Вопросы военному лётчику 1 класса Олегу Выдренку

ZingeR

Активный участник
Сообщения
495
Давно я так увлечённо не читал
Олег, спасибо Вам за такие замечательные рассказы, с нетерпением ждём новых! :good:
 

Олег

Военный лётчик 1 класса
Сообщения
34
Адрес
г.Жуковский
Раз обещал продолжить рассказы про свою лётную жизнь, сейчас напишу.

Туношна, 1977 год, лето, ДПМУ, Су-9. Всё начиналось хорошо – взлетел, пришёл в зону, отпилотировал, с нормальным для посадки остатком пришёл ко второму развороту. А впереди меня, к третьему развороту, выходит, тоже из зоны, спарочка Су-7у. Уж почему – не помню, но в воздухе нас всего двое. Я на траверзе гашу скорость, выпускаю шасси, а спарка уже идёт к четвёртому развороту. Я подхожу к третьему, а спарка после четвёртого, на прямой. Выполняю третий, спарка выравнивает и садится. Всё видно, видимость – миллион-на-миллион! Вижу даже, как она выпустила парашют. Сам круг на 600 метров, а после третьего – снижение к четвёртому на 400 метров. Снизился, выполнил четвёртый – вдруг мне говорят: - «…, Выводите обороты, уходите на второй круг, полоса занята». Вывел обороты, убрал шасси, полез на 600 метров, чуть отвернул в сторону Волги, чтобы со стороны посмотреть, что же на ВПП творится, из-за чего меня угнали на второй круг. Прохожу в наборе, полоса слева, вижу на полосе какие-то люди и КПМка перед полосой на рулёжке. Не пойму, что там такое творится. На 600 метров подошёл к первому, доложил. Мне: - «Первый по команде». Минуты через две увидел справа Ярославль, пролетел его, а команды всё нет. В это время загорелась лампа «Аварийный остаток». Доложил. «Выполняйте первый, экономичный режим». Развернулся, лечу на 550 км\час, на траверзе, где положено выпускать шасси, решил не выпускать, успею всегда. Должил; - «На траверзе, 600» «Остаток?» В это время было уже где-то меньше, чем 300 литров. Доложил. Третий по команде. Ну, думаю, попал, топлива-то нет. Но не долго летел, чуть дальше, чем обычно, но разрешили третий. Плавненько снижаюсь, но шасси не выпускаю. Выполнил четвёртый, а топлива-то совсем уже нет. Перед дальним РП заблажил: - «Шасси! Выпускай шасси!» Кран на выпуск, через 5-7 секунд загорелись зелёные. А тут и ближний зазвонил. Сел нормально, затормозил, выпустил парашют, срулил с полосы и только тогда посмотрел на расходомер, а он уже в обратную сторону мотает. Перед полётом его выставляют на ту заправку, которую показал расходомер на ЦЗ после окончания заправки. Но двигатель работает, пока рулю. Но где-то метров за 500 до ЦЗ слышу, упали обороты, будто РУД поставили на «Стоп». Прокатился по инерции метров 150-200 и стал. Стою, а техник с ЦЗ мне руками машет, показывает, куда рулить. Доложил РП, что немного не дорулил, стал двигатель. «Сиди в кабине, жди тягач». Притащили меня на ЦЗ, благо недалеко было, на водиле за тягачём.
А оказалось, что на спарке после посадки, во время выпуска парашюта, а это было где-то напротив ЦЗ, из ниши передней стойки вывалился аккумулятор. Летел и кувыркался он следом за спаркой, разлетаясь на куски и на один из них наехало левое колесо, лопнуло, заискрила реборда. Су-7у начало немного стаскивать влево, но лётчики удержали её на полосе и на оборотах срулили в первую попавшую РД. Техники, которые были на ЦЗ, услышали хлопок и увидели всё это – бросились кто на полосу убирать обломки, кто к спарке. Аварийный тягач, пожарка и санитарка – само собой поехали к ней. А тут и я на заходе. Меня угнали на второй круг, а техники с лётчиками всей толпой начали срочно убирать обломки на полосе. Вот меня и держали так долго, пока всё не убрали. А Су-9 топливо жрал – только смотри, как цыферки в расходомере бегут!
На моё счастье, никто меня не вздрючил - вроде как не за что, не сам я себя в такую ситуацию загнал.
Вот так, ещё бы секунд на 20-30 дали бы мне пролететь после третьего, всё, перед дальним бы пришлось и прыгнуть, но судьба распорядилась иначе. Предоставила шанс слетать по такому же сценарию и на МиГ-31. Но это уже совсем другая история.
Олег
 

Stilleto

Участник
Сообщения
7
Адрес
Саратов
Олег написал(а):
Но здесь есть одно НО, большое НО! Если бы американцам пришлось бы эксплуатировать их в тех условиях, в которых эксплуатировались наши самолёты (я имею в виду условия Заполярья - Амдерму и ей подобные места на карте), то у меня возникают сомнения в том, что эти их самолёты летали бы так же, как наши. У них техника - ангарного хранения.
Олег
Помню в ролике одном пиндосский инструктор, работающий в центре обучения "МПХов", кажется, в команде "имитации угроз и действий противника", нахваливал Ми-24 (типа "его можно как трактор закрыть в сарае зимой, потом пристегнуть аккумуляторы и фпирет... С нашими "Апачами" и "Блэк-Хоками" такой номер не пройдет") А разгадка одна... :good: Я думаю, случись им, не дай бог, с нашими завязаться, нам только до зимы затянуть конфликт... :-D
 

ник69

Активный участник
Сообщения
5.763
Адрес
г. Донецк
ZingeR написал(а):
Давно я так увлечённо не читал
Эт точно , когда читал о учебном вылете, ощутил основательный приток адреналина :-D
Олег
Создается стойкое впечатление что Вы ознакомляете нас с отрывками из будущей доброй книги...
:-D
У меня вульгарный вопрос - НЛО не встречали за время службы?
 

vlad2654

Модератор
Команда форума
Сообщения
15.918
Адрес
г. Ставрополь
Олег
Прочитал у Вас в профиле - СВВАУЛШ. До этого как то не обращал внимания. Мои однокласники учились там с 73 года, правда на ШБУ. КОгда вы учились на территории еще стоял ТУ-128 и СУ-15, ЕМНИП. Сейчас к сожаление училище доживает последние годы, будет расформировано, курсанты и преподавательский состав будет переведен в Воронеж. Увы. :-(
 

Олег

Военный лётчик 1 класса
Сообщения
34
Адрес
г.Жуковский
vlad2654 написал(а):
Олег
Прочитал у Вас в профиле - СВВАУЛШ. До этого как то не обращал внимания. Мои однокласники учились там с 73 года, правда на ШБУ. КОгда вы учились на территории еще стоял ТУ-128 и СУ-15, ЕМНИП. Сейчас к сожаление училище доживает последние годы, будет расформировано, курсанты и преподавательский состав будет переведен в Воронеж. Увы. :-(
Всё, СВВАУЛШ перестал существовать! Вчера было прощание со знаменем училища и отныне аббревиатура СВВАУЛШ ПВО осталась теперь только в истории. Жаль...
Олег

Добавлено спустя 42 минуты 29 секунд:

asktay написал(а):
Олег, спасибо за Ваши рассказы, продолжайте пожалуйста, не бросайте :good:
Интересно узнать, какой у Вас общий налет? Продолжаете ли летать на гражданке? Востребован ли Ваш опыт со стороны ВВС или иных гос. организаций (просто интересно, есть ли у таких пилотов как Вы возможность передавать свой опыт молодежи)?
Мой налёт не очень большой - чуть меньше 1500 часов. Уйдя в запас, долго искал возможность летать, но в структурах МГА мне неоднократно заявляли, что: - "У нас своих, из ГВФ, целая очередь, в затылок друг-другу дышат, а уж куда вам-то до них! Они уже подготовлены везде и повсюду, а вас ещё и переучивать надо." И никакие мои доводы, что мой уровень подготовки не хуже, чем многих ваших пилотов (а про себя считал и считаю, что наш уровень подготовки и самодисциплина были на уровень выше, чем у гражданских пилотов) их не убедил и мне было неоднократно отказано. Кем я только не работал после этого - водителем УАЗ-469, развозчиком бригад промышленных альпинистов, инженером по снабжению, диспетчером группы пассажирских перевозок, рук. диспетчерской службы, нач. МТО авиакомпании и даже - три с половиной года в Париже, в службе безопасности посольства России.
Один раз, летом 1992 года, упустил одну интересную работу. Друзья принесли заметку из какой-то газеты, в которой было написано, что одна австралийская турфирма набирает в России лётчиков-истребителей, уволенных в запас, для переучивания их на самолёты Цессна и ей подобные, чтобы в интересах фирмы осуществлять полёты с туристами (с рыболовными и охотничьими наклонностями) по островам Океании, Новой Зеландии и Австралии. Срок контракта от трёх до пяти лет с возможностью продления. Что-то, чего я уже и не помню, помешало мне сразу-же приехать на собеседование. Появился я там только через 10 дней, после того, как мне дали эту заметку. Мне сказали, что неделю назад набор был завершён, группа укомплектована, оставьте ваш телефон, может что и будет в будущем. Записали все мои данные, но... Так больше никто и не позвонил.
Поработал немного и Флайт-менеджером в одной авиакомпании, но очень недолго. Вот тогда-то я и попробовал полетать с правого кресла (втихаря, конечно) на Ил-76, Ан-24, Ан-26, Ан-32, Як-40 и Ми-8. Но это я не могу назвать какой-то лётной практикой - так, баловство, для себя.
Обидно, что такое большое количество уволенных в запас по сокращению лётчиков, остались невостребованными Россией. С их-то опытом и энтузиазмом, а зачастую и великолепнейшей подготовкой! Ведь на их подготовку государство затратило с своё время многие миллионы рублей и всё пошло прахом!
Олег
 

Арсений

Активный участник
Сообщения
1.413
Адрес
Санкт-Петербург
Еще раз повторюсь: ваши рассказы О-Ч-Е-Н-Ь интересны Хорошо
Полностью поддерживаю! :cool:

Не могли бы вы описать какой-нибудь интересный учебный воздушный бой, в котором участвовали?
 

Kaa

Активный участник
Сообщения
5.545
Олег написал(а):
Мой налёт не очень большой - чуть меньше 1500 часов. Уйдя в запас, долго искал возможность летать, но в структурах МГА мне неоднократно заявляли, что: - "У нас своих, из ГВФ, целая очередь, в затылок друг-другу дышат, а уж куда вам-то до них! Они уже подготовлены везде и повсюду, а вас ещё и переучивать надо." И никакие мои доводы, что мой уровень подготовки не хуже, чем многих ваших пилотов (а про себя считал и считаю, что наш уровень подготовки и самодисциплина были на уровень выше, чем у гражданских пилотов) их не убедил и мне было неоднократно отказано. Кем я только не работал после этого - водителем УАЗ-469, развозчиком бригад промышленных альпинистов, инженером по снабжению, диспетчером группы пассажирских перевозок, рук. диспетчерской службы, нач. МТО авиакомпании и даже - три с половиной года в Париже, в службе безопасности посольства России.
Слов нет, один мат остается.

Олег написал(а):
Обидно, что такое большое количество уволенных в запас по сокращению лётчиков, остались невостребованными Россией. С их-то опытом и энтузиазмом, а зачастую и великолепнейшей подготовкой! Ведь на их подготовку государство затратило с своё время многие миллионы рублей и всё пошло прахом!
Олег
Сколько говорилось, зачем держать училища для ГВФ, когда есть сотни отличных пилотов, которые могут применить свои навыки. Во многих странах мира пилоты ГВФ - сплошь после военной авиации. Что имеем, не ценим.
Другой вариант - военные пилоты со стажем могли бы быть инструкторами в высших летных учебных заведениях или тренировочных центров. Многие вещи ни один тренажеров или учебник не подскажет, только опытный наставник.
 

Олег

Военный лётчик 1 класса
Сообщения
34
Адрес
г.Жуковский
Kaa: -
Слов нет, один мат остается.

Однажды, в Париже, на приёме, который устраивал Начальник Российской Военной Миссии по поводу присвоения ему генеральского звания, он представил меня своим хорошим знакомым - военным в высоких званиях (тоже лётчикам - французам, итальянцам, немцам и американцам). С гордостью он сказал, что это мой друг, тоже лётчик, который всю жизнь пролетал на Крайнем Севере и освоил девять типов самолётов, один из которых - МиГ-31. Я увидел в глазах этих лётчиков, каждый из которых занимал высокий пост в своих странах, неподдельное уважение, но и удивление и непонимание - что-же я сейчас, с таким уровнем подготовки на таком выдающемся самолёте, не летаю, а работаю в посольстве. Мне было перед ними стыдно осознавать, что на тот момент я совершенно не нужен был государству как лётчик, в полном расцвете сил не летаю, а нахожусь на Земле, занимаюсь не тем, чему меня двадцать лет учили.
Просто крик души, извините меня за это.
Олег

Добавлено спустя 43 минуты 1 секунду:

Арсений написал(а):
Еще раз повторюсь: ваши рассказы О-Ч-Е-Н-Ь интересны Хорошо
Полностью поддерживаю! :cool:

Не могли бы вы описать какой-нибудь интересный учебный воздушный бой, в котором участвовали?

Сейчас расскажу об одном полёте на боевую стрельбу на полигоне близ о. Балхаш на МиГ-31. Этот полёт можно будет отнести к воздушному бою - настолько стремительно и непредсказуемо развивалась ситуация, не предусмотренная полётным заданием. Ну, всё по порядку.

Было это 28 августа 1986 года
Перед этим, ночью 27августа, я уже отстрелялся по РУМке. Мне ком. полка говорит – пойдёшь ведомым со своим комэской днём на стрельбу по ПМ-6.
Немного поясню: С. К........в только что закончил Академию и был назначен к нам в АЭ комэской. До этого он летал на каком-то другом типе, а на МиГ-31 только-только начал летать и проходить дневную программу КБП, выполнил перехваты, а тут стрельбы. Так что почти никакого опыта у него на МиГ-31 и не было, да и перерывы за Академию были огромные. Вот командир мне и сказал - полетишь ведомым с ним, посмотришь за ним и, если что, подскажешь.
На земле всё обговорили, прошлись «пешим –по-лётному» по схеме на земле, ну и всё такое, что обычно обговаривают в паре.
Взлетели, пошли в зону пусков. Слышу – Ту-16 сбросил «бомбу» - «Раскрытие, факел». Впереди нас летит ещё одна пара, для которой постановщик будет бросать «бомбу» через 3 минуты. Я лечу в левом пеленге, т.к. выход из атаки должен быть вправо. Стреляем с ведущим по очереди – он, потом я . Когда только «бомба» загорелась, я сразу её заметил.
Нас КП начинает разворачивать вправо на нашу цель. Развернули прямо на факел. Как и договаривались – для стрельбы выхожу во «фронт». К........в справа, чуть впереди меня, метрах в 70-80. До цели где-то километров 35-40, идём прямо на неё. Ракеты включены, нос на факеле, сближаемся.
Ту-16 сбрасывает вторую «бомбу», вижу, как и она загорается. КП начинает наводить и вторую пару, развернули и их на ихний факел.
И вдруг я вижу, что самолёт К.......ва, с креном градусов 45-50 резко начинает разворачиваться влево, «наезжать» на меня! Куда он?! Резко прибираю обороты, тормоза, крен от него, ныряю под него, а он уже выскакивает впереди меня и носом целится на тот, второй факел, который предназначен для другой пары. Говорю К........ву: - « …, вправо 40, у нас другая цель». Он резкий разворот вправо, вижу, что сейчас-то заметил ту, нашу цель. За все эти манёвры я отстал немного от него, а когда и сам довернулся на цель и начал догонять ведущего, чтобы для стрельбы выйти во «фронт», вдруг с ужасом вижу, что горят обе лампы захвата головок Р-60 и осознаю, что до этих «манёвров» они не горели и, скорее всего, в захвате самолёт ведущего, а не факел. А телесный угол головок в захвате – 60 градусов! А до цели-то остаётся всего-то километров 10. Делаю с креном 60-70 градусов отворот влево, вижу – погасли «зелёные». В это время К........в докладывает, что пуск произвёл, выходит из атаки. Резко разворачиваюсь на факел, он выше меня метров на 500, а до него километра 2, не больше. КП орёт - Выходите из атаки! В развороте вправо чуть задираю нос – захват головок, нажимаю пуск, крен до 90 градусов, ручку – сколько можно на себя. И вдруг вижу, как ракета точно попадает в факел, прямо у меня перед самолётом! Бомба эта горит с силой в 2 000 000 свечей! Представляете, что это такое? ВСПЫШКА!!! Нынешние салюты – ОТДЫХАЮТ!!! А я, как показалось, пролетел прямо сквозь этот огненный дождь, прямо по его краю. Вроде пронесло! Самолет летит, все параметры в норме.
Догнал, пристроился к ведущему, а он даже ничего и не заметил. Пришли домой и только на земле обговорили то, что произошло в воздухе.
Он нашу цель сначала и не заметил, хотя с КП нас точно развернули на неё, а когда загорелась вторая «бомба», он её заметил и решил, что это наша цель и резко развернулся на неё. Вот тут-то я его и поймал своими Р-60.
Но всё обошлось благополучно. Эту тему мы не стали «развивать» на разборе стрельб, дружно промолчали сами и штурманам «внушили», что всё это должно остаться без огласки.
А ведь сколько раз на полигонах народ пускал ракеты по ведущим! Однокашник мой, к-н Липовой, на МиГ-25 сбил своего ведущего. На нескольких форумах об этом народ писал.
Вот так бывает, когда люди случайно оказываются в неслётанной паре!
Олег
 

Matuzalem

Заблокирован
Сообщения
86
Адрес
Украина , Беларусь
А как же система "Свой - Чужой" ? Она же должна предупреждать о том что в прицеле свой как бы)

Я в этом мало понимаю, хотелось бы объяснений )
 

Олег

Военный лётчик 1 класса
Сообщения
34
Адрес
г.Жуковский
Matuzalem
А как же система "Свой - Чужой" ? Она же должна предупреждать о том что в прицеле свой как бы)

1) Ракета с ТГС (тепловой головкой самонаведения) не разбирается - кто свой, кто чужой! Лампы ЗГ (захват головок) горят, цель в ЗРП (зоне разрешённых пусков), кнопку пуска нажали, её пустили, тепловое излучение в её поле захвата есть, она цель держит и ей совершенно безразлично, кому в двигатель залезать. Она идёт на инфракрасное излучение от цели, чем бы эта цель не была - самолётом ли, осветительной авиабомбой, солнцем, луною, факелом, горящем на нефтяной вышке, ПИКСом, который выстреливается с самолёта. Проводили опыт - при проверке на земле вооруженцами ракет, висящих на пилонах и при раскрученных головках самонаведения, видно, как головка отслеживает днём зажжённый фонарик или горящую сигарету.
2) Цель на "Атаку" поставил не радиолокационный прицел, а головки сами увидели тепловое излучение, которое оказалось в телесном угле поиска цели головкой, а дальше - ракета уже цель не выпустит, если не выключить питание ракет или не отвернуть от цели на угол, который превышает угол, отслеживаемый головкой, тогда будет срыв захвата и головка вновь начнёт искать какое-нибудь тепловое излучение. Да и ситуация в этом случае развивалась настолько стремительно, что времени думать и выяснять, что за цель захватили головки, не было. Мне проще было сделать срыв захвата (что бы в этот момент не было в захвате - МиГ-31 или мишень ПМ-6), отвернув на угол 60-70 градусов, вновь довернуться на мишень, чтобы уж точно знать, что именно её захватили головки и пустить ракету. Что я и сделал, правда пускать ракету пришлось уже с нарушением мер безопасности, т.е. пуск был произведён на дальности, меньше разрешённой. Поэтому-то она и въехала прямо в цель, не успев сделать то, что ей положено было сделать при подлёте к цели.
Олег
 

Rommel999

Активный участник
Сообщения
252
Адрес
Украина
Олег написал(а):
чем бы эта цель не была - ... солнцем ...
мне вот интересно по этому поводу, да руки погуглить не доходят. за сим спрошу пока не забыл: возможен ли захват солнца тепловой головкой и насколько он вероятен? :-D
 

Олег

Военный лётчик 1 класса
Сообщения
34
Адрес
г.Жуковский
Один из приёмов воздушного боя - атакуемый истребитель делает такой манёвр, чтобы для атакующего солнце прошло перед глазами, чтобы потерялся как визуальный контакт, так и тепловые головки самонаведения засветились солнцем. При этом произойдёт перенацеливание их на более горячий объект, т.е. солнце. А значит произойдёт и срыв атаки, что даст шанс атакуемому выйти из-под атаки и самому сделать что-то такое, что даст ему самому преимущество для атаки. Даже если на ЗШ будет опущен светофильтр, всё равно атакующий потеряет атакуемого - попробуйте хотя бы через солнечные очки посмотреть на солнце, увидите ли вы что-нибудь в течении некоторого времени после этого?
Олег
 

Олег

Военный лётчик 1 класса
Сообщения
34
Адрес
г.Жуковский
В ближнем маневренном воздушном бою лучше всего показал себя нашлемный целеуказатель - куда смотришь, туда и головки ракет направлены. Конечно и БРЛС нужна, но у нас-то был вопрос по тепловым головкам самонаведения, захвата ими солнца. Включение радара не устранит возможность захвата головкой солнца.
Олег
 

Космополит

Активный участник
Сообщения
8.487
Адрес
Германия, +54°40' +67°09'
Олег,
Ради общего представления расскажите пожалуйста о летных характеристиках самолета МиГ-31 на сверхзвуке. Каково число установившейся максимальной перегрузки или максимальной угловой скорости при вираже? При какой сверхзвуковой скорости осуществляются данные характеристики?
Сколько времени или какую дистанцию требует разгон машины с одного маха на 3000км/ч? Какова величина радиуса разворота при такой огромной скорости?
Сколько времени или расстояния требуется, что-бы загасить эту скорость и высоту более 20км для посадочного захода?
Думаю эти данные для многих форумчан куда интереснее сухих и перепечатанных, везде встречаемых цифр ЛТХ, не отражающих условий их достижения, ни динамику их изменения.

За ранее спасибо за внимание.
С величайшим уважением, Космополит.
 
Сверху