаты и были видны реальные перспективы. В общем он решил, что закрыть тему - просто выкинуть потраченные деньги. Даже в таком виде стоило запустить машину в опытную эксплуатацию, набираться опыта и определяться с реальными требованиями к машинам подобного класса.
Примерно в 87г. стало даже "скучно": с момента получения самолета на ЛИС и до его сдачи Заказчику блоки и разъемы практически не трогались.
К этому времени и по функционалу машина стала нормальной, решала практически все основные задачи: обнаружение, автоматическое сопровождение и опознавание ВО, наведение/управление ИП, передача/прием информации на КП АСУ и др. А-50.
Управление ИП: автоматический вывод с аэродрома в ЗДВ и управление в ней, решение задачи выбора оптимальной цели для заданного ИП, решение задачи оптимального выбора ИП для заданной цели, оптимальное распределение целей по заданному критерию между имеющимися на управлении ИП, вывод/возврат ИП на аэродром. Про автоматическое наведение не пишу, понятно что эта задача отрабатывалась в первую очередь. Если со "старыми" типами ИП и были какие проблемы, то уж с МиГ-31 и Су-27 все ОК.
Фомально решалась и задача вывода на НЦ.

Наиболее объективно описывает состояние mayorold:
Причин несколько: тех.состав не умеет настраивать, так как оно(оборудование) стоит, но им не пользуются...
Части с которыми летали часто таких проблем не доставляли. В общем то такие проблемы были со всеми начальном этапе. После пары полетов все налаживалось.
Сдается мне, что он из тех, кто на приведенном мной выше фото.

Assaulter написал(а):
А с "Лианой" Вы не работали?
Я не настолько древний :).
О "Лиане" слышал непосредственно от Шауляйцев. Надо сказать, что они самолет не ругали. К этому времени (84г) самолет конечно устарел, но техника работала надежно.
ШНы на нем работали "вручную", наводили голосом. Но у него были и свои достоинства: большая продолжительность полёта, просторный салон операторов, два экипажа, место отдыха для сменного экипажа.
 

sivuch

Активный участник
Сообщения
2.807
Адрес
Питер
Эдуард-если не секретно,разумеется
На А-50 имелась станция РТР?
Тот же вопрос по Ту-126
 

Eduard_AB

Активный участник
Сообщения
171
Адрес
СПб
sivuch написал(а):
На А-50 имелась станция РТР?
Только как часть БКО.
Т.е. выполнять функции самолета РТР А-50 не мог.
Пеленговать постановщиков помех, в диапазоне работы своей РЛС, конечно мог.
В общем: мы мирные люди, никаких самолетов-шпиёнов.
sivuch написал(а):
Тот же вопрос по Ту-126
Не знаю. Но вряд ли. Самолет то когда создавался.
Тогда была основная задача - патрулировать севера.
По сути летающая РЛС и ПН ИП.
 

Assaulter

Активный участник
Сообщения
289
Адрес
Самара
Эдуард, а ОБУ и другие специалисты, обслуживавшие радиоэлектронный комплекс на первые А-50 переучивались из состава экипажей списывавшихся Ту-126?

Вообще, что сами "наведенцы" говорили о своей работе: была ли какая-то специфика по сравнению с "обычными" ОБУ, легче или труднее? Можно считать, что у них были основания считать себя элитой "офицеров-управленцев"? :-D

К самим ОБУ А-50 предъявлялись какие-то повышенные требования к профессиональным качествам?

К эргономике и условиям обитаемости действительно были претензии? (за исключением извечной темы наличия/отсутствия туалета на отечественных самолетах :) )

Добавлено спустя 8 минут 10 секунд:

И, если позволите, еще один вопрос.

Я не знаю, секретная эта информация или нет, но интересно: А-50 производили когда-нибудь директорное наведение МиГ-23П/МЛД/МЛА? Или все только с четвертым поколением отрабатывалось?
Поляки, например, в "MiG-23: wersje mysliwskie" пишут, что такое взаимодействие налаживалось...

Спасибо! :good:
 

Eduard_AB

Активный участник
Сообщения
171
Адрес
СПб
Assaulter написал(а):
Специалисты, обслуживавшие радиоэлектронный комплекс на первые А-50 переучивались из состава экипажей списывавшихся Ту-126?
Сейчас прошло уже много времени и остались только впечатления об экипажах РТК в целом. Да и мне больше пришлось общаться, в первую очередь, с БИ РТК, а с ОС и ШН по "остаточному принципу".
В Шауляе - да. В Витебске - похоже из РТВ.
Мне больше довелось общаться с Шауляйцами из их первого экипажа.
Мы с ними просидели в Ахтубинске с декабря 83г. по июнь (примерно) 84г.
Очень классные спецы. У них был практический подход к освоению и реальные требования к комплексу. Вот их бы в испытатели на ГСИ.
Assaulter написал(а):
Вообще, что сами "наведенцы" говорили о своей работе: была ли какая-то специфика по сравнению с "обычными" ОБУ, легче или труднее? Можно считать, что у них были основания считать себя элитой "офицеров-управленцев"?
Ну первые себя никакой элитой не считали и сравнивали свою работу на А-50 с работой на Ту-126.
Assaulter написал(а):
К эргономике и условиям обитаемости действительно были претензии?
Да какая там эргономика. Больше всего доставал шум. Наши, самые большие в мире микросхемы, кроме габаритов и веса отличались еще изрядным тепловыделением и требовали соответствующего охлаждения. Для этого требовался большой расход воздуха. Когда выключалось охлаждение комплекса, казалось наступала полная тишина. В остальном, когда надежность аппаратуры стала нормальной, вполне приемлемо на 6-7 часов полета.
Assaulter написал(а):
А-50 производили когда-нибудь директорное наведение МиГ-23П/МЛД/МЛА? Или все только с четвертым поколением отрабатывалось?
На полигоне отрабатывали начиная с МиГ-21/Су-15. Вообще же в комплексе были заложены таблицы ЛТХ даже Су-9/11 и Ту-128. Насколько помню "шауляйцы" рассказывали о работе с Су-15-ми
 

madmis

Новый участник
Сообщения
2
1.К вопросу наличия РТР на борту-ТУ-126, в составе экипажа был оператор РТР.
2. На ТУ-126 имелся отдельный туалет,который штатно эксплуатировался видимо недолго,так как требовал специальной наземной машины( По крайней мере в 1978 г. ее уже не было)Кстати свет в туалете включался на рабочем месте оператора РТР... и прописано в туалете было обыкновенное ведро.
 

sivuch

Активный участник
Сообщения
2.807
Адрес
Питер
Assaulter написал(а):
Я не знаю, секретная эта информация или нет, но интересно: А-50 производили когда-нибудь директорное наведение МиГ-23П/МЛД/МЛА? Или все только с четвертым поколением отрабатывалось?
Поляки, например, в "MiG-23: wersje mysliwskie" пишут, что такое взаимодействие налаживалось...
Спасибо! :good:
Если судить по письмам,которые я получал от летчиков,там и лошадь не валялась
 
Сверху