MRJING написал(а):
Pernatij
А пруф на точность можно?
Чем ограничена она?
Самим принципом привода. Поищите в гуле что такое двухканальный привод. Ну или, по заморски - ILS.
По просту - это луч идущий строго в продлении полосы (с её конца, на наземной полосе, или с её торца - на авианосце) в горизонтальной плоскости, и под наклоном в среднем в 3 градуса, исходя из точки касания в её вертикальной плоскости.
На приборах показывается отклонение от середины в пределах одного градуса в обоих плоскостях. Если включен автопилот, то он удерживает этот луч в пределах возможного.
Как Вы понимаете, при приближению к исходу луча его всё труднее удерживать, так как он становится (в выражении в метрах) всё уже. В какой-то момент его удерживать - не возможно, в виду того что малейшее отклонение ( ветром самолёт немного сдуло) требует очень резких манёвров, что бы остатся в корридоре плюс минус один градус. По этому конечная часть захода (несколько секунд, или с высоты в около 50 метров над полосой) идут исключительно от руки.
Теперь как происходит автоматическая посадка на сухопутный аэродром.
Автопилот захватывает и удерживает этот луч. Так как его горизонтальная составляющая излучается с противоположного конца ВПП - её можно удерживать даже после приземления. А вертикальная - с высоты в 15-20 метров больше не удерживается, и самолёт просто медленно задирает нос и ждёт земли. Эта подпрограмма посадки руководствуется уже не лучём, а тупо радиовысотометром. После касания горизонтальная составляющая луча используется что бы удерживать самолёт на ВПП и не дать ему выкатится за её пределы.
На авианосце такое невозможно по ряду причин. Первая и самая главная - он сам движется, причём неравномерно, и к тому же вверх и вниз. То есть к естественному сужению луча при приближении к полосе прибавляется ещё и его собственное движение. Самолёт на автопилоте, который пробует удержать луч просто будет при приближении к кораблю выписывать пируеты. К этому добавляется, что обе антенны, и горизонтальной наводки, и вертикальной должны стоять в начале полосы. Почему? Потому что возвышение такой антенны над концом полосы - пару метров. И если на земле это не проблема - самолёты взлетают над ней, то на авианосце такой фокус не пройдёт.
Ну а в вертикальной плоскости - если запустить такую же программу как на земле, то точность точки касания будет в районе сотен метров (что на наземной ВПП - не проблема). Плюс в том, что на авианосце никто не желает мягкой посадки - то есть программе не надо задирать нос. Она просто тупо держит самолёт в обоих измерениях как он был и ждёт удара. Но как Вы понимаете - тут играют много факторов, и уже при небольшом волнении, при глиссаде в 3 градуса метр высоты - это десятки метров по дальности. То есть зацепит он трос или нет - это уже как получится.
Кроме того имеем в последние несколько секунд (а то и десяток секунд) многотонную неуправляемую болванку идущую на корабль, и молимся что корабль будет именно там где этого ожидает эта болванка.
Так что автоматическая посадка на авианосец - задача очень сложная. Не зря американцы над ней уже десятилетия работают.
Ну и как результат - если делать корабельный беспилотник, то его размеры должны соответствовать возможной точности его посадки. Так что 20 с гаком метров размаха крыла НЕ УПРАВЛЯЕМОГО ЧЕЛОВЕКОМ MQ-9 при точности посадки в несколько метров вправе влево - это гарантированная потеря самолёта и пожар. Да и шасси у такой пташки никоим образом удар в 3 а то и больше g, при "влёте" в палубу не выдержат. Не зря с Х-47 специально под морские реалии разрабатывали, а не поставили просто систему управления на MQ-9 или какой-нибудь глобалхаук.
К тому же скорости посадки современных БЛА наземного базирования - практически соответствуют их крейсерским скоростям, по простой причине отсутствия механизации крыла (экономится вес), что на земле не китично, а вот в море с такими скоростями не сесть и не взлететь. А про идиотизм самой мысли спускать 2-3-5-10 тронный аппарат с парашутом на воду и подбирать его там (удочкой со дна) я промолчу.