Хотелось бы всё таки перейти к обсуждению насущных проблем, а не мифических. Намедни состоялся очередной Военный совет, в котором обсуждалась тема военного образования. Некоторые посетители сайта, считают обсуждение этого вопроса трюизмом, не понимая, что ситуация в армии меняется каждый день и управляется людьми непрофессиональными. Привожу выдержки из интервью с главной по военному образованию:
Военный совет
Тамара Анатольевна Фральцова, начальник Управления военного образования МО.
С.БУНТМАН: Сергей Бунтман, ведущие. У нас в гостях снова Тамара Анатольевна Фральцова, начальник Управления военного образования МО.
С.БУНТМАН: Какого рода военные заведения? Всеми вы ведаете, от низшего до высшего уровня, сколько их сейчас существует, сколько осталось, как они укрупняются, какая система сейчас именно цепочки военных учебных заведений?
Т.ФРАЛЬЦОВА: Я могу сказать, что в ведение нашего управления входят образовательные учреждения, которые реализуют программы всех уровней. То есть, образно говоря, от сержанта, от того учебного центра солдата, которого нужно подготовить, чтобы он хорошо выполнял свои обязанности, суворовские кадетские корпуса,
академии видовые и родовые. В принципе, все то, что сегодня работает на кадровую составляющую наших Вооруженных сил.
С.БУНТМАН: Количественно сейчас?
Т.ФРАЛЬЦОВА: Вы знаете, ну, система не просто меняется. Система пытается и старается стать адекватной тому составу Вооруженных сил, который сегодня, как мы говорим, они в новом облике у нас обозначены. Поэтому нам, конечно, необходимо просто оптимизировать сеть военно-учебных заведений. Цифры эти ни для кого не секрет. Президент когда выступал на итоговой коллегии Министерства обороны, он четко это обозначил: у нас будет 10 военно-учебных заведений.
С.БУНТМАН: Всех волнует, как методически продумана реформа.
Т.ФРАЛЬЦОВА: Знаете, сегодня военно-учебные заведения – это я просто говорю для широкой аудитории, чтобы люди понимали – получают лицензию Министерства образования.
Кстати, по поводу лингвистической подготовки. Может, многие не знают, что в декабре прошлого года министром обороны РФ Анатолием Эдуардовичем Сердюковым было принято решение об увеличении лингвистической подготовки и вот этой составляющей в военно-учебных заведениях. И сегодня у нас изучают курсанты иностранный язык не только первый, второй, третий курс, как мы говорим, как вообще традиционно. Они у нас изучают в течение полного курса обучения в военно-учебных заведениях и полного курса обучения в академиях видовых и родовых.
Поэтому наш сегодня офицер, выходя из Вооруженных сил (такую задачу поставил министр), должен не просто, как пишут в анкетах «читаю, перевожу со словарем», должен владеть иностранным языком в обязательном порядке. Мы создали единый Лингвистический центр на базе военного университета, который отрабатывает стандарт лингвистического образования в Вооруженных силах. В принципе, эта идея, скажем так, для мира не нова. Она в чем-то для нас нова. Потому что в Европе есть, грубо говоря, языковой стандарт Вооруженных сил НАТО. Это свой лингвистический стандарт, где все, любые страны, которые принимают участие во всех операциях, они должны владеть именно таким стандартом.
С.БУНТМАН: Я хотел вот какой вопрос задать. При всем сокращении, укрупнении всего. Вот, вы говорите, существуют ли в других дисциплинах разработки на базе какого-то ведущего центра, какого-то вуза, который применяется для других, в других дисциплинах? Ведь, это же интересная такая как раз методика получается.
Т.ФРАЛЬЦОВА: Вы знаете, вот для чего сегодня и создаются вот такие военно-учебно-научные центры, во главе которых стоят видовые академии наших родов и видов Вооруженных сил. Для чего создают системообразующие вузы. То есть как мы говорим, головной вуз или головная академия – она берет на себя роль того учебного заведения, которое должно, систематизировав все лучшее, внедрить во все остальные наши филиалы этих академий все самое лучшее. Чтобы не каждый просто изобретал себе что-то, выдумывал. Но есть сегодня (я смотрела), есть, грубо говоря, великолепные учебники, у нас разработанные, курсы по выживаемости. Этот курс нужен всем. То есть не только одному роду или виду, он нужен всем. Сегодня есть великолепные курсы, которые касаются, грубо говоря, различных сил, там, ядерной обстановки, есть военного искусства. Эти курсы нужны всем, независимо от того, в каком роде или виде войск, или для какого вида или рода войск идет подготовка.
А.ЕРМОЛИН: Высшее гражданское образование. Вот, какие сейчас гражданские специальности именно в рамках высшего образования наиболее часто можно встретить в реформируемых военных вузах?
Т.ФРАЛЬЦОВА: Анатолий, вот, вы задали очень такой, серьезный вопрос. Тот, который, я полагаю, даже многие не понимают, всей этой глубины. Почему? Потому что сегодня, вы сами знаете, что система высшего гражданского образования переходит на двухуровневую систему – бакалавриат и магистратуру, и специалитет. И вот здесь нам было очень важно сохранить те специальности, которые мы говорим, военные специальности наукоемкие, которые очень важные и значимые, мы там сохранили специалитет. И, кстати, тем, что мы, военное образование сохранили, многие гражданские вузы присоединились к нам и воспользовались тем, чего мы, в общем-то, добились.
Ну, мы сами понимаем, есть специальности, которые связаны с ядерным щитом нашей страны. Вот те офицеры все – они все у нас остались на специалитете. Но это не говорит о том, что у нас нет бакалавриата. Но, оставаясь на специалитете, при этом каждый наш офицер получает в том числе и гражданское образование.
С.БУНТМАН: Сколько вы ожидаете в учебных заведениях курсантов, поступающих, абитуриентов?
Т.ФРАЛЬЦОВА: численность приема соотносится с количественным параметром Вооруженных сил на 150 тысяч офицеров. Эта цифра должна быть, она ни для кого не секрет. И поэтому на эти 150 тысяч офицеров мы сегодня будем как раз и проводить прием
Сегодня, все-таки, мы обеспечиваем и питание, и проживание, и мы обеспечиваем затем трудоустройство. У нас будут проблемы в течение вот этих 3 лет, мы эти проблемы видим и не скрываем. Потому что, к сожалению, вот эти последние 3 года у нас количество выпускников из высших военных учебных заведений – оно будет в несколько раз превышать количество первичных военных должностей, на которые они могут прийти в Вооруженные силы. Вот это у нас, скажем так, болевая точка.
А.ЕРМОЛИН: То есть это будет второй конкурс, получается? Уже по выпуску, да?
С.БУНТМАН: Получается уже профессиональный конкурс.
Т.ФРАЛЬЦОВА: Ну, вполне. Посмотрите, в любой корпоративной. Извините, что, в Газпроме, что ли, по-другому как-то? В любой хорошей корпоративной структуре.
Это к вопросу о подготовке специалистов по С-400.
Полный текст этого безобразия по ссылке:
http://echo.msk.ru/programs/voensovet/671835-echo/