Думаю, что это очередные перепевы на тему гиперзвуковых управляемых боеголовок. И весьма далеки от реалий. Поясню свою позицию.
Начнем с т.н. крылатой ракеты Х-90 (или по западному обозначению AS-19). Это был проект СВЕРХЗВУКОВОЙ крылатой ракеты, предназначенной для замены Х-55. Дальность - 3000 км. Скорость (подчеркиваю) - сверхзвуковая. КР должна была нести 2 боеголовки, которые могли разводиться на расстояние в 100 км. Носителем должен был быть модернизированный ТУ-160М, т.к. габариты этого изделия таковы, что оно просто НЕ ПОМЕСТИТСЯ в бомболюк стандартного ТУ-160.
Работы над этой КР были прекращены в 1992 году, т.к. разработка шла в нарушение существующих договоров по СНВ.
Когда же на МАКСе был продемоснстрирован аппарат ГЭЛА, запад сразу же присвоил ему индекс AS-Х-19 и название "Коала". Наши журналисты тут же дали ему индекс Х-90, как перспективному аппарату, вероятно не зная, что индекс Х-ННН присваивается ТОЛЬКО поставленному на вооружение образцу, до этого оно просто "изделие № ААА" (и пошло судя по всему это с "легкой руки" Литовкина). Далее. Исходя из открытых данных, а именно, что дальность полета должна была быть у гиперзвукового аппарата типа Х-90 до 3000 км и исходя из ТТХ предполагаемого носителя - ТУ-160М, вес этого изделия должен быть в пределах от 11 до 20 тонн, иногда бывали цифры 15 тонн.
Далее, один из тех, кто ставит знак равенства между ГЭЛА и Кр Х-90 пишет:
Создатели Х-90 столкнулись с несколькими основными проблемами:
1. Чрезмерный нагрев корпуса гиперзвукового летательного аппарата (ГЭЛА) вследствие высокой скорости и нагрева от сопротивления воздуха, что вело к разрушению аппарата или приводило в нерабочее состояние механизмы и аппаратуры внутри корпуса;
2. Для достижения гиперзвуковых скоростей требовалось, чтобы топливом для прямоточного реактивного двигателя был водород, или, хотя бы, это топливо состояло из значительной части водорода. А это было достаточно сложно осуществить технически – так как газообразный водород имеет крайне малую плотность, а хранение жидкого водорода создавала другие непреодолимые технические сложности;
3. Вокруг ГЭЛА при гиперзвуковом полете возникало плазменное облако, которое сжигало радиоантенны, что приводило к потери управляемости аппаратом.
Примечательно, что проблему охлаждения корпуса Х-90 и проблему водородного топлива удалось решить комплексно. То есть, корпус охлаждала смесь керосина и воды, которая после нагрева подавалась в специальный каталитический миниреактор, в котором осуществлялась эндотермическая реакция каталитической конверсии керосина и воды в водородное топливо: CnHn + H2O = NH2 + CO2
Иначе говоря, кроме получения водорода, за счет эндотермической реакции конверсии керосина и воды шло достаточно сильное охлаждение корпуса аппарата – так как реакция конверсии керосина и воды идет с большим поглощением теплоты (эндотермическая реакция).
Не менее оригинально была решена проблема обгорания радиоантенн ГЭЛА – в качестве антенны стало использоваться само плазменное облако.
Развивая технологию ГЭЛА, его создатели наткнулись на многие другие доселе неизвестные эффекты.
Оказывается, возникающее вокруг ГЭЛА плазменное облако позволяет аппарату двигаться в атмосфере Земли со скоростью 4-5 км/сек, при этом двигаться не по законам аэродинамики или баллистической траектории – а буквально по «ломанным» траекториям. При этом плазменное облако может поглощать излучение радиолокаторов подобно радиопоглощающему покрытию технологий «Стелс», активно сейчас применяемых в США.
Что сказать. Вариант охлаждения ЛА смесью и использование реакции - это наверняка реально, но... Одно большое НО
Такая схема планировалась использовать на ГЗЛА "АЯКС", у которого взлетный вес должен был быть порядка 100-150 тонн (точнее не помню). И то, что можно сделать на крупном аппарате, не всегда возможно на небольшой КР, к тому же БОЕВОЙ.
Ну а что касается "всем известной гиберзвуковой управляемой боеголовки" то вероятность близка к нулю, что это будет именно гиперзвуковая КР. Место под обтекателем того же "Тополя-М" не так много, чтобы поместить там гиперзвуковую КР, со спецзарядом, с теплозащитой и гиперзвуковыми двигателями (прямоточниками), которые жрут прорву топлива, да еще чтобы она обходила все зоны ПРО. Стандартная БГ, но управляемая - да, реально.
Как говорил один из персонажей фильма " В бой идут одни старики" - "Чудес не бывает. Уже полчаса как у него кончилось горючее"..
Сорри за ОФФ. Разумеется все, что написано выше - на материалах открытых изданий и мое ИМХО