В Минобороны России настаивают на немедленном возвращении Глухова, после чего будет проведено объективное расследование.
Между тем "РГ" стали известны некоторые подробности этой громкой истории. Начнем с того, что Александр Глухов служил в мотострелковом батальоне на самой границе с Грузией, был наводчиком-оператором БМП. До увольнения ему оставалось всего 4 месяца. Как говорят командиры, парень был не против остаться на контракт. Офицеры эту идею поддерживали: солдат служит без замечаний, неплохой специалист.
Труднее всего понять, как Глухов оказался на грузинской территории. В батальоне его хватились еще в понедельник, но бить тревогу раньше времени не стали. Возможно, в части решили, что парень где-то в городе, может, задержался у местных знакомых.
Однако когда во вторник Глухова показали по грузинскому телевидению, стало ясно: сержант попал в беду. В Минобороны России уверены, что его задержали или похитили грузинские полицейские и насильно увезли в Тбилиси.
- Телесюжеты с участием Глухова у меня есть, - рассказал корреспонденту "РГ" помощник главкома Сухопутных войск Игорь Конашенков. - Короткие ролики, не больше 2 минут эфирного времени. Я не профессионал, но сразу обратил внимание, что первый репортаж компании "Рустави-2" смонтирован как минимум из 4 кусков. Можно предположить, что съемку несколько раз останавливали, возможно, требовали от сержанта каких-то подробностей, а то и вовсе говорили, что именно он должен озвучить. Сюжет явно сделан не в профессиональной студии. Закрытое помещение, жалюзи на окне. Телевизионщики так не снимают, это больше смахивает на допрос под камеру.По мнению наших военных, некоторые "откровения" Глухова абсолютно не вяжутся с реальностью. Зато на сто процентов устраивают грузинские власти. К примеру, сержант говорит, что служит в Ахалгори с июня прошлого года. Получается, что российские войска вошли в Южную Осетию задолго до грузинской агрессии. На самом деле, и это легко проверить по штабным документам, мотострелковый батальон Глухова пересек границу республики только вечером 8 августа. В Ахалгори воинская часть вообще оказалась после завершения боевых действий.
Младший сержант жалуется в грузинской видеозаписи на тяжелые условия службы. Это на самом деле так. Батальон стоит в горах полевым лагерем, солдаты и офицеры вынуждены жить в палатках, отапливать их печками-буржуйками. Но так живет весь город после грузинской агрессии. С газом в этом районе проблемы, и населению приходилось всю зиму утепляться любыми способами. Военные в этом смысле еще неплохо устроились. Печки привезли с собой, дрова им в лагерь доставляют, горячую пищу готовят сами. Глухов упомянул, что в части нет бани, но и это неправда. Полевая "парилка" устроена буквально в пяти метрах от его палатки.
Теперь что касается другого ролика, снятого, скорее всего, мобильным телефоном в ресторане Макдоналдс. Сержант там уже в "гражданке", окружен репортерами-девушками. Рассуждает о солдатской службе, говорит, что сбежал из части сам, просит в Грузии убежища. Какого убежища, от кого? Разве за Глуховым кто-то гонялся, разве его можно причислить к узникам совести или пацифистам? Не было такого. Вот почему в российском минобороны считают, что на него оказывают психологическое давление.
Во вторник официальный представитель МВД Грузии Шота Утиашвили утверждал, что Глухов свободен в выборе: оставаться в Тбилиси или ехать в Россию. Однако вчера министр иностранных дел Григол Вашадзе исключил передачу сержанта российским военным. Мол, ничего хорошего солдату возвращение не сулит, его "просто-напросто сгноят в тюрьме".