Неожиданное заявление заместителя министра обороны РФ по вооружениям Юрия Борисова от 23 марта о том, что в ближайшие пять лет ВВС России могут заказать всего 12 истребителей Т-50 ПАКФА (ранее ГПВ-2020 предусматривал закупку 60 самолетов), может поставить под удар реализацию совместной программы с Индией, сообщают российские СМИ.
В индийских форумах полагают, что это решение может резко увеличить стоимость НИОКР по программе FGFA, основную тяжесть которых может пасть на плечи Индии. Как известно, эта страна до 2020 года ожидает прибытия трех прототипов из России.
Существует неразбериха с количеством самолетов. Некоторые источники писали, что ВВС России до 2020 года закажут/получат 60 серийных самолетов, потом это количество уменьшилось до 52 (вероятно, с учетом пяти прототипов и трех предсерийных машин, которые будут построены в этом году). Некоторые СМИ пишут о четырех «предсерийках». В декабре 2014 года начальство Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) в англоязычной версии ТАСС сообщало о «55 серийных самолетах к 2020 году».
С учетом заявления Борисова, в 2020 году Россия будет иметь пять опытных, три предсерийных и 12 мелкосерийных самолетов Т-50, или всего лишь 20 самолетов пятого поколения.
Тем временем, в этом году компания Lockheed Martin должна произвести 43 истребителя F-35 всех трех версий (мелкосерийная партия LRIP-8), доведя их общее количество до более 150 (в 2014 году их количество составило 109 «оперативных» машин). К 2020 году темп производства должен достигнуть 17 машин в месяц (более 200 в год). По некоторым расчетам, общее количество произведенных истребителей этого типа к 2020 году может превысить 500 машин. Прибавим к ним примерно 190 истребителей F-22. Получаем 700 и 20 – мериться нечем.
Вероятно, не только финансовые трудности явились причиной резкого сокращения программы Т-50. Похоже, наш истребитель пятого поколения повторяет судьбу своего предшественника Су-27. Как известно, первый вариант Т-10 (1977 г.) был признан неудачным (было построено три опытных и шесть самолетов установочной партии), затем проект был полностью переработан на фактически новый Т-10С (1981 г.), который и стал прототипом знаменитого семейства Су-27/30/33/34/35 и J-11/15.
Так зачем, действительно, форсировать принятие на вооружение совершенно сырого Т-50, который не имеет надежной бортовой РЛС с активной ФАР, а его силовая установка пятого поколения только создается? Наверняка есть серьезные проблемы с малозаметностью и надежностью функционирования внутренних отсеков вооружения (до сих пор не дождались пуска/сброса ракет/бомб). Приходится делать вывод, что Т-50 в обличье радикально переработанного самолета (с полным составом БРЭО, вооружения и двигателями пятого поколения), который будет похож на нынешних прототипов как Су-27 на первый свой вариант Т-10-1, предстанет перед нами только в 2020 году.
Все было бы понятно и логично, если бы не наше неистребимое шапкозакидательство. Обидно. Или, может, все-таки дождемся от министерства обороны и ОАК заявлений, что «секвестр программы Т-50» это всего лишь личное мнение замминистра Борисова?