Почему Россия и Китай опасаются американских подлодок класса Seawolf
Подводные лодки класса Seawolf должны были стать лучшими в мире подводными кораблями в истории. Они были разработаны для того, чтобы заменить субмарины класса Los Angeles и сохранить преимущество Америки в подводной сфере, однако планы их строительства пострадали от перерасхода финансовых средств, а также от развала Советского Союза. Хотя они по-прежнему являются лучшими подлодками в истории, их количество осталось ограниченным.
В конце 1980-х годов военно-морские силы США столкнулись с кризисной ситуацией. В 1980 году Советский Союз получил от шпионской сети, состоявшей из членов семьи Уокеров (Walkers), информацию о том, что американские военные могут определять местоположение советских подводных лодок из-за повышенной шумности их винтов. В результате Советский Союз начал поиск самого современного машинного оборудования для производства винтов более высокого качества. В 1981 году японская компания Toshiba через норвежскую корпорацию Kongsberg продала Советскому Союзу станки для обработки винтов — сегодня это относительно распространенные 9-осные фрезерные станки с числовым программным управлением.
К середине 1980-х годов приобретенные Советским Союзом новые станки начали приносить желаемый результат. Подводные лодки класса «Акула» «резко снизили показатели производимого акустического шума». По данным одного источника газеты Los Angeles Times, «российские подлодки начали становиться бесшумными только после приобретения станков компании Toshiba». Помимо пониженной шумности, подводные лодки класса «Акула» могли погружаться на глубину до 600 метров — тогда как глубина погружения американских многоцелевых субмарины класса Los Angeles составляла всего 200 метров.
На возникшую угрозу со стороны подводных лодок класса «Акула» военно-морские силы США ответили созданием многоцелевых атомных субмарин класса Seawolf. Эти подводные лодки изготовлялись из стали марки HY-100 толщиной два дюйма для того, чтобы лучше справляться с давлением во время глубинного погружения.
Сталь марки HY-100 примерно на 20% прочнее, чем стальной сплав HY-80, использовавшийся при строительстве подлодок класса Los Angeles. В результате новые подводные лодки получили возможность погружаться на глубину до 600 метров, тогда как, глубина разрушения (crush depth) у них составляет от 730 метров до 900 метров.
Длина субмарин класса Seawolf равняется 107,6 метра, и они немного короче своих предшественниц — всего на два метра, однако их ширина составляет 12,2 метра, то есть они на 20% шире. Такая ширина делает их существенно тяжелее подводных кораблей предыдущей серии, а их водоизмещение в погруженном состоянии составляет 12158 тонн.
На всех подлодках класса Seawolf установлен атомный реактор S6W компании Westinghouse, который снабжает энергией две паровые турбины общей мощностью 52 тысячи лошадиных сил. На подводных лодках этого класса впервые стал использоваться водометный движитель насосного типа — такие же движители были установлены на новейших подлодках класса Virginia. В результате субмарины класса Seawolf способны развивать в надводном положении скорость в 18 узлов, их максимальная подводная скорость составляет 35 узлов, а бесшумная — 20 узлов.
Подлодки класса Seawolf оснащены размещенной в носовой части 7-метровой сферической гидроакустической антенной BQQ 5D с активными и пассивными трактами, а также обладающими широкой апертурой бортовыми пассивными акустическими антеннами. Через некоторые время на подлодках этого класса дополнительно стали устанавливаться гибкие протяженные буксируемые антенны TB-29A. Помимо этого, на них монтируются гидроакустические системы BQS 24 для обнаружения таких близкорасположенных объектов как мины.
Первоначально на подлодках класса Wolf устанавливалась боевая информационно-управляющая система BSY-2 компании Lockheed Martin, работающая на основе комплекса из 70 процессоров Motorola 68030 — такой же процессор использовался в ранних моделях компьютеров Macintosh, — а в настоящее время они заменяются на системы управления оружием AN/BYG-1.
Подлодки класса Seawolf были разработаны как настоящие «охотники», и в результате они оснащены восемью торпедными аппаратами, то есть их в два раза больше, чем на предыдущих моделях. Они способны взять на борт 50 тяжелых торпед типа Mark 48, противокорабельных ракет Sub-Harpoon и крылатых ракет Tomahawk. Некоторые из перечисленных ракет и торпед могут быть заменены на мины.
В результате субмарины этого класса, по данным военно-морского ведомства США, стали в десять раз тише во всех скоростных режимах, чем модернизированные лодки класса Los Angeles, а также в 70 раз менее шумными — поразительный показатель! — чем первоначальные версии субмарин класса Los Angeles. Подлодки Seawolf способны бесшумно передвигаться со скоростью, которая в два раза превышает возможности подлодок предыдущего поколения.
Подобное внушительное увеличение возможностей было связано с внушительным увеличением цены. Вся программа по строительству 12 подводных лодок класса Seawolf оценивалась в 33 миллиарда долларов, что являлось неприемлемой ценой с учетом того факта, что в 1991 году Советский Союз Союза перестал существовать, а вместе с ним исчезла и угроза, исходившая от подводных лодок класса «Акула» и последовавших за ними моделей. Количество субмарин Seawolf было сокращена до 3, а их общая стоимость — до 7,3 миллиарда долларов.
Исключительная малошумность подлодок класса Seawolf навела руководство ВМС США на мысль о том, чтобы использовать последнюю из них — Jimmy Carter — для поддержки тайных операций. Длина этой подлодки была увеличена на 30 метров за счет дополнительной секции, получившей название Многоцелевая платформа (Multi-Mission Platform). Она позволяет подлодке Jimmy Carter, находящейся в погруженном положении, запускать и забирать на свой борт дистанционно управляемые транспортные средства/необитаемые подводные аппараты, бойцов спецназа ВМС, а также водолазов. На этой лодке предусмотрены спальные места для 50 спецназовцев или для других приданных военнослужащих. Кроме того, на носу и на корме субмарины Carter установлены дополнительные устройства точного маневрирования для выполнения задач, связанных с прослушиванием морских кабелей, а также для других шпионских действий.
Подлодки класса Seawolf обладают выдающимися характеристиками, однако умонастроения, характерные для периода холодной войны и времени их разработки, привели к тому, что для противодействия серьезной угрозе получили одобрение как их большие возможности, так и их значительная цена. В период строительства подлодок класса Virginia уже после окончания холодной войны военно-морские силы США были вынуждены сократить свои расходы, хотя они продолжали производить все более совершенные по своим качествам субмарины.
Хотя как класс подводные лодки Seawolf оказались неудачными, их небольшая флотилия продолжает оставаться весьма важной составляющей подводного флота военно-морских сил США — благодаря своим возможностям, которыми не обладают даже субмарины класса Virginia.
http://inosmi.ru/military/20161025/238072890.html
Подводные лодки класса Seawolf должны были стать лучшими в мире подводными кораблями в истории. Они были разработаны для того, чтобы заменить субмарины класса Los Angeles и сохранить преимущество Америки в подводной сфере, однако планы их строительства пострадали от перерасхода финансовых средств, а также от развала Советского Союза. Хотя они по-прежнему являются лучшими подлодками в истории, их количество осталось ограниченным.
В конце 1980-х годов военно-морские силы США столкнулись с кризисной ситуацией. В 1980 году Советский Союз получил от шпионской сети, состоявшей из членов семьи Уокеров (Walkers), информацию о том, что американские военные могут определять местоположение советских подводных лодок из-за повышенной шумности их винтов. В результате Советский Союз начал поиск самого современного машинного оборудования для производства винтов более высокого качества. В 1981 году японская компания Toshiba через норвежскую корпорацию Kongsberg продала Советскому Союзу станки для обработки винтов — сегодня это относительно распространенные 9-осные фрезерные станки с числовым программным управлением.
К середине 1980-х годов приобретенные Советским Союзом новые станки начали приносить желаемый результат. Подводные лодки класса «Акула» «резко снизили показатели производимого акустического шума». По данным одного источника газеты Los Angeles Times, «российские подлодки начали становиться бесшумными только после приобретения станков компании Toshiba». Помимо пониженной шумности, подводные лодки класса «Акула» могли погружаться на глубину до 600 метров — тогда как глубина погружения американских многоцелевых субмарины класса Los Angeles составляла всего 200 метров.
На возникшую угрозу со стороны подводных лодок класса «Акула» военно-морские силы США ответили созданием многоцелевых атомных субмарин класса Seawolf. Эти подводные лодки изготовлялись из стали марки HY-100 толщиной два дюйма для того, чтобы лучше справляться с давлением во время глубинного погружения.
Сталь марки HY-100 примерно на 20% прочнее, чем стальной сплав HY-80, использовавшийся при строительстве подлодок класса Los Angeles. В результате новые подводные лодки получили возможность погружаться на глубину до 600 метров, тогда как, глубина разрушения (crush depth) у них составляет от 730 метров до 900 метров.
Длина субмарин класса Seawolf равняется 107,6 метра, и они немного короче своих предшественниц — всего на два метра, однако их ширина составляет 12,2 метра, то есть они на 20% шире. Такая ширина делает их существенно тяжелее подводных кораблей предыдущей серии, а их водоизмещение в погруженном состоянии составляет 12158 тонн.
На всех подлодках класса Seawolf установлен атомный реактор S6W компании Westinghouse, который снабжает энергией две паровые турбины общей мощностью 52 тысячи лошадиных сил. На подводных лодках этого класса впервые стал использоваться водометный движитель насосного типа — такие же движители были установлены на новейших подлодках класса Virginia. В результате субмарины класса Seawolf способны развивать в надводном положении скорость в 18 узлов, их максимальная подводная скорость составляет 35 узлов, а бесшумная — 20 узлов.
Подлодки класса Seawolf оснащены размещенной в носовой части 7-метровой сферической гидроакустической антенной BQQ 5D с активными и пассивными трактами, а также обладающими широкой апертурой бортовыми пассивными акустическими антеннами. Через некоторые время на подлодках этого класса дополнительно стали устанавливаться гибкие протяженные буксируемые антенны TB-29A. Помимо этого, на них монтируются гидроакустические системы BQS 24 для обнаружения таких близкорасположенных объектов как мины.
Первоначально на подлодках класса Wolf устанавливалась боевая информационно-управляющая система BSY-2 компании Lockheed Martin, работающая на основе комплекса из 70 процессоров Motorola 68030 — такой же процессор использовался в ранних моделях компьютеров Macintosh, — а в настоящее время они заменяются на системы управления оружием AN/BYG-1.
Подлодки класса Seawolf были разработаны как настоящие «охотники», и в результате они оснащены восемью торпедными аппаратами, то есть их в два раза больше, чем на предыдущих моделях. Они способны взять на борт 50 тяжелых торпед типа Mark 48, противокорабельных ракет Sub-Harpoon и крылатых ракет Tomahawk. Некоторые из перечисленных ракет и торпед могут быть заменены на мины.
В результате субмарины этого класса, по данным военно-морского ведомства США, стали в десять раз тише во всех скоростных режимах, чем модернизированные лодки класса Los Angeles, а также в 70 раз менее шумными — поразительный показатель! — чем первоначальные версии субмарин класса Los Angeles. Подлодки Seawolf способны бесшумно передвигаться со скоростью, которая в два раза превышает возможности подлодок предыдущего поколения.
Подобное внушительное увеличение возможностей было связано с внушительным увеличением цены. Вся программа по строительству 12 подводных лодок класса Seawolf оценивалась в 33 миллиарда долларов, что являлось неприемлемой ценой с учетом того факта, что в 1991 году Советский Союз Союза перестал существовать, а вместе с ним исчезла и угроза, исходившая от подводных лодок класса «Акула» и последовавших за ними моделей. Количество субмарин Seawolf было сокращена до 3, а их общая стоимость — до 7,3 миллиарда долларов.
Исключительная малошумность подлодок класса Seawolf навела руководство ВМС США на мысль о том, чтобы использовать последнюю из них — Jimmy Carter — для поддержки тайных операций. Длина этой подлодки была увеличена на 30 метров за счет дополнительной секции, получившей название Многоцелевая платформа (Multi-Mission Platform). Она позволяет подлодке Jimmy Carter, находящейся в погруженном положении, запускать и забирать на свой борт дистанционно управляемые транспортные средства/необитаемые подводные аппараты, бойцов спецназа ВМС, а также водолазов. На этой лодке предусмотрены спальные места для 50 спецназовцев или для других приданных военнослужащих. Кроме того, на носу и на корме субмарины Carter установлены дополнительные устройства точного маневрирования для выполнения задач, связанных с прослушиванием морских кабелей, а также для других шпионских действий.
Подлодки класса Seawolf обладают выдающимися характеристиками, однако умонастроения, характерные для периода холодной войны и времени их разработки, привели к тому, что для противодействия серьезной угрозе получили одобрение как их большие возможности, так и их значительная цена. В период строительства подлодок класса Virginia уже после окончания холодной войны военно-морские силы США были вынуждены сократить свои расходы, хотя они продолжали производить все более совершенные по своим качествам субмарины.
Хотя как класс подводные лодки Seawolf оказались неудачными, их небольшая флотилия продолжает оставаться весьма важной составляющей подводного флота военно-морских сил США — благодаря своим возможностям, которыми не обладают даже субмарины класса Virginia.
http://inosmi.ru/military/20161025/238072890.html