Сложность из ничего: пылезащитный чехол для винтовки Маузера
Эта статья отлично демонстрирует способность немецких конструкторов усложнять простые решения (предположу, что у германского конструкторского "гения" способность сия передается генетически).
Но - обо всем по порядку.
Начиналось все по-японски просто
Начиналось все действительно просто: в 1905 году японская армия приняла на вооружение винтовку Арисака Тип 38 - модифицированный вариант винтовки Арисака обр. 1897 года (Тип 30) - с учетом опыта русско-японской войны и последних веяний в конструкции винтовок.
Помимо ряда конструктивных новшеств, на этой винтовке появился и т.н. пылезащитный чехол, который предназначался для защиты от попадания пыли в затвор оружия.
Винтовка Арисака Тип 38 без чехла.
Винтовка Арисака Тип 38 с чехлом.
Японские конструкторы не стали мудрствовать лукаво: чехол представлял собой кусок листового металла, выгнутого по диаметру чуть больше, чем диаметр стебля затвора, и имел отверстие сложной формы.
Чехол надевался на рукоять затвора и двигался вместе с затвором по зазорам между ствольной коробкой и ложей.
Никакого дополнительного крепления не предусматривалось, но имелись две проблемы: во-первых, чехол этот имел люфт, из-за чего мог мешать закрытию затвора, во-вторых, чтобы снять его, надо было извлечь затвор.
Кроме того, как говорят, чехол сильно гремел при стрельбе, из-за чего японские пехотинцы снимали его и выбрасывали.
За дело принимаются французы
Быстро превратившись в окопную, Первая Мировая война помимо множества самых разных проблем, поставила перед воюющими сторонами и проблему быстрого загрязнения винтовок: в лучшем случае затворы засорялись, в худшем - ржавели.
Французские конструкторы хлопнули себя по лбу и уже в 1915 году наладили производство соответствующих пыле-грязезащитных чехлов.
Винтовка Лебеля обр. 1886 года с чехлом и закрытым затвором.
Винтовка Лебеля с чехлом и открытым затвором.
Французский чехол работал по тому же принципу, что и японский: крепился на стебле затвора и двигался вместе с ним рукояткой, и также делался из листового металла, но был с одной стороны проще - не требовал для снятия извлечения всего затвора, а с другой стороны сложнее - крепился к затвору специальным винтом, который вставлялся вместо винта, имевшегося на стебле затвора.
Можно предполагать, что этот винт ликвидировал "японский" люфт со всеми вытекавшими из него проблемами.
Чехол этот был предусмотрен как для винтовок Лебеля, так и для винтовок Бертье, но имел разные размеры - из-за несоответствия затворов винтовок.
Судя по всему, уже к 1917 году французы отказались от этих чехлов, предположу, из-за низкой эффективности.
Немецкий сумрачный гений во всей красе
Германские конструкторы, столкнувшись с той же проблемой, что и их французские коллеги, не стали искать легких путей (собственно, как им и положено).
Сначала они "по быстрому" придумали матерчатый чехол, который крепился к винтовке двумя парами тесемок и полностью закрывал ствольную коробку винтовки. Предполагалось, что перед началом стрельбы солдат развяжет переднюю пару тесемок, скинет его вниз и приступит к выполнению боевой задачи.
Однако, простота эта немцев, естественно, не удовлетворила (как говорят, причиной было то, что матерчатый чехол собирал влагу и затвор ржавел), и они придумали чехол металлический, который закрывал затвор как своего рода вакуумная упаковка.
Винтовка с металлическим чехлом.
Однако и этот вариант не устроил немецких конструкторов: солдату по-прежнему требовалось снимать чехол перед тем, как открыть огонь, и они (наконец-то) обратились к опыту их французских (или японских) коллег и сделали чехол, который должен был двигаться вместе с затвором винтовки.
Но, опять-таки, они не были бы немецкими конструкторами, если бы не переработали простое конструкторское решение в германское конструкторское решение.
Винтовка Маузер 98 с чехлом и закрытым затвором.
Винтовка Маузер 98 с чехлом полуоткрытым затвором.
С виду это был тот же чехол из стального листа, что у японцев или французов, хотя и довольно большой, но почти простой формы, но были нюансы.
Во-первых, рукоять затвора, которая вставлялась в вырез на чехле, блокировался специальной задвижкой - что-то вроде крючка на воротах.
Во-вторых, чехол крепился на винтовку с помощью специальной пластины-пружины, фиксировавшейся на цевье винтовки, и перемещался не вместе с затвором, а на специальной оси, входившей в ее петли.
Винтовка Маузер 98 с снятым чехлом. Обратите внимание на пластину, фиксирующую всю конструкцию на цевье.
Ну и дальше все получилось сугубо по-германски: получив эту конструкцию в начале 1917 года, немецкие военные начальники заказали сразу 500.000 единиц. Более того, к концу 1917 года они решили, что все новые винтовки и все ремонтируемые старые винтовки будут оснащаться этим приспособлением. Ну а пока будет развертываться производство, немецкие винтовки получат матерчатые чехлы.
Но реальность оказалась прозаичнее: бОльшая часть металлических чехлов так и осталась на складах по причине окончания войны. Не все сложилось и с матерчатыми чехлами - как оказалось, погибающая экономика Германии просто не имела достаточного количества необходимой ткани...
Небольшой комментарий от "Исторического оружиеведения"
По-моему, это все, что нужно знать о германской школе конструирования.
Как говорится, ни отнять, ни прибавить...
https://dzen.ru/a/ZEDO5YrGQWBJ-CF2