Взгляды Пентагона на развитие штурмовой авиации (2018)
Принимая во внимание активное участие американских вооруженных сил в военных конфликтах различной интенсивности, МО США предпринимает шаги по улучшению боевого обеспечения действий наземных сил. Особое внимание уделяется вопросу оказания непосредственной авиационной поддержки (НАП) своим войскам.
В частности, на штурмовую авиацию возлагаются следующие задачи: поражение наземных целей на поле боя, воздушная разведка, выдача целеуказаний артиллерии и корректировка ее огня, изоляция района боевых действий, а также обеспечение операций по поиску и спасению. При этом единственным самолетом, состоящим с 1975 года на вооружении ВВС США и предназначенным исключительно для НАП, остается штурмовик А-10C "Тандерболт-2".
Согласно данным военных СМИ, на начало 2018 года в боевом составе ВВС США остаются порядка 280 единиц этой авиационной техники (AT). В ходе ее модернизации была проведена замена всего аналогового оборудования на цифровое, в кабине установлены два многофункциональных дисплея, широкоугольный индикатор лобового стекла и нашлемная система целеуказаний HMCS. Машина оборудована современной системой автоматического управления с расширенными возможностями пилотирования на малых высотах и стабилизацией при стрельбе из пушки, а также подвесными контейнерами с системой целеуказания "Лайтнинг-2" и "Снайпер XR". Кроме того, был установлен бортовой комплекс обороны, включающий аппаратуру радиоэлектронного противодействия.
Планы ВВС США по замене парка самолетов тактической авиации в период с 2017 по 2046 год
За период эксплуатации номенклатура управляемого вооружения самолета была существенно расширена. Так, в дополнение к AGM-65 "Мейверик" самолет может нести следующие боеприпасы: GBU-10, GBU-12, GBU-31, GBU-34 и GBU-38 JDAM, GBU-103/104 WCMD и APKWS.
В ходе текущего этапа модернизации А-10C оборудуется бортовой системой генерации кислорода OBOGS, что делает возможной длительную эксплуатацию летательных аппаратов с необорудованных площадок вдали от базы. Кроме того, штурмовик оснащается системами связи, позволяющими в реальном масштабе времени получать с земли координаты целей, а также поддерживать защищенную голосовую связь и обмен текстовыми сообщениями с передовыми авианаводчиками и командными пунктами.
В целях увеличения ресурса самолетов до 16 тыс. ч в 2018 году принято решение о возобновлении фирмой "Боинг" программы замены крыльев. Это, по мнению американских экспертов, позволит эксплуатировать парк А-10 до 2035 года.
К осуществлению НАП американцы также привлекают подразделения, имеющие на вооружении тактические истребители (ТИ) F-16C и F-15E, а также самолеты специальных операций АС-130, бомбардировщики В-1В и В-52, многоцелевые беспилотные летательные аппараты MQ-1 и -9.
Следует отметить, что увеличение активности действий ВС США вынуждает руководство ВВС более широко использовать в обеспечении действий сухопутных сил стратегические бомбардировщики, что чаще всего не оправдывает себя с финансовой точки зрения. Так, средняя стоимость летного часа В-1В составляет около 58 тыс., В-52 - 70 тыс., а В-2 - 170 тыс. долларов, в то время как А-10 - всего 20 тыс., F-16 - 23 тыс. и F-15 - 40 тыс. Данная проблема усугубляется отсутствием в боевом составе американской ударной авиации самолетов класса фронтовые бомбардировщики.
Согласно планам американского военного руководства, в перспективе основным самолетом авиационной поддержки станет новый ТИ F-35A "Лайтнинг-2", тактико-технические характеристики которого должны позволить решать широкий спектр задач.
В частности, предусмотрено, что бортовое вооружение F-35A будет включать широкую номенклатуру авиационных средств поражения (АСП) класса "воздух-земля". В состав БРЭО входит необходимое для взаимодействия с передовыми наводчиками оборудование связи и целеуказания. К преимуществам многоцелевых истребителей относятся также лучшие возможности преодоления ПВО противника и меньшее время подлета к цели.
Вместе с тем в связи с низкой степенью готовности на сегодняшний день самолета F-35A к боевому применению по наземным целям (согласно заявлениям производителя, будет достигнута не ранее 2022 года) и недостаточной эффективностью других ТИ к обеспечению действий наземных сил на поле боя потребовалась доработка планов по изменению подходов к решению задач авиационной поддержки.
С учетом этого принятие конгрессом США в феврале 2017 года решения о переносе сроков вывода из эксплуатации штурмовиков А-10C до 2022-го говорит об отсутствии на сегодняшний день в составе ВВС "платформ", способных действовать над полем боя с такой же степенью эффективности.
В ходе дискуссий о необходимости разработки нового самолета авиационной поддержки были сформулированы основные требования к технике этого класса. Так, по мнению американских экспертов, такой самолет непосредственной поддержки должен обеспечивать своевременное реагирование на запросы наземных подразделений, иметь надежную связь с ними с целью получения информации об изменениях ситуации на поле боя и обладать достаточным количеством АСП, позволяющим уничтожать широкий диапазон наземных целей, в том числе подвижных малоразмерных, в условиях соприкосновения своих войск с противником. Кроме того, важным элементом боевого применения таких летательных аппаратов считается обеспечение психологического эффекта присутствия самолетов авиационной поддержки над полем боя, что особенно важно при действиях в интересах подразделений, ведущих боевые действия в отрыве от основных сил.
Следует отметить, что одним из спорных вопросов при рассмотрении требований к перспективному самолету авиационной поддержки является целесообразность наличия мощного пушечного вооружения. Опыт боевого применения А-10 показал, что экипажи достаточно часто используют пушку, мотивируя это высокой точностью стрельбы, скоростью реагирования, а также возможностью минимизировать вероятность поражения своих войск и мирного населения. Все это становится особенно актуальным при действиях в густонаселенной местности и в условиях соприкосновения своих подразделений с противником.
Авиационные специалисты отдельно отмечают целесообразность принятия на вооружение недорогого и простого в обслуживании ЛА, позволяющего эффективно выполнять задачи в условиях боевых действий низкой интенсивности. Такая AT способна эффективно решать задачи поиска и поражения малоразмерных мобильных наземных целей (НЦ), в том числе живой силы и транспортных средств незаконных вооруженных формирований. По предварительным оценкам, речь идет о закупке партии, включающей около 300 машин. Основные требования: низкая закупочная и эксплуатационная стоимость, способность действовать с неподготовленных площадок, широкая номенклатура АСП.
В 2017 году были проведены сравнительные испытания образцов подобной техники с отработкой следующих задач: атака наземных целей, огневая поддержка с воздуха, поддержка наземных войск в дневное время, прикрытие спасательного конвоя, ночная атака НЦ, поддержка ночью. Два проекта были признаны американскими экспертами как отвечающие требованиям ВВС. Это турбовинтовые самолеты "Эмбраер" А-29 "Супер Тукано" и "Бичкрафт" АТ-6 "Волверайн".
В целом на сегодняшний день в ВВС США остается необходимость сохранения в боевом составе штурмовиков как отдельного класса самолетов. Вместе с тем Пентагон намерен продолжить курс на унификацию типового состава авиационных подразделений. В частности, после доводки тактического истребителя F-35 "Лайтнинг-2" основной объем вылетов на поддержку наземных сил будет выполняться этими летательными аппаратами. Кроме того, учитывая высокие темпы совершенствования БЛА следует ожидать дальнейшего расширения перечня решаемых с помощью данной техники задач, в том числе связанных с НАП.
Подполковник А. Сухов
Зарубежное военное обозрение. 2018, №11 С. 52-55