Adieu, Mistral... Контракт умер. Да здравствует контракт!
В долгой и нудной истории с "Мистралями" наконец поставлена точка
: договор растогнут, деньги возвращены, взаимных претензий нет (
ссылка 1). В памяти остались последовательно сменявшие друг друга эмоции по отношению к строительству боевых кораблей за рубежом вообще и к данному проекту в частности
: негодование ("пощёчина отечественному судпрому!"), смирение ("раз уж заказали, пусть будут"),. эстетический дискомфорт ("и эти уродцы с обрубленными носами будут красоваться в парадной линии на наших рейдах в День ВМФ?!" –
ссылка 2,
ссылка 3). Теперь, когда всё позади, и можно вздохнуть с облегчением, стоит подумать, как лучше распорядиться средствами, неожиданно пополнившими государственный бюджет Российской Федерации.
Прощай, мистраль зав.№ M33. Хороших тебе приёмных родителей, доброго имени и красивого флага... (фото Ouest-France)
Представляется очевидным, что деньги должны остаться а распоряжении Министерства обороны (точнее – Военно-морского флота) и отнесены к расходам на кораблестроение. €
1,2 млрд. – сумма немалая, тем более, что за время строительства "Мистралей" она изрядно подросла. Благодаря западным санкциям и падению российской валюты,
47,8 млрд. руб. по контракту от 17.06.2011 (по курсу 39,8 руб. за €1) превратились в
82,8 млрд. руб. (69,0 руб. на 05.08.2014) - можно считать, что РФ выдала Франции рублёвый кредит под
18% годовых (на уровне потребительских кредитов Сбербанка). Эти миллиарды сейчас на виду (в отличие от тех, что скрыты в секретных статьях оборонного бюджета), и их надо потратить с умом, иначе наши сограждане, внимание которых стараниями СМИ все эти годы было приковано к вертолётоносной эпопее, будут сильно огорчены.
Несмотря на некоторые поспешные заявления (
ссылка 4), ДВКД нам нужны – прежде всего, в качестве системообразующих элементов перспективных корабельных десантных групп быстрого реагирования (КДГ БР), которые в нестабильной международной обстановке могут понадобиться в любой момент. Поэтому, кроме озвученных планов строительства новых БДК (
ссылка 5), под которыми, скорее всего, подразумеваются "настоящие" ДВКД (
*), необходимо прямо сейчас начинать строить и ДВКД-УДК с двумя-тремя вертолётными эскадрильями (16-24 ЛА), близких по размерам к "Мистралю" и "Хуану Карлосу", т. к. проведение полноценных морских десантных операций с загоризонтной высадкой и вертикальным охватом без них попросту невозможно.
(
*) ДВКД (десантными вертолётными кораблями-доками) ГК ВМФ называет универсальные десантные корабли (УДК) со сплошной полётной палубой, подпалубным ангаром и док-камерой. "Настоящие" ДВКД (корабли с док-камерой, просторной кормовой ВПП и ангаром в удлинённой носовой надстройке) у нас, по всей видимости, будут именоваться большими десантными кораблями 1-го ранга – в лучших традициях советской военно-морской классификации с её болезненной тягой к самобытности.
Работы по двум "лидерам БДК" (
© А.Ш. – по аналогии с лидерами эсминцев) надо начинать
прямо сейчас: по одному из аванпроектов Невского ПКБ, минуя эскизный, делать сокращённый техпроект, а после его утверждения и разработки первых корпусных чертежей сразузакладывать головной корабль, выполняя рабочие чертежи уже в ходе строительства с опережением на полтакта. Строить ДВКД надо, конечно же, по горячим следам на Балтийском заводе, с территории которого, наверное, ещё не успели вывезти обрезки металла, использованного для сборки кормовой части "Севастополя".
История с "Мистралями" давно перестала быть просто одной из сделок в рамках военно-технического сотрудничества, превратившись в событие геополитического масштаба. Поэтому, помимо очевидной пользы для ВМФ, из быстрой постройки российских аналогов можно извлечь немалые геополитические девиденды. Представляется возможность (и грех ею не воспользоваться) разыграть представление из трёх актов без пролога и эпилога
:
акт 1-й – французы предложили нам быстро построить корабли, которые мы сами построить не можем, и мы согласились;
акт 2-й – французы отказались передать нам построенные корабли, чтобы наказать нас за то, что мы плохо себя ведём;
акт 3-й – мы сами построили для себя корабли, не хуже, а гораздо лучше французских, уложившись
в те же самые сроки.
80 млрд. руб., любезно возвращённых президентом Олландом, на постройку двух корпусов хватит с запасом. Балтийский завод, надо думать, с радостью подпишет контракт (с перспективой стать единственным поставщиком ДВКД для ВМФ РФ) и выполнит его точно в срок (как уложился в жёсткие сроки, назначенные генподрядчиком по "Мистралям" STX France). Для российской экономики это будет ещё одним экзаменом на дееспособность и эффективность, но раз уж построили мост на остров Русский для саммита АТЭС и олимпийский комплекс в Сочи,.почему не сможем построить два каких-то среднетоннажных сухогруза с плоской палубой? Для ОСК блиц-постройка ДВКД станет проверкой на профпригодность и способность работать в мобилизационном режиме. Что касается России в целом, то миру (и друзьям, и врагам) будет послан чёткий сигнал
: все попытки обрушить экономику страны приведут к прямо противоположному результату.
P.S. В том случае, если в рамках ГПВ-2020 Минобороны заключит дополнительные контракты на проектирование и постройку десантных вертолётных кораблей-доков для ВМФ РФ (чего, очень и очень хотелось бы), может быть поставлен вопрос и о восстановлении и частичной модернизации ремонтопригодных эсминцев пр. 956 в качестве кораблей боевого охранения и огневой поддержки десанта в составе корабельных десантных групп (КДГ БР) во главе с ДВКД. Кроме трёх строевых "Сарычей" ("Ушакова", "Быстрого" и "Настойчивого") в состав сил постоянной готовности в относительно сжатые сроки могут войти ещё три ("Бурный", "Безбоязненный" и "Беспокойный"). При этом, в программу частичной модернизации в первую очередь следует включить замену котлов КВГ-3 на более эффективные, экономичные и надёжные КВГ 6М-1 (
ссылка 6) и повышение надёжности ГЭУ в целом, во вторую – замену ЗРК "Ураган" на "Штиль-1", а ПКРК "Москит" – на "Оникс" (либо доработку ракеты 3М80 и КСУ с целью обеспечения полёта по комбинированной траектории и увеличения дальности пуска со 120 до 300 км)
.
http://navy-korabel.livejournal.com/106423.html