Турция

дриньк

Активный участник
Сообщения
5.651
Адрес
самара
Нарушение пп. 2.2. - существенное отклонение от темы

Урий

Активный участник
Сообщения
6.284
Адрес
Украина
Немного из истории Турции..
Военный переворот в Турции в 1960г

Деятельность Комитета национального единства
Комитет национального единства, взявший власть в Турции в результате государственного переворота 27 мая I960 г., распустил меджлис (парламент), упразднил конституцию и объявил вне закона Демократическую партию (ДП), конфисковав партийные средства в пользу государства. Руководители ДП и правительства, видные депутаты, высшие должностные лица (около 600 человек) во главе с президентом Джелялем Баяром и премьер-министром Аднаном Мендересом были арестованы.


clipboard_sign_miniper.png
28 мая 1960 г. было сформировано Временное правительство под председательством генерала Джемаля Гюрселя, который в 1958 —1960 гг. занимал пост командующего сухопутными войсками, а затем в знак протеста против использования армии для подавления студенческих демонстраций ушел в отставку.
Программа нового правительства предусматривала отмену антидемократических законов, восстановление демократии и правопорядка, оздоровление финансов, подготовку новой конституции и новых законов. Для того, чтобы вывести страну из тяжелого финансового кризиса, правительство выпустило внутренний заем «свободы и стабилизации» на 500 млн. лир и новые денежные знаки на сумму 700 млн. лир.
Были изданы новые законы о подоходном, поземельном налогах, а также о налоге на строения, которые ликвидировали существовавшие налоговые льготы для помещиков, промышленников и импортно-экспортных торговых объединений. Но эти законы не облегчили положение трудящихся масс, которые по-прежнему несли основную тяжесть налогового обложения. К тому же простое увеличение налоговых поступлений от населения, промышленности и торговли не покрывало колоссального бюджетного дефицита, который был вызван огромными военными расходами, связанными с участием Турции в НАТО и СЕНТО, а также необходимостью выплаты взносов на погашение внешнего государственного долга, достигшего к 1960 г. 5 млрд. лир.
Валютно-финансовый кризис и обесценение турецкой лиры привели к снижению деловой активности частных и государственных предприятий и резко ухудшили экономическое положение страны. На почве экономических трудностей и неудовлетворенности народных масс социально-экономическими мероприятиями правительства обострились разногласия среди членов Комитета национального единства.
С первых же дней работы комитета выявились различные точки зрения по вопросу о путях социально-экономического развития страны. Радикально настроенные офицеры, представлявшие интересы средних слоев города и деревни, считали необходимым прежде всего провести неотложные реформы в области социально-экономических и земельных отношений, государственного устройства, образования и культуры в интересах народа. Они выступали за то, чтобы освободить страну от опеки США и превратить ее в независимую демократическую республику, опирающуюся на национальные силы и ресурсы. Генералы и высшие офицеры, придерживавшиеся умеренных или консервативных взглядов, высказывались против пересмотра основ внутренней и внешней политики Турции. Они предлагали после парламентских выборов передать власть гражданскому правительству, которое бы и осуществило реформы в целях развития экономики и культуры. В ноябре 1960 г. 14 радикально настроенных офицеров были исключены из состава Комитета национального единства, а на их место назначены офицеры, поддерживавшие умеренную политику правительства. Отстранив от власти фактических организаторов переворота, Комитет национального единства во главе с Гюрселем завоевал на свою сторону симпатии буржуазии, помещиков и их политических партий, стремившихся взять государственную власть в свои руки.
6 января 1961 г. открылось Учредительное собрание. Его деятельность ограничилась подготовкой и принятием 27 мая того же года конституции и нового избирательного закона. В основу новой конституции, которая вступила в силу после референдума 9 июля, был положен принцип защиты неприкосновенности буржуазного государственного строя и капиталистической частной собственности. Вместе с тем она впервые в истории Турции предоставила некоторые социальные и экономические права трудящимся: право создавать без предварительного получения разрешения у властей политические партии и профсоюзы, право на ежегодные оплачиваемые отпуска. Конституция провозглашала Турцию «национальным, демократическим, светским и социально-правовым государством». Выборы в Великое национальное собрание, состоящее из двух палат — национальной (450 депутатов) и сената (150 сенаторов), объявлялись свободными, равными, всеобщими и прямыми (прежде они были двухстепенными).
В соответствии с решением Верховного трибунала 15 сентября 1961 г. бывшие премьер-министр Аднан Мендерес, министр иностранных дел Фатин Зорлу, министр финансов Хасан Полаткан были казнены; 461 человека приговорили к различным срокам тюремного заключения 15 октября 1961 г. состоялись выборы в национальную палату и сенат. В выборах участвовали Народно-республиканская партия (НРП), защищавшая интересы национальной буржуазии, мелких и средних помещиков, зажиточных крестьян, мелких торговцев и трудовой интеллигенции; созданная в 1961 г. Партия справедливости (ПС) — выразительница интересов крупной буржуазии и помещиков, которая заимствовала основные положения программы распущенной Демократической партии (многие бывшие члены ДП вошли в состав Партии справедливости); Буржуазная партия новой Турции, а также ряд мелких партий.
Ни одна из партий, выставивших своих кандидатов в депутаты, не получила достаточного количества мандатов для образования однопартийного кабинета. Вследствие этого возникли трудности с формированием правительства и избранием Великим национальным собранием президента республики. Лишь под давлением Комитета национального единства президентом был избран генерал Гюрсель. После итого Комитет принял решение о самороспуске. Однако военные, образовав Совет национальной безопасности, оставили за собой право в случае необходимости вмешиваться в государственные дела.
В ноябри 1961 г. Народно-республиканская партия и Партия справедливости сформировали на паритетных началах коалиционное правительство во главе с лидером НРП Исметом Инёню. Из-за серьезных разногласий по вопросам внутренней политики коалиционное правительство оказалось неспособным вывести страну из тяжелого экономического кризиса. Партия справедливости требовала «либерализации» экономики, ограничения капиталовложений в государственный сектор и поощрения частных и иностранных инвестиций. Она выступала также против аграрной реформы и стояла за поддержку крупных капиталистических хозяйств.
Депутаты этой партии всячески тормозили работу правительства. Они настаивали на принятии закона об амнистии для всех осужденных руководителей ДП. В этих условиях курсанты Анкарского военного училища, активные участники переворота 27 мая 1900 г., считая, что новый режим свернул Турцию с пути Кемаля Ататюрка, в феврале 1902 г. попытались устроить новый переворот, но потерпели неудачу. Вторая попытка переворота, предпринятая той же группой офицеров в мае 1963 г., также была подавлена. Руководители этого выступления были казнены, многие участники приговорены к различным срокам тюремного заключения.
Борьба политических партий за власть мешала нормальной работе правительства. На протяжении трех лет Исмет Инёню, за спиной которого стояла армия, трижды формировал коалиционный кабинет.
В 1962 г. удалось образовать Государственную
плановую комиссию и утвердить первый пятилетний план экономического развития на 1963 —1967 гг., что имело положительное значение для развития экономики.
В сентябре 1963 г. Турция вступила в «Общий рынок» в качестве ассоциированного (фактически неравноправного) члена. Но надежды на смягчение экономических трудностей в результате присоединения к ЕЭС не оправдались.
В феврале 1905 г. третье коалиционное правительство Исмета Инёню подало в отставку, так и не выполнив своей программы проведения аграрной, налоговой и административной реформы в области просвещения и культуры. Четвертое коалиционное правительство возглавил «независимый» сенатор Суат Хайри Ургюплю; его задачей являлась подготовка и проведение очередных выборов в парламент, которые и состоялись 10 октября 1965 г.
На выборах победу одержала Партия справедливости. Она обеспечила себе голоса крестьян, пообещав поднять закупочные цены на зерно, широко использовала поддержку духовенства, кулачества и верхушки курдских племен.
Впервые в истории страны в парламентских выборах 1965 г. участвовала со своей программой Рабочая партия Турции (РПТ), созданная в феврале 1961 г. прогрессивными деятелями профсоюзов; она получила 15 депутатских мест. В течение пяти лет (до запрещения РПТ) депутаты этой партии с трибуны парламента защищали интересы рабочего класса, средних слоев и разоблачали антинародную политику правых партий.
В марте 1966 г. ввиду болезни президента Гюрселя новым президентом был избран начальник Генерального штаба Джевдет Сунай, ревностный сторонник ориентации на военный союз с США и сотрудничество с НАТО. Сформированное лидером Партии справедливости Сулейманом Демирелем в октябре 1965 г. однопартийное правительство сделало упор на развитие частной инициативы и привлечение в страну иностранного капитала. Второй пятилетний план (1968—1972 гг.) предусматривал уменьшение доли государственных капиталовложений в экономику и увеличение в инвестициях доли частного сектора и иностранных монополий.
В области сельского хозяйства правительство ПС взяло курс на постепенное превращение помещиков в капиталистических фермеров — владельцев крупных механизированных хозяйств, которые могли бы обеспечить страну товарным хлебом, продуктами животноводства и сырьем для промышленности. Правительство поддерживало кулацкие и зажиточные крестьянские хозяйства дешевыми кредитами для закупки машин, минеральных удобрений и высокоурожайных семян. В результате широкого применения машин удалось несколько поднять сельскохозяйственное производство, увеличить сбор товарного зерна и продукцию животноводства. Однако развитие капитализма в сельском хозяйстве сопровождалось массовым разорением и сгоном с земли крестьян-арендаторов. Капиталистический путь решения аграрного вопроса принес миллионам турецких крестьян нищету и резко обострил классовую борьбу в деревне.
Благодаря некоторому подъему промышленного и сельскохозяйственного производства, нормализации внутренней жизни Партия справедливости вновь одержала победу па парламентских выборах в октябре 1969 г. Чисто депутатских мост всех оппозиционных партий, кроме НРП, значительно сократилось. Разногласия внутри РПТ ослабили ее, и она получила лишь два места в парламенте.
В программе нового правительства Демиреля вновь говорилось о мероприятиях в целях подъема промышленности и сельского хозяйства, о широком привлечении иностранного капитала. Особый упор делался па создание смешанной экономики, т. е. участие иностранного капитала в строительстве заводов, фабрик, эксплуатации естественных богатств, создание совместных импортно-экспортных объединений, торговых и кредитно-банковских учреждений.
В смешанных предприятиях главную роль играл американский капитал, а с конца 60-х годов и капитал ФРГ. Американские и западногерманские монополии заняли прочные позиции во многих отраслях турецкой экономики, в частности в нефтяной, сборочной, резинотехнической промышленности. Прогрессивно-националистические круги не поддерживали политику создания смешанной экономики. Их призыв к борьбе за развитие независимой от и иностранных монополий отечественной промышленности получил широкую поддержку со стороны народных масс.
Политическая жизнь страны
Уничтожение тоталитарного режима в Турции в результате переворота 21 мая 1960 г. и восстановление некоторых демократических институтов способствовали вовлечению в активную политическую жизнь различных слоев общества.
В конце 1961 г. 150 прогрессивно настроенных интеллигентов опубликовали так называемый «Манифест 150-ти», в котором была подвергнута критике экономическая политика правительства и выдвинуты идеи некапиталистического пути развития Турции.
Участились выступления прогрессивной студенческой молодежи и интеллигенции. В их среде возникли различные течения легального «турецкого социализма».
Идейная борьба по проблемам социально-экономического развития страны не привела, однако, к объединению левых сил.
В обстановке усиления борьбы за демократизацию общественно-политической жизни активизировалось профсоюзное движение. К началу 1970 г. общая численность турецкого пролетариата превышала 3,5 млн. человек. Если в 1960 г. профсоюзы объединяли 290 тыс. человек, то в 1970 г.— 1 200 тыс. В забастовочной борьбе в 1970 г. приняло участие около 1 млн. рабочих, в то время как за период с 1963 по 1968 г.— 74 тыс. рабочих. После создания в 1967 г. Конфедерации революционных рабочих профсоюзов изменился характер забастовочного движения. Наряду с выдвижением экономических требований рабочие начали выступать против засилья в экономике страны американских и западноевропейских монополий, за независимую демократическую Турцию.
В 1969 г. в связи с усилением влияния прогрессивных профсоюзов на рабочий класс правительство Демиреля опубликовало проект нового закона о профсоюзах, фактически отменявшего право на забастовку, предоставленное законом 1963 г. По призыву профсоюзных организаций стамбульские и измирские рабочие объявили забастовку протеста. 16 июня 1970 г. около 100 тыс. рабочих 113 предприятий Стамбула и Измира вышли на демонстрации, требуя, чтобы правительство отказалось от пересмотра закона о профсоюзах. Конфедерация рабочих профсоюзов Турции, объединявшая большую часть профсоюзных организаций стояла на позициях социал-реформизма. Существовавшие в стране левые группы и организации действовали разрозненно.
Разногласия по вопросам социального развития Турции привели к расколу в конце 60-х годов в рядах Рабочей партии и Федерации революционной молодежи. Возникшие левоэкстремистские авантюристические группы — «Народно-освободительная армия Турции», «Народно-освободительный фронт Турции» сильно ослабляли левое движение страны. Некоторая часть молодежи под влиянием левацких идей стала прибегать к террористическим действиям. В то же время реакционные силы и мусульманские фанатики, поддерживаемые властями, часто провоцировали беспорядки во время митингов и демонстраций левых сил.
Внешняя политика правительства Демиреля, как и коалиционных правительств Исмета Инёню и Суата Ургюплю, была направлена на сохранение союза с США и другими государствами Запада. Турецкое правительство неоднократно декларировало верность обязательствам, вытекающим из участия Турции в блоках НАТО и СЕНТО. По численности вооруженных сил Турция занимала в НАТО второе место и расходовала на военные цели значительную часть государственного бюджета. В сухопутные войска НАТО, штаб которых находился в Измире, было включено 12 турецких дивизий.
На территории Турции размещались американские военно-воздушные базы, радиолокационные станции и площадки для запуска ракет, обслуживавшиеся американским персоналом. Турция активно включалась в натовские военные приготовления на Ближнем и Среднем Востоке и регулярно принимала участие в маневрах НАТО.
Под влиянием позитивных изменений, обозначившихся на международной арене в 60-х годах, в Турции усилилась борьба против односторонней, проамериканской ориентации во внешней политике. Открылись перспективы нормализации советско-турецких отношений. В июне 1963 г. по приглашению Верховного Совета СССР в Советском Союзе побывала парламентская делегация Турции. В январе 1965 г. Турцию посетила делегация Верховного Сонета СССР. Состоялись взаимные визиты министров иностранных дел и глав правительств.
Эти визиты содействовали восстановлению добрососедских, дружественных отношений между СССР и Турцией. В ходе переговоров стороны заявили о своей готовности и впредь строить и развивать отношения между обоими государствами на принципах полного равенства, невмешательства во внутренние дела друг друга, взаимного уважения независимости, суверенитета и территориальной целостности.
Улучшение межгосударственных отношений благоприятно сказалось на развитии торгово-экономических и научно-культурных связей. В 1967 г. было подписано соглашение о поставках оборудования, материалов и об оказании Советским Союзом помощи Турции в строительстве ряда промышленных предприятий — алюминиевого, металлургического, нефтеперерабатывающего заводов.
Постепенно улучшались отношения Турции и с другими странами Восточной Европы Болгарией, Румынией, Венгрией, Чехословакией, ГДР. Значительно расширились ее торгово-экономические связи с этими странами....
А не предусмотрено ли правилами наказания за размещение подобных эпических бессмысленных простыней?:Mad:
 

MSoft

Активный участник
Сообщения
9.102
Адрес
Украина
ну что, чет армейцы как-то вяленько сработали. Первой ласточкой было, когда они даже телеканал толком захватить не смогли. Теперь можно смело тратить силы на рассуждения, а выгодно ли россии то, что произошло
 

Jager

Активный участник
Сообщения
361
Адрес
Украина, Харьков

КС

Модератор
Команда форума
Сообщения
18.076
Адрес
г. Коломна МО
Т.е. база за мятежниками?

Военная база ВВС Турции Инджирлик, где также располагаются самолёты стран НАТО, блокирована местными властями и обесточена.
«Согласно сообщению консульства США в Турции, местные власти перекрыли движения с и на базу ВВС Инджирлик. Энергоснабжение на базе прекращено, и консульство призывает американских граждан избегать посещения авиабазы до ее возвращения к нормальному режиму работы», — сообщает телеканал CNN Turk со ссылкой на американскую дипмиссию.
 

maksimys

Активный участник
Сообщения
626
Адрес
Омск
главкомы ВВС и ВМФ
Ну, кроме турок, они никому не интересны. Тем более нет вообще достоверной информации о поддержке самих военных, армий у турок не одна, плюс контингент в Ираке, о котором информация прошла в самом начале, а потом тишина
 

Пламен

Активный участник
Сообщения
1.929
Адрес
ЕU
Турецкий.министер внешних дел сделал ОЧЕН интересное изявление.

Среди турков умнъй людей нет, но ето изявление как сказат оно тупое, но одновременно очен интереснее.
 

MSoft

Активный участник
Сообщения
9.102
Адрес
Украина
Турецкий.министер внешних дел сделал ОЧЕН интересное изявление.

Среди турков умнъй людей нет, но ето изявление как сказат оно тупое, но одновременно очен интереснее.
я твердо убежден, что людей, которые так интригуют, а потом не прикладывают текст самого заявления, нужно бить по жопе ремнем. Публично!
 

Tabib

Активный участник
Сообщения
3.747
Адрес
Россия, ЦФО, Калуга
Турецкий.министер внешних дел сделал ОЧЕН интересное изявление.

Среди турков умнъй людей нет
Полно умных, немало и глупых, как среди любого народа. И талантливых полно во всех сферах человеческой деятельности.
 

buterbrod2

Активный участник
Сообщения
5.945
Адрес
Казахстан
В окно слышны некие рассуждения, как Эрдоган мог прозевать подготовку такого переворота? Масштаб приготовлений и количество посвященных лиц немалое... Кому служит контрразведка? Армии? Но то военная контрразведка. А политическая, отчитывающаяся перед руководством государства? Ее в Турции нет?
Или в демократических государствах таковая приравнивается к тайной полиции и существовать не должна? Или имеет очень узкий круг задач? В основном против внешних угроз недружественных сил? Ну, там- пророссийских, прокитайских, или еще кого?
 
Последнее редактирование:

Пламен

Активный участник
Сообщения
1.929
Адрес
ЕU
я твердо убежден, что людей, которые так интригуют, а потом не прикладывают текст самого заявления
Въй из детский сад въйшли, или еще там находитес?
Сказал вполне достаточно, если у вас нет потенциал найти о чем идет слова то не надо кукарякат.
Кто понял-понял, кто не понял ему проблем.
 

Ярослав С.

Активный участник
Сообщения
12.983
Адрес
г. Шахты
скорее всего там просто скрываются остатки мятежников, но вряд ли они полностью или хотя бы частично контролируют базу
Но, может быть, они хотя бы парочку нюков захватили (прирезав охранявших их янкесов, конечно)? Так, чисто чтобы с феерверком уйти.
 

Emger Var Emreiss

Активный участник
Сообщения
2.325
Адрес
Ногинск. Русь
Среди турков умнъй людей нет, но ето изявление как сказат оно тупое, но одновременно очен интереснее.

Зря вы так. Не знаю как в Болгарии, а вот у нас за оскорбление целой нации есть статья, причём уголовная. Вы бы это, свой пост исправили что ли... А то можете вполне и бан схлопотать заслуженный, если модеры быстро прочухаются.



Касательно же событий в Турции у меня только один вопрос: И вот что это сейчас было? О_о Даже суток не прошло как всё закончилось, а ведь народ только попкорном запасаться начал. А уж как всё начиналось! Как начиналось!
 

Пламен

Активный участник
Сообщения
1.929
Адрес
ЕU
Правда ето не обида, за вес существование османское государство турецкий гений въйдумал толко "калдаръм".
Все другое въйдумали представители других народъй, греков, левантийцъй, сербов, хорватов, болгаръй,армянов, евреев и т.д.

Отец турков - Мустафа Кемал по произход не турок, он по отец албанец , по матери из булгаров - мусулманов.
Что сказат за народ где их отец сам не представител етого "народа". :)
 
Последнее редактирование:
Сверху