Камрад Бриз, а я вас зауважал! :OK-)
Вами действительно предложены очень интересные методы для оценки истребителей как в БВБ, так и в ДВБ.
Предлагаю здесь, на этом форуме, сделать аналог паралай-таблицы, только со своими изменениями.
1) Сравниваем только истребители, и многофункциональные самолеты в истребительной ипостаси. Штурмовики, бомберы, стратеги - у них как-то по-другому нужно рассчитывать эффективность, и по-другому сравнивать. Имхо, Паралай их зря смешал в одну кучу.
2) Сравниваем только существующие самолеты. Существующий самолет - это самолет, который собран, и летает хотя бы в единичном экземпляре, и может быть, при наличии денег, и производственных мощностей производиться серийно. То есть Су-35, Ф-35, Ф-23, МиГ-35 - существующие самолеты. ПАК ФА, Су-47, j-14 - несуществующие самолеты.
3) Про расчет ЭПР согласен, что метода Паралая никуда не годится. Нужно брать наиболее вероятные данные, а то что есть в ПТаблице - что-то очень странное.
4) Берем только те данные, которые нужны для рассчетов. Не перетяжеляем таблицу.
Добавлено спустя 3 минуты 46 секунд:
Принимаем за точку отсчёта Су-30МКИ - пусть его параметры все будут иметь коэффициенты по единице.
Итак, начнём с ближнего боя, хоть он и сложней:
0) Стреловидность крыла - предлагаю отказаться от этого пункта вообще, - крылья у всех истребителей сейчас трапецевидные, поэтому стреловидность как таковая даже по линии фокусов хорд нам практически ничего не даёт.
Хорошо, пусть так. Есть другие мнения? Чиж?
1) Удельная нагрузка на крыло:
http://en.wikipedia.org/wiki/Sukhoi_...oi_Su-30MKI.29
Су-30: G=17700+5000+4х175+2х105+2х100=23810кг.
G/S=23810:62=384 кг/м2
F-22: G=16000+4680+6x157+2x85+1x100=21892кг.
G/S=21892:78=281 кг/м2.
К1=1.37
ОК! Но нельзя забывать, что подъемная сила создается не только крылом, но и фюзеляжем. Это тоже нужно учитывать как-то.
2) Удлинение крыла - смотрим:
Су-27 и Су-35 - 14.7^2/62=3.485.
F-22 - 13.56^2/78=2.36.
ИМХО: удлинение крыла нужно приводить к удельной нагрузке на крыло, т.е.
К2=1.37/(3.485:2.36)=0.92
Но поскольку выше мы установили, что можем найти сразу коэфф. манёвренности (во сколько допустимая перегрузка на одной и той же скорости у одного больше оной у другого), то нам и удлинение так же не нужно, берём
К2=1.
Что вообще такое удлиннение крыла, и как оно влияет на БВБ?
3) Тяговооружённость
Су-30МКИ - 2х13.33/23810=1.12
F-22 - 2x15800/21892=1.44
K3=1.44:1.12=1.286
ОК!
4) Вектор тяги - у F-22:
а) больше угол отклонения: sin20:sin15=0.342:0.259=1.32
б) больше абсолютный вектор тяги и меньше масса, т.е. надо использовать соотношение тяговооруженностей:
1.32х1.286=1.7
в) Но у Су-30МКИ УВТ всеркурсное, а у F-22 только в одной плоскости, хотя и самой главной, если бы все оси были равно важными, следовало бы поделить на 3, но поскольку наибольшее значение имеет всё-таки УВТ по тангажу, делим на 2.
К4=1.7:2=0.85
ОК!
5) Сопровождение в БВБ
Су-30 - у "Барса" есть: Several close combat modes for search, lock-on and tracking of a single aerial target in close-in maneuvering combat.
Limits:
Azimuth: ±3° or ±10°
Elevation: -15/+40° or ±7.5°
Несколько режимов ближнего боя для поиска, захвата и сопровождения одиночной воздушной цели в ближнем манёвренном бою.
Ограничения:
Азимут: ±3 ° или ±10 °
Угол места: -15 / + 40 ° или ±7.5 °
У F-22 APG-77 и ракеты AIM-120C могут использоваться так же в БВБ. БРЛС позволяет сопровождaть в ДВБ одновременно 100 целей и вести огонь по любым из 20-ти намеченых. Данных по возможностям работы в БВБ у меня, к сожалению нет. Предположим скромно, что они не хуже, чем у "Барса" (я предполагаю, что они намного лучше, но данных нет).
Но у Су-35 есть ещё ОЛС и лазерный дальномер.
Но нашлёмный целеуказатель для БВБ у F-22 так же есть.
Поэтому сромно поставим в этом месте F-22 только лишь
К5=0.75 Здесь мне совсем непонятно, что это за "режимы сопровождения" такие, какую ценность имеет нашлемный целеуказатель, просто не понимаю что тут с чем сравнивается.
6) Атака
В этом плане нужно рассмотреть возможности ракет, их вероятности поражения. Нужно кому-то, имеющему доступ к соответствующей литературе, подбросить нам эти значения. 12 лет назад, когда я ещё служил, диспропорция между ракетами советскими/российскими и американскими была ужасающей: Р поражения=0.68 у флагмана советских ракет Р-27 и Рп=0.97 у AIM-120C.
Поэтому нужны данные по вероятностям для Р-77 и Р-73, иначе в этом месте будет дыра.
К6=??
P.S. C учётом данных, приведённых в #136, у ракеты Р-73 очень смешная Рп=0.6.
Поскольку там есть и новая модификация, R-73M2 я отважился взять для неё Рп=0.85. И столько же - для Р-77. Если впоследствии выясниться, что эти числа меньше реальных - подкорректируем и пересчитаем, если окажется, что больше - так оставим, из патриотических чувств. Ты не против?
У AIM-120 и AIM-9X Рп=0.97.
Итого К6=1.9. Здесь уместно вспомнить пост Алекс-Алекса. "Р-73М РМД-2 - 0,91 (условия пуска:...).
AIM-9X - 0,94 (условия те же). " Т.е. коэф-т 0,94/0,91 = 1,03. Здесь, имхо, мы с янки сравнялись.
7) количество подвесок - у Су-30МКИ декларируется вон что:
Air to Air Missiles:
6 Ч R-27R/AA-10A/Astra[8] semi-active radar homing medium range AAM of range 80 km.
6 Ч R-27T (AA-10B) infrared homing seeker, medium range AAM, 70 km
2 Ч R-27P (AA-10C) passive radar seeker, long range AAM
10 Ч R-77 (AA-12) active radar homing medium range AAM, 100 km
6 Ч R-73 (AA-11) short range AAM, 30 km
Но обычно столько не вешают.
У F-22 на внешние подвески можно также присобачить ещё 4 ракеты, итого будет 12. Но обычно так тоже не будут делать.
Поэтому
К7=1 ОК!
8 ) ЭПР
Здесь, т-щ paralay, я с твоими тезисами никак не соглашусь. И с методикой расчёта - то же. Для третьего поколения она может подойти, для 4-го - уже не годится, а для 5-го - не годится вообще. Поэтому давай-ка, не мудрствуя лукаво, опираться на те цифры, что нам дают умные журналы, тот же Aviation Week & Space Technology. Они прекрасно соотносятся с результатами проведённых с участием F-22 и самолётов 4-го поколения уже неоднократных учений.
По ЭПР Су-30МКК проскакивала информация в японской печати, что ЭПР этого китайского уже самолёта равна 4-6м2. Надо полагать, это с носа. Поскольку в собачьй свалке самолёт может оказаться под самым наихудшем ракурсом, но руководствуясь соображениями российского птриотизма, возьмём для Су-30 ЭПР не более 6м2.
Для F-22 журнал AW & ST давал ЭПР с носа 0.001-0.0005м2. Но поскольку, опять же, в БВБ самолёт может повернуться к противнику любым боком-раком, возьмём ЭПР в 10 раз больше: 0.01м2. Т.е. в 600 раз меньше, чем у Су-30. Руководствуясь правилом, извлекаем корень 4-ой степени: К8'=600^0.25=4.95 - это для ракет с АРГСН.
Но есть ещё ракеты с ТГСН. Будем считать, что тепловая сигнатура у F-22 уменьшена вдвое. К8"=2.
Тогда средний
К8=(4.95+2):2=3.5 Объясните плз, как осуществляется наведение головки ракеты с РЛ-наведением? Что такое активная, пассивная, полуактивная ГСН?
Про тепло, честно говоря, надо бы пошустрить и найти какие-то более точные данные - во сколько раз снижен выброс.
Можно сделать так: Алекс говорил про ф-22
Плюс эту заразу плохо видно в КОЛС. В ЗПС километров с 8-10, в ППС не более 1-3. Но и это не очень страшно. Кое что можно и тут придумать. Wink
Нужно узнать с какого расстояния видно обычный самолет в КОЛС. Например, знаем, что Су-30 видно в КОЛС с 50 км(в ЗПС). Тогда 50км/9км = 5,5 раз. Потом разделить эту величину на отношение тяги Ф-22 к тяге Су-30 (я так понимаю, что чем больше тяга, тем выше температура газов, и тем виднее самолет в ИР диапазоне?)
9) Дальность и продолжительность полёта
Здесь нас интересует не столько дальность полёта как таковая, сколько время, в течение которого самолёт может вести воздушный бой, поскольку запасы топлива во внутренних баках соизмеримы, несмотря на то, что мы видим, как F-22 постоянно летает с двумя ПТБ, берём К9=1. ОК!
Табличку 2.4.1 пока не задействуем. Надо будет задействовать, но это отдельно.
Давай теперь эти предложения пообсуждаем.
И как ты их прежде интегрировал в один общий коэффициент?
По ходу исправлений у меня получется суммарный коэффициент для БВБ:
КΣ=(1.5+1+1.286+0.85+0.75+1.9+1+3.5+1):9=1.42.
В 1.4 раза больше шансов у F-22 победить Су-30МКИ в БВБ, если находить среднее арифметическое отдельных коэффициентов.
А если их перемножать, то произведение будет КΣ=8.18 ... И меня терзают смутные сомнения, что правильным будет подсчёт именно произведения, потому, что каждое следующее свойство меняет все предыдущие в n-ое число раз в сторону увеличения или уменьшения...
С методикой надо разбираться и выяснять, как её умные дяди отработали? По идее, на каждый пункт должны быть ещё поправочные коэффициенты, причём - очень разные... И только потом уже - перемножать. Имхо, ненадо никуда ничего интегрировать. Так и оставим на суд читателя. По крайней мере, ПОКА не надо.
(С) Breeze