По историческому опыту, битвы были эпическими, но авиация всегда побеждала наземную ПВО.
Здесь не все так однозначно
(С)
Провал операций по непосредственной поддержке войск
В момент начала арабского наступления в 14 часов 6 октября 1973 года большинство израильских самолетов не могли покинуть свои аэродромы. Израильские ВВС получили информацию о возможности арабского удара утром этого дня. Командование отдало приказ снарядить самолеты бомбами для поражения ВПП, чтобы подготовить превентивный удар по арабским аэродромам, как это было сделано в 1967 году. Однако затем приказ был отменен и последовал новый – подготовить машины для непосредственной поддержки войск и операций по нейтрализации ЗРК. По имевшимся в распоряжении Израиля разведанным, атака арабов должна была начаться в 18.00. В 14.00 техники как раз занимались заменой бомбовой нагрузки. Тем не менее, уже через двадцать минут после начала войны первые израильские самолеты появились над полем боя. В 16.00 ВВС Израиля начали наносить массированные удары и тут же столкнулись с убийственным огнем ПВО. Самолеты атаковали мосты, наведенные египетскими саперами через канал, аэродромы и сами ЗРК. Цели ударов в большинстве случаев не были достигнуты, а потери достигали порой половины атакующих самолетов.
На следующий день основные усилия израильской авиации перенесены на северный фронт, где под ударами сирийцев две малочисленные израильские бригады Голани и Барак оказались в критическом положении. А-4 и F-4 наносят удары по сирийским танковым колоннам, рвущимся к реке Иордан. Авиация снова сталкивается с эффективной и смертоносной работой арабской ПВО и вновь несет огромные потери, не достигнув сколько-нибудь серьезных результатов. Наибольшие потери были понесены от огня портативных «Стрел», «Шилок» и комплекса SA-6 «Квадрат». Израильтяне теряют около тридцати самолетов и уничтожают всего шестьдесят танков. Следует иметь ввиду, что стоимость одного сбитого самолета соответствует цене примерно десяти танков, поэтому с точки зрения соотношения стоимости операции и ее эффективности результативность налетов оказалась катастрофической. В конечном счете сирийское наступление остановлено только после подхода израильских танковых резервов.
На следующий день боев, 8 октября израильтяне вновь сосредотачивают свои усилия на Юге. Их целями вновь являются мосты. На Голанах начинается охота за мобильными комплексами SA-6. Обе операции оканчиваются полным провалом. Мосты сохранены, потери растут. На севере удается уничтожить только один комплекс, при этом потеряно шесть дорогих и мощных Фантомов. В итоге к концу дня командование израильских ВВС отдает приказ о прекращении полетов авиации в зоне канала и переносит основные усилия на уничтожение целей в глубине сирийской территории
http://pvo.guns.ru/combat/sudny_den.htm
Сюда же -
Тем временем на египетском фронте дела у израильтян шли неважно. Через два дня после начала наступления египетские войска овладели восточным берегом Суэцкого канала и прочно удерживали его, несмотря на 23 израильских контратаки. Правда, израильским ВВС удалось воспрепятствовать дальнейшим операциям египетских коммандос, сбив 10 октября 10 египетских вертолетов Ми-8, однако щит из египетских ЗРК оказался чрезвычайно эффективным, так же как и противотанковые управляемые ракеты, с помощью которых египтяне защищали захваченный ими плацдарм. 7 октября израильская авиация предприняла попытки действовать против ЗРК напрямую, но это привело к серьезным потерям.
Было сбито шесть «Фантомов», два летчика погибли и девять попали в плен. Еще один F-4E был подбит, но смог вернуться и объятый пламенем совершил посадку на авиабазе Рамат Давид. Налеты на египетские аэродромы не повлекли за собой больших потерь для арабов. 8 октября «Фантомы» совершали налеты на сирийские аэродромы и египетские понтонные переправы через канал, а также патрулировали воздушное пространство. Четыре МиГ-17 были сбиты, когда пытались атаковать Ом-Хасибу. В список потерь попал один F-4E. Очевидно, его сбил сирийский МиГ-21. Чтобы понять, насколько серьезная складывалась для израильтян ситуация, лучше всего обратиться к цифрам израильских потерь. В течение первых четырех дней ВВС Израиля потеряли 81 самолет, что составило две трети общего количества потерь, которые авиации Израиля предстояло понести за 19 дней конфликта. Это произошло главным образом из-за самоуверенности израильтян, которые, основываясь на опыте войны 1967 г., с презрением относились к египетским ЗРК С-75. Но израильтяне поплатились за свое легкомыслие - на этот раз арабы располагали куда более совершенными системами ПВО. По всей длине канала на его западном берегу расположились новые ЗРК: С-125, «Куб», «Стрела-1» и переносные ручные зенитные комплексы «Стрела-2». ЗРК 2К12 «Куб» был для Запада неизвестной величиной, и никто не знал, как бороться с его комбинированной радиолокационной и электронно-оптической системой наведения или с РЛС поиска цели. Батареи ЗУР были размещены согласно классической советской схеме многоуровневой системы ПВО.
Источник:
http://www.modernarmy.ru/article/132 © Портал "Современная армия"