Redav написал(а):
Reflected sound, это где в Казахстане, что за горы на горизонте?
Горы у нас одни единственные - Тянь-Шаньские
Я их в окно офиса лицезрею каждый день .
На севере есть малость Уральские , но то "горы" только из уважения именуются ( если восстановлю РЭЙД - выложу немного фоток , есть красивые ) .
Летали в окресностях Алма-Аты .
МиГ-31 - увы , рядом аэропорт - дали потолок 300 всего . Поэтому пришлось обойтись без бочки и петли , инструктор сказал , что без запаса высоты - ну его нафиг .
КАК ЭТО БЫЛО .
Волей случая совпало так , что у троих друзей в нашей компании ДР в один день . Т.е. они втроём родились в один день ! Как только мы это выяснили , празднуем это дело с размахом , придумывая что-то интересное каждый раз .
В этом году жена одного из именинников договорилась с аэроклубом о полётах для нас ( аэроклуб её клиенты с хорошими и давними отношениями ) .
Прибыли в 16:00 , начало полётов назначено на 16:30 . Пол часа уделили экскурсии , общению с персоналом и т.д. В общем - довольно занимательно провели время , спасибо нашей хозяйке ( зам. директора по коммерческой части ) .
Як-52 не оказалось - их вымели из аэроклубов в училища
Полёты было решено проводить по схеме - инструктор + "второй пилот" + пассажир . Первоначально планировалось что летать будем исключительно на Цесне .
Когда взлетела Цесна , сумели уболтать на Як-18Т , и я пошел пассажиром .
Первый тревожный звонок - у пассажира нет гарнитуры ... КАКОЙ же он шумный внутри !!!!
Взлёт лёгкий - самолёт как будто без всякой причины начинает подниматься есчо до того как задрал нос , мягко и уверенно . Набрав метров 200 и отойдя от поля инструктор малость повиражил и передал штурвал .
Exec ( виртуальный позывной друга , сидящего вторым пилотом ) с ходу "взял быка за рога" , пытаясь выжать максимальные перегрузки , в основном на вертикалях , особо не виражил . В общем , минут через 5 у меня в голове был только один вопрос - КАКОГО ХРЕНА Я ЗАБЫЛ ТУТ ?! Есчо через 5 минут привык
Шум страшный , разговаривать нет никакой возможности , поэтому только и делал , что смотрел по сторонам и сравнивал ощущения с симуляторами .
Программа была просто - уход в пилотажную , там крутимся минут 5 , потом проход над ВПП на сверхмалой , и снова уход в пилотажную . И так раза 3-4 .
Погода в целом благоприятная - видно далеко , солнце не слепит , и термиков нет вообще ( облачность сплошная ) , ветра тоже почти нет ( матра 2-2,5 ) . Хотя конечно - могло бы быть и посветлее ...
После посадки , меняемся местами ( я на месте второго пилота ) и сразу взлёт . Принял штурвал - так как на горках ловить перегрузки уже не интересно , пытаюсь дать полный вираж ( на 360° ) , но инструктор постоянно вмешивается и куда-то направляет . Поплутал в пилотажной зоне , пару раз выскочил в лоб на ПВО-шников - получил предупреждение , что "лучше так не делать - они не любят , когда над ними летают" . Впечатление от управления ... НИЧЕГО похожено на симуляторы , особенно на Ил-2 . Вот это удивило . Старенькие
WarBirds и то гораздо ближе по поведению самолёта в воздухе . А именно - полное впечатление проложенных рельс . Может быть дело в отсутствии "погоды" , но самолёт держит направление как влитой , на штурвал реагирует чётко и без расколбаса а-ля Ил-2 . Вообще , первое что меня впечатлило , это реакция на штурвал - быстрая и "рубленая" ,без малейших намёков на инерционность . Закладывал крен "ступеньками" по 30° ( приблизительно ) , ничего сложного , хотя внутренне ожидал борьбы с самолётом и "ловли" момента когда надо будет завершать "шаг" . А на деле : штурвал вправо до упора - самолёт уже кренится на полную катушку , птурвал выровнял , самолёт так и замер с креном . Три раза повторил быстро - вот уже "на ноже" идём , штурвал только чуть от себя , и инструктор педалями подрабатывает .
Это песня !
Красиво смотрится с борта вираж , когда с креном примерно 60-70° на малой высоте - крыло как бы смотрит в одну точку , и самолёт идёт будто по основанию конуса . Сам инструктор заламывал крен до 100-110° , но нам больше 90 не дал .
Второе сильное впечатление - перегрузка . И не просто циферка на мониторе , а вот она родная
Вираж даже с небольшим креном очень хорошо чуствуется , когда штурвал на себя - плюс три как с добрым утром ( хотя рассчитан на +6,5 , больше +4 инструктор не давал превышать ) .
И конечно - ориентация , это надо тренировать доооолго . Хоть и предупреждают с земли о близости , не всегда вообще успевал заметить самолёт , инструктор уже отворачивает или наоборот - выравнивает самолёт и рапортует "наблюдаю" . А мы в это время бошками крутим - кого же он наблюдает и где ...
На втором проходе получилась маленькая мимтация воздушного боя - как раз садилась Цесна ( на другую полосу , примерно 30-45° от направления нашего прохода ) . Слегка довернул , инструктор взял штурвал и на лёгком пикировании показал насколько легко сбить идущего на посадку .
После посадки поменялись местами с "экипажем" Цесны - я вторым пилотом .
Мда ... Сиденья кожаные , гарнитурка вдвое легче , салон поудобнее и приборная доска побогаче - как в лимузин сел после "Копейки" .
Однако на этом радость и закончилась . Цесна - это лайнер , её задача быстро лететь из пункта "А" в пункт "Б" , не более .
Взлёт очень энергичный , тяговитый самолёт , сразу чуствуется - сходу в набор высоты да с ускорением ! Вниз разгоняется вообще как паровоз под горку , такое впечатление что уже никогда не остановить . Два движка всёж таки , и поприлизаннее . А вот с маневрированием никак , т.е. вообще . Крен больше 30-40° - инструктор уже хватает шутрвал "тихо-тихо ! не надо так резко!" . Хочу +3 выжать на боевом развороте - опять штурвал вырывает "ни-ни-ни ! так на ней нельзя !" . И реакция на штурвал ооооочень вялая - переложил уже до упора , а цесночка неспешно так кренится . На одном из фото видно пристяжной ремень Як-18 - он с уширителем, дабы на больших минусах не резал , в Цесне разумеется ничего подобного нет , бо не к надобности . Обзор тоже так себе , вверх нету совсем . В общем , покатался 4 круга , поболтали и поучились вовремя замечать самолёты в воздухе ( у пассажира гарнитурка тоже есть ) и сели .
Что не понравилось категорически - отсутствие дублированых приборов у второго пилота , а у первого они расположены так , что мне их почти не видно . На фото хорошо видно , что у Як-а основные по центру , и одинаково хорошо видны обоим пилотам , а вот на Цесне это мрак . Альтиметр я вообще так и не увидел , горизонт ловил реальный , так как либо смотреть вперёд , либо смотреть на приборы далеко слева .
Вот так прошли наши первые покатушки на самолётах , погрузились на машины и отправились праздновать .
P.S. С паращютом прыгали мы все разы там-же , и организовывала всё эта-же зам. директора ( она нас сразу вспомнила ) .
P.P.S. Пригласила на большие игры , что будут весной ( либо на их тренировку , если будет так же тепло в конце осени ) - полёты на мотодельтапланах и Як-ах , но с заданиями и на счёт .