Финансы и экономика | В Боге мы терпим крах
Америка сталкивается с долговым кошмаром
Дело не только в тупике в Вашингтоне
3 мая 2023 года | ВАШИНГТОН, ОКРУГ КОЛУМБИЯ
ЗА СТЕНОЙo на Манхэттене, недалеко от Таймс-сквер, долговые часы Америки тикают все быстрее: с 3 трлн долларов на момент открытия в 1989 году до более чем 31 трлн долларов сегодня. После стольких лет роста без очевидных экономических последствий его легко игнорировать, не в последнюю очередь потому, что он был перенесен из своего местоположения на оживленном углу улицы в тихий проход. Но его неуклонный рост внезапно становится риском для мировой экономики. Это потому, что ее показатели сейчас упираются в потолок американского долга — устройство, столь же изготовленное, как сами часы, хотя и представляющее гораздо более серьезную опасность.
Потолок долга - это сумма, которую Конгресс разрешил правительству Америки занять для выполнения своих основных обязательств, от предоставления медицинской страховки до выплаты жалованья военным. Текущий потолок валового долга составляет 31,4 трлн долларов (117% от ввп), и Америка движется к нему. 1 мая Джанет Йеллен, министр финансов, предупредила, что правительство собирается исчерпать свои денежные резервы и использовать бюджетные уловки уже к 1 июня.
На этом этапе Америка столкнется либо с суверенным дефолтом, либо с резким сокращением государственных расходов. Любой исход был бы разрушительным для глобальных рынков. Дефолт подорвет веру в важнейшую финансовую систему мира; значительные сокращения бюджета могут спровоцировать глубокую рецессию. Даже если Конгрессу удастся повысить потолок долга до того, как произойдет что-то столь ужасное, его заигрывание с катастрофой служит предупреждением об ухудшении финансового состояния Америки и трудностях его восстановления.
Потолок долга - это политическое изобретение, лишенное какого-либо фундаментального экономического смысла. Ни одна другая страна не связывает себе руки таким грубым образом. Однако это означает, что ей необходимо политическое решение, которое нельзя принимать как должное, учитывая нынешний тупик. Инвесторов начало подташнивать на фоне неопределенности относительно того, смогут ли демократы и республиканцы работать вместе. Доходность по казначейским векселям со сроком погашения в начале июня выросла на процентный пункт после предупреждения г-жи Йеллен, что свидетельствует о том, что немногие хотят держать государственные бумаги, которые могут попасть под перекрестный огонь.
Законопроект, предложенный Кевином Маккарти, спикером Палаты представителей от республиканской партии, повысит потолок до 2024 года, сократив расходы на триллионы долларов в течение следующего десятилетия и перечеркнув планы по борьбе с изменением климата. Законопроект был принят Палатой представителей, контролируемой республиканцами, 27 апреля, но демократам он не подходит, а это значит, что он не одобрит Сенат.
Кроме того, гамбит демократов в Палате представителей, известный как петиция об увольнении, может позволить просто увеличить потолок. Но для этого потребовалось бы, чтобы пять республиканцев порвали с мистером Маккарти и встали на сторону демократов, что, вероятно, мало кто сделает в год выборов.
Тем не менее, ставка делается на то, что американские политики каким-то образом найдут выход из тупика, как они делали в прошлом. Президент Джо Байден пригласил лидеров обеих партий на встречу в Белом доме 9 мая, на которой, вероятно, начнутся переговоры - чего г-н Байден надеялся избежать, предпочитая “чистый” законопроект повышению потолка.
Если и когда это произойдет, бюджетная гимнастика Америки исчезнет из поля зрения, так же как и сами долговые часы. Это, однако, будет позором, поскольку финансы страны находятся на все более шаткой почве. Основным показателем уязвимости является, в первую очередь, не уровень долга Америки, а скорее ее стремительно растущий бюджетный дефицит.
За последние полвека дефицит федерального бюджета в Америке составлял в среднем около 3,5% от ввп в год. В ближайшем будущем такой уровень, который когда—то рассматривался финансовыми ястребами как свидетельство расточительности, может стать рассматриваться как пережиток более осмотрительных времен. В своем последнем февральском отчете Бюджетное управление Конгресса (cbo), беспартийный орган, спрогнозировало, что дефицит Америки составит в среднем 6,1% в течение следующего десятилетия.
Вероятно, это недооценка. cbo не включает рецессии в свои прогнозы. Даже без учета масштабов расходов, вызванных ударом covid-19, рецессии приводят к увеличению дефицита, поскольку налоговые поступления падают, а автоматические стабилизаторы, такие как страхование по безработице, растут.
Как и многие аналитики, cbo также изо всех сил пытается установить цену на обширную новую промышленную политику администрации Байдена. Сначала предполагалось, что расходы на субсидии на такие вещи, как электромобили и возобновляемые источники энергии, обойдутся примерно в 400 миллиардов долларов в течение следующего десятилетия. Но поскольку многие субсидии предоставляются в форме непокрытых налоговых льгот, банк Goldman Sachs считает, что счет может составить около 1,2 трлн долларов.
Более того, cbo предлагает прогнозы, основанные только на действующих законах. По мере того, как меняется политический ландшафт, меняются и законы — с вызывающей замешательство тенденцией к увеличению дефицита. В 2017 году Дональд Трамп принял ряд мер по снижению налогов, срок действия которых истекает в 2025 году. При составлении своих прогнозов cbo по закону обязано исходить из того, что срок их действия истечет в соответствии с графиком. И все же мало кто из политиков хочет повысить налоги. Г-н Байден также борется за реализацию плана списания студенческих кредитов, который увеличил бы дефицит.
Если учесть лишь часть этих переменных — увеличение расходов на промышленную политику плюс продолжение снижения налогов г-ном Трампом, — дефицит составит в среднем 7% в течение следующего десятилетия и достигнет почти 8% к началу 2030-х годов. Год за годом такие масштабные заимствования приведут к гораздо большему государственному долгу. Согласно прогнозу cbo, федеральный долг примерно удвоится и составит почти 250% от ввп к середине столетия. Задолго до этого времени долговые часы в Нью-Йорке, которые в настоящее время насчитывают 14 цифр, должны будут добавить 15-ю, поскольку государственный долг превысит 100 трлн долларов.
Не существует железного порога, за которым дефицит или долг становятся проблемой. Скорее, их можно рассматривать как разрушительные, угрожающие нанести экономике все больший ущерб. Когда долги с самого начала велики, более высокие процентные ставки — в полной мере проявившиеся за последний год — труднее переварить. Основная причина, по которой cbo недавно пересмотрело свои оценки дефицита на 2020-е годы, заключается в более высоких финансовых затратах правительства. В начале 2022 года прогнозировалось, что ставки по трехмесячным счетам составят в среднем 2% в течение следующих трех лет; сейчас ожидается 3,3%. В то время как процентные расходы составляли менее половины расходов на оборону за последние пять десятилетий, cbo теперь прогнозирует, что они будут на треть выше, чем такие расходы к 2033 году. Дилемма "оружие или масло" рискует превратиться в смирительную рубашку "облигации, а не оружие".
Ставки могут снизиться в будущем. Они также могут оставаться высокими еще некоторое время. И в мире с более высокими ставками, в котором сейчас живет Америка, большой дефицит может привести к патологиям. Чтобы финансировать такой объем заимствований, правительство должно привлечь большую долю сбережений из частного сектора. Это оставляет меньше капитала для корпоративных расходов, уменьшая способность фирм инвестировать. Имея в своем распоряжении меньше нового капитала, работники становятся менее производительными, а экономический рост замедляется.
В то же время необходимость правительства привлекать сбережения инвесторов внутри страны и за рубежом может оказать повышательное давление на процентные ставки. Риск того, что инвесторы, особенно иностранцы, решат перевести деньги в другое место, увеличит финансовую уязвимость Америки. Это, в свою очередь, ограничило бы способность государства внедрять стимулирующие меры в условиях циклического спада.
В результате экономика стала бы одновременно беднее и более нестабильной, чем это было бы во вселенной, где дефициты держались под контролем. Короче говоря, финансовой несдержанности лучше избегать.
Как избежать этой печальной участи? Экономический рецепт прост; политика его реализации совсем не такова. Даже до шока процентных ставок было легко предсказать, что дефицит со временем будет увеличиваться. Наибольшую долю федеральных расходов составляют обязательные расходы на социальное обеспечение, медицинскую страховку и тому подобное, которые предусмотрены законами и не подвержены капризам ежегодного процесса составления бюджета. И без того большие, они будут увеличиваться по мере старения населения. Ежегодные расходы на поддержку доходов пожилых людей к 2033 году составят столько же, сколько все расходы на образование, охрану окружающей среды, национальную оборону, науку и транспорт.
По оценкам правительства, целевые фонды, которые помогают финансировать программы социального обеспечения и здравоохранения, станут неплатежеспособными к началу 2030-х годов. В этот момент Америка столкнулась бы с основным выбором между сокращением пособий и повышением налогов. Аналогичный расчет применим ко всем другим аспектам федерального бюджета: некоторая комбинация сокращения расходов и увеличения доходов - единственный способ предотвратить сокрушительный рост федерального дефицита.
Они должны знать
При подготовке этой статьи ваш корреспондент поговорил с тремя бывшими боссами cbo . Как экономисты, которые потратили больше времени, чем кто-либо в Америке, на размышления о ее финансовой картине, они одинаково обеспокоены рисками роста дефицита и отсутствием аппетита к исправлениям.
“Средний американец прошел через 21 век с президентами, которые говорили, что у нас нет проблем. Так почему кто-то должен сейчас беспокоиться о жестких реформах?” говорит Дуглас Хольц-Икин, который возглавлял учреждение при Джордже У. Буш. “Придет поколение избирателей, которые не смогут получить ничего из того, что они хотят, потому что все деньги были озвучены”.
Дуг Элмендорф, глава cbo при Бараке Обаме, говорит, что республиканцы поняли, что сокращение пособий вредно, в то время как демократы научились избегать повышения налогов. “Обе эти позиции, очевидно, политически популярны, но они снимают со стола самые большие куски федерального бюджета”, - говорит он. “Таким образом, любой из сторон становится все труднее разработать план, который переводит налогово-бюджетную политику на устойчивый путь, не говоря уже о том, чтобы договориться о наборе политических мер”.
Кит Холл, босс с конца правления г-на Обамы на протяжении большей части правления г-на Трампа, считает, что потребуется финансовый кризис, чтобы заставить действовать. “Но тогда мы смотрим на действительно драконовские сокращения, которые приведут нас к серьезной рецессии просто потому, что они ждали слишком долго”, - говорит он. “Политики, Конгресс и президент, они просто не воспринимают это всерьез”.
При всей их озабоченности по поводу финансовых перспектив, бывшие директора cbo, как и большинство здравомыслящих людей, также единодушны во мнении, что неспособность поднять потолок долга сейчас, тем самым открывая дверь для дефолта, является ужасающей идеей. Простая угроза сделать это чревата дальнейшим ухудшением состояния финансов правительства, повышая стоимость заимствований и замедляя экономический рост. Америке требуются серьезные политические дебаты и двухпартийное соглашение, чтобы поставить свой бюджет на более прочную основу. Увы, ее лидеры не склонны ни к серьезности, ни к согласию. ■
https://www.economist.com/finance-and-economics/2023/05/03/america-faces-a-debt-nightmare
Статья на английском. Переведено электрическим переводчиком Яндекса.