В Москве оппозиционный лагерь на Чистых прудах стал новым событием в жизни России. Впервые оппозиционеры проводят бессрочную акцию протеста, ставшую своеобразным гражданским форумом. Московскую инициативу, получившую народную название “Оккупайабай” по имени поэта Абая Кунанбаева, возле каменной статуи которого образовался лагерь, подхватили и в регионах.
Впрочем, к новоявленному “Оккупайабаю” сразу накопилось множество вопросов. Настоящий гражданский форум подразумевает определение стратегии и тактики действий, формирование требований, обучение активистов. Пока мы же мы наблюдаем лишь бесцельную концентрацию людей в отдельно взятом месте. С гитарами, с прибаутками, с белыми шариками, но без смыслового наполнения.
Охранник Лимонова, политический активист Константин Макаров опубликовал знаковое объявление с “Оккупайабая”:
Макаров делает справедливый вывод:
"Хотите Революции? Изживайте из себя рабский вирус подчинения и покорности. Перво-наперво выкиньте этот омерзительный зоновский список запретов! Растяните над лагерем баннеры "С полицией не сотрудничаем!" и "Это наша земля!". Ну, еще о статье 31 Конституции неплохо бы напомнить. Иначе не видать вам Революции как своих ушей. Так и будете до самой смерти бродить по загонам.”
Так какую цель преследует стояние на Чистых прудах? Показать власти свою позицию? А какова эта позиция? Плакаты ведь поднимать нельзя, лозунги не выкрикивать, не призывать ни к чему, что строгий “дядя милиционер” может счесть провокацией. Остается только немое неприятие власти. “Оккупайабай” показал, что просто находиться в парке с белой лентой на груди режим пока что не запрещает. Честно говоря, такой результат не впечатляет.
Как я уже писал, 6 мая, в ходе побоища на “Марше миллионов” была пройдена определенная точка невозврата. Натравив ОМОН на демонстрантов, режим проявил свой военно-полицейский оскал. В этой ситуации логичным поведением для оппозиционеров должна стать суровость и серьезность, вызванная осознанием репрессий, которые обрушатся в скорое время на участником “массовых беспорядков”.
Необходимо настоящее сопротивление режиму – радикальное, но не насильственное. Нужно открыто и честно назвать тех, кто дал отпор озверевшему ОМОНу у Каменного моста – героями, а тех, кто был безоружных людей – подонками. Требуются соответствующие лозунги. Среди удачных находок можно назвать появившийся 7 мая на Исаакиевской площади плакат с цитатой Бальмонта: “Кто начал царствовать ходынкой, что кончит, встав на эшафот”.
Главное – нужны соответствующие дела. Надо выяснить, наконец, были ли реально забитые до смерти ОМОНом 6 мая. Это принципиально важно. Если убитых все же не было (дай Бог!), то надо следить за судьбой серьезно пострадавших – составить хотя бы примерный список людей, получивших травмы.
А дальше – действовать. Вполне применимы такие формы выражения гражданской позиции как сидячая забастовка (только не в парке, а где-нибудь перед Госдумой) или забастовка настоящая. А еще круче – взять и просто войти в какое-нибудь правительственное здание толпой в несколько сотен человек. Тогда и будет настоящая, а не карнавальная “оккупация”.
Однако мы наблюдаем обратное. Вместо логичной радикализации тех, кто привык ранее протестовал тихо – новое скоморошество на Чистых прудах. Вновь проявилось тусовочное беззубое хипстерство, а значит – растет водораздел между борцами и скоморохами, между теми, кто действительно сопротивляется Системе и теми, кто воспринимаем происходящее как комфортный хепенинг с трансляцией через твиттер.
В субботу я посетил мероприятие на Исаакиевской площади в Петербурге, аналогичное московскому “Оккупайабаю”. Меня интересовала, прежде всего, стратегия действия собравшихся. Из разноголосицы мнений удалось уловить примерно следующее: “Пока нас здесь мало, поэтому ничего не происходит, а когда будет много, тогда и начнется”.
Будем надеяться, что действительно “что-то начнется”. Мы, радикалы, будем способствовать этому. Только боюсь, что трусы и тряпки вновь назовут происходящее провокацией.
http://echo.msk.ru/blog/pesotskiy/888127-echo/