Идеальный расчет, или Как военный пилот пролетел на истребителе под Октябрьским мостом
Дмитрий Букевич, Комсомольская правда
Фотографий невероятного полета не существует, однако есть снимок моста с пририсованным к нему истребителем. Фото
www.nsk.kp.ru
50 лет назад летчик Валентин Привалов показал в Новосибирске настолько ювелирный пилотаж, что его до сих пор никто не может повторить
Многие пилоты-асы первой половины ХХ века любили похулиганить в воздухе. Так, еще в 1920-х годах легендарный летчик Валерий Чкалов однажды пролетел на легком самолете под мостом Равенства в Ленинграде, а в 1941 году уже для фильма «Валерий Чкалов» этот полет повторил Евгений Борисенко. Но то было время, когда самолеты еще не развивали безумные скорости и при желании могли лететь не быстрее легкового автомобиля. А как насчет того, чтобы повторить такой трюк на самолете, достигающем скорости звука? Безумие и верное самоубийство. Однако в мире нашелся один человек, который так не думал. 4 июня 1965 года 30-летний военный летчик, капитан ВВС Валентин Привалов пролетел на реактивном истребителе МиГ-17 под Октябрьским мостом над рекой Обь в Новосибирске. Ни один летчик в мире еще не повторил этот рекордный трюк.
Привалов тщательно готовился к своему «реактивному варианту» полета Чкалова под мостом. Он несколько раз сплавал к мосту, замерил ширину его опор, оценил расстояние до воды... И вот настало 4 июня. МиГ-17 под управлением Привалова возвращался в Толмачево с учебного задания и вдруг стал снижаться над Обью. В тот жаркий день на городском пляже было полно народу, и все, естественно, перепугались, завидев у воды грозную ревущую машину. По подсчетам специалистов, скорость истребителя составляла около 700 км/ч, а очевидцы утверждали, что МиГ пролетел всего в метре от воды. Истребитель пулей просвистел между опорами Октябрьского моста, поднял сильную волну, окатившую шокированных отдыхающих, и исчез в небе. Получилось! Но рекорд едва не обернулся судом над пилотом за воздушное хулиганство.
По легенде, судьбу Валентина Привалова решил сам маршал Родион Малиновский, бывший в те годы министром обороны СССР. Он вызвал к себе лихого летчика, отчитал его на чем свет стоит, но уже через минуту попросил Привалова нарисовать схему полета. Еще мгновение - и оба они уже с головой ушли в обсуждение деталей полета… (по другим данным, этот разговор происходил с маршалом авиации Евгением Савицким). Так или иначе, впоследствии приказом Малиновского пилота вернули к полетам. Дальнейшая судьба Привалова сложилась вполне благополучно - позднее он стал командиром эскадрильи и заместителем командира полка. В отставку лихой ас вышел в 42 года.
Фотографий этого момента, конечно же, не существует - слишком внезапным было появление истребителя над Обью, да и скорость его была очень высока, чтобы успеть его заснять. Однако существует, как говорили в те времена, «фотомонтаж» невероятного полета, который мы и приводим в нашем материале. А вы решайте сами, был это идеальный расчет или невероятное везение…
«Комсомольская правда» от 4 июня 2015