Вчера из Сирии в Россию прилетела правительственная делегация во главе с вице-премьером Кадри Джамилем. Формально предполагается проведение встреч парламентариев Сирии с российскими дипломатами, однако Кадри Джамиль - не только депутат. Он - вице-премьер по экономическим вопросам, и поэтому его задача - в первую очередь экономические вопросы и работа не только с дипломатами.
Делегация прилетела на обычном рейсовом самолете, в связи с чем, кстати, Ани-Эл так и осталась в Дамаске - мест не было. Кровавый режим не может использовать для правительственной делегации другие самолеты - как вы понимаете, сейчас вся авиация Сирии, начиная от колхозных кукурузников и заканчивая президентским, высыпают на головы мирных жителей дефолианты, иприт, бомбы и десантников. Потому пришлось лететь на рейсовом.
Сам по себе прилет делегации уровня вице-премьера (а после бегства непосредственного начальника Кадри Джамиля он фактически становится главным сирийским чиновником по экономике) говорит о том, что принципиальное решение по оказанию помощи Сирии принято - делегация летит уточнить детали соглашений и подписать их.
Лето заканчивается, и хотя зима в Сирии мало напоминает Сибирь, понятие "подготовка к зиме" для сирийцев не менее актуально. В Сирии крайне сложная обстановка с бытовым топливом. Древние города не имеют централизованных систем газоснабжения, поэтому жители готовят пищу на баллонном газе и керосиновых горелках. На прошлой неделе мне поднесли телефон к толстой стене дома, и даже через нее было слышно, что творится на улице, когда привозят газ. Война в Алеппо явно выглядит тише штурма машины с баллонами.Поэтому более чем вероятно, что одним из пунктов соглашений должна будет стать поставка в Сирию топлива.
Сельское хозяйство Сирии в условиях войны также вряд ли смогло работать ритмично - особенно если учесть, что боевики весной и летом вели активные боевые действия именно в сельскохозяйственных районах страны. Поэтому вопрос поставки продовольствия будет стоять не менее остро. Война наносит очень существенный урон транспорту - и Сирия нуждается в грузовых автомобилях. Видимо, речь может пойти о заказе техники - как большегрузной типа Камазов, так и малотоннажной - такой как продукция Горьковского автозавода.
Говоря иначе, помощь Сирии со стороны России с одной стороны сможет укрепить наши позиции и поддержать дружественный нам режим, помочь населению страны, а с другой - загрузит наши предприятия новыми заказами. В условиях не самой хорошей экономической обстановки в России и ожидаемого усиления кризиса осенью-зимой такая помощь окажется выгодной обоюдно. Фактически Сирии может быть предоставлен связанный кредит, который будет потрачен на закупку товаров и оборудования у нас же. Более чем выгодное сотрудничество.
При этом как раз сейчас у сирийцев есть чем заплатить. Аравийские монархии, пойдя на открытую войну с Сирией, фактически бросили инвестиции, сделанные в Сирии, на произвол судьбы - а их по самым разным оценкам, от 30 до 50 миллиардов долларов. Это инвестиции как в промышленность, так и в туристический бизнес страны. Скажем, катарскому премьеру принадлежат в Латакии весьма обширные земельные участки с частично построенной инфраструктурой и зданиями гостиничных и туристических комплексов стоимостью в миллионы долларов. Строительство не доведено до конца - война помешала. Но тем не менее, комплексы находятся во вполне продажном состоянии. Наибольшие инвестиции в экономику Сирии сделали Объединенные Арабские Эмираты - и теперь всё это фактически перешло в собственность Сирии. Часть уже конфискована сирийским правительством, часть инвестиций в виде разных долей пребывает в "подвешенном" состоянии.
Скорее всего, как раз Кадри Джамиль в силу своей должности подробно знаком с этой стороной вопроса - и ему есть, что преложить России в качестве оплаты за помощь. По факту, аравийские шейхи и эмиры, развязав войну против Сирии, оплатят ее сразу с обеих сторон - финансируя войну со стороны мятежников и расплачиваясь с Россией за ее помощь правительству.