Думается, что с японией договориться бы не получилось. Вроде как, года с 1902 мы и так только шли на уступки, а они требовали все больше.
Именно потому что Россия заняла совершенно непробиваемую позицию на переговорах и не пожелала признать исключительной сферой японского влияния даже Корею, японцам не осталось никакого другого решения, кроме военного. Будь Николай II умнее и осторожнее, он вполне мог сорвать британско-японское сближение.
Англия разжигала и финсировала японский империализм, чтоб у России была головная боль на другом конце мира. Чтоб меньше думали про проливы и иран. Как то сомнительно, чтобы можно было добиться прочного мира.
Прочного мира невозможно было добиться посредством политики С.Ю. Витте и Николая II. Более тонкая и осторожная политика в отношении восточного соседа могла сделать из Токио весьма ценного союзника.
Оставив все, как есть, мы бы кончили требованием Сахалина или особых экономических преференций там.
Оставив всё как есть, Россия бы подтолкнула японцев к стремительному расширению экспансии в более значимом для неё Китае. В результате чего против Токио объединились бы Германия, Великобритания и США, как это и произошло после 1922 г. правда уже без участия Берлина. В результате чего Россия безо всякой войны имела возможность сохранить за собой статус арбитра и держателя баланса сил в регионе.
А думать о будущем? Казалось бы ненужные Казахстан и Туркмения в 19 веке дали СССР огромное количество ресурсов. Так же и Аляску продали с кучей золота и нефти. Причем уже после Крымской, когда она реально могла оказаться под ударом. САСШ конечно еще тот шакал, но Россия это немножко не Испания была..
Когда военно-политическая элита России приняла авантюрное решение захватить то, что даже в среднесрочной перспективе невозможно было удержать, она, к сожалению, меньше всего думала о будущем.
Так япония и так бы стала врагом. То, что после Портсмута нам оставили Север Манчжурии, ну так и война для япов не была легкой и победоносной.
Так Япония и до войны признавала наше исключительное право на север Маньчжурии. Россия превратилась в противника № 1, лишь потребовав в придачу к этому ещё юг Маньчжурии и Корею.
Надо было воевать по человечески, а не как получилось.
Воевать нужно ради достижения разумных внешнеполитических целей, но не ради химер и приобретения чемоданов со сломанной ручкой. Если бы, рассуждая гипотетически, Россия полностью разгромила Японию, изгнала её с континента и взяла под свой протекторат всю Маньчжурию, Корею и северо-восточный Китай, то такая победа привела бы лишь к огромному ухудшению стратегического положения России и колоссальному её ослаблению.
А без Манчжурии как развивать ДВ, когда там елки да сопки... по сути, регион прокормить сам себя не может, и если для современного урбанизированного мира это норма, то до 1950-х заселить его было бы проблематично.
Дальневосточная авантюра по самым скромным подсчётам стоила России около миллиарда золотых рублей чистых убытков. С помощью этого золотого миллиарда в пределах международно закреплённых границ империи можно было наладить и переселенческую политику, снижая остроту аграрного кризиса в центральных губерниях, и хозяйственное освоение огромных первобытных пространств, и даже их частичную индустриализацию.
Вечная проблема.. а как вы думаете, были ли у РИ шансы заиметь проливы в 1830-х, у нас же там и десант приглашенный высаживался в Стамбуле. Англы бы точно так и сделали, пришли помочь, а зачем уходить? Да и империя Николая 1 в расцвете сил вполне могла выдержать войну против Англии, Австрии, Турции. Еще ветераны Отечественной в строю были...
Смысл политики Николая I в отношении Турции был не в том, чтобы приобретать самому, а в том, чтобы не давать приобретать другим.
А есть идеи, почему Россия так нехотя "откусывала" Китай? Например, Восточный Туркестан. Очень богатый по ресурсам регион, Китай до сих пор зубами за него держится ж... Или Монголию не присоединили к империи
К 1892 г. на территории Амурского и Приморского края проживало 183.000 русских, в то время как по другую сторону границы 13 млн китайцев и маньчжур. При такой демографической картине было бы верхом легкомыслия аннексировать соседние густонаселенные территории, которые неизбежно должны были отвалиться при любом мало-мальски серьёзном региональном кризисе.