Нужна ли замена Су-25/A-10 или каким должен быть штурмовик XXI века?

Rand0m

Активный участник
es65APpiCXs.jpg
 

Rand0m

Активный участник
Штурмовик Су-25, несмотря на возраст, остаётся достаточно актуальным и востребованным авиационным комплексом. Модернизация самолёта выполняется периодически не только в ПАО "Штурмовики Сухого", но и в Грузии (до недавнего времени) и в настоящее время глубокую модернизацию предлагает 558-й Авиационный ремонтный завод (Барановичи, Белоруссия), который поставил модернизированные две спарки Су-25УБМ для ВВС Казахстана.
На фото можно проследить изменение в кабине: Су-25, Су-25КМ Скорпион (Грузия), Су-25СМ, Су-25СМ3, Су-25 УБМ (Белоруссия)

Есть и другие варианты реализации управляющего поля кабины Су-25: например в Украине, Ираке, Иране, и др. странах
oEO5rUr1V_s.jpg
PpwnC7-iyB8.jpg
O4NeLI4w310.jpg
p3KSlucudSE.jpg
z_6xP3PbFhM.jpg
 

Alex_F

Активный участник
Сообщения
1.097
Адрес
Краснодар
Нашел интересные документы в сети, касательно СОЛТ-25 (система электронно-оптического наведения Су-25СМ3) и производителя тепловизионной матрицы.
Оформил в ЖЖ в виде небольшой статьи.
 

Alex_F

Активный участник
Сообщения
1.097
Адрес
Краснодар
На отваге scout дал ссылку на ОКР

2. ЦЕЛЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ОКР И НАИМЕНОВАНИЕ ИЗДЕЛИЯ

Целью работы является создание унифицированного модуля для тепловизионных каналов на основе охлаждаемых полноформатных матричных фотоприемных устройств (далее – модули МФПУ) (один тип), формата
640×512 элементов для спектрального диапазона 3–5 мкм, включающих гибридную сборку матричного фоточувствительного элемента (далее –МФЧЭ) формата 640×512 элементов на основе гетеро-эпитаксиальной структуры кадмий-ртуть-теллура, смонтированными в вакуумный криостатируемый корпус (далее –ВКК), сопряженный с микрокриогенной системой охлаждения (далее –МКСО).

Разрабатываемый МФПУ по основным параметрам должен соответствовать существующему зарубежному аналогу – тип MARS MW, MARS MW RM3, MARS MWR508 001, MARS MW К508, MARS MW SR1401, SKORPIO MW, ф. Sofradir (Франция).

Прямые отечественные аналоги отсутствуют.

Оценку технического уровня модуля МФПУ проводят на этапе разработки технического проекта в соответствии с РЭК 05.004.

Ближе к середине 2020-х будут ставить свои.

документация
 

Rand0m

Активный участник
Свежие Су-25СМ3

На 121-м АРЗ проходят капитальный ремонт с модернизацией штурмовики Су-25. Новейший вариант модернизации называется Су-25СМ3, заметно расширяющий возможности штурмовика.
После модернизации до этой версии первых двух штурмовиков, ставших опытными машинами для испытаний и отладки бортовых систем, началась серийная модернизация строевых Су-25. Некоторые штурмовики "поднимают" до СМ3 с базовой версии машины (без литеры, или с литерами БМ), некоторые проходят апгрейд от СМ до СМ3. Таким образом, все имеющиеся в строю штурмовики Су-25, вне зависимости от модификации, могут быть улучшены до уровня Су-25СМ3.
В 2016 году ВКС получили первые пять серийно модернизированных самолётов, в 2017 году - ещё 9, а в году уходящем году - ещё не менее четырёх. Таким образом, с учётом опытных машин, количество Су-25СМ3 достигло 20. Количество штурмовиков предыдущей модернизации, Су-25СМ, составляет на данный момент не менее 80 единиц.
Все представленные фотоснимки датированы 2018 годом.
pPgy3AAART0.jpg

8GyM9BGSA9o.jpg
ZizSh_ZMsLM.jpg
0brfV0cL3cg.jpg

Подготавливается к покраске)
qIu3BZvBv-Y.jpg
1KT5uxdj0oE.jpg
g0xGeg640AQ.jpg
 

Rand0m

Активный участник
Взгляды Пентагона на развитие штурмовой авиации (2018)

Принимая во внимание активное участие американских вооруженных сил в военных конфликтах различной интенсивности, МО США предпринимает шаги по улучшению боевого обеспечения действий наземных сил. Особое внимание уделяется вопросу оказания непосредственной авиационной поддержки (НАП) своим войскам.

В частности, на штурмовую авиацию возлагаются следующие задачи: поражение наземных целей на поле боя, воздушная разведка, выдача целеуказаний артиллерии и корректировка ее огня, изоляция района боевых действий, а также обеспечение операций по поиску и спасению. При этом единственным самолетом, состоящим с 1975 года на вооружении ВВС США и предназначенным исключительно для НАП, остается штурмовик А-10C "Тандерболт-2".

Согласно данным военных СМИ, на начало 2018 года в боевом составе ВВС США остаются порядка 280 единиц этой авиационной техники (AT). В ходе ее модернизации была проведена замена всего аналогового оборудования на цифровое, в кабине установлены два многофункциональных дисплея, широкоугольный индикатор лобового стекла и нашлемная система целеуказаний HMCS. Машина оборудована современной системой автоматического управления с расширенными возможностями пилотирования на малых высотах и стабилизацией при стрельбе из пушки, а также подвесными контейнерами с системой целеуказания "Лайтнинг-2" и "Снайпер XR". Кроме того, был установлен бортовой комплекс обороны, включающий аппаратуру радиоэлектронного противодействия.


Планы ВВС США по замене парка самолетов тактической авиации в период с 2017 по 2046 год
За период эксплуатации номенклатура управляемого вооружения самолета была существенно расширена. Так, в дополнение к AGM-65 "Мейверик" самолет может нести следующие боеприпасы: GBU-10, GBU-12, GBU-31, GBU-34 и GBU-38 JDAM, GBU-103/104 WCMD и APKWS.

В ходе текущего этапа модернизации А-10C оборудуется бортовой системой генерации кислорода OBOGS, что делает возможной длительную эксплуатацию летательных аппаратов с необорудованных площадок вдали от базы. Кроме того, штурмовик оснащается системами связи, позволяющими в реальном масштабе времени получать с земли координаты целей, а также поддерживать защищенную голосовую связь и обмен текстовыми сообщениями с передовыми авианаводчиками и командными пунктами.

В целях увеличения ресурса самолетов до 16 тыс. ч в 2018 году принято решение о возобновлении фирмой "Боинг" программы замены крыльев. Это, по мнению американских экспертов, позволит эксплуатировать парк А-10 до 2035 года.

К осуществлению НАП американцы также привлекают подразделения, имеющие на вооружении тактические истребители (ТИ) F-16C и F-15E, а также самолеты специальных операций АС-130, бомбардировщики В-1В и В-52, многоцелевые беспилотные летательные аппараты MQ-1 и -9.

Следует отметить, что увеличение активности действий ВС США вынуждает руководство ВВС более широко использовать в обеспечении действий сухопутных сил стратегические бомбардировщики, что чаще всего не оправдывает себя с финансовой точки зрения. Так, средняя стоимость летного часа В-1В составляет около 58 тыс., В-52 - 70 тыс., а В-2 - 170 тыс. долларов, в то время как А-10 - всего 20 тыс., F-16 - 23 тыс. и F-15 - 40 тыс. Данная проблема усугубляется отсутствием в боевом составе американской ударной авиации самолетов класса фронтовые бомбардировщики.

Согласно планам американского военного руководства, в перспективе основным самолетом авиационной поддержки станет новый ТИ F-35A "Лайтнинг-2", тактико-технические характеристики которого должны позволить решать широкий спектр задач.

В частности, предусмотрено, что бортовое вооружение F-35A будет включать широкую номенклатуру авиационных средств поражения (АСП) класса "воздух-земля". В состав БРЭО входит необходимое для взаимодействия с передовыми наводчиками оборудование связи и целеуказания. К преимуществам многоцелевых истребителей относятся также лучшие возможности преодоления ПВО противника и меньшее время подлета к цели.

Вместе с тем в связи с низкой степенью готовности на сегодняшний день самолета F-35A к боевому применению по наземным целям (согласно заявлениям производителя, будет достигнута не ранее 2022 года) и недостаточной эффективностью других ТИ к обеспечению действий наземных сил на поле боя потребовалась доработка планов по изменению подходов к решению задач авиационной поддержки.

С учетом этого принятие конгрессом США в феврале 2017 года решения о переносе сроков вывода из эксплуатации штурмовиков А-10C до 2022-го говорит об отсутствии на сегодняшний день в составе ВВС "платформ", способных действовать над полем боя с такой же степенью эффективности.

В ходе дискуссий о необходимости разработки нового самолета авиационной поддержки были сформулированы основные требования к технике этого класса. Так, по мнению американских экспертов, такой самолет непосредственной поддержки должен обеспечивать своевременное реагирование на запросы наземных подразделений, иметь надежную связь с ними с целью получения информации об изменениях ситуации на поле боя и обладать достаточным количеством АСП, позволяющим уничтожать широкий диапазон наземных целей, в том числе подвижных малоразмерных, в условиях соприкосновения своих войск с противником. Кроме того, важным элементом боевого применения таких летательных аппаратов считается обеспечение психологического эффекта присутствия самолетов авиационной поддержки над полем боя, что особенно важно при действиях в интересах подразделений, ведущих боевые действия в отрыве от основных сил.

Следует отметить, что одним из спорных вопросов при рассмотрении требований к перспективному самолету авиационной поддержки является целесообразность наличия мощного пушечного вооружения. Опыт боевого применения А-10 показал, что экипажи достаточно часто используют пушку, мотивируя это высокой точностью стрельбы, скоростью реагирования, а также возможностью минимизировать вероятность поражения своих войск и мирного населения. Все это становится особенно актуальным при действиях в густонаселенной местности и в условиях соприкосновения своих подразделений с противником.

Авиационные специалисты отдельно отмечают целесообразность принятия на вооружение недорогого и простого в обслуживании ЛА, позволяющего эффективно выполнять задачи в условиях боевых действий низкой интенсивности. Такая AT способна эффективно решать задачи поиска и поражения малоразмерных мобильных наземных целей (НЦ), в том числе живой силы и транспортных средств незаконных вооруженных формирований. По предварительным оценкам, речь идет о закупке партии, включающей около 300 машин. Основные требования: низкая закупочная и эксплуатационная стоимость, способность действовать с неподготовленных площадок, широкая номенклатура АСП.

В 2017 году были проведены сравнительные испытания образцов подобной техники с отработкой следующих задач: атака наземных целей, огневая поддержка с воздуха, поддержка наземных войск в дневное время, прикрытие спасательного конвоя, ночная атака НЦ, поддержка ночью. Два проекта были признаны американскими экспертами как отвечающие требованиям ВВС. Это турбовинтовые самолеты "Эмбраер" А-29 "Супер Тукано" и "Бичкрафт" АТ-6 "Волверайн".

В целом на сегодняшний день в ВВС США остается необходимость сохранения в боевом составе штурмовиков как отдельного класса самолетов. Вместе с тем Пентагон намерен продолжить курс на унификацию типового состава авиационных подразделений. В частности, после доводки тактического истребителя F-35 "Лайтнинг-2" основной объем вылетов на поддержку наземных сил будет выполняться этими летательными аппаратами. Кроме того, учитывая высокие темпы совершенствования БЛА следует ожидать дальнейшего расширения перечня решаемых с помощью данной техники задач, в том числе связанных с НАП.

Подполковник А. Сухов
Зарубежное военное обозрение. 2018, №11 С. 52-55
 

Rand0m

Активный участник
22 февраля от поверхности земли оторвался первый прототип штурмовика Су-25 (Т-8-1).

История создания Грача:

В конце 60 гг. стало ясно, что самолеты Су-7Б, МиГ-19, МиГ-21 и Як-28 не обеспечивают эффективного поражения малоразмерных наземных целей на поле боя, а отсутствие бронирования кабины экипажа и важных агрегатов делает их уязвимыми от огня стрелкового оружия и малокалиберной артиллерии.

В марте 1968 г. старший преподаватель Военно-воздушной академии им. Н.Е. Жуковского И.Савченко предложил специалистам ОКБ П.О.Сухого совместно разработать проект нового самолета поддержки сухопутных войск. Инициативная группа (О.С.Самойлович, Д.Н.Горбачев, В.М.Лебедев, Ю.В.Ивашечкин и А.Монахов) разработала самолет поля боя (СПБ) и после определения его общего облика представила проект П.О. Сухому, который утвердил его под наименованием Т-8. В марте 1969 г. был проведен конкурс на разработку прототипа самолета-штурмовика с участием КБ. А.И.Микояна и А.С.Яковлева (предложили проекты модификации МиГ-21 и Як-28), С.В.Ильюшина и П.О.Сухого (новые проекты Ил-102 и Т-8). Победу одержал проект Т-8, имевший более совершенный прицельный комплекс и меньшие, по сравнению с Ил-102, габариты и массу. Проектом предусматривалась разработка простого в производстве и неприхотливого в обслуживании самолета-штурмовика, рассчитанного на эксплуатацию минимально подготовленным летным и наземным составом при незначительном времени его подготовки к вылету с использованием аэромобильного комплекса наземного обслуживания, который обеспечивал автономное базирование штурмовика на ограниченно оборудованных грунтовых аэродромах.

Проработка аванпроекта самолета непосредственной поддержки войск над полем боя СПБ ("Самолет Поля Боя") начата по инициативе преподавателя Военно-Воздушной Академии им..Ю.А.Гагарина, И.В.Савченко и сотрудников ОКБ П.О.Сухого, О.С.Самойловича, Д.Н.Горбачева, В.М.Лебедева, Ю.В.Ивашечкина и А.Монахова в марте 1968 г. В мае 1968 г. начато проектирование самолета в ОКБ П.О.Сухого под наименованием Т-8. Изучение аэродинамической схемы будущего штурмовика начато в ЦАГИ в 1968 г. Министерство обороны СССР с подачи министра обороны А.А.Гречко в марте 1969 г. объявило конкурс на проект легкого штурмовика, в котором участвовали ОКБ Сухого (Т-8), Яковлева (Як-25ЛШ), Микояна и Гуревича (МиГ-21ЛШ) и Ильюшина (Ил-42). К конкурсу были сформулированы требования ВВС. Конкурс выиграли самолеты Т-8 и МиГ-21ЛШ. Выпуск рабочих чертежей и подготовка к постройке опытного самолета - лето 1970 г. В это же время ВВС изменили требования по максимальной скорости у земли до 1200 км/ч, что поставило проект под угрозу полной переработки. К концу 1971 г. удалось согласовать изменение требований по максимальной скорости до 1000 км/ч (0.82 М).

Проектирование Т-8 возобновлено в январе 1972 г. после того, как П.О.Сухой утвердил общий вид штурмовика (06.01.1972 г.) и подписал приказ о начале рабочего проектирования самолета. Руководителем проекта назначен М.П.Симонов, ведущим конструктором - Ю.В.Ивашечкин. С августа 1972 г. главный конструктор Т-8 - О.С.Самойлович, ведущий конструктор с 25.12.1972 г. - Ю.В.Ивашечкин (он же главный конструктор с 6 октября 1974 г.). Макет самолета принят комиссией в сентябре и постройка опытного экземпляра началась в конце 1972 г. Первый полет прототип Т-8-1 совершил на аэродроме ЛИИ в г.Жуковском 22 февраля 1975 г. (пилот - В.С.Ильюшин). Второй опытный самолет с некоторыми изменениями в конструкции (Т-8-2) вышел на испытания в декабре 1975 г.

Летом 1976 г. на опытных самолетах заменили двигатели на более мощные Р-95Ш, изменили некоторые элементы конструкции (1978 г.) - обновленные прототипы получили наименование Т-8-1Д и Т-8-2Д. В июле 1976 г. Т-8 получил название "Су-25" и началась подготовка к серийному производству на авиазаводе в Тбилиси.

Начало войны в Афганистане совпало с принятием на вооружение штурмовика Су-25 и возрождением штурмовой авиации в составе советских ВВС. Очень скоро Су-25 стал одним из наиболее затребованных самолетов в афганской кампании.

За 8 лет Афганской войны Су-25 продемонстрировал высокую боевую готовность и живучесть. На основании получаемых в ходе военных операций данных конструкторы совершенствовали машину, повышая ее боевые параметры, а командование ВВС корректировало тактику ведения воздушных боев, подавления живой силы и бронетехники, поддержки наземных операций. В результате уже к середине войны в Афганистане «Грач» заметно «заматерел».

Статистика впечатляет. За 8 лет на Су-25 было совершено около 60 тысяч боевых вылетов, процент поражения целей управляемыми ракетами оказался равным 95. Потери составили 23 самолета при среднем налете на каждом из них 2800 часов. На каждый сбитый штурмовик приходилось в среднем 90 повреждений. Известны случаи, когда Су-25 возвращались на базу со 150 пробоинами. Ни один «Грач» не был потерян из-за взрыва топливных баков или гибели летчика. Таких показателей в прошлом веке не было у других советских и иностранных самолетов истребительной и штурмовой авиации.

https://topwar.ru/64474-su-25-grach-ili-letayuschiy-tank.html
 

Rand0m

Активный участник
На HeliRussia показали прицельный комплекс для обновленных штурмовиков Су-25.

Красногорский завод им. С.А. Зверева, входящий в холдинг "Швабе", представил на выставке HeliRussia обзорно-прицельную систему СОЛТ-25 для штурмовиков Су-25. Она предназначена для круглосуточного поиска, обнаружения и опознавания целей, а также их сопровождения.
В состав оптико-лазерно-теплотелевизионной системы СОЛТ-25 входят гироскопическая система стабилизации и наведения линии визирования, оборудование телевизионного и тепловизионного каналов, а также тепловизионного обзорного канала, лазерный дальномер-целеуказатель, электронный блок видеосопряжения, телетепловизионная система автоматического сопровождения цели и бортовая цифровая вычислительная машина.
СОЛТ-25 в режиме ручного управления обеспечивает угловую скорость наведения линии визирования не менее 4 градусов в секунду, в режиме программно-корректируемого автоматического управления - не менее 10 градусов в секунду, в режиме переброса - не менее 20 градусов в секунду.
Система способна работать с наземными, надводными и воздушными малоскоростными подвижными и неподвижными целями.
В листовке с характеристиками СОЛТ-25, полученной корреспондентом Mil.Press Военное на стенде Красногорского завода им. С.А. Зверева, указано, что система предназначена для Су-25УБМК. Ранее сообщалось, что СОЛТ-25 входит в состав оборудования модернизированного "Грача" Су-25СМ3.
Международная выставка вертолетной индустрии HeliRussia-2019 проходит в Москве с 16 по 18 мая.
vKo8unIkRPc.jpg



https://военное.рф/2019/329580/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop
 

Rand0m

Активный участник
Беларусы со своим 558ым АРЗ продолжают радовать. На этот раз провели капитальный ремонт и модернизацию трёх Су-25 ВВС республики Конго.
На память, до этого на ремонте в последние годы были самолеты из Казахстана, Анголы, Узбекистана, Сирии, Алжира, сейчас там же проходят ремонт МиГ-29 для Сербии.
Очень интересное явление, по сути дела АРЗ в Барановичах переплюнул все Российские авиаремонтные заводы по количеству иностранных заказчиков.
861NmBLtb5s.jpg
b3O_ca9Lh5s.jpg
 

Rand0m

Активный участник
"Гнездо грачей"

Штурмовики Су-25 452-го штурмового авиационного полка; аэродром Чортков; ~ 1987-1991-й гг. По характерному камуфляжу и блокам выброса на мотогондолах видно, что боевые самолеты самой современной на тот период времени 10-й серии, а некоторые борта и сейчас в ВВС РФ служат.
https://477768.livejournal.com/3844951.html

Tq8MAcEuPl0.jpg
xlthnnohYoA.jpg
27gqiO5uOVc.jpg
M21JPgrtSxo.jpg
yTNaXS50lR8.jpg
OpfsxBvHh8M.jpg
6lZTsC6Y91Q.jpg
mI4sX91iSNE.jpg
etHP1C0uLoQ.jpg
iIR16Mxsd_8.jpg
 

allex159

Активный участник
Сообщения
1.139
Адрес
Днепр
Су-25 в Афганистане. 6 попаданий из ПЗРК, но самолёт дотянул до аэродрома, после чего рухнул.
Очень сомнительно, что в этом Граче 6 ПЗРК отметилось. Видел в отчетах (у нас в секретке была подборка) про попадания ПЗРК по сушке. Одно (прямое Стингера правда) попадание наносило очень серьезные разрушения. Наполовину перебитая хвостовая балка, развороченная турбина движка, размочаленное практически в хлам хвостовое оперение. А тут 6! Грач действительно живуч, но в данном случае "не верю"(с) Да и кто считал эти попадания? Сам летчик, ведомый или уже на земле. И что там за ситуация была такая, что надо было нахватать столько. Обычно, бумм, самолету поплохело - валим домой, друзья отомстят.
 
Сверху