Состоявшиеся переговоры между президентом США Бараком Обамой и премьер-министром Израиля Беньямином Нетаньяху с самого начала не подавали никаких положительных знаков. Тема была весьма сложной: Ядерная программа Ирана. Помимо этого ситуацию усложняли очень непростые личные отношения переговорщиков. Нужно сказать, что это большая ошибка, назначать на пост премьер-министра человека который заведомо в контрах с президентом страны от которой Израиль зависит практически во всем.
Стороны сочли за лучшее дать пресс-конференцию до начала переговоров потому, что после их окончания могло не оказаться желания выходить к журналистам, так как похвастаться будет нечем. Такое предположение было высказано у нас в одной из статей вчера и оно полностью подтвердилось сегодня. К журналистам никто не вышел и объяснять никто ничего не стал. Это означает только одно, оглушительный провал израильской дипломатии.
Почему провал относится именно к израильской дипломатии, а не к дипломатии обеих стран, понять совсем не трудно. Положение Израиля после этой встречи гораздо хуже чем до нее. Гипоптетически можно предположить, что до встречи Иран мог опасаться действий США, теперь же он имеет гарантированное время для продолжения своей программы и возможность еще несколько раз сманеврировать на международной арене, что он и делает уже на протяжении последних нескольких лет.
США тоже ничего не прогадали, их позиция по-прежнему не наносит ущерба имиджу страны. Наоборот, в глазах всего мира, США впервые за последнее время склоняются к мирному решению черезвычайно серьезной проблемы, какой является иранская ядерная программа. Отчасти, США так поступают, чтобы не злить Россию, с которой у США впереди много серьезных переговоров начиная от резолюции по Сирии и кончая саммитом НАТО в Чикаго. Россия и так болезненно относится к гипертрофированной военной активностив Афганистане, Ираке, Ливии, теперь не хватало еще застрять в Иране.
Израиль и США по разному подходят к ядерной программе Ирана. Бомбардировка иранских ядерных объектов, для Израиля видятся конечной целью, а для США это будет лишь началом большой работы. На бомбардировках ничего не закончится, все только начнется. Это касается и взлета цен на нефть и возможных “ответов” Ирана на территории США. В выборный год, такие подарки Обаме совсем не нужны. Тем не менее, Президент США совершенно ясно заявил, что недопустит появления ядерного оружия у Ирана, кто ж теперь отважится не избрать такого президента который давал такие обещания, а если не изберут, то пусть новый президент расхлебывает это повидло.
Израиль заявляет, что у него есть право защищать свою территорию и с этим никто не спорит, но защищать свою территорию и нападать на соседнее государство, согласитесь это всё же разные вещи. Как можно защитить свое государство от соседа на таком маленьком клочке земли, вопрос совсем непростой. В военном смысле весьма затруднительно, но может быть есть смысл просто жить в мире не устраивая акций устрашения соседей. В таком случае им может и не будет надобности пытаться завладеть атомной энергией или даже атомной бомбой.
В результате переговоров выяснилось, что Израилю на помощь США расчитывать нечего, а сам Израиль с иранскими объектами сделать ничего не может. Его ракеты могут пробить лишь 90-сантиметровый бетон, что в случае с обогатительными подземными заводами находящимися под горной породой на глубине более 60 метров, совсем не вариант. Остается лишь продолжить подрывную деятельность на территории Ирана и убийство иранских физиков-ядерщиков, что по сути является террористическим актом и сторонников Израилю тоже не добавит.
В пользу того, что Израиль бессилен в данном случае говорит то, что ранее при бомбардировке иракского реактора в 1981 году и сирийского реактора в 2007 году, Израиль ни у кого разрешения на бомбардировки не спрашивал, а просто уничтожил реакторы или то, что он считал реакторами. Теперь же потребовалась поддержка США. Без нее Израиль и долететь до Ирана не сможет, да и тяжелейшие 15-ти тонные бункерные бомбы ни F15, ни F16 поднять не смогут. Для этого нужны стратегические бомбардировщики которых у Израиля нет. Даже участие США в этой операции не гарантирует успеха. Американские бомбы так же могут не достичь необходимой глубины.
Возможно было бы бить несколько раз в одну и ту же точку каждым взрывом углубляя воронку, чтобы в конце концов пробить своды подземного завода и взорвавшись внутри уничтожить заветную цель, но где гарантия, что бить в этом случае бомбы будут в правильном месте? Сколько в этом случае понадобится бомб и сколько вылетов потребуется? Совершенно понятно, что лететь придется не над территорией США или дружественного государства, но над территорией государство которое ожидает от США военных действий. В этом случае могут быть и неприятные сюрпризы в виде ПВО.
В общем говоря, нынешняя встреча оставила еще больше нерешенных вопросов, в том числе уже между Израилем и США чем это было до нее. По некоторым сведениям господин Нетаньяху был вне себя когда покидал Белый Дом, но договорился о некоей помощи по линии спецслужб. Что позволит Израилю более успешно вести диверсионную борьбу с Ираном, других вариантов пока нет. Как пошутил бывший посол США в ООН Джон Болтон: Барак Обама говорит, что все планы воздействия на Иран находятся на столе (то есть и план военной операции), только господин Обама не знает где этот стол.
А тем временем, пока джентльмены спорят, цена на нефть марки Brent с декабря прошлого года выросла на 20%. Выиграет что то Израиль от противостояния с Ираном или нет пока не известно, но то что уже сейчас все страны торгующие нефтью выигрывают от этого конфликта, не вызывает сомнение. Россия конечно же от этого выигрывает в первую очередь, потому что никак в этой войне не участвует, ну и конечно же из-за высоких цен на нефть.