Fedor39
Хотелось бы узнать какой эпизод из вашей летной практики запомнился Вам больше всего и почему.
Вообще случаев, которые оставили свой след в памяти, много. Попробую, как получится, рассказать об одном, который произошёл со мной в Амдерме, когда ещё летал на Ту128. Случай, где "чаша весов", на которых была моя жизнь и смерть, качнулась, на счастье, в сторону жизни. Ну, обо всём по порядку.
Взял свою старую лётную книжку, нашёл этот полёт и набежали воспоминания. Дата: - 2 апреля 1984 года. Запись это об одном полёте: -Упр.145, взлёт при взлётном минимуме погоды. Упр.202 полёт на маневрирование парой. Упр.204 Полёт на в/бой парой. Упр.50 Полёт на в/бой в облаках с посадкой на другом аэродроме. 2ч.33мин. Выдумывал всё это не я, так зам.комэске нужно было для плана. Что сказали, то и написал.
А на самом деле всё было так. Утром, после столовой все собрались в своих эскадрильских классах. Начало полётов где-то в 13-14 часов, с переходом на ночь, но погоды нет, т.е. её совсем нет - метёт пурга, снег, видимость в самой Амдерме, на бугре, где-то метров 40- 50, температура -18. Какие тут полёты! Но через некоторое время проходит команда: - Получить пистолеты и на аэродром. Получили оружие, а народ стоих у автобуса и ждёт ещё какой-то команды - может отменят выезд? Но приходит зам. ком. полка, все залезают в автобус и поехали. Пока ехали между домами, водитель ехал как обычно, но только переехали мост, отделяющий посёлок от песчаной косы, на которой был аэродром, потащились со скоростью черепахи - водитель перестал видеть дорогу и тот, кто сидел впереди, рядом с ним, наклонившись вперёд, начал подсказывать ему дорогу. Видимости никакой! Ехали долго, 3 км - за полчаса, но всё же приехали. Открывается дверь автобуса и сразу слышим крик инженера по "колокольчику" на высотке: - Экипажам к-на Выдренок и м-ра Л.....ва готовность №1, самолёты №.. и №.., срочно! Вас уже заждались! Думаю, ну чья-то блажь, в такую погоду проверять боеготовность, нет что-ли дежурящих экипажей. Зашёл на метео, по громкой запросил КП. В ответ истошный крик, не знаю, чей: - "Где вас носит столько времени, бегом на самолёт!" Опять с Вагифом Гуламовым - схватили колпаки , в автобус и на стоянку. А там техники расчищают для носового колеса и основных тележек траншеи в снежном бруствере, который нагребли КПМки, которые утром расчищали релёжки. Самолёт стоит, занесённый почти по воздухозаборники. Ракеты уже висят, АПА гудит, стремянка у самолёта. Залез на неё, открыл фонарь, нырнул в кабину, чтобы снегом не забило, прикрылся. Докладываю: - "Готовность занял." Мне: - "Запуск и побыстрее". Кричу технику - Запуск! А он сначала не понял, думал я шучу, потом залез на стремянку, с непонимающим лицом помог влезть в подвесную систему, убрали заглушки, откатили стремянку. Запустил. Обдув кабины включил на полную. Начал дуть обдув кабины и весь фонарь изнутри затянуло ледяной плёнкой. Видимости и так нет никакой, а тут ещё и эта напасть. Должил, что запустил, думаю, что скажут отбой и на этом вся эта эпопея закончится. Да уж, как говорят - "разгубастился!" "Выруливайте! Курс взлёта 82".(Написал курс взлёта, а сам усомнился, правильно ли написал, нет памяти, уже забыл, одним словом - взлёт на Амдерму). Кое-как продрал немного левую часть лобового стекла. Как рулить, не знаю, а рулить-то надо. Но пришлось немного постоять, обороты 80, подождать тёплого воздуха, чтобы хоть видеть, куда рулить. Понемногу появились окна во льду, где что-то можно увидеть. Обороты 80 - стоит, к 90 - стронулся и с набором скорости выскочили на рулёжку, чуть не перемахнув её. Развернулся и порулил, а у самого мысль такая: - Хоть кто нибудь бежал бы впереди самолёта и показывал, куда хоть рулить-то - видимости нет ни какой!. Вагиф смотрит на правый бруствер снега, я смотрю на левый - только бы не въехать сослепу туда. Рулю, а сам боюсь - не пропустить бы поворот рулёжки на полосу. Долго и медленно рулили. Ничего не видно! Вдруг Вагиф кричит - "Вправо, вправо, там рулёжка!" Еле успел затормозить. Подрулили к полосе, запросил занять её. Вырулил на ВПП и сам себя на ней потерял. Бруствера, как ориентиры, пропали, вокруг ровное белое поле. Снег сплошной пеленой и на земле и в воздухе! Где я, справа от осевой, слева или на ней, начего не понять - всё заметено! Занял полосу по курсозадатчику. Ну здесь-то, думаю, побаловались и хватит, пора заруливать, я уже за одну рулёжку укатался, мокрый уже. Доложил, что к взлёту готов. "Взлетайте, ветер справа под 60 градусов, 10-12 метров, повнимательнее!" Ушам не поверил, куда взлетать-то! Ничего не видно! Вывел обороты, говорю Вагифу: - "Ты вправо, я влево, как увидишь синие фонари, кричи, буду уворачиваться. И если, что, то не сиди, не жди меня, сам уходи, мне ведь после тебя надо будет!" Побежали. Где-то слева СКП, но даже края ВВП не видно. Подняли нос. Я всё боялся, что нас развернёт на ветер, но, видно, делал всё на подсознании, интуитивно, ноги и руки делали сами, то что нужно. В поле зрения всегда был курс взлёта. Оторвались. Огромное желание тянуть вверх, уйти от опасной близости земли, впереди Амдерма, знаю, что далеко, много раз взлетал на неё, но какое-то опасение есть от невидимости её. Убрал шасси и на 60-70 метрах выскочили из этой пурги. Голубое небо, видимость отличная, не верится, что внизу была такая ЖОПА!!!(Простите за такое выражение, но иначе описать - нет слов).
Минут через 5 взлетел и Л.....в. Нас куда-то водили, мы кого-то перехватывали у Новой Земли, потом повели в Талаги. Хорошо хоть туда, а не на Новую Землю или не в Нарьян-Мар, где мы вообще никому не нужны будем! Сели в Талагах, а там...! Прилетели мы в меховых куртках с капюшонами и в унтах, а у них выше нуля, на ЦЗ и рулёжках лужи! И когда ещё мы оттуда улетим, неизвестно. Хорошо, хоть полк-то бывший свой, выпросил ботинки от ВМСК, унты в сушилку. Переночевали, а на следующий день утром ушли к себе в Амдерму. Прилетели, а там как будто вчера и не было никакой пурги - на небе ни облачка, видимость более 10 км. Летай - не хочу! Только самолёты стоят занесённые по воздухозаборники и техники снег от них отгребают.
После этого случая я спрашивал нескольких человек с КП, почему нас подняли в такую погоду, ведь ничего сверхъестественного и не требующего любой ценой поднять экипажи в воздух не было! Кто-то на Новой Земле проводил какие-то ЛТУ полка. И наш ком.полка Я...в приказал поднять под них два наших экипажа. И поднял. А если бы не поднял, что бы произошло? Земля бы перевернулась? А если бы эти эксперименты закончились не так, как они закончились? После этого полёта Л.....в, взлетавший за мной, мне сказал, что ему очень повезло, что он взлетал по уже разметённой ВПП, он видел направление взлёта - серую разметённую полоску бетонки. И если я нормально ушёл, то и ему можно было по этому следу.
Вот такая короткая строка в лётной книжке дала тему для написания такого длинного рассказа.
Будет время, напишу и ещё из того, что запомнилось на всю жизнь.
Олег
P.S. Вы уж простите, что не на все вопросы ответил - просто образовался большой дефицит времени, дорвался до компа всего на полчаса. Дела, будь они неладны!
Олег