В «Кольчуге» воплотилась извечная мечта военного человека — обнаружить и уничтожить противника, оставаясь невидимым. Станция (точнее, три станции, действующие вместе) способна определять координаты целей и маршруты их движения на земле и на воде — за 600 км, а в воздухе — до 800 км по дальности. Больше такого не делают нигде в мире. За счет такой дальности обнаружения противника у обороняющейся стороны остается больше времени для подготовки ракет противовоздушной обороны.
США, а вслед за ними и другие страны вложили огромные деньги в технологии «стелс», и, надо сказать, им многое удалось. Их самолеты и корабли маскируются за счет поглощения своим внешним покрытием радиолокационных импульсов. Ведь традиционный принцип радиолокации заключается в том, что станция посылает электромагнитные волны, они отражаются от объекта и возвращаются обратно, а станция их ловит. Такая радиолокация называется активной.
Принцип работы «Кольчуги» иной — пассивный. Сама она никаких импульсов не генерирует (поэтому остается невидимой для противника), она улавливает сигналы, которые испускают объекты. Станция слышит электромагнитный «шум», сопутствующий любой системе, через которую протекает электрический ток. Причем независимо от того, где находится объект слежения — на земле, на воде или в воздухе. «Невидимые» самолеты «Стелс» не летают с выключенной системой навигации, радиосвязью и системой опознавания «свой-чужой», как, впрочем, любая другая военная техника, включая крылатые ракеты. Эти сигналы и впитывает «Кольчуга», сама оставаясь незаметной. ( Кстати Кольчуга способна отследить режим станций РЛС противника, и может определить и режимы управлением оружием (поиск, захват и сопровождение целей, особенности работы систем свой-чужой и много иных и полезных нюансов, используя которые можно сильно усложнить жизнь противнику)
Украинская машина еще за горизонтом узнает, что конкретно приближается со стороны противника — как человека узнают по походке или голосу. Причем узнает не один самолет или ракету, а до 200 целей одновременно и сразу же рисует маршруты движения на дисплее, привязывая их к цифровой карте местности. По свидетельству конструкторов, с нашим комплексом не в состоянии сравниться ни американские, ни российские, ни французские разработки в этой области.
Именно поэтому вокруг донецкого оборонного завода «Топаз» почти два года продолжалась свистопляска, начавшаяся с обвинений и закончившаяся извинениями. Поставки суперстанций воюющему Ираку не подтвердились, зато об уникальной технике украинского производства узнали все.