Тяжелый танк СМК: сухопутный тезка крейсера "Киров"
Приветствую вас друзья! Да-да, аббревиатура "СМК" расшифровывается как "Сергей Миронович Киров". А еще, помимо имени, с легендарным балтийским крейсером его роднит линейно-возвышенная схема расположения орудийных башен.
В конце 1930-х годов в Советском Союзе начались работы над созданием танков с противоснарядным бронированием. Поводом к этому послужил в частности и анализ опыта применения танков в ходе гражданской войны в Испании, где активно применявшиеся франкистами противотанковые пушки калибра 37 – 47 мм не оставляли шансов республиканским Т-26 и БТ-5. Таким образом эффективность применения танков с броней менее 20-25 мм оказывалась под большим вопросом. Однако недостаточная защищенность была характерной чертой не только советских легких танков, в полной мере это относилось и к "сухопутному линкору" - тяжелому танку прорыва Т-35.
Тяжелый танк Т-35, завсегдатай парадов на Красной площади. До войны был основным тяжелым танком Красной Армии
При этом многобашенная схема размещения вооружения не ставилась под сомнение. Концепция танка прорыва, опиравшаяся на взгляды времен первой мировой войны, подразумевала подвижную бронированную крепость, ощетинившуюся многочисленными пушечно-пулеметными стволами, которая чуть ли не в одиночку сможет проломить неприятельскую линию обороны. Ну так предполагалось тогда, в теории. И не только у нас. И вот 1937 году, в рамках все той же многобашенной концепции, конструкторское бюро харьковского паровозостроительного завода (ХПЗ) получило задание на проектирование нового тяжелого танка прорыва на базе все того же Т-35. От последнего предусматривалось использовать трансмиссию и ходовую часть. Правда число башен было уменьшено с пяти до трех. Машина должна была иметь массу 50-60 тонн, броню толщиной 75-45 мм, и комплект вооружения из одной 76-мм, двух 45-мм пушек, двух 12,7-мм пулеметов ДК и шести 7,62-мм ДТ. К началу 1938 года конструкторы харьковского завода сумели лишь провести эскизную проработку шести вариантов нового танка, различавшихся между собой размещением вооружения. Для ускорения проектных работ в апреле 1938 года ГАБТУ подключило к этой работе ленинградский Кировский завод (ЛКЗ), а также завод № 185 им. Кирова, кадры которого, в свою очередь, имели опыт по разработке новых образцов боевых машин. Конструкторы первого завода во главе с Ж. Я. Котиным и А.С. Ермолаевым (старший группы проектировщиков) проектировали танк получивший в последствии название СМК. Также в группу проектировщиков танка СМК входили: Л. Е. Сычев (заместитель старшего группы), Ц. Н. Гольдбурт, М. Н. Ижевский, Д. Д. Кекелидзе, Ф. А. Маришкин, С. В. Мицкевич, П. П. Михайлов, Л. Г. Купчин, К. И. Кузьмин, Г. А. Серегин, В. И. Таротько, Н. В. Цейц, а также другие конструкторы и технологи СКБ-2. Второй завод разрабатывал "Изделие 100", впоследствии ставшее тяжелым танком Т-100, ведущий инженер машины Э.Ш. Палей. До августа оба завода занимались эскизным проектированием машин. Внесло конкретику и ускорило процесс вышедшее 7 августа 1938 года Постановление Комитета обороны при СНК СССР № 198сс "О системе танкового вооружения РККА", согласно которому срок сдачи опытного образца тяжелого танка был обозначен не позднее 1 мая 1939 года. При этом деревянный макет танка требовалось предъявить макетной комиссии к 1 сентября 1938 года.
Как и было предусмотрено изначальным техзаданием СМК разрабатывался как трехбашенный танк. При этом башни располагались по диагонали - носовая слева от продольной оси корпуса, кормовая - справа. Ходовая часть танка проектировалась с использованием блокированной на два катка подвески с двумя наклонными спиральными пружинами по типу ходовой части танка Т-35. Ее реализовали в деревянном макете. Но зная недостатки подвески Т-35, конструкторы в инициативном порядке проработали вариант с индивидуальной торсионной подвеской и опорными катками с внутренней амортизацией.
Трехбашенный вариант танка СМК с подвеской по типу Т-35
Полномасштабный макет был изготовлен в срок. Расчетная масса танка находилась в пределах 48-50 тонн. Вооружение должно было состоять из 76,2-мм танковой пушки Л-10 со спаренным 7,62-мм пулеметом ДТ в главной башне и двух 45-мм пушек со спаренными пулеметами ДТ в носовой и кормовой малых башнях. Кроме указанного выше оружия в боевом отделении укладывались три запасных пулемета ДТ. В боекомплект танка входили 100 выстрелов калибра 76,2-мм, 300 выстрелов калибра 45-мм и 6300 патронов к пулеметам. Экипаж машины состоял из девяти человек. На машине предполагалось установить четырехтактный 12-цилиндровый V-образный карбюраторный двигатель М-17Ф мощностью 675 л.с., смонтированный со смещением к левому борту корпуса и пятиступенчатую коробку передач. Расчетная максимальная скорость составляла 34 км/ч, а запас хода - 140-150 км. На танке предусматривалась установка радиостанций РПТ и УКВ со штыревой антенной и ТПУ-6, а также оборудования дистанционного управления.
Вариант с торсионной подвеской
Диагональное расположение башен не позволяло установить более мощный двигатель, чем двигатель М-17Ф из-за отсутствия резервного объема. Да и использовать все вооружение, особенно для сосредоточенной стрельбы по ходу движения машины, в полной мере такая компоновка также не позволяла. Целесообразность трехбашенной компоновки ставилась под сомнение и самими конструкторами. Окончательно точка в этом вопросе была поставлена 9 декабря 1938 года во время доклада Ж.Я. Котина о ходе работ по танку на заседании Комитета Обороны. Во время обсуждения проекта, И. В. Сталин подошел к деревянному макету танка, который Котин привез с собой для демонстрации и спросил:
— Товарищ Котин, так зачем же на танке три башни?
— Мощное вооружение: одна пушка 76 мм и две по 45, — ответил Жозеф Яковлевич.
— Нечего делать из танка "Мюр и Мерилиз"! — сказал Сталин.
Такое выражение он часто употреблял, когда предлагалось что-то излишне усложненное, чересчур универсальное. ("Мюр и Мерилиз" — дореволюционное название универмага в Москве, торговавшего разнообразными товарами).
Сталин подошел к макету, снял с него заднюю малую башню с 45-мм пушкой и спросил Котина:
— Три тонны, — ответил Котин.
— Обратите их на усиление броневой защиты, — сказал Сталин. — Вам нужно ориентироваться на утолщение брони и усиление защиты экипажа. Незачем иметь на танке большое количество башен. А еще лучше, чтобы осталась одна башня!
Так, благодаря весьма мудрому решению вождя, танк распрощался с ненужной кормовой башней, вместо которой получил усиленное бронирование. Ну а пожелание Сталина по однобашенной машине было воплощено Котиным уже в танке КВ.
Компоновочная схема танка СМК, несколько отличалась от классической за счет размещения вооружения в двух конических башнях, расположенных с возвышением одна за другой. Общее же расположение в целом было стандартным: отделение управления в передней части машины, в центре - боевое отделение с установленным в башнях вооружением и моторно-трансмиссионный отсек в кормовой части машины.
Возвышенная башня кругового вращения находилась на высокой цилиндрической подбашенной коробке и была оснащена 76,2-мм танковой пушкой Л-11 и 12,7-мм пулеметом ДК, установленным в кормовой нише башни. Углы наведения пушки Л-11 по вертикали составляли от -2° до +33°. На основании входного люка башни в турели крепился 7,62-мм зенитный пулемет ДТ. При отправке танка на Карельский перешеек крупнокалиберный пулемет ДК был заменен на 7,62-мм пулемет ДТ. В механизм поворота башни был введен дифференциальный механизм, допускавший одновременную работу электромеханического и ручного приводов, что обеспечивало высокую скорость и плавность наведения оружия.
Передняя башня с 45-мм танковой пушки и спаренным с ней пулеметом ДТ была установлена с небольшим смещением (на 145 мм) влево от продольной оси танка. Сектор ее обстрела составлял 270°, углы наведения по вертикали - от -4° до +13°. Независимое вращение башен позволяло поражать цели одновременно в разных направлениях. Еще один пулемет ДТ размещался в шаровой установке в лобовом листе корпуса у стрелка-радиста. Боекомплект танка состоял из 113 выстрелов к 76,2-мм пушке, 300 выстрелов к 45-мм пушке и 5733 патрона к пулеметам ДТ. При установке 12,7-мм пулемета ДК вкормовой части главной башни его боекомплект составлял 1000 патронов, боекомплект к пулеметам ДТ в этом случае уменьшался до 2200 патронов.
Броневой корпус и башни изготавливались корпус были изготовлены из гомогенной брони. Бронелисты соединялись между собой гужонами с последующей проваркой швов. Люк механика-водителя был вынесен на подбашенный лист и поэтому не ослаблял защиту лобовой части корпуса. Равностойкая броневая конструкция корпуса и двух конических башен обеспечивала защиту экипажа и внутреннего оборудования танка от поражения со всех дистанций при обстреле бронебойными снарядами иностранных противотанковых пушек калибра 37 и 47 мм.
В моторно-трансмиссионном отделении устанавливались четырехтактный 12-цилиндровый карбюраторный V-образный авиационный двигатель АМ-34
мощностью 850 л.с. с карбюратором К-34Б, трехдисковый
главный фрикцион сухого трения (сталь по феродо), механическая пятиступенчатая коробка передач, два многодисковых бортовых фрикциона
сухого трения (сталь по стали) с ленточными тормозами с накладками
из феродо и два двухступенчатых бортовых редуктора, вторая ступень
которых представляла собой планетарный ряд. Пуск двигателя
производился при помощи электростартера СТ-62 мощностью 8-9 л.с.
(5,9-6,6 кВт) или сжатым воздухом. На танке впервые были применены: двухступенчатый осевой вентилятор с направляющим аппаратом, который устанавливался на оси коленчатого вала двигателя, алюминиевые трубчатые оребренные радиаторы и планетарные бортовые редукторы.
В приводах управления был введен разделитель, который устанавливался
в трансмиссионном отделении в непосредственной близости
от бортовых фрикционов и обеспечивал надежность регулировки и
простоту системы тяг. Топливные баки располагались на днище танка
в обитаемых отделениях, что позволило увеличить объем моторного отделения
и запас возимого топлива до 1400 литров. Запас хода танка по шоссе достигал
280 км.
Вид на правый борт
Ходовая часть применительно к одному борту состояла из восьми опорных катков с внутренней амортизацией с индивидуальной торсионной подвеской четырех поддерживающих катков с наружной амортизацией, ведущего колеса цевочного зацепления со съемными зубчатыми венцами и направляющего колеса с винтовыми механизмом натяжения. Гусеница мелкозвенчатая, ширина трака 660 мм. Траки изготавливались методом штамповки.
Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной
схеме. Напряжение бортовой сети составляло 12 В, кроме
стартера (24 В). Электроэнергия являлись четыре аккумуляторные
батареи 6СТЭ-144С с общей емкостью 288 А•ч, соединенные
последовательно-параллельно и генератор ГС-1000 с реле-регулятором
РРК-ГС-1000. Экипаж танка состоял из семи человек.
Тяжелый танк СМК в период полигонных испытаний, август 1939 года
В январе 1939 года началось изготовление танка в металле. Первый пробный выезд по двору завода СМК совершил 30 апреля. После обкатки на заводе танк, вместе с Т-100 и КВ был доставлен на полигонные испытания, которые начались в ночь с 31 июля на 1 августа. 20 сентября оба танка участвовали в проходившем на полигоне в Кубинке правительственном показе серийных и опытных танков, где присутствовали К.Е.Ворошилов, А.А.Жданов, Н.А.Вознесенский, А.И.Микоян, Д.Г.Павлов, И.А.Лихачев, В.А.Малышев и другие. В процессе показа танкам предстояло пройти довольно сложную полосу препятствий: широкие рвы, эскарпы, контрэскарпы, крутые подъемы, косогоры и спуски. СМК без труда преодолел ров, немного задержался при преодолении эскарпа и чуть было не застрял на воронках. Преодоление искусственных препятствий этой машиной комиссия оценила не очень высоко -сказывалась большая масса и высокое расположение центра тяжести из-за возвышенной башни. К концу ноября 1939 года пробег СМК составил 1700 км.
Вид спереди и сзади
Настал черед проверить машину в боевых условиях. 30 ноября 1939 г. началась война с Финляндией. На Карельский перешеек, где развернулись основные боевые действия были доставлены двухбашенный танк Т-100 и оба кировских танка — СМК и КВ. Причем экипажи для танков были сформированы из числа красноармейцев и добровольцев-работников завода, группа которых на бронетанковых курсах в Красном Селе прошла специальную подготовку по вождению машин, обучению стрельбе из танковой пушки и другим необходимым для каждого члена экипажа танка навыкам. На время боевых испытаний танков командиром опытного танка СМК был назначен старший лейтенант Петин, помощником командира, стрелком-радистом и наводчиком орудия назначили красноармейцев, а механиком-водителем утвердили водителя-испытателя Кировского завода В. И. Игнатьева. В состав экипажа включались также рабочие-кировцы А. П. Куницын — заряжающим-мотористом и А. Г. Тетерев — трансмиссионщиком. Все три опытных танка были сведены в роту тяжелых танков. Её командиром назначили военинженера 2 ранга И.Колотушкина. 10 декабря 1939 года рота прибыла на фронт и была придана 90-му танковому батальону 20-й тяжёлой танковой бригады.
Редкие кадры кинохроники периода войны с Финляндией на которых запечатлен танк СМК. В дальнейшем этот фрагмент был включен в художественный фильм "Фронтовые подруги" 1941 года
В бой рота вступила 17 декабря 1939 года. Для проверки боевых качеств новых танков был выбран достаточно трудный участок фронта. Передовые рубежи проходили между озером Суммаярви и незамерзающим болотом Сунасуо. Слева на высоте находился финский замаскированный дот, вооруженный 37-мм пушками "бофорс" и пулеметами. Дот прикрывали две траншеи, противотанковый ров, несколько рядов проволочных заграждений а также четыре ряда гранитных противотанковых надолбов. Тяжелые танки должны были атаковать вражеские укрепления и овладеть высотой.
За действиями трех опытных танков наблюдали командующий Северо-Западным фронтом командарм 1-го ранга С. К. Тимошенко, командующий войсками Ленинградского военного округа командарм 2-го ранга К. А. Мерецков и секретарь Ленинградского обкома ВКП(б), член Военного совета фронта А. А. Жданов.
Артиллерийская подготовка проводилась с таким расчетом, чтобы не только подавить вражескую оборону, но и пробить проходы в противотанковых заграждениях и минных полях. С последними залпами артиллерии в атаку пошла пехота, вскоре за ней двинулись и танки. Командир СМК и всей группы старший лейтенант Петин задраил люк башни и через переговорное устройство подал команду экипажу: "Вперед!" Механик завел мотор, и машина устремилась в атаку.
Сквозь смотровую щель механик-водитель Игнатьев хорошо различал дорогу. Танк, подминая деревья и разваливая завалы из толстых, специально поваленных стволов, проломив ряд проволочного заграждения, переполз через ров и подошел к гранитным надолбам. Медленными движениями из стороны в сторону Игнатьев начал раскачивать и раздвигать массивные гранитные надолбы. Финны методически вели огонь из противотанковых орудий. Внутри машины стоял страшный грохот, но ни одной пробоины экипаж не обнаруживал. Противник усилил огонь, однако ни один снаряд так и не смог пробить корпус машины.
Еще один опытный "двухбашенник" - тяжелый танк Т-100. Внешне и по составу вооружения довольно схож с СМК
Управлять машиной под обстрелом на столь сложной трассе и командиру и водителю было чрезвычайно тяжело. От копоти и дыма першило в горле, слезились глаза. Но экипаж продолжал вести бой продвигаясь к вражескому доту. Из обоих башенных орудий танкисты вели огонь по амбразурам, стреляли и из пулеметов. Вот как вспоминал позднее этот бой выполнявший обязанности заряжающего на танке СМК моторист А. П. Куницын:
Бой был жуткий. Машина наша, такая толстокожая, совершенно непробиваемая. Но количество снарядных попаданий, в основном мелкокалиберной артиллерии, мы получили по СМК десятка полтора. После боя вернулись на исходные позиции. На другой день атака повторялась дважды, мы вернулись на исходные позиции, но вскоре получили приказ помочь нашим частям, которые прорвались в район Суммы. Снарядили нашу „флагманскую“ машину СМК, KB и Т-100. Колонной мы пошли вперед. При этом вели огонь по дотам. Финны, надо сказать, применяли всякие каверзные методы борьбы: подвесные мины, разные ловушки из посторонних предметов, завалы на дорогах…
В этой повторной атаке СМК двигался в голове танковой колонны и довольно долго находился под обстрелом. В результате одного из попаданий заклинило главную орудийную башню. Танк к тому времени уже вышел на дорогу. У развилки Кямери — Выборг водитель заметив груду ящиков наехал на один из них. Как оказалось то была мина. Раздался сильный взрыв. Танк остановился. Дождавшись, когда дым рассеется, старший лейтенант Петин вышел из танка и осмотрел подбитую машину. СМК стоял у большой воронки. Взрывом мины повредило ленивец и гусеницу, сорвало болты трансмиссии. Вышло из строя электрооборудование, прогнулось днище корпуса машины. Экипаж не покинул машину. Танки Т-100 и KB подошли и встали рядом, прикрыв поврежденную машину своей броней от обстрела. Т-100 встал впереди и правее, a KB также впереди, но чуть левее, таким образом, из трех машин образовалась треугольная бронированная крепость. Экипажи попытались самостоятельно устранить повреждения но сделать это полностью не оказалось возможным.
Прибывшая эвакуационная группа лейтенанта Торопова пыталась вытащить поврежденный танк, используя в качестве тягача 25-тонный средний танк Т-28. Работали по ночам под огнем противника, но вытащить тяжелую машину, накрепко засстрявшую в воронке, не смогли. В итоге танк остался на нейтральной полосе.
Поврежденный СМК осматривают финские солдаты. Видимо в этот момент они крышечку-то и умыкнули.
Финны также предпринимали попытки утащить танк на свою, но наша артиллерия поставила вокруг поврежденной машины плотный артиллерийский заслон и воспрепятствовала работам противника. Но кое-какой успех финнам все же сопутствовал - им удалось -таки подобраться к танку и ухитрились снять с него крышку люка. Крышка эта ввиду нехватки времени была изготовлена не из броневой, а из обычной малоуглеродистой стали - в дальнейшем ее планировали заменить на броневую. Забавно, то что впоследствии она попала на исследование к немцам, и те сделали вывод, что и корпус советского танка также сделан из неброневой стали. Такая вот нечаянная дезинформация получилась.
Дальнейшая судьба танка СМК была печальной. Он так и простоял в воронке от взрыва мины лишившей его хода до окончания боевых действий. Затем удалось приступить к эвакуации. Для того чтобы его сдвинуть с места пришлось задействовать группу из шести тягачей, в роли которых выступили танки Т-28. Поврежденную машину отбуксировали на станцию Перкиярви. Но поскольку танк был не на ходу и на станции погрузить его на железнодорожную платформу было нечем, пришлось разобрать машину на части, грузить каждую отдельно и в таком виде отправлять на завод для дальнейших исследований. В течение 1940 года планировалось восстановить танк и передать его в Кубинку на полигон НИИ АБТ. Но вплоть до начала Великой Отечественной войны завод к этим работам не приступил. А с началом войны и блокады Ленинграда стало совсем не до того. Детали и части от СМК пролежали на заводском дворе до окончания войны, после чего были отправлены в переплавку.
КВ-1 выпуска 1940 года по результатам фронтовых испытаний на карельском перешейке показал себя лучшим из всей тройки "тяжеловесов" и в результате пошел в большую серию.
В целом по своим характеристикам танк СМК отвечал требованиям своего времени. По показателям бронирования, вооружения, тягово-скоростным качествам, проходимости, манёвренности и запасу хода превосходил тяжёлый танк Т-35. По поводу многоярусного вооружения вопрос не совсем однозначный. С одной стороны командиру управлять им в бою было не легко, но не невозможно в принципе - к примеру те же американские М3 "Грант" или же французские В1 в умелых руках действовали вполне успешно. Да и некоторые наши Т-35, по признанию самих воевавших на них танкистов, были далеко не бесполезны - многое зависело от обученности и инициативности танкистов. А вот большая масса и размеры, многочисленный экипаж делали дорогим и сложным в изготовлении и эксплуатации, а следовательно и малоконкурентным по сравнению с КВ, который в итоге и стал основным тяжелым танком РККА. Как показало время решение это оказалось верным.
Источники:
А.Г. Солянкин, М.В. Павлов, И.В. Павлов, И.Г. Желтов "Отечественные бронеавтомобили 1905 - 1941", Н. Попов "Конструктор боевых машин", материалы в открытом доступе в сети Интернет
https://dzen.ru/a/ZpYZCNnEZ3q8yF7h