(ПРОДОЛЖЕНИЕ 1 )
Как это работало
Основная технология, которая лежит в основе систем освещения подводной обстановки, на практике реализуется за счет улавливания гидроакустических волн, создаваемых любым объектом, находящимся в воде. Подобные волны - один из немногих видов колебаний, способных распространяться в море на большие расстояния, а также отражаться от препятствий без существенных потерь "переносимых" ими сведений.
Гидроакустические средства принято делить на активные и пассивные. Активные гидролокаторы сами посылают в нужном направлении звуковые импульсы, после чего принимают отраженные от подводных объектов сигналы. Пассивные средства выполняют только половину работы: сами молчат, лишь принимая в режиме шумопеленгования сигналы от всех находящихся в зоне поиска объектов. К примеру, гидроакустические комплексы кораблей и подводных лодок способны работать как в активном, так и в пассивном режиме, а вот стационарные комплексы освещения подводной обстановки нередко только "слушают", не выдавая своего местоположения посылаемыми сигналами.
Рассмотреть принцип работы стационарных систем гидроакустического наблюдения можно на примере комплекса "Днестр", разработанного в 70-80 годах прошлого века. Он представлял собой две гидроакустические антенны длиной около ста метров, расположенные на дне моря и контролировавшие подходы к Авачинскому заливу в режиме шупопеленгования по первичному гидроакустическому полю, создаваемому подводным объектом при перемещениях. Установленные возле свала глубин, антенны надежно защищали пункты базирования Тихоокеанского флота на Камчатке от нежелательных визитеров.
Стационарная гидроакустическая антенна
Океанприбор
Чтобы представить себе масштабы этих конструкций, достаточно упомянуть лишь о том, что каждую из них удерживали на дне два якоря весом по 60 тонн каждый. Впрочем, даже такие меры не могли полностью гарантировать неподвижность антенн. По ранее публиковавшимся в СМИ данным, в 2000 году одна из конструкций "самовольно" покинула место установки и придрейфовала к берегам Японии, где ее поначалу приняли за заблудившуюся иностранную субмарину!
Кроме непосредственно антенн, в состав комплекса входил корабль освещения подводной обстановки (упоминающийся также как опытовое судно) "Камчатка". Он являлся как бы ретранслятором "Днестра", увеличивая дальность действия комплекса и повышая точность наблюдения за подводными объектами.
Принцип работы стационарного гидроакустического комплекса типа "Днестр"
Концерн "Океанприбор"
Как и всякий объект, построенный руками человека, комплекс "Днестр" требовал регулярного обслуживания. По открытым данным, межремонтный срок подводных антенн составлял десять лет, после чего их в обязательном порядке требовалось поднимать на поверхность. Для этого внутри антенн размещались балластные цистерны, заполняемые в случае необходимости воздухом. Эпизод, связанный с докованием одного из элементов "Днестра", чуть было не закончившийся трагедией, и позволил широкой общественности узнать некоторые подробности об этом комплексе.
В 2003 году одну из антенн при помощи глубоководного аппарата, оснащенного системой подачи воздуха высокого давления, успешно подняли на поверхность. После проведения профилактических работ она была возвращена на место и продолжила осложнять жизнь подводным силам иностранных флотов. Через два года была предпринята попытка поднять вторую антенну. Тогда ко дну Тихого океана спускался подводный аппарат АС-28, в задачи которого входило присоединение к балластным цистернам "Днестра" двух 600-метровых шлангов. Вскоре после начала работ батискаф оказался в ловушке переплетенных тросов, кабелей и рыболовных сетей, щедро облепивших антенну. В подводном плену водолазы провели около четырех суток. Трагедии удалось избежать благодаря помощи английских спасателей, использовавших для освобождения АС-28 свой беспилотный аппарат.
Подводный аппарат АС-28
После этого, как рассказал информагентству
Военное.РФ контр-адмирал Сергей Жандаров, проект "Днестр" оказался заброшен. Через некоторое время и корабль "Камчатка", являвшей своеобразной "лампочкой" этого комплекса был
выведен из состава флота.
Разумеется, "Днестр" был не единственным проектом советско-российского ВМФ, осуществлявшим мониторинг подводной обстановки. Из открытых источников известно о существовании систем "Волхов", "Амур" и "Лиман", а также так называемых отдельных центров подводного наблюдения (ОЦПН).
Сохранились данные и о том, что к Северному флоту относился пост связи на острове Новая земля, завязанный на стационарный гидроакустический комплекс "Север". О его судьбе в беседе с корреспондентом
Военное.РФ по-военному кратко рассказал контр-адмирал Сергей Жандаров: "Сегодня этот комплекс устарел. На его базе была разработана еще одна серийная система с современными элементами связи".
Упоминания о системе "Север" можно обнаружить и в заслуживающей внимания научной
статье "Сетецентрический подход к решению проблемы освещения подводной обстановки в Арктике". Группа авторов во главе с академиком Пешехоновым, рассматривая концепцию подводного мониторинга северных рубежей России, пишет буквально следующее: Развернутые в Арктике стационарные гидроакустические комплексы типа "Север" контролируют лишь ничтожно малую часть акватории Арктической зоны РФ. Причем, по причине нескрытности их установки, они подвержены эффективному противодействию, вплоть до вывода их из строя. Справедливости ради отметим, что из статьи остается непонятным, имеется ли ввиду старый "Север" или его "наследник".
Впрочем, контр-адмирал Сергей Жандаров с мнением авторов о неэффективности "Севера" не согласен. "Зачем они это пишут, а более того - на совещаниях и конференциях намеренно искажают оперативные возможности системы типа "Север"?" - задает вопрос собеседник
Военное.РФ. И сам же отвечает: "Потому что, потратив много денег на заделы по созданию Интегрированной сетецентрической системы подводного наблюдения (ИССПН), не осветив ни одного квадратного километра под водой, хотят еще денег на проведение опытно-конструкторских работ, результатом которых законодательно заложено лишь 50% успеха. Более того, предлагаемый этими авторами способ освещения обстановки технологически не реализуем".
На фоне многочисленных заявлений о разработках новейших систем мониторинга, контр-адмирал Сергей Жандаров напоминает, что негативные прогнозы о функциональности "подводных глаз" флота затрагивают как раз не новые проекты, а текущую ситуацию на морских просторах. Тем более, что перед производителями подводного оборудования может встать и еще одна неожиданная преграда, способная ощутимо задержать ввод в строй новых гидроакустических систем.
"Действительно, сейчас ведется деятельность по усовершенствованию имеющихся подводных станций, проводятся опытно-конструкторские работы в рамках новых разработок. В этом контексте актуальной стала другая серьезная проблема - отсутствие подходящих кабельных судов, киллекторов для прокладки каких-либо систем. К примеру, на ТОФе осталось лишь одно подобное судно - старая "Бирюса", - подчеркнул собеседник
Военное.РФ.
Кабельное судно "Бирюса"
Сейчас, судя по опубликованным закупочным
документам, "Бирюса" находится на территории "Северо-восточного ремонтного центра" в Вилючинске и ждет восстановления главного двигателя.
К счастью, "кабельный вопрос" все же не остается без ответов. В 2013 году Крыловский научный центр
отчитался о разработке концептуального проекта нового кабельного судна, предназначенного для прокладке линий связи и проведения подводных работ в море. Отметим, что его проектирование шло с весьма конкретным "прицелом" на Арктику. Спустя год суда начали воплощаться в металле. В частности, два таких каблеукладчика проекта 15310 были
заложены в Татарстане на Зеленодольском заводе.
Вероятнее всего, на замену старого "Севера" пришла другая система освещения подводной обстановки, разрабатываемая Научно-исследовательским институтом "Атолл". Сегодня "Атолл" выпускает серийный стационарный пассивный гидроакустический комплекс "МГК-608Э", по информации некоторых источников имеющий второе название – "Север". Что-то напоминает, не правда ли?
В 2012 году замгендиректора Рособоронэкспорта, демонстрируя этот продукт на выставке "Евронаваль",
назвал его "средством подводного наблюдения в дальней морской зоне". Комплекс представляет собой ряд устанавливаемых на морском дне фазированных антенных решеток, состоящих из приемных элементов (гидрофонов), которые могут быть вынесены на расстояние от десятков до сотен километров от береговой черты.
Стационарный пассивный гидроакустический комплекс "МГК-608Э"
НИИ "Атолл"
В СССР секретность соблюдалась на высшем уровне, поэтому до широкой общественности дошли крайне отрывочные сведения о вышеуказанных системах и их судьбе. А вот в Штатах, очевидно, государственную тайну не уберегли. А может и не особо стремились, нарочно запугивая флотоводцев других стран своей вездесущностью. Во всяком случае, сегодня информации о гидроакустических комплексах ВМС США разработки прошлого века вполне достаточно для понимания принципов их работы.
Подводные глаза капитализма
Самой известной системой глобального отслеживания подводной обстановки безусловно можно назвать американский комплекс SOSUS. Это специализированная сеть подводных гидрофонов, размещенных на возвышенностях дна, разработанная для слежения за перемещениями субмарин. Разумеется, точность определения координат движущейся подлодки получается весьма приблизительной, но она позволяет передавать актуальную информацию маневренным силам ВМС США, которые способны осуществить более точный поиск объекта на просторах мирового океана.
Система SOSUS
Subleague
Необходимо отметить, что эффективность SOSUS, как и любой другой гидроакустической системы, напрямую зависит от уровня шума, издаваемого подводным объектом. И если субмарины первого поколения были слышны на расстоянии нескольких тысяч километров (в зависимости от преломления звукового луча), то с развитием военной научно-технической мысли это расстояние существенно сократилось. Существует мнение, что подводные лодки третьего и четвертого поколений, даже с атомной силовой установкой, этой системой практически не обнаруживаются, что, вкупе с дороговизной обслуживания, привело к частичному сокращению программы SOSUS.
В любом случае, американский SOSUS, хоть и в урезанном варианте, продолжает функционировать. А смогли ли сохранить советское подводное наследие в России?
http://военное.рф/2015/Гидроакустика2/