Ладно, уговорили.
Я эту историю вроде вспоминал на форуме, но давно и сейчас найти будет проблематично - я вон сколько уже "нафлудерасил".
Теперь к делу.
Год - 1991. Месяц июль, точной даты увы уже не помню, вроде третья декада месяца.
Место действия. Московская область, военный аэродром транспортной авиации Остафьево (Внуковская зона УВД).
Действующие лица. Ваш покорный слуга в звании рядового ВВС и должности оператора РСП-6М2 (радиолокационной системы посадки) и лейтенант Юнусов, старший смены на РСП.
Некоторые технические пояснения. Наша станция на тот момент только-только пришла после ремонта и весьма серьезной модернизации. Обновили ее по самому последнему слову техники (на тот момент), вплоть до появления на операторских пультах трекболов и внедрения аж ШЕСТИ ячеек памяти под информацию с бортовых ответчиков бортов.
Данный ответчик позволял получать с любого самолета, который им оборудован информацию следующего вида "номер борта (пятизначный, из единого реестра воздушных судов) - высота полета в метрах" либо "номер борта - остаток топлива в процентах от полной заправки". Информация выводилась в две строки рядом с отметкой самолета на экране обзорной РЛС. Кроме того, можно было нажатием тумблера на пульте внести эту отметку в память и информация начинала "сопровождать" отметку цели. Всего можно было одновременно получать информацию от шести целей. Еще замечание - собственного высотомера наша станция не имела и давала только две координаты - азимут на цель и наклонную дальность. Высоту (фактическую) мы получали либо с ответчика либо по радио от экипажа, который считывал показания бортового высотомера. Еще пояснение - поскольку мы транспортники, то режим полетов у нас был по принципу "то густо, то пусто". Иногда мы по три-четыре часа сидели в операторской балду гоняли, пока прилетит "крайний" на сегодняшний полетный день борт. А летом в операторской не очень приятно сидеть. Вентиляция хреновая, так что мы открывали двери в КУНГ и сидели, пардон в одних трусах и тапках. Начальство на это даже и не реагировало, лучше уж так, чем тепловые удары у личного состава.
Теперь сама история. Вот так мы с лейтенантом сидим, ждем "крайний" борт и трепемся за жизнь. Лейтенант был достаточно молодой, так зять имелась некоторая общность интересов (бабы, музыка, книжки, кино). Короче - такой классический мужской треп обо всем и ни о чем. До нашего борта еще около двух часов, управление воздушным движением ведет диспетчерская служба Внуково - в общем полный расслабон. Но боковым зрением экран пасем, это уже рефлекс. Я иногда "балуюсь" - навожу трекболом маркер на отметку самолета на экране и жму кнопку запросчика - получаю в ответ номер-высоту (или не получаю, если на самолете этой системы нет, госопознавание шло отдельным тумблером). И тут в очередной раз такого "баловства" меня как обухом по голове. Очередная отметка выдает номер-высоту только высота феерическая - 22 000 метров. У меня первая мысль - станция дала дуба от жары. Мысль вторая - я сам глюк словил. Пинаю лейтенанта - у него тоже глаза на лоб. Сбрасываем ячейку памяти, лейтенант бежит в аппаратную и открывает диагностическую панель (набор светодиодов, оказывающих состояние рабочих плат с электроникой). Все в норме. Снова наводи на эту отметку маркер - 22 000 метров. Переключаю режим с номер борта- высота на номер борта-остаток топлива. Остаток "НОЛЬ"!!! И тут до нас доходит, что отметка то НЕ ДВИГАЕТСЯ. Вообще. Движение самолетов на экране весьма ощутимо. С учетом масштаба экрана - примерно как движение палочек тетриса в старых ручных игрушках на маленькой скорости. А эта отметка стоит как приклеенная. Мы с лейтенантом смотри друг на друга как два барана и как в анекдоте - "тихо шифером шурша...". Так не бывает. Вот просто не бывает. На такой высоте даже Миг-31 летают редко, транспортники и гражданские туда вообще никогда не залезают, да и самолет ВИСЕТЬ не может. А вертолет на такой потолок просто не залезет. В принципе. Лейтенант мой опомнился и давай звонить на КДП - там никого, в полетах перерыв до "крайнего борта", тем более дежурные в РСП сидят если что - сами проведут и посадят. (В принципе такое допускалось инструкцией служебной). Тогда лейтенант выходит на ЗАСовскую линию и дежурному в штаб ПВО МО. Докладывает - так и так. Там принимают сообщение, называют номер, под которым зарегистрировано. Типа сидите дальше, спасибо за бдительность. Мы сидим. Лейтенант включил фоторегистратор, который снимает поле экрана РЛС и сделал запись в журнале дежурной смены.
Висела эта хрень минут 25, исправно выдавая данные на ответчик (высота 22000, топлива ноль, скорость ноль, бортовой номер). Потом резко пропала. На очередном проходе развертки отметка просто не обновилась. Тут вернулась смена на КДП, лейтенант доложился, про отметку, про звонок, про журнал и регистратор. Оттуда похмыкали, типа "ну да, ну да, по инструкции, ну и молодец, возьми дома пирожок". Тут как раз пришел запрос от нашего борта, пошла работа и вылетала эта хрень из головы. Полеты кончились, мы станцию выключили, пошли мыться. Еще потрындели про "космические корабли которые бороздят Большой театр" и спать пошли. Утром, в 9 прилетает комбат, велит нам одеться по полной форме. Только мы успели влезть во все сапоги-кителя, прилетают три Уазика с кучей народу, включая начальника особого отдела части и несколько незнакомых капитанов-майоров. Журнал дежурной смены изымают, пленку с фоторегистратора изымают (все под акты и на подпись комбату). Лезут в аппаратную и начинают гонять станцию в тестовых режимах, так что зампотех тока кряхтит, бедный, на это глядя. Я стою возле КУНГа, ветошью прикидываюсь, Рядом стоят лейтенант мой с комбатом и комбат так вполголоса, мол эти аж из 14-го, что ж вы такие-сякие-разэтакие мне вчера не доложили, ать-ать-ать.... Сегодня меня аж в 5 утра с КП ПВО подняли, велели гостей встречать. Лейтенант мемекает что-то про то, что на КДП доложил, журнал зарегистрировал. Если начальник смены на КДП, аж цельный майор, не счел нужным комбату доложить, то и лейтенанту через голову старшего по званию лезть и тем более не дело. Короче, панихида с плясками была часа два. Потом два Уазика с капитанами-майорами укатили, а нас начал особист мурыжить. Муть какую-то про бдительность, долг советского воина и происки врагов империалистических. Тер мозги, тер, и тоже укатил. Самое смешное - что никаких подписок с нас не брали.
Так эта история и кончилась. Что это было без понятия. Но вот теперь думаю, что "эти из самого 14-го" как бы не из того ли самого ГСНИИ-14??? :think: