О супер шпионах:
"Так, согласно официальным документам ФБР, агенты часто использовали такие архаичные способы общения, как невидимые чернила, обмен одинаковыми сумками или портфелями, мгновенные передачи из рук в руки при личном контакте.
Впрочем, эти вызывающие насмешки методы применялись только в случае, когда необходимо было передать какие-то предметы: фальшивые паспорта, деньги, аппаратуру. При передаче информации личного контакта не было: использовались другие способы. Самый распространенный — установление беспроводной связи между ноутбуками со встроенным в них специальным программным обеспечением. Как говорится в официальных документах ФБР, агентам не нужно было даже искать своих партнеров (которыми обычно оказывались сотрудники российского постпредства при ООН). Необходимо было лишь оказаться в нужное время в нужном месте. Программа сама устанавливала контакт с другим ноутбуком, проверяла защищенность передачи и отключалась после приема сигнала о том, что информация получена и сохранена на другом ноутбуке. "
"Разумеется, уровень достоверности легенд и доступности их проверки был разным. Например, то, что Хуан Ласаро вовсе не уругваец с перуанским гражданством, сотрудники ФБР доказывают следующим фактом. Однажды
он упомянул, рассказывая о своем детстве собственной жене: "Как только началась война... нас эвакуировали в Сибирь". К нему и его жене как раз трудно было бы подкопаться. Пелаес была одной из ведущих сотрудниц одной из крупнейших в США испаноязычных газет — El Diario La Prensa. В 1984 году ее в Перу похитили члены Революционного движения имени Тупака Амару. Бывший с ней коллега позже говорил, что, похоже, она сама подстроила свое похищение.
На негативах фотографий, изображающих молодую Трейси Фоули, сотрудники ФБР без особого труда обнаружили название производителя фотопленки — "Тасма". Предположить, что уроженку Канады и натурализованную гражданку США фотографировали в годы ее ученичества в одной из американских школ на фотопленку, выпущенную производственным объединением "Тасма" имени Куйбышева, просто нельзя."
Одним из пунктов обвинения, предъявленного всем арестованным,
является отмывание незаконно полученных денег. В документах ФБР подробно рассказывается, как крупные суммы денег передавались агентам при личном контакте (обмен сумками, передача из рук в руки, в ходе выездов за пределы США) или закладывались в определенных местах. Например, один обвиняемый, который взял имя Критофера Мецоса, считался главным бухгалтером шпионской сети и был арестован чуть позже на Кипре, закопал некоторую сумму денег, которую через два года откопал Ричард Мерфи и разделил с другими нелегалами.
Едва ли не самый крупный успех (по крайней мере, из тех, о которых говорится в документах, переданных ФБР суду) — информация о положении на рынке золота, переданная Синтией Мерфи в "Центр" летом и осенью 2009 года. "Центр" поблагодарил ее посланием, в котором говорилось: "Информация о золоте — оч. полезна, была направлена непосредственно (после соответствующей обработки) в минфин и минэкономразвития".
Впрочем, судя по заданию "Центра", от нелегалов требовалась информация, которую можно было бы куда дешевле получить из открытых источников. Так, весной 2009 года "Центр" запросил у супругов Мерфи сведения о позиции США относительно соглашения о сокращении стратегических вооружений, Афганистана и Ирана: "Постарайтесь изложить... задачи Обамы, которые он хочет выполнить во время саммита в июле, и как его команда хочет этого добиться (аргументы, предложения, способы убеждения...)". В другом задании чету Мерфи просили "прислать больше информации о современном международном положении в плане, важном для Р. (России.— "Власть"), освещающей американский подход с комментариями местного экспертного (политического, экономического) научного сообщества".
Эксперты в области шпионажа не понимают, зачем СВР нужно было тратить столь огромные средства и усилия на то, что можно вполне получить, просто включив компьютер и выйдя в интернет (о больших надеждах, которые руководство СССР возлагало на разведчиков, см. стр. 12). "Да о чем они только думали, что они такого хотели обнаружить в наше-то время? — говорит бывший глава резидентуры ЦРУ в Москве Ричард Штольц.— Усилия просто непропорциональны потенциальной выгоде. Я просто не понимаю, на что они рассчитывали".
Но даже с учетом того, что задания "Центра" были более чем щадящие, нелегалы, очевидно, не всегда справлялись со своей работой. В ходе прослушивания дома Ласаро и Пелаес сотрудники ФБР зафиксировали разговор, в котором Ласаро жаловался жене, что "Центр" считает переданную им информацию "не имеющей никакой ценности", поскольку он "не предоставил имени источника". На что Пелаес предлагает ему "просто назвать любого политика отсюда".
"
"
Пока политики и чиновники пытаются понять, что стоит за неожиданно разгоревшимся шпионским скандалом, который, очевидно, никому не нужен и возник вокруг не самых удачных шпионов. С тем, что "шпионская сеть" шпионская только формально, согласны даже сотрудники ФБР. Именно поэтому арестованным предъявлены относительно несерьезные обвинения — в нарушении правил деятельности представителей иностранных государств в США. В соответствии с действующим законодательством все одиннадцать человек должны были официально зарегистрироваться в министерстве юстиции. Нарушение правил грозит им пятилетним сроком. Еще по 20 лет они могут получить за отмывание денег, но и здесь, скорее всего, будут минимальные сроки."
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1404018