Идёт полная смена мироустройства.
Да нет, идёт к сожалению пока делёжка мировых рынков. А мироустройство пока все ведущие игроки планируют оставить тем же. Просто скинуть с бочки одного мирового покемона и взгромоздить туда другого. С сохранением всей цепочки эксплуатации периферии.
И чтобы выжить в надвигающемся шторме, нам придётся... скажем обтекаемо: усилить роль государства.
Как конкретно это будет выглядеть -- покажет время.
Это необходимо, но это требует переформатирования государства. Грубо говоря, сейчас у нас правящий класс, в интересах которого совершались все ключевые телодвижения в предыдущие годы - крупный капитал. Они владельцы очень много чего, что необходимо забрать в руки государства. Ну просто потому, что, как ещё век назад отметили - капитал родства не знает, что мы сейчас наглядно наблюдаем. "Социально-ответственный бизнес" после начала спецоперации тут же ответственно взвинтил цены, а олигархи, которых прищемили санкциями, тут же завопили про нетвойне, цитируют Толстого и вот это вот всё. Мы ровно то же самое видели неоднократно и раньше, вплоть до истории Англо-Голландских войн. Всю эту плесень нужно отодвигать и от руля, и от кормушки. При этом эти люди обладают деньгами и влиянием, и их не один и не два. Национализация при становлении СССР проходила через большую кровь, а саботажников потом ещё двадцать лет вычищали, громкие дела о вредительстве и саботаже той поры - это отнюдь не истерический волюнтаризм и расправы над невиновными инженерАми, они имели под собой реальную основу. После развала СССР передел собственности так же сопровождался большой кровью вплоть до локальных конфликтов по окраинам. Если в начале нулевых наиболее одиозных типов типа Березовского или Ходорковского, не пожелавших принять новые правила игры, отодвинули громко, с маски-шоу и судами, но обошлись без танков, то сейчас предстоит задача подвинуть несколько сотен богатейших и влиятельнейших людей в стране. Что имеет очень ненулевые шансы выйти за рамки захода в офисы сотрудников центра Э в сопровождении ОМОНа и вылиться минимум в прямые боестолкновения локального характера со стрельбой. А заклятые партнёры по международному политическому процессу нашим олигархам при этом с радостью помогут какими-нибудь наёмниками и оружием.
Кроме того. Нужно помнить, что крупный капитал, имея общие классовые интересы, не является однородным и монолитным. И если интересы одних олигархов сейчас страдают из-за санкций, другие рассчитывают поиметь свой профит. Украина - это не только москаляку на гиляку, но и тридцатипятимиллионный рынок - рынок сбыта и рынок рабочей силы. Рабочей силы, более дешёвой, чем русские и более образованной, чем узбеки. Помните, как в первые дни вышло совместное заявление нескольких российских IT-компаний типа тех же мейл. ру и вконтактиков? Для гугла или там KFC Украина - плевок на карте, хотя и не самый маленький плевок, для выпнутых после 14 года с украинских рынков российских компаний, которых на западные рынки тупо не пускают куда более сильно отожравшиеся конкуренты - это минимум плюс четверть того, что они сейчас имеют. Куш, ради которого можно и рискнуть попасть под санкции - тем более, что, повторюсь, в буржуиниях им и так места не нашлось. Строительные компании, которые в 21 году вслед за всеми поимели проблем из-за надутых ипотечных пузырей и в меньшей степени - из-за ковида - тоже имеют прямой интерес на предмет отстраивать то, что разбомбили с обеих сторон. А следом и чёрная металлургия должна подтянуться...
Исходя из двух данных пунктов - есть у меня подозрение, что полноценной национализации мы рискуем не увидеть. Просто потому, что революция (как смена государственного строя) сверху - это всё равно революция, а это всё равно и кровь, и риск потерять власть для самого ВВП и его окружения. Скорее можно предположить попытку опереться на одну часть олигархата в противостоянии с другой его частью в обмен на то, что часть отобранного потом перейдёт не в пользу государства, а во владение этим вот боле лояльным личностям, а так же на плюшки от войны. Меньше внутренних оппонентов в момент, когда международная политика превратилась в дом летающих какашек - меньше рисков. Я тешу себя надеждой, что в этих условиях всё же значимая часть критически важных отраслей экономики всё же окажется под непосредственным контролем государства. На полный контроль над хотя бы всей крупной промышленностью я, если честно, даже не надеюсь.