Советские авиационные пулемёты и пушки, используемые в ПВО в начальный период Великой Отечественной войны
Постоянные читатели «Военного обозрения» знают, что я неравнодушен к средствам ПВО, в том числе применявшимися в годы Второй мировой. Но прежде, чем приступить к предмету повествования, расскажу о том, как родилась идея сделать эту публикацию и что этому предшествовало.
Начну издалека. В конце прошлого года меня ознакомили с графиком очередных отпусков, и мой основной отпуск выпал на середину апреля 2022 года – то есть на межсезонье. Надо сказать, что наша дальневосточная весна обычно очень холодная и затяжная. Проводить весь отпуск дома не хотелось, и мы с супругой Ольгой решили посетить культурную столицу – Санкт-Петербург.
Сказано – сделано, в январе были приобретены авиабилеты и забронировано жильё в
исторической части города. Основной целью нашей десятидневной поездки было посещение исторических мест, выставок и музеев.
Буквально накануне вылета питерские камрады, обитающие на сайте «Военное обозрение» в разделе «История», узнали о нашем намерении ознакомиться с достопримечательностями их знаменитого города и дали ряд ценных советов. Более того, нам впоследствии удалось встретиться и пообщаться вживую.
Питерские парни: Антон (известен на сайте как 3x3zsave), Михаил (Хозяин Трилобита), Николай (Пане Коханку) и Сергей (Михайлов) оказались очень гостеприимными, общительными, приятными и интересными собеседниками.
Особая благодарность Антону за организацию замечательной встречи в ресторане Bier König и его дельные рекомендации относительно посещения различных мест и Николаю за подаренные Оле в честь дня рождения очень вкусные и качественные напитки.
Но вернёмся к предмету разговора. Скажу прямо, Оле было не очень интересно ходить со мной по военным музеям и лазить по тесным отсекам дизельной подводной лодки С-189 проекта 613, пришвартованной на набережной Лейтенанта Шмидта. Однако моя супруга стойко переносила «тяготы и лишения», но впоследствии мне «отомстила», затащив почти на четыре часа в Зоологический музей.
Справедливости ради надо сказать, что Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, расположенный на кронверке Петропавловской крепости, откуда Оля меня вытаскивала практически за волосы, является лучшим из заведений такого рода, где мне довелось побывать. В музее имеется коллекция уникальных экспонатов, большое внимание уделяется исторической достоверности и ведётся серьёзная научная работа.
Во время посещения этого музея в одном из залов, где было представлено советское
оружие периода Второй мировой, я обратил внимание на образцы авиационного пулемётно-пушечного вооружения, приспособленные для ведения огня по воздушным целям с наземных станков.
С любезного разрешения музейного смотрителя я сфотографировал спаренную 7,62-мм зенитную установку ШКАС и 20-мм артиллерийскую установку ШВАК с интересующих меня ракурсов, и эти фото будут представлены в данной публикации. Впрочем, помимо упомянутых образцов, речь пойдет и о других импровизированных средствах ПВО, созданных путём переделки авиационного стрелково-пушечного вооружения.
Состояние с зенитными пулеметными установками РККА в начальный период Великой Отечественной
В начальный период войны РККА испытывали острую нехватку противовоздушных средств, предназначенных для непосредственной защиты войск от немецких истребителей-бомбардировщиков, пикировщиков и штурмовиков, действующих на малых высотах. Это, в свою очередь, вело к неоправданным потерям и сильно затрудняло организацию обороны.
Оружейная промышленность СССР не успела в полной мере оснастить войска необходимыми зенитными пулемётами и малокалиберными скорострельными артиллерийскими автоматами. По состоянию на 22.06.1941 года подразделения войсковой противовоздушной обороны полкового и дивизионного звена были укомплектованы зенитными пулеметными установками всего на 61 %. По большей части в войсках имелись установки винтовочного калибра, созданные на базе пулемёта Максима. Крупнокалиберных 12,7-мм пулемётов к началу войны в линейных частях было мало.
Проблему защиты войск от воздушной угрозы в какой-то мере можно было решить за счёт использования станковых пехотных пулемётов на универсальных станках.
Для стрельбы по самолётам противника, действующим на малой высоте, были предназначены пулемёт Максима обр. 1910/30 г., на универсальном треножно-колёсном станке системы С. В. Владимирова обр. 1931 г. и станковый пулемёт Дегтярёва обр. 1939 г. на лёгком универсальном треножном станке.
Пулемёт Максима обр. 1910/30 г., на универсальном треножно-колёсном станке системы С. В. Владимирова обр. 1931 г.
Оба образца комплектовались кольцевым зенитным прицелом, допускавшим стрельбу по самолетам, летящим со скоростью до 320 км/ч на дистанции до 1 500 м. Однако в реальности эффективная дальность стрельбы по воздушным целям из пулемётов винтовочного калибра не превышала 500 м. В пехотных подразделениях зенитный прицел обычно не монтировали и стреляли по самолётам с использованием штатного стоечного прицела, что, конечно, снижало эффективность зенитного огня.
Станковый пулемёт Дегтярёва обр. 1939 г.
Станковый пулемёт ДС-39 имел возможность регулировки темпа стрельбы. По пехоте противника рекомендовалось устанавливать темп 600 выстр./мин, а по воздушным целям – 1 200 выстр./мин. Для ведения огня по воздушным целям конструктором Г. С. Гараниным был разработан к пулемёту зенитный станок-тренога.
Производство пехотных станковых пулемётов, приспособленных для стрельбы по самолётам, началось только в 1939 году. Ввиду большей сложности и стоимости, станков Владимирова для пулемётов Максима обр. 1910/30 г. выпустили относительно много, а пулемёт ДС-39, спешно принятый на вооружение без должной проверки, оказался не слишком надёжен и был привередлив к боеприпасам.
Всего было произведено немногим более 10 тыс. пулемётов ДС-39, и в июне 1941 года его сняли с производства. В этом отчасти виновато командование РККА, не готовое отказаться от архаичных матерчатых пулемётных лент, что обеспечивало унификацию с уже имеющимися в войсках пулемётами Максима. Изначально Дегтярёв проектировал свой станковый пулемёт под металлическую ленту, и переход на холщёвую негативно сказался на надёжности функционирования автоматики.
Перед войной Дегтярёв на базе ДС-39 создал счетверённую зенитную установку, предназначенную для установки в кузове «полуторки». По скорострельности эта ЗПУ вдвое превосходила счетверённую 7,62-мм зенитно-пулемётную установку М4 обр. 1931 г., но серийно она не производилась.
В 1929 году для бронированных машин на основе ручного пулемёта ДП-27 В. А. Дегтярёв спроектировал пулемёт ДТ-29. Перед войной часть советской бронетехники была оснащена зенитными турелями П-40 с пулемётами ДТ-29.
Согласно указаниям ГАБТУ КА, одна боевая машина в
танковой или бронеавтомобильной роте должна была быть оснащена дополнительным зенитным пулеметом. Чаще всего турели ставили на командирские машины.
Турельные ДТ-29, помимо танков, монтировались в качестве зенитных на бронепоезда, бронеавтомобили и мотоциклы. Однако со второй половины войны, в связи с ростом защищённости вражеской
авиации и насыщением войск крупнокалиберными пулемётами ДШК и полученными по ленд-лизу Browning M2, выпуск турелей для ДТ-29 прекратили.
В октябре 1941 года специалистами Ковровского завода была создана счетверенная зенитная установка пулеметов ДТ-29. Пулеметы устанавливались в два ряда на станке Колесникова. Суммарный темп стрельбы составлял 2 400 выстр./мин. Однако в серийное производство установка не передавалась.
В 1943 году на вооружение принимается станковый пулемёт конструкции П. М. Горюнова. В отличие от пулемёта Максима, СГ-43 имел сменный ствол воздушного охлаждения. Он устанавливался на колесный станок Дегтярева либо на станок Сидоренко-Малиновского. Оба станка позволяли вести огонь по наземным и воздушным целям.
СГ-43 в положении для зенитной стрельбы
Для стрельбы по воздушным целям в принадлежностях имелся зенитный прицел, рассчитанный на ведение огня по воздушным целям, движущимся со скоростью не более 600 км/ч на дальностях до 1 000 м.
7,62-мм авиационные пулеметы, использовавшиеся в наземной ПВО
Уже в 1941 году зенитные пулеметы винтовочного калибра считались недостаточно мощными. Однако даже имевшихся морально устаревших ЗПУ на базе пулемёта Максима не хватало. В связи с этим было решено использовать хранящиеся на складах 7,62-мм пулемёты ДА, ДА-2 и ПВ-1, демонтированные со снятых с вооружения боевых самолётов.
Авиационные ДА отличались от пехотного ДП-27 оребрённым стволом, вместо приклада были установлены насеченные деревянные пистолетная рукоятка управления и задняя рукоятка, емкость магазина составляла 63 патрона, а ПВ-1 – это адаптированный для использования в авиации пулемёт Максима, с воздушным охлаждением и увеличенным до 750 выстр./мин темпом стрельбы.
Авиационный 7,62-мм пулемёт ДА
С целью повышения скорострельности, что было очень важно для увеличения вероятности поражения быстро перемещающихся целей, в 1930 году на вооружение поступила спаренная установка ДА-2, суммарный темп стрельбы которой составлял 1 200 выстр./мин.
Авиационная турель с пулемётной установкой ДА-2
Крючок общего спуска установки ДА-2 находился на пистолетной рукоятке правого пулемета в дополнительной спусковой скобе. На левом пулемете флажок предохранителя и рукоятку затворной рамы перенесли на левую сторону, на его стволе устанавливался кронштейн для флюгер-мушки. В связи с тем, что отдача спаренной установки возросла, пулемёты получили дульные тормоза активного типа. Позднее тормоз такой схемы устанавливался на 12,7-мм пулемёте ДШК.
Использование авиационных пулемётов Дегтярёва в качестве зенитных облегчалось тем, что они изначально оснащались прицелами, предназначенными для ведения огня по быстро перемещающимся воздушным целям, и имели соответствующие органы управления.
Переделка пулемётов ДА и ДА-2 в зенитные установки осуществлялась в прифронтовых оружейных мастерских, и единого стандарта для таких ЗПУ не существовало. Пулемёты ДА, как правило, монтировались на простейшие вертлюги, а спаренные ДА-2 – на более сложные и устойчивые турели.
Зенитная установка ДА-2 с уравновешивающим механизмом
Часть зенитных установок ДА-2 была оснащена уравновешивающими механизмами. Те, что таких механизмов не имели, оснащались плечевыми упорами.
Спаренная зенитная установка ДА-2 на огневой позиции
Несмотря на отсутствие единого стандарта и полукустарный характер производства турелей, в целом это оказалось достаточно эффективное лёгкое зенитное оружие с темпом стрельбы на один ствол 600 выстр./мин. Спаренная установка с двумя снаряженными магазинами, установленная на треножном станке, весила в два раза меньше, чем пулемёт Максима на зенитном станке обр. 1928 г. при вдвое большей огневой мощи. Относительно небольшая емкость магазина по сравнению с зенитными пулеметами, имевшими ленточное питание, отчасти компенсировалась возможностью его быстрой замены.
Конструктор-оружейник Н. Ф. Токарев в августе 1941 года с использованием авиационных пулемётов ПВ-1 создал строенную зенитную установку. Это оружие, несмотря на неказистый внешний вид, значительно усилило войсковую ПВО РККА.
От пулемёта Максима авиационный ПВ-1 отличался отсутствием водяного охлаждения и укороченным стволом, что позволило уменьшить массу оружия. Вес ПВ-1 без патронной ленты составлял 45 кг. Суммарный темп стрельбы строенной зенитной установки составлял 2 200 выстр./мин. В то же время у гораздо более сложной и тяжелой счетверённой М4 этот показатель равнялся 2 400 выстр./мин. По сравнению со скорострельным авиационным 7,62-мм пулемётом ШКАС более массивный ПВ-1, в силу конструктивных особенностей – большего запаса прочности и сравнительно низкого темпа стрельбы, оказался более надёжным при эксплуатации на земле. В отличие от ШКАС, он легко «переваривал» менее качественные пулемётно-винтовочные патроны, использовавшиеся в пехоте.
Строенная зенитная установка пулемётов ПВ-1 на бронепоезде
Строенные 7,62-мм пулемётные установки сыграли заметную роль в ходе боевых действий под Сталинградом. Большая часть таких ЗПУ была утрачена в бою или списана по причине износа, но некоторое количество их дожило до победы на бронепоездах.
Ещё одним авиационным пулемётом винтовочного калибра, используемым для зенитной стрельбы, был скорострельный ШКАС, принятый на вооружение в 1936 году и способный выпустить за одну секунду 30 пуль.
Вскоре после начала серийного производства пулемёта ШКАС встал вопрос о создании на его базе зенитной установки. Темп стрельбы турельного ШКАС составлял 1 800 выстр./мин, и теоретически один скорострельный пулемёт мог заменить три Максима. Это позволяло существенно усилить огневую мощь ПВО сухопутных войск при снижении массы и габаритов зенитных установок.
В 1938 году было выдано задание на создание спаренной установки пулемётов ШКАС на лёгком треножном станке, которая должна была сменить в производстве зенитные счетверённые пулемёты Максима обр. 1931 года, и промышленность изготовила небольшое количество спаренных установок.
Спаренная зенитная установка пулемётов ШКАС в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи
Однако во время войсковых испытаний выяснилось, что при использовании на земле ШКАС весьма чувствителен к качеству обслуживания. Он требовал квалифицированной регулировки, более тщательной чистки и смазки. С этим в войсках были готовы мириться, ведь расчёты зенитных пулеметов, как правило, имели лучшую подготовку, чем станковых пехотных. Но ко всему, для ШКАС требовались патроны специального изготовления. При использовании стандартных пулемётно-винтовочных патронов размерности 7,62×54 мм по причине высокой скорости подачи и больших ударных нагрузок имело место распатронивание (выпадение пули из гильзы) и частые осечки. В авиационные части поставлялись 7,62-мм патроны с двойной завальцовкой пули в шейке гильзы и более надежным и лучше изолированным капсюлем. Такие патроны были существенно дороже, и командование РККА в итоге отказалось от создания зенитных установок на базе ШКАС.
Тем не менее авиационные пулемёты ШКАС в годы войны в качестве зенитных активно использовались.
Зенитный пулемёт ШКАС на огневой позиции
Для этого одиночные и спаренные пулемёты в оружейных мастерских монтировались на станки обеспечивающие высокие углы возвышения ствола и возможность кругового обстрела.
Обычно такие установки применялись для обеспечения ПВО аэродромов и обслуживались авиационным персоналом – техниками и оружейниками. Впрочем, бывали и исключения. Иногда пулемёты ШКАС устанавливали на бронетехнику и транспортные средства, которые привлекали для сопровождения колонн.
https://topwar.ru/195816-sovetskie-...lnyj-period-velikoj-otechestvennoj-vojny.html