Электронная российская биржа против газа США
В сентябре 2015 года «Газпром» провел свой первый аукцион по продаже газа. Главной задачей этих торгов стал не сам факт продажи добавочных объемов топлива в Европу, а отладка механизмов работы на этом рынке в будущем. Всего во время аукциона было продано 40 лотов общим объемом в 1,2 млрд. кубов газа. Это стало успехом.
Затем в марте 2016 года «Газпром» провел второй аукцион по продаже газа в страны Балтии. Тогда было реализовано 420 млн. кубометров. Третий аукцион состоялся во время отопительного сезона 2016-17 годов, когда «Газпрому» удалось добавочно реализовать порядка 2 млрд. своего газа.
Все эти первые пробные попытки проводились на европейских торговых площадках, и, по своей сути, были пробными шарами. Очевидные успехи первых торгов доказали руководству «Газпрома», что у данного механизма продаж есть хорошие перспективы. Если поставить подобные торги на постоянную основу, то на протяжении всего отопительного сезона в Европе можно будет продавать значительные дополнительные объемы газа, вытесняя при этом с рынка иностранных поставщиков.
Чтобы не мешать собственным контрактам, «Газпром» на споте продает свой газ по несколько завышенной по отношению к ним цене, которая, тем не менее, во время осенне-зимнего сезона является вполне конкурентоспособной на фоне европейских цен. А чтобы ни от кого не зависеть, в 2018 году Москва начала торговать своим спотовым газом на собственной торговой площадке, на которой к моменту начала торгов (17 сентября 2018 года) зарегистрировались около 20 «операторов».
Первоначальные планы «Газпрома» по спотовым продажам до конца 2018 года составляли 1 млрд. 40 млн. кубометров. Между тем, по окончанию торгов 13 ноября оказалось, что за два неполных месяца электронная биржа «Газпрома» успел продать 1 млрд. 15 млн. кубометров газа, а спрос на него при этом значительно превысил ожидания.
Пока «Газпром экспорт» никак не комментирует сложившуюся ситуацию, заявляя лишь, что физические объемы для дальнейших поставок и техническая возможность по доставке новых объемов у него есть. Если будет принято решение о продолжении торгов, то с учетом нынешнего спроса и резкого похолодания в Европе в последние дни, до конца года российский монополист сможет реализовать еще минимум 1 млрд. кубов своего «спотового» газа. При этом далее, на 2019 год, он сможет выставить более высокую планку по его продажам.
Таким образом, российская газовая экспансия в Европу начала приобретать системный характер. Длинные газовые контракты «Газпрома» по-прежнему будут главным газовым аргументом Москвы, но уже очень Россия получит добавочные инструменты, позволяющие значительно упрочить свои позиции на рынке и ослабить контригру Вашингтона.