Цитата из Каманина:
"21 декабря. Дача "Заборье".
Последние четыре года США шли впереди нас по пилотируемым космическим полетам,
но в Советском Союзе лишь немногие знали об этом. Только сегодня, когда
американцами запущен корабль "Аполлон-8", все убедятся в том, что мы уступили
первенство в космосе.
Полет "Аполлона-8" к Луне - событие всемирно-историческое, это праздник всего
человечества. Но для нас этот праздник омрачен осознанием упущенных возможностей и
сожалением о том, что сейчас к Луне летят не Валерий Быковский, Павел Попович или
Алексей Леонов, а Фрэнк Борман, Джеймс Ловелл и Уильям Андерс. Да, у американцев
все идет очень хорошо, и уже ясно, что "Аполлон-8" наверняка облетит Луну, а я не могу
справиться со своим настроением - сегодня оно у меня отвратительное.
22 декабря.
Старт "Аполлона-8" прошел отлично. Ракета "Сатурн-5", по-видимому, очень надежный
носитель. Впервые я видел макет этой ракеты в Вашингтоне в 1962 году, когда в
государственном авиационном музее США американский астронавт Джон Гленн давал
нам пояснения по космической программе США. Я, Герман Титов и наш посол в США
Добрынин внимательно слушали Гленна...
Тогда авторитет СССР как первой космической державы был непререкаем. США были
очень сильно уязвлены падением своего престижа, американцам было обидно быть
только вторыми, и они устами президента Джона Кеннеди так сформулировали свои
задачи в космосе: "В ближайшее десятилетие американцы должны быть на Луне... США
должны догнать и перегнать СССР в космосе - это наша национальная задача". Семь лет
назад это были всего лишь мечты и планы, но планы, как оказалось, для США вполне
реальные.
А чем же ответили мы на этот вызов? В 1962 году мы уже закладывали ракету Н-1 с
расчетом, что первый ее полет состоится через четыре года. В это же время была начата
разработка кораблей "Восход", и кроме того С. П. Королев обещал через год построить
корабль "Север" - первый вариант "Союза". Одним словом, в 1962 году у нас не было
сомнений в том, что СССР не уступит своего первенства в космосе. Мы верили в свою
технику, наши планы поддерживало руководство страны во главе с Хрущевым. Но уже в
1964 году я почувствовал начало нашего отставания. "Восходы" дали нам возможность
совершить еще два блестящих полета, но после них была допущена величайшая
глупость - нам запретили полностью подготовленный полет Бориса Волынова на
"Восходе-3" продолжительностью 18 суток. Строительство "Восходов" как
"неперспективных кораблей" было прекращено - на этом настояли Устинов, Смирнов и
Пашков. Они считали, что нужно форсировать строительство "Союзов" и ракеты Н-1.
Форсирование привело к спешке, спешка - к гибели Комарова, а трагедия с Комаровым
породила массовую перестраховку. Такова вкратце печальная история наших поражений в
космосе. "(с) стр. 740-741
Его волнует, что ПРАВДА об отставании СССР в космосе станет достоянием всего советского народа....
Классно работает наша пропаганда, если и сейчас, спустя 40 лет многие в этом уверены...