С новой авионикой и оружием: Су-34 скоро станет совершенным фронтовым бомбардировщиком
Плановая модернизация фронтового бомбардировщика Су-34 является правильным решением предприятий отечественного ОПК — считает заместитель главного редактора журнала «Арсенал отечества» Дмитрий Дрозденко.
В России планируют модернизировать Су-34
Напомним, что появилась информация, что идут специальные летные испытания по расширению боевой эффективности фронтового бомбардировщика Су-34. При этом, сообщается, что на этом самолете планируется установить доработанную авионику, а также улучшенные системы вооружения.
Также необходимо отметить, что это сообщение коррелирует с недавними данными, которые сообщают о том, что к 2020 году подразделения ВКС РФ получат модернизированный вариант этого боевого самолета.
Заместитель главного редактора журнала «Арсенал отечества» Дмитрий Дрозденко в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» заметил, что в результате данной модернизации Су-34 серьезно не изменится.
«Дело в том, что Су-34 на сегодня и так очень современный самолет, хотя, наверняка, радиоэлектронное оборудование будет обновлено, а на борт будут поставлены новые ударные ракеты, а также другие системы вооружения. Тем более, в этом отношении работы и так идут постоянно», — констатирует Дрозденко.
Разработчики планируют использовать боевой опыт в Сирии
Здесь нужно сказать, что сегодня в России разработана платформа истребителя пятого поколения Т-50, на базе которой изначально планировалось создать и новый фронтовой бомбардировщик по типу Су-34.
«На самом деле, Су-34 и новый истребитель пятого поколения, который получил обозначение Су-57 — это совершенно разные платформы, которые не стоит смешивать между собой», — заключает Дрозденко.
Другой вопрос, что Су-34 последние два года в составе ВКС РФ имеет серьезный опыт боевого применения в Сирии, где, в том числе, и благодаря использованию этой современной машины удалось разгромить запрещенную в России Верховным судом террористическую организацию «Исламское государство». Более того, там были получены крайне позитивные оценки практического боевого применения Су-34.
При этом, ни одна боевая машина не является идеальной, поэтому в результате боевых действий в Сирии было получено много информации о путях модернизации этого фронтового бомбардировщика.
«Впрочем, если какие-то недостатки Су-34 и были выявлены в рамках боевых действий в Сирии, то они явно не вышли за пределы небольших недостатков и недочетов. Об этом, например, говорит и тот факт, что ничего из этого так и не вышло в российское публичное пространство», — резюмирует Дрозденко.
Ресурс у авиационной техники сегодня очень большой
Также не будет проблемой и то обстоятельство, что Су-34 создан на базе платформы Т-10, которая была разработана в семидесятые года в рамках создания истребителя четвертого поколения Су-27.
По этой причине дебют Су-34 должен был прийтись на девяностые годы, но из-за развала Советского Союза и сопутствующих событий создание этого самолета затянулось на более, чем десять лет. Например, первое боевое применение Су-34 почти совпало с войной в Южной Осетии, где участвовали два таких самолета.
«Так что, этот самолет будет еще жить, жить и жить. Авиационная техника имеет очень большой ресурс, особенно если регулярно проводить модернизационные работы», — констатирует Дрозденко.
Здесь можно вспомнить американский истребитель пятого поколения F-22, который начал разрабатываться в конце семидесятых годов и который до сих пор рассматривается в США, как «оружие будущего».
Заместитель Института политического и военного анализа Александр Храмчихин в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» подтвердил, что Су-34 при грамотном подходе к его развитию может пролетать еще не один десяток лет, а может быть и все 50, как и его предшественник в лице Су-24.
Новый фронтовой бомбардировщик вряд ли будет создаваться на базе Т-50
По мнению Александра Анатольевича, говорить о полномасштабной модернизации Су-34 пока рано, но, в то же время, нельзя утверждать, что эта машина конкурирует с новой платформой Т-50.
«Вряд ли на базе Т-50 будет создаваться какой-то полноценный фронтовой бомбардировщик, поскольку этот самолет строился, как полноценный истребитель пятого поколения со всеми вытекающими отсюда последствиями в виде большой стоимости и сложных технологий», — заключает Храмчихин.
В первую очередь, это технология невидимости, благодаря чему все оружие на Т-50 запихивается внутрь, что вполне объяснимо и понятно для истребителя, но не имеет смысла для фронтового бомбардировщика по той причине, что существует прямая зависимость между бомбовой нагрузкой и принципами stealth.
«В этом плане технологии невидимости не очень нужны для бомбардировщиков, тем более, для фронтовых, и здесь можно вспомнить пример F-117, который хоть и имеет обозначение F, т.е. fighter — истребитель, но использовался американцами только, как бомбардировщик. Он, может быть, и был эффективен при решении каких-то узких задач, но очень плохо летал, и у него был серьезный недостаток в виде небольшой бомбовой нагрузки, а также сравнительно невысокой дальности полета. По этой причине он часто бился сам по себе, поскольку принцип stealth ограничивал его летные качества», — резюмирует Храмчихин.
Все это говорит о том, что нет большого смысла в том, чтобы создавать фронтовой бомбардировщик на базе платформы T-50, которая очень скоро станет российским истребителем пятого поколения Су-57.
«Невидимка-бомбардировщик — это не очень хорошо, либо в итоге должно получиться что-то вроде монстра B-2, который, пусть и неплохой самолет, но все-таки стоит очень много. 2 млрд долларов, и это, как минимум — это дороже золота той же массы, чем общий вес бомбардировщика B-2», — констатирует Храмчихин.