Су-57 (ПАК ФА) - Российский истребитель пятого поколения. ЧАСТЬ 3

Tigr

Модератор
Команда форума
Сообщения
25.370
Адрес
Саратов
Российский перспективный авиакомплекс фронтовой авиации начнет поступать в войска в 2017 г

Самолет полностью подтверждает заложенные в него требования и осталось только завершить испытания, отметил глава ВКС Виктор Бондарев.

4096034.jpg


АХТУБИНСК /Астраханская область/, 26 сентября. /ТАСС/. Испытания перспективного авиакомплекса фронтовой авиации (ПАК ФА) Т-50 проходят успешно, и с 2017 года он начнет поступать в войска. Об этом в субботу сообщил журналистам главнокомандующий Воздушно-космическими силами РФ генерал-полковник Виктор Бондарев.

"Пока все испытания идут по программе, которая была утверждена ранее. Комплекс подтверждает все свои характеристики. И, я думаю, что согласно программе, мы в следующем году завершим испытания и начнем получать с 2017 года Т-50", - сказал Бондарев.

По его словам, самолет полностью подтверждает заложенные в него требования и осталось только завершить испытания.

ПАК ФА - российский многоцелевой истребитель пятого поколения, разрабатываемый подразделением Объединенной авиастроительной корпорации "ОКБ Сухого".

http://tass.ru/armiya-i-opk/2293524
 

vladimir-57

Активный участник
Сообщения
5.413
Адрес
Питер - Germany - Costa del Silencio

Atass

Модератор
Команда форума
Сообщения
16.092
Адрес
Москва

Tigr

Модератор
Команда форума
Сообщения
25.370
Адрес
Саратов
О разработке АФАР для Т-50.

Раз довольно большой и закономерный интерес вызывает будущее Т-50 приведу пожалуй преинтересное интервью с директором НИИП им. В.В. Тихомирова, опубликованное в "МАКСовском" выпуске журнала "Взлет". Рекомендую, читал с интересом.

afarapaka.png


АФАР для ПАК ФА: испытания показывают отличные результаты

Юрий Белый – о новейших разработках НИИП им. В.В. Тихомирова

Принципиальной особенностью Перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации – создаваемого компанией «Сухой» истребителя пятого поколения Т-50 – является применение в составе его бортового оборудования многофункциональной нтегрированной радиоэлектронной системы с активными фазированными антенными решетками (АФАР), которая призвана решать широкий спектр задач поиска и обнаружения воздушных и наземных целей, обеспечения применения оружия, навигации, картографирования, радиоэлектронного противодействия и т.д. Эту систему с АФАР разрабатывает НИИП им. В.В. Тихомирова – ведущее отечественное предприятие по созданию радиолокационных систем с фазированными антенными решетками для авиации и войсковых средств ПВО. Опытные АФАР для ПАК ФА институт уже демонстрировал на предыдущих авиасалонах МАКС. С тех пор работы по ним существенно продвинулись вперед. Накануне МАКС-2015 мы встретились с генеральным директором НИИП им. В.В. Тихомирова Юрием Белым и попросили его рассказать, как проходят испытания АФАР на российском истребителе пятого поколения, какие результаты уже достигнуты и что нового мы сможем увидеть на нынешней выставке.

Юрий Иванович, что нового планируете показать на авиасалоне МАКС-2015?

На предыдущих выставках МАКС мы уже демонстрировали экспериментальные и опытные образцы АФАР для ПАК ФА – в 2009 г. мы впервые показали АФАР переднего обзора (ПО) Х-диапазона, в 2013 г. – АФАР бокового обзора (БО), а ранее – и крыльевые АФАР L-диапазона. До сих пор мы представляли их по отдельности, а теперь решено показать всю антенную систему ПАК ФА полностью, в комплексе – приблизительно так, как она будет устанавливаться на самолете. Во-вторых, мы не стоим на месте, и за прошедшие годы работы по АФАР значительно продвинулись вперед: у нас выпущена обновленная конструкторская документация, АФАР как переднего, так и бокового обзора стали легче, их аппаратура – компактнее, а потенциал – выше. Вот такие усовершенствованные АФАР, выполненные по более прогрессивной технологии, мы и покажем в этот раз на МАКС-2015.

Эта улучшенная технология – результат проводимых несколько лет стендовых отработок и летных испытаний. Уже три года наши АФАР летают на борту ПАК ФА. Отмечу при этом, что за все время летных испытаний не было сколько бы то ни было существенных отказов нашего оборудования, характеристики АФАР не деградируют – когда нам в процессе испытаний предоставляется возможность снять ее с самолета, проверяем на стенде, сравниваем с первоначальным состоянием и видим, что параметры остаются в норме. Поэтому есть уверенность, что мы находимся на правильном пути, а истребитель пятого поколения с нашими АФАР, когда поступит на вооружение отечественных ВВС, будет отвечать всем предъявляемым к нему требованиям.

Расскажите, пожалуйста, о предварительных результатах испытаний?

Первый полет опытного образца ПАК ФА (третьего летного экземпляра) с включением нашей АФАР переднего обзора состоялся в Жуковском 26 апреля 2012 г. Летом того же года мы приступили к интенсивным летным испытаниям АФАР на борту самолета. К настоящему времени уже пройден этап предварительных испытаний, и в апреле этого года мы предъявили АФАР ПО на государственные совместные испытания в составе самолета.

Могу сказать, что в ходе предварительных летных испытаний уже подтверждены практически все заданные характеристики в основных режимах «воздух–воздух» и «воздух–поверхность», сейчас начинаем сопряжение с оружием и будем проверять взаимодействие АФАР со средствами поражения. В Ахтубинске на испытаниях в настоящее время находятся два самолета – третий и четвертый летные экземпляры Т-50, на обоих проводятся испытания нашей АФАР. При этом, как мы и прогнозировали по итогам стендовых испытаний, потенциал АФАР на четвертом самолете увеличился, по сравнению с третьим, на пятом он будет еще выше. Мы последовательно наращиваем характеристики нашей аппаратуры до требований технического задания.

Отдельно хотелось бы отметить надежность работы АФАР. Не секрет, что на ранних стадиях отработки мы сталкивались с тем, что часть поставляемых нам приемопередающих модулей (ППМ) приходилось отбраковывать – это естественный процесс для подобной инновационной техники в начальный период ее освоения. Сегодня могу с удовлетворением констатировать, что уровень надежности ППМ кардинально улучшился. Если на первых АФАР, на стадии сборки и отработки, нам приходилось по несколько раз перебирать антенну, заменяя неисправные модули, то изготавливаемые сегодня АФАР у нас идут уже практически без отказов.

Напомню, что в реальной эксплуатации АФАР выход из строя примерно до 10% ее модулей, особенно если они разбросаны по полотну антенны, практически не влияет на ее характеристики. И сегодня мы уже практически укладываемся в эти допуски. Но даже на первых наших АФАР, у которых уровень исправности СВЧ-модулей был ниже, мы практически не занимались ремонтом, а сосредотачивались именно на испытаниях, чего не было раньше, при работах с нашими предыдущими БРЛС (тогда на первых порах больше приходилось бороться с отказами, чем, собственно, вести испытания). Это еще одно важное преимущество активных фазированных антенных решеток.

АФАР показывает очень хорошую зачетность на летных испытаниях. На третьем летном ПАК ФА на сегодня выполнено порядка 120 полетов с работающей АФАР ПО, причем таких отказов, чтобы машина пришла из полета с невыполненным заданием – буквально единицы. В соответствии с утвержденной программой испытаний четвертый прототип самолета по отработке АФАР летает несколько меньше (у него, пока, в первую очередь другие задачи), но те полеты, что были с включением станции – в основном все успешные.

Сколько всего уже изготовлено АФАР?

Первые две АФАР переднего обзора проходят стендовые испытания: одна – на стенде главного конструктора у нас в институте, другая – в ОКБ Сухого. На них отрабатываются новые режимы, внедряются конструктивные и программные усовершенствования. Две сейчас летают на борту третьего и четвертого опытных экземпляров Т-50. Этим летом в Комсомольскена-Амуре выходит на испытания после выполненного ремонта пятый прототип, он также уже укомплектован нашей АФАР. Шестая антенна прошла предварительные лабораторные испытания – как автономно, так и в составе комплекса, и вскоре будет предъявлена на наземные межведомственные испытания, которые будут проводиться в НИИП. Следующая пошла на шестой летный образец самолета, который должен присоединиться к испытаниям до конца этого года. На нем будет уже полная комплектация нашей системы, включающая как АФАР переднего обзора, так и боковые, и крыльевые. На выходе из производства две очередных антенны (одна уже находится на стенде отработки, вторая – на сборке), а изготовление еще двух ведет серийное предприятие – Государственный Рязанский приборный завод. Недавно я был в Рязани и с удовлетворением отметил, что первая собранная там АФАР уже стоит на стенде и успешно проходит настройку и отработку. Это два опытных образца антенны, которые собираются на ГРПЗ также затем пойдут на борт следующих самолетов, станут своего рода прологом для планируемого серийного производства АФАР в Рязани.

Можете ли, хотя бы качественно, сравнить АФАР с уже известными вашими ФАР типа «Барс» и «Ирбис», применяемыми на истребителях серии Су-30 и Су-35?

Пока мы летаем с АФАР на тех режимах, что уже реализованы на предыдущих наших станциях, и она показывает себя по характеристикам ничуть не хуже, а по надежности (по сравнению с аналогичным этапом освоения ФАР) – заметно лучше. Но у АФАР есть немало режимов, которые нельзя реализовать на традиционных ФАР и которые дадут самолету, как авиационному боевому комплексу, принципиально новые возможности. Их отработка еще впереди. В то же время известно, что наш «Ирбис» по праву можно считать своего рода вершиной развития технологии БРЛС с ФАР – равных ему по потенциалу и дальности обнаружения воздушных целей, превышающей 400 км, в мире нет. Недавно мы подготовили материалы, в которых показали, каким образом можно повысить потенциал АФАР, приблизив его к тому, которым располагает «Ирбис». Дело – за заказчиком, поскольку это требует перехода на новые технологии, новые материалы, новую элементную базу. Их еще предстоит освоить нашей промышленности, и это довольно существенные затраты – как финансовые, так и временные. Но это необходимо делать, особенно в условиях проводимой в настоящее время политики импортозамещения.

Кстати, раз зашла речь об импортозамещении, сколь сильна ваша зависимость от поставок из-за рубежа? Повлияли ли западные санкции на вашу работу?

Санкций мы практически не чувствуем. СВЧ-модули – основа наших БРЛС – у нас отечественные, исходное сырье для их изготовления доступно, а вся остальная электронная «начинка» – так сказать, широкого применения, поэтому каких-то особых проблем я не вижу. Конечно, в идеале, хотелось бы, чтобы все у нас было «свое». Но отечественная промышленность, способная поставлять нам необходимое сырье и элементную базу, была фактически разрушена в постсоветские годы и сейчас находится на этапе восстановления, что потребует какого-то времени. И пока многое из того, что может реально предложить нам наш производитель, оказывается заметно дороже импорта из той же Юго-Восточной Азии, а сроки поставок называются гораздо более длительными. Надеюсь, что через несколько лет ситуация изменится, и мы сможем перейти на конкурентоспособную отечественную элементную базу. Но и сейчас, повторюсь, каких-то особых проблем мы не видим и не ощущаем, что санкции как-то серьезно повлияли на нашу работу.

Как дальше будут развиваться ваши комлексы с АФАР?

Не секрет, что наш институт определен головным исполнителем работ по комплексу бортового радиоэлектронного оборудования с АФАР для Перспективного авиационного комплекса дальней авиации – ПАК ДА. Сейчас мы вплотную работаем над эскизно-техническим проектом комплекса для ПАК ДА, предлагаем разные варианты АФАР. До конца года должна пройти защита эскизно-технического проекта – как по нашей части, так и самолета в целом. По результатам этой защиты будет принято решение по срокам и этапам проведения полномасштабной опытно-конструкторской работы. Недавно заместитель министра обороны Юрий Борисов сказал, что ПАК ДА должен пойти в серию «вскоре после 2023 г.». Но, несмотря на то, что до этого срока почти десять лет, темпы работ по ОКР снижать нельзя. Нужно не затягивать с переходом к этапам выпуска рабочей конструкторской документации, постройки опытных образцов, проведения их испытаний. Ведь до принятия на вооружение системы должен пройти колоссальный объем отработок и испытаний.

При разработке комплекса для ПАК ДА, конечно же, мы будем использовать весь тот опыт, который получили при создании АФАР для ПАК ФА. Но нужно четко понимать, что задел для нынешней АФАР мы начали создавать уже 13 лет назад, и применять в чистом виде существующие сегодня технологии и технические решения для комплекса, которому предстоит поступить на вооружение только в середине следующего десятилетия, неразумно. Поэтому будем использовать весь имеющийся у нас опыт, весь научно-технический задел по АФАР для ПАК ФА, но комплекс для ПАК ДА должен быть более совершенным – как с точки зрения конструктивных решений, так и элементной базы. Затем аналогичные усовершенствования будем применять и для модернизации комплекса ПАК ФА – таким образом, обеспечим «перетекание» всего самого лучшего и прогрессивного из одного проекта в другой. Тем самым, то, что отработаем для ПАК ДА, затем получит реализацию и в предусматриваемой модернизации ПАК ФА.

http://sandrermakoff.livejournal.com/888930.html

 

RIMYCH

Активный участник
Сообщения
607
Адрес
Саратов
16 октября 2015 года пятый летный образец ПАК ФА Т-50-5 совершил первый полет после капитального ремонта на аэродроме авиационного завода имени Ю.А. Гагарина в Комсомольске-на-Амуре. Об этом сообщил пользователь под ником PPV на форуме портала "ВВС России".
Более года Т-50-5Р подвергался ремонтно-восстановительным работам, после которых он приобрел элементы планера от Т-50-6 и литеру "Р" в своем названии. Такое заимствование деталей привело к появлению двух новых прототипов ПАК ФА. Первый, превратившийся в "донора", стал нелетным образцом Т-50-6-1. Второй, Т-50-6-2, это полноценный летный экземпляр. По неподтвержденным данным, он впервые поднимется в небо в Комсомольске-на-Амуре в декабре этого года.
http://rg.ru/2015/10/21/pak-site-anons.html
 

Atass

Модератор
Команда форума
Сообщения
16.092
Адрес
Москва
5Р после выполненных 2-х полётов в настоящее время на доработках (также будет нанесено теплозащитное покрытие на ОЧК и ГО и установлены вкладные топливные баки). Доработки и устранение замечаний до 31.10. по плану. 03-05.11 - ещё три полёта, далее окончательная покраска и сдача 15.11.
http://forums.airforce.ru/matchast/4618-t-50-a-6/
 

Atass

Модератор
Команда форума
Сообщения
16.092
Адрес
Москва
Испытания истребителя 5-го поколения идут по графику, будут подключены еще три образца
Испытания истребителя 5-го поколения / Т-50/ идут по плану, в этом году к ним подключатся еще три летных образца

Об этом заявил сегодня президент Объединенной авиастроительной корпорации /ОАК/ Юрий Слюсарь, которого цитирует ТАСС. «Мы говорили, что в этом году три машины подключаем к испытаниям. Сразу три летных образца позволят нам интенсифицировать испытания. Программа идет в графике, мы подтверждаем те характеристики, которые были заложены в техзадании», - сказал он, не уточнив общее количество самолетов, участвующих в испытаниях ПАК ФА.
http://vpk-news.ru/news/27745
 

Atass

Модератор
Команда форума
Сообщения
16.092
Адрес
Москва
ОАК: еще один истребитель 5-го поколения включился в летные испытания
13:1327.10.2015 (обновлено: 14:28 27.10.2015)8195591482
Еще два образца истребителей пятого поколения Т-50 ожидают подключения к программе летных испытаний, заявил президент Объединенной авиастроительной корпорации. По его словам, испытания включают большое количество полетов.
1005306786.jpg

МОСКВА, 27 окт — РИА Новости. Один из трех истребителей пятого поколения Т-50, которые должны были в этом году подключиться к летным испытаниям, уже принимает в них участие, еще два подключатся позже, сообщил во вторник журналистам президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь.
 

marinel

Активный участник
Сообщения
26.489
Адрес
Санкт-Петербург
А мне интересно следующее. Первая партия пойдет в центр обучения летного состава, а какой временной промежуток между, первой партией и уже поставкой непосредственно в войска. Т.е. летчиков еще ведь подготовить нужно.
Т.е. если заявляют первую партию 2017 год, то непосредственно в войсках 2018?
 

студент

Модератор
Команда форума
Сообщения
41.862
Адрес
Москва
А мне интересно следующее. Первая партия пойдет в центр обучения летного состава, а какой временной промежуток между, первой партией и уже поставкой непосредственно в войска. Т.е. летчиков еще ведь подготовить нужно.
Т.е. если заявляют первую партию 2017 год, то непосредственно в войсках 2018?
Не факт. Могут поставлять по мере производства (а уж поштучно или комплектами - второстепенно) с постановкой на хранение.
 
Сверху