Стенограммы записей "чёрных ящиков" польского Ту-154: ошибка пилота
© РИА Новости. http://www.rian.ru/inquest/20100602/241323547.html
00:01 02/06/2010
ВАРШАВА, 1 июн - РИА Новости, Леонид Свиридов. Публикация стенограммы записей бортовых самописцев разбившегося под Смоленском польского Ту-154 не стала сенсацией, так как многие детали были известны из сообщений прессы. Однако после опубликования расшифровок переговоров польские эксперты сходятся во мнении, что причиной авиакатастрофы была ошибка экипажа самолета.
Стенограммы записей черных ящиков были обнародованы во вторник на интернет-порталах МВД и канцелярии правительства Польши. Опубликована 41 страница текста, записи разговоров на русском и польском языках.
Самолет польского президента Леха Качиньского Ту-154 разбился под Смоленском утром 10 апреля. На борту находилось 96 человек - 88 пассажиров и восемь членов экипажа. Не выжил никто. Среди погибших - президент Польши, его супруга и представители руководства страны. Они направлялись в Катынь, чтобы принять участие в траурных мероприятиях.
Стенограмма самописцев: сенсаций нет
В Варшаве во вторник состоялось заседание Совета национальной безопасности (СНБ) Польши. После заседания исполняющий обязанности президента Польши, спикер Сейма Бронислав Коморовский сообщил журналистам, что не увидел сенсаций в стенограмме самописцев с правительственного Ту-154.
"Я не нашел в этих материалах никаких небывалых сенсаций, однако пару важных деталей - да", - сказал Коморовский.
Брат-близнец погибшего главы государства, кандидат в президенты Польши Ярослав Качиньский отказался участвовать в заседании СНБ. Он заявил журналистам, что политики не должны были первыми знакомиться с записями черных ящиков - первыми, по его словам, должны были быть семьи погибших в авиакатастрофе и их представители. Ярослав Качиньский подчеркнул также, что "ожидает, что в Польше появятся оригиналы всех материалов (следствия), в том числе черные ящики".
Кандидат в президенты Польши заявил, что расследование смоленской авиакатастрофы должны проводиться польской стороной. "В нынешней ситуации это следствие не должно быть копией московского следствия, у нас есть свои (польские) процедуры, свои органы власти", - сказал Качиньский.
Пилотов предупреждали о плохой погоде
Коллеги с приземлившегося ранее самолета Як-40 с польскими журналистами предупреждали членов экипажа самолета президента Польши о плохой погоде и густом тумане.
В 10.24.49 пилот самолета Як-40, представившийся как "Рафал" и обозначенный в стенограмме "044", сообщил экипажу президентского лайнера: "Ты знаешь, в общих чертах здесь полный каюк (нецензурно по-польски). Видно метров 400 приблизительно, и, по нашей оценке, высота нижней кромки облаков - меньше 50 метров".
Диспетчер в Смоленске в 10.24.51 предупредил борт президента Польши: "Температура плюс 2, условий для приема нет".
Командир президентского самолета в 10.25.01 ответил: "Спасибо. Если возможно, попробуем подход, но, если не будет погоды, отойдём на второй круг".
На сигналы о приближении к земле пилот не реагировал
Пилот самолета Леха Качиньского не реагировал на сигнал системы раннего предупреждения о приближении к земле и продолжал снижаться.
В 10.40.06 включился сигнал предупреждения. В 10.40.42 прозвучал сигнал опасности. После этого самолет продолжил снижение. В 10.40.49 второй пилот сообщил, что заход на посадку проходит "в норме".
Вместе с указанной системой сработали еще две системы, предупреждающие о столкновении с землей - Автоматическая бортовая система управления и Ближняя приводная радиостанция с маркером.
Через секунду после того, как самолет задел крылом дерево, в кабине пилота раздался нецензурный возглас неустановленного лица, в 10.41.05 самописцы перестали фиксировать сообщения.
Полный текст стенограммы записей самописцев с польского Ту-154 можно скачать здесь >>
http://vid-1.rian.ru/ig/stenogram.pdf
Командир должен был отказаться от посадки
Пилот самолета президента Польши должен был автоматически отказаться от посадки после сигнала системы, сказал секретарь Национального авиационного совета Польши Томаш Хыпки, комментируя стенограммы черных ящиков.
"Удивило меня то, что всё, о чем говорила комиссия и полковник Клих (аккредитованный официальный представитель Польши при МАК), подтвердилось. Экипаж, полностью осознавая, продолжал полет, они приземлялись, нарушая все процедуры", - сказал Хыпки.
По его мнению, "пилот должен был автоматически отказаться от подхода (приземления) после сигналов системы TAWS. Все дальнейшие рассуждения бессмысленны".
На вопрос, кто виновен в авиакатастрофе самолета президента Польши, секретарь Национального авиационного совета Польши ответил: "Экипаж, а именно командир".
P.s. на мой взгляд - на КВС оказывалось давление. Более никак не объяснить его игнорирование предупреждений. Л.Качиньский хотел сесть в тот день под Смоленском. Это была дата, он, как глава Польского государства, а так же как ярчайший в новейшей истории русофоб, а таким он был, чего отрицать - хотел и был обязан присутствовать на 70-и летии.
Более того, в виду того что прецеденты были - а именно:
Польский авиалайнер "Ту-154" совершал полет из Варшавы через Симферополь курсом на Тбилиси, когда на борту правительственного самолета произошла заштатная ситуация. Летчики отказались выполнять приказы своего президента.
Командир экипажа Петрущук из-за соображений безопасности не стал сажать самолет в столице Грузии, как того требовал глава польского государства и, вопреки воле Леха Качиньского, приземлился в Азербайджане.
На борту того самолета кроме Леха Качиньского летели также президенты Украины - Ющенко, Эстонии - Ильвес, Литвы - Адамкус и премьер Латвии Годманис.
Все они скорее хотели приземлиться в Тбилиси и выступить на митинге в поддержку Михаила Саакашвили после событий в Южной Осетии. Однако летчики категорически отказались садиться в столице Грузии.
Командир экипажа мотивировал свое решение плохими метеоусловиями. Как позднее писали польские СМИ, мотивируя свое решение, пилот убеждал Качиньского и тем, что в его распоряжении нет данных "кто обеспечивает наземный контроль за авиаперелетами, кто контролирует грузинское небо, и в каком состоянии находятся взлетно-посадочные полосы".
Лех Качиньский в категоричной форме настаивал на посадке Тбилиси, давил своим авторитетом на пилота и был крайне недоволен его позицией. Однако командир экипажа стоял на своем.
- Если кто бы то ни было принял решение быть офицером, то он не должен быть пугливым! - приводят слова польского президента местные СМИ, которые он якобы говорил в кабине пилотов. Как пишет МК, Лех Качиньский пообещал "принять решение по этому поводу".
По данным польских СМИ, Качиньский собирался уволить командира экипажа и даже возбудить против него уголовное дело. Но потом Качиньский поостыл. Самолет благополучно приземлился в Гяндже, откуда прогрузинские политики добрались автоколонной до Тбилиси и выступили на митинге против России.