Еще один пример, как не надо вести переговоры...
Вспомним о просчетах и односторонних уступках
Договор о СНВ и летопись железнодорожного ракетно-ядерного соревнования
2
009-03-13 / Василий Лата - генерал-лейтенант в отставке, профессор, доктор военных наук; Мидыхат Вильданов - генерал-майор запаса, профессор АВН, кандидат военных наук.
5 декабря 2009 года завершается срок действия Договора о стратегических наступательных вооружениях (СНВ-1). Переговоры экспертов России и США по его продлению в 2008 году завершились практически безрезультатно. О возможном порядке дальнейшей работы высказался заместитель главы МИД РФ Рябков: «...у нас с американской стороной достигнуто понимание того, что нужен новый договор взамен СНВ-1. И есть все шансы выйти на новый документ уже к декабрю 2009 года. А при наличии политической воли текст документа можно подготовить относительно быстро. Года на это более чем достаточно».
В связи с этим полагаем необходимым напомнить некоторые исторические аспекты так называемой быстрой подготовки Договора о СНВ, односторонних уступок и стратегических просчетов, допущенных советской (российской) стороной в отношении боевых железнодорожных ракетных комплексов (БЖРК) РВСН, что привело к их ликвидации к 2005 году.
НЕУДАЧНАЯ РАЗРАБОТКА
Согласно зарубежным информационным материалам, военное руководство США в период с 1972 по 1982 год в интересах повышения живучести межконтинентальных баллистических ракет провело оценку 30 способов мобильного базирования МБР МХ, «Минитмэн» и «Миджитмэн». На основе критерия «эффективность–стоимость» был выбран железнодорожный вариант базирования ракет МХ с дальнейшим развертыванием научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Опытный образец БЖРК проходил испытания на железнодорожном полигоне США и Западном ракетном полигоне (авиабаза Ванденберг, штат Калифорния) до июля 1991 года...
Но анализ информационных материалов тех лет позволяет сделать вывод, что изготовление даже опытного образца американского БЖРК и его полномасштабные испытания были далеки от завершения. Так, единственный испытательный пуск ракеты из железнодорожной пусковой установки по техническим причинам не состоялся и был заменен бросковым испытанием. Хотя из опыта ракетостроения известно, что для принятия ракетного комплекса на вооружение необходимо провести не менее 15 успешных испытательных пусков ракет. В связи с этим не просматривается решение проблемы отвода реактивной струи от пускового вагона перед запуском маршевого двигателя ракеты после ее выброса из контейнера. Отметим, что ракета МХ была разработана для шахтного варианта базирования, доработкам не подвергалась и двигателей заклона ракеты после старта не имела. Это могло привести к возгоранию и выводу из строя пускового вагона и железнодорожного участка пути.
Определение состава, облика и требований к объектам пунктов постоянного базирования БЖРК и железнодорожной инфраструктуры было прекращено еще на стадии эскизного проектирования. Варианты рассредоточения и боевого патрулирования с использованием опытного БЖРК на реальной железнодорожной сети не нарабатывались. Не удалось создать высокоточные системы навигационного обеспечения БЖРК и прицеливания ракет при подготовке пусков с любых пригодных, в том числе с электрифицированных, участков железных дорог. Способы отвода контактного провода перед подъемом контейнера с ракетой в положение для пуска не исследовались. Не проводилось комплексных ресурсных и транспортных испытаний БЖРК с ракетой МХ с выводом на железные дороги и отработкой учебно-боевых задач.
Поведение ракеты в условиях реальных ударных и вибрационных воздействий не оценивалось. Не была решена проблема создания централизованной системы управления боевым патрулированием БЖРК по железным дорогам США, которые находились в руках частных компаний. Боевой железнодорожный ракетный комплекс отличался значительным количеством демаскирующих признаков. Не удалось практически отработать формы и способы боевого применения БЖРК, идеологию их рассредоточения, организацию боевого дежурства и управления ракетно-ядерным оружием на маршрутах боевого патрулирования, основы технической эксплуатации и всестороннего обеспечения функционирования БЖРК.
«МЫ СДЕЛАЛИ ЕГО!»
Между тем в РВСН была развернута и постоянно наращивалась группировка БЖРК с пунктами постоянной дислокации в Костроме, Бершети и Красноярске.
По программе летно-конструкторских испытаний состоялись 32 успешных пуска ракеты РТ-23УТТХ. 19 раз комплексы отправлялись на ресурсные и транспортные испытания в различных климатических условиях, в ходе которых по железным дорогам страны было пройдено свыше 400 тыс. км.
Отечественный БЖРК почти не имел демаскирующих признаков, отличался высокими маневренными возможностями, скрытностью, живучестью, достаточной автономностью. Способность в кратчайшие сроки выйти из пунктов постоянной дислокации и оперативно рассредоточиться на бескрайних просторах России вызывала серьезную озабоченность военно-политического руководства США. По оценкам американцев, для наблюдения за всей российской территорией требовались колоссальные затраты на создание и совершенствование орбитальной группировки космических аппаратов и объектов наземной инфраструктуры.
Проблемными являлись задачи обнаружения, идентификации и наблюдения за БЖРК с применением современных средств космической разведки в реальном масштабе времени. До сих пор на концептуальном уровне находится решение задачи подготовки данных боевого применения, их передачи, ввода в системы управления ударных средств для поражения мобильных ракетных комплексов.
Таким образом, американский военно-промышленный комплекс оказался неспособным создать даже опытный образец БЖРК. Можно утверждать, что в этом своеобразном железнодорожном ракетно-ядерном соревновании убедительную победу одержал отечественный военно-промышленный комплекс. «Я горжусь тем, что наши коллективы решили эту фантастически сложную задачу, – говорил генеральный конструктор Владимир Федорович Уткин. – Мы должны были сделать этот ракетный поезд, и мы сделали его!»
ЦЕННЫЙ «ПОДАРОК» АМЕРИКАНЦАМ
Неудивительно, что основные усилия Вашингтона были направлены на ограничение функционирования и последующую ликвидацию российских БЖРК. С этой целью американцы добились включения в тексты Договора о СНВ и его приложений односторонних ограничительно-ликвидационных статей и процедур, выполнение которых и привело к уничтожению наших железнодорожных ракетных комплексов, хотя свою аналогичную группировку Пентагон развертывать не планировал.
Это подтверждается следующим. Так, согласно п.10 b) статьи III договора американская сторона существующими типами МБР для мобильных пусковых установок заявила ракету МХ (тактико-технические характеристики для железнодорожного варианта почему-то не указала), отметив, что ракета в мобильном варианте не развернута. В соответствии с разделом II, п. b) и приложением А «Меморандума о договоренности об установлении исходных данных в связи с Договором между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений»
американцы представили: количество ракет и боезарядов БЖРК – 0; их забрасываемый вес – 0; неразвернутых мобильных пусковых установок – только прототип; пусковая установка для испытаний – 1; стационарное сооружение для мобильных пусковых установок – нет; транспортно-перегрузочные средства – 1; неразвернутая ракета МХ на полигоне – 1. Фотографий пускового вагона и других средств согласно приложению J (в порядке взаимного обмена) предъявлено не было.
Спрашивается: где же американский БЖРК? Почему не заявлены объекты инфраструктуры пунктов постоянной дислокации? В ходе инспекций выяснилось, что к дооборудованию авиабаз в интересах развертывания БЖРК американцы и не думали приступать. Очевидно, не хотели вкладывать средства, выжидая подписания Договора о СНВ.
Американцы, используя неоднозначное толкование различных статей договоров о СНВ и СНП в свою пользу, за 15 лет создали значительный возвратный ядерный потенциал, обеспечивающий оперативное наращивание боевых возможностей своих СНС. При этом невнятные претензии российской стороны, как правило, отклонялись.
Полностью статья тут:
http://nvo.ng.ru/history/2009-03-13/12_snv.html