Пашинян обещал, что эта программа станет настоящей «экономической революцией», которая последует за революцией политической, приведшей его к власти в прошлом году.
Программа ставит широкомасштабные, не вызывающие возражений цели: оживление армянской экономики, уменьшение бедности, искоренение коррупции и общее улучшение жизни населения Армении. Но средства, которые предлагаются в программе для достижения этих целей, — сильный акцент на частную инициативу и опора на рынок — напоминают так называемый «Вашингтонский консенсус», экономическую теорию эпохи 1990-х, которая с тех пор утратила популярность.
Самая крупная из реформ, содержащихся в программе, предусматривает введение пропорционального налогообложения, при котором самые бедные жители Армении должны будут нести такое же налоговое бремя, как и самые богатые. Предлагается установить для всех армян налоговую ставку в 23 процента от их доходов. Через пять лет после введения новой системы ставка должна снизиться до 20 процентов (сейчас действует прогрессивный налог, причем минимальная ставка составляет 23 процента, а максимальная — 36 процентов). Кроме того, для стимулирования развития малого бизнеса предусмотрено освобождение от уплаты налогов предприятий с годовым оборотом менее 50 тысяч долларов. Хотя утверждается, что целью этих реформ является расширение налоговой базы путем устранения стимулов для уклонения от налогов, некоторые аналитики, например, армянский экономист и статистик Грант Микаэлян, критикуют запланированную реформу за ее устаревшую макроэкономическую идеологию.
««Рейганомика», строившаяся на похожих принципах, в США в начале 1980-ых гг. привела к росту расслоения, который не только не преодолен, но даже и продолжается до сих пор, — написал Микаэлян в недавней публикации в своем блоге. — Учитывая, что неравенство является одной из причин, почему произошла революция, правительство сильно рискует».
Правительство также стремится к «оптимизации» государственного аппарата, сказал депутат Игитян: при прежних правительствах «многие департаменты дублировали друг друга, — сказал он. — Они без конца отфутболивали обязанности друг другу. А это снижало ответственность каждого департамента ниже того уровня, на котором она могла и должна была бы находиться, если бы департамент работал сам по себе». По его словам, спрогнозировать, сколько служащих будет уволено, невозможно.
Пашинян и другие члены его правительства постоянно говорят об экономических проблемах страны и мерах, необходимых для их решения, в этических и психологических терминах.
...
Еще одна предложенная экономическая реформа предполагает сокращение социальных выплат работоспособным гражданам, даже оставшимся без работы. Вместо этого государственная помощь должна быть «адресной — пенсионеру, ребенку, недееспособному человеку, — сказал Пашинян в ноябре, выступая в парламенте. —…мы будем поощрять наших граждан, чтобы они встали, разогнули спину, поверили в свои силы». Законопроект с этим предложением еще не был внесен, но в парламенте обсуждается сейчас предложение об увеличении минимальной пенсии (с 16 тысяч до 25 тысяч 500 армянских драмов, то есть приблизительно с 33 до 52 долларов).
Акцент, который правительство делает на опору на собственные силы, вызывает критику.
«Это классический неолиберализм, — сказала Eurasianet.org Армине Ишканян, преподающая в Лондонской школе экономики. — [Пашинян не] обращает внимания на структурные и институционные факторы. На бедных возлагают вину за то, что они бедны. Их обвиняют в лени».
Там, где такой индивидуалистический, рыночный подход пробовали применять раньше, он не обеспечивал развития, утверждает Ишканян: «Во всех странах, в которых мы видели применение неолиберальной политики, мы видели рост бедности и усиление неравенства доходов».
Однако у Пашиняна нет другого выбора кроме внедрения неолиберальных программ такого рода, утверждает политический аналитик Александр Искандарян. «Социальное государство — это для богатых. Чтобы перераспределять, нужно сначала заработать, — сказал он Eurasianet.org. — В Германии можно субсидировать сельское хозяйство, возобновляемые источники энергии и т. д. В бедных странах это сделать чрезвычайно трудно, если не невозможно. В Армении используется риторика диккенсовского капитализма, потому что капитализм в Армении на самом деле и есть диккенсовский».
https://inosmi.ru/politic/20190331/244845437.html