"Современная армия России - мифы и реальность
Я тут решил поднапрячься и просветить всех желающих относительно истинного положения дел в современной российской непобедимой армии.
Пройдемся только по штатам и организации боевого управления с точки зрения возможности вести всего лишь одну (!) локальную (!) войну.
Этого - с головой хватит.
1. Общая характеристика организации российских вооруженных сил.
Общая численность ВС России с 1 января 2005 считается высшим военно-политическим руководством оптимальной.
Все реформы проводятся в рамках таковой.
С учетом Железнодорожных войск она составляет 1 млн. 207 тыс. военнослужащих и 876 тыс. гражданских специалистов.
ВВС - 217 тыс., ВМФ - свыше 185 тыс., СВ - 380 тис., ЦАМО - 10350 чел. Остальное - РВСН, КВ, Тыл ВС и некоторые другие компоненты.
Итак, ВС.
В них существуют соединения и части 5 типов:
- постоянной готовности,
- сокращенного состава типа «А»,
- сокращенного состава типа «Б»,
- кадрированные,
- формирующиеся.
Главную роль в выполнении боевых задач в мирное время, угрожаемый период, в приграничном конфликте, в локальной войне и в определяющий начальный период крупномасштабного конфликта играют существующие соединения и части постоянной готовности. Они должны быть укомплектованы личным составом на 80%, техникой на 100%. К ним предъявляются требования быть готовым для выполнения задач по назначению через 24 часа после поступления команды.
Кроме этого, в ограниченном объеме могут выполнять боевые задачи соединения и части сокращенного состава типа «А».
На примере войны в Чечне видно, что дивизия формировала полковую тактическую группу смешанного состава, в основе которой были 2-3 батальона и подразделения обеспечения. Бригады (на примере 74-й мотострелковой Юрго, СибВО) насчитывали 1000-1200 в/с.
Объединения и части сокращенного состава типа «Б» и кадрированные к боевым действиям негодны и служат для доукомплектования на основе мобилизационного ресурса Родины. Существуют также базы сбережения имущества.
Согласно официальным взглядам, россияне создали группировки войск (сил) постоянной готовности на стратегических направлениях:
- Северо-Западное,
- Западное,
- Юго-Западное,
- Кавказское,
- Центрально-Азиатское (включая группировку в Таджикистане),
- Дальневосточное.
В случае, когда наличествующих войск (сил) постоянной готовности на направлении недостаточно, осуществляется межтеатровый маневр войсками постоянной готовности из состава группировок на других направлениях. Управление такой передислокацией осуществляет воссозданный Главкомат Сухопутных Войск. Непосредственное управление боевыми операциями - Генштаб. Создание и подготовку новых формирований - Главное управление подготовки и кадров МО.
Кроме группировок (сил) постоянной готовности на стратегических направлениях также создается общевойсковая резервная группировка (соединения и части постоянной готовности ВДВ, РВиА), резервная группировка ВМФ и войсковые части постоянной готовности ВВС и ПВО.
2. Теперь смотрим - сколько войск постоянной готовности имеет РФ для локальной войны?
Постановлением коллегии МО РФ от 1 марта 1995 года было определена необходимость формирования в ВС РФ 30 объединений и частей постоянной готовности, в т.ч. в составе СВ - 7 мотострелковых дивизий, 7 отдельных мотострелковых и 1 отдельную танковую бригады, в составе ВМФ - 2 отдельные бригады морской пехоты. В 1997 началось формирование 10 частей постоянной готовности. Их планировалось иметь на 1 января 1999 года. Из них - 2 мотострелковые, 1 танковую, 3 вдд, 4 общевойсковые бригады. Реально к этому сроку было сформировано 7 таких соединений, 3 - не вышло. Они были укомплектованы личным составом на 80%, техникой на 100% от штатов военного времени. Уже тогда выяснилось, что ни одной полноценной дивизии постоянной готовности создать таким способом невозможно. В постоянной готовности находилось лишь 9 мотострелковых и танковых полков, а вот укомплектовать штаты артиллерийских полков и подразделений обеспечения не удалось (за их счет и был комплект по личному составу дивизии только 80%, а не 100%). Поэтому, были полки, но не было ни одной дивизии - несмотря на укомплектование и требования как к объединениям постоянной готовности.
Война в Дагестане и Чечне в 1999-2000 гг вскрыла новый недостаток этих войск.
Поскольку дивизии укомплектовывались призывниками, в дивизиях постоянно происходила ротация личного состава. Около 25% солдат всегда имеют менее 6 месяцев службы и поэтому для выполнения боевых задач непригодны, 5-7% - больны, травмированы или в отпусках. Как результат, только в апреле и октябре дивизии укомплектованы призывниками хотя бы на 70 % от штата. Из них дивизия постоянной готовности может сформировать боевую группу приблизительно 50% состава от дивизионного штата военного времени. Все эти проблемы и повылазили осенью 99 года, когда, по словам премьера Путина, из 1,5 миллионных ВС и ВВ едва удалось наскрести аж 55-60 тысяч войска для переброски в Дагестан. Все эти проблемы в полной мере влияют и на боеспособность объединений и частей сокращенного состава типа «А», если их использовать в гипотетической локальной войне. Чтобы «постоянная готовность» не была самообманом, было принято принципиальное решение про комплектование всех частей и объединений постоянной готовности по контракту. В ноябре 2002 года Россия имела 408 подразделений и частей постоянной готовности, где служили 126 тыс. солдат и сержантов, 40 тыс. офицеров и прапорщиков.
Они составляли 10 дивизий, 7 бригад и 13 полков.
В 2003 была принята, а в 2004 начала реализовываться Федеральная целевая программа по переводу военных частей и подразделений постоянной готовности ВС РФ на контрактную службу.
Первыми были 76-я гв. вдд и 42 гв. мотострелковая дивизия.
В 2005 перевели на контракт 40 частей и подразделений общей численностью 37 тыс. в/с.
В 2006 перевели 23 части и подразделения общей численностью порядка 25 тыс.
В 2007 - еще 12 общей численностью 46 тыс.
На 1 января 2008 РФ должна была иметь 80 полнокровных объединений и частей общей численностью порядка 280 тыс. солдат и сержантов по контракту - 50% личного состава СВ РФ.
При этом, 133 тыс. военнослужащих должны были служить в составе 72 объединений и частей постоянной готовности.
3. Каким образом это все будет использоваться?
В ходе оперативно-стратегических КШН «Мобильность-2004» ВС РФ отработали новый план использования в особый период, который после утверждения у ВКГ ВВП вступил в действие с 2005 года.
В его основе лежит идея оперативного наращивания группировок войск, разнородных сил и средств на угрожающих направлениях при возникновении военной угрозы. Он пришел на замену советскому способу, когда в военных округах происходило простое доукомплектование части резервистами до штатов военного времени. Использование этого плана означает, что Россия не может удерживать крупные группировки войск на всех направлениях, как это делал СССР, а пытается создать на всей территории сеть подразделений постоянной готовности на контракте, которые будут перебрасываться самолетами и ж/д в случае необходимости. Т. е. повторяется доктрина использования израильской армии 60-70-80-х годов. Но главными критериями при использовании этой доктрины в Израиле были малая площадь государства и развитость путей сообщений. Ни первого условия, ни второго Россия не имеет. Что и обусловило невозможность практической реализации такой доктрины использования войск в угрожаемый период. Про это - ниже.
Итак, в случае локальной войны РФ будет концентрировать на стратегическом направлении части ПГ, укомплектованные контрактниками. Осталось выяснить - сколько их и где?
4. Наибольшее количество войск постоянной готовности сосредоточено на Кавказе. СКВО.
В полосе от Майкопа до Махачкалы СКВО имеет 4 мотострелковые бригады (еще 2 горные - в стадии формирования, хотя официально - «сформированы») и не менее 9 вд, мотострелковых, танковых и артиллерийских полков. В составе СКВО - 7-я гв. вдд трехполкового состава (переформировывается в горную). Основной силой выступает 58-я армия с двумя мотосрелковыми дивизиями - 19-й во Владикавказе и 42- в Чечне. При этом 42-я дивизия - единственная в ВС РФ, развернутая по штату военного времени, насчитывает 12293 должности списочного состава солдат и офицеров, танковый батальон, 4 мотострелковых и 1 самоходно-артиллерийский полки. Танковый парк на Т-62, БМП-2 - в составе единственного полка, остальные - на БМП-1 и БТР-70.
В Волгограде дислоцируется 20 гв. мсд нетипичного трехполкового состава - самоходно-артиллерийский, 56-й десантно-штурмовой полки и 242-й мсп на БМП.
Кроме этого - 2 бригады специального назначения, 76-й железнодорожный корпус, 4-я армия ВВС и ПВО (до 15 истребительных и штурмовых авиаполков). Две отдельные горные бригады (Ботлих, Зеленчукская), созданы по Указу Президента от 30 июня 2006 года.
Округу также подчиняется Группа российских войск в Закавказье:
102-я база в Армении - войска в Гюмри, Ленинакане (свыше 4 тыс. чел, 74 танка, 17 БМП, 148 БТР, 84 артсистемы, эскадрилья МиГ-29, 988-й зенитно-ракетный полк на ЗРК С-300В).
-миротворцы в Абхазии - 2 мсб и вертолетная эскадрилья (1700-1800 чел.).
-в Южной Осетии - 1 мсб (557 чел., 38 БМП-2, 6 БТР-80, 52 автомобиля,, 9 артустановок).
-РЛС СПРН в Габале (Азербайджан).
Среди войск постоянной готовности только 42-я гв. мсд укомплектована по военному штату, а остальные на самом деле принадлежат к соединениям сокращенного состава типа «А». В 2004 было набрано 27 тыс. контрактников в 42-ю гв. мсд, комендантские роты в Чечне и бригады внутренних войск. В 2005 было набрано еще 12 тыс. контрактников в огнеметный и танковый батальоны 503-го мсп, 205-й омсбр и 2 бригад специального назначения. В 2006 набор производился в танковый батальон 131-й омсбр, 7-й гв. вдд, 242-го мсп 20-й гв. мсд, реактивно-артиллерийский полк в Майкопе, 2 дивизиона зенитно-ракетной и 2 дивизиона ракетной бригад (в т.ч. - единственного на ОТРК «Искандер») в Краснодарском крае, отдельный зенитно-ракетного дивизион в Осетии, отдельный разведывательный артиллерийский дивизион в Майкопе, 2 дивизиона ракетной бригады под Волгоградом.
Общая численность контрактников в округе после завершения реформы будет составлять 45701 - 55% списочного состава солдат и сержантов в войсках округа.
5.СИБВО.
До 1 января 2008 года в СибВО на контрактный способ должны были перейти 6 частей и соединений:
-танковый полк в Кяхти (Бурятия, в 2005), мсп в Алейске (Алтай, в 2005), 2 вд батальона на БМД десантно-штурмовой бригады в Сосновом Бору (Улан-Удэ, в 2005 и в 2006), 74-я гв. омсбр в Юрге (в 2006), мсп в Борге (Читинская обл., в 2007).
Т.е. в Сибири на две армии (36-ю приграничную и 41-ю резервную) совсем мало дееспособных войск.
Кроме этого, необходимо учитывать очень большую сложность межтеатрового маневра силами.
На «Мобильности-2004» переброска одной воздушно-десантной роты 76-го гв. вдд и одной десантно-штурмовой роты бригады морской пехоты СФ (всего - 800 в/с) самолетами ВТА на Дальний Восток заняло почти месяц, дорога назад - два месяца. Переброска той же ВТА одной (!!!) воздушно-десантной бригады полного состава в Косово вообще оказалось невозможным. Ехали наземным транспортом.
Сбор войск для выбивания Басаева из Дагестана в Чечню занял несколько недель.
Поэтому из Сибири на другом стратегическом направлении может появиться одна бригада с опозданием на две недели после начала операции. Бригада будет на Т-72, поскольку части на Т-90 задействованы на прикрытии границы с КНР и почти не эксплуатируются - ресурс.
Поэтому подготовленных специалистов там недостаточно. Наиболее используемым танком в этом округе является Т-55.
6.ДВО. В 2005-2006 гг на контракт переведены 1 гв. мсп на БМП (Хабаровск), отдельный танковый батальон 33-й мсд Сахалин, 2 отдельных батальона РХБЗ, 1 отдельный пулеметно-артиллерийский батальон, 1 отдельный мобильный батальон, 2 отдельных пдб, 1 отдельный зенитно-ракетный дивизион, 1 отдельный мсб.
Т.е. брать из округа на другое направление вообще нечего.
Есть еще 55-я дивизия морской пехоты. С ней был прецедент - использование батальона и органов управления полка в Чечне. Кроме этого, вся морская пехота вместе с ВДВ отнесена к войскам постоянной готовности.
Но. Во-первых, она не переведена на контракт, во-вторых, качество личного состава из призывников - крайне низка. По результатам 2004 года три полка 55-й дивизии получили «двойку» по боевой подготовке. Такого не было никогда! Кто в курсе - знает, что за три года такой бардак не поправить. Да еще с ротацией призывников.
7. ЛенВО.
Две омсбр постоянной готовности переведены на контракт - 200-я Печенгская ордена Кутузова 2-й ступени (Печенга Мурманская обл.) на БМП-2 та 138-я в Каменце, сформированная в 1998 на базе 45-й мсд (БМП-2, Т-80).
76-а гв. вдд, которая уже на контракте, и 2-я бригада специального назначения начала переход в 2007 году.
56-й гв. окружной учебный центр на базе бывшей 63-й гв. мсд в Сертолово (ротный комплект Т-90, а вообще - Т-80, БМП и БТР) и дивизионные базы сберегания техники и вооружения (по 200-600 чел.) в Нагорном под Мурманском, в Кандалакше и Алакуртте, в Петрозаводске, Сортавале, в Саперном под Петербургом.
Их во внимание можно не брать.
Кроме того, есть две бригады морской пехоты СФ и БФ. В каждой из них на контракт переведено по одному десантно-штурмовому батальону. Зато у них целевое назначение - Калининградская область, поэтому они для маневра на другое направление исключаются.
8. ПУрВО.
Приволжско-Уральський округ отвечает за резервы и прикрывает центрально-азиатское стратегическое направление.
В его состав входят: 999-я авиабаза 5-й армии ВВС и ПВО (Кант, Киргизия) и 201 военная база в Таджикистане. Это - 92-й мсп, отб, 998-й самоходно-артиллерийский полк, 1098-й зенитно-ракетный полк, 670-я авиагруппа (Душанбе); 191-й гв. мсп, отдельный реактивный артдивизион (Курган-Тюбе); 149-й гв. мсп (Куляб). С 2006 года идет их укомплектование контрактниками. В целом, в округе набирают 27 тысяч контрактников. В основе округа - 2-я армия.
В 27-й мсд (Сорочинск, Тоцк-2 Оренбургской области, штаб в Кряже Самарской обл.). В 2006 начат набор контрактников на сержантские должности, рядовых - в 2007. В артдивизионах мсп дивизии по 24 152-мм САУ 2С19 «Мста».
Создана из 589-го гв. мсп 15-я омсбр (Рощинский Самарской обл.) имеет 3 мсб, 1 разведывательный батальон, 1 артдивизион, тыловые подразделения, свыше 2 тыс. чел на контракте. В 2006 1-й мсб бригады сидел в Абхазии.
Кроме них полностью переведена на контракт 34-я мсд (5 гарнизонов Екатеринбурга, Челябинской и Свердловской обл.). Укомплектована контрактниками 385-я гв. Одесская Краснознаменная ордена Богдана Хмельницкого 2-й степени артиллерийская бригада (п.м.т. “Звездный” в 25 км от Перми) и 186-я инженерно-саперная бригада (Алкино-2, Башкирия). Также на контракт переводится бригада материального обеспечения 2-й армии.
Таким образом из округа может быть направлена сводная полковая тактическая группа 27-й мсд, вся 34-а мсд, 15-я омсбр, артбригада и две бригады обеспечения армейского комплекта.
9.МВО.
Две армии (20-я и 22-я). Отдельные 2-я гв. Таманская мсд и 27-я омсбр окружного подчинения. Оперативная группа в Приднестровье и разные другие мелочи.
В составе 20-й армии (Воронеж) войска, которые дислоцируются в Московской, Смоленской, Воронежской и Курской областях. Это 10-я гв. тд, 4-я гв. Кантемировская тд, база сберегания техники и вооружения в Ельне (бывшая 144-я гв. мсд) и части армейского комплекта. В составе 22-й армии (Нижний Новгород) достойна внимания только 3-я мсд.
Положение войск выглядит следующим образом:
10-я гв. тд - «10 гвардейская танковая Уральско-Львовская ордена Октябрьской революции Краснознаменная орденов Суворова и Кутузова добровольческая дивизия имени Маршала Советского Союза Р.А.Малиновского» - на Т-80, состоит из 2-х тп и 2-х мсп. Дислоцируется в 3 местах - Богучар (штаб дивизии и основной состав), Воронеж (248-й мсп), Курск (6-й мсп, включен в дивизию после расформирования 63 гв. тп и 6 гв. омсбр, выведенной из Восточного Берлина). Дивизия дважды назначалась на сокращение, укомплектована лишь на треть от штатной численности. Техника (танки Т-80) с момента вывода из Гремании (1993 год) хранятся под открытым небом.
4-я гв. тд - Наро-Фоминск и Шибанково Московской обл. Имеет два полка постоянной готовности:13-й гв. тп и 423-й мсп, остальное существует только на бумаге. САУ 2С1 отправлены на склады, в полковых дивизионах по 24 152-мм САУ 2С3 (не исключена замена на САУ «Мста»). Фактически дивизия может действовать двополковым составом, но на должностях взвод-рота 40% офицеров - призванные после военных кафедр студенты.
3-я мсд постоянной готовности (Мулино Нижний Новгород; на базе 47-й гв. тд и 31-й тд) переводится на контракт.
На 1 января 2008 должны были набрать 8 тысяч контрактников. Пока же большая часть техники (в частности, все танки 100-го тп) поставлены на длительное хранение сразу после вывода из Чечни в 2004-2005.
2-я гв. Краснознаменная Таманская мсд (Альбино-2, Галицино), с 2006 имеет специальный статус экспериментального объединения, куда отдают всю новую технику. На контракте только 2-а мсп (1-й гв. и 15-й гв.), а тп дивизии в стадии переформирования и перевооружения на Т-90. Сейчас в дивизии - 1 бат на Т-90, остальные танки - Т-72Б; 4 мсб готовятся к переходу на новые БТР-80А и БТР-90. Один из мсп запланированный под БМП-3. Экспериментальная дивизия - не боевое соединение.
Таким образом, МВО может дать на стратегическое направление, на котором развивается локальный конфликт:
-два армейских комплекта управления, которые будут комплектоваться войсками соседних округов (МВО - кузница командных кадров). От МВО доведут до ума 4-ю гв. тд и 3-ю мсд, полковая тактическая группа 2-й гв. мсд, «сводная группа» 10-й гв. тд.
10. Резервом постоянной готовности на все случаи жизни являются ВДВ. С декабря 2004 они почти полностью были собраны в ППД, впервые за 25 лет - от начала войны в Афганистане. 12 апреля 2006 года вернулся из Чечни 45-й отдельный полк и с этого момента - все силы ВДВ - под рукой командования.
Опыт их преимущественно пехотного использования за эти 25 лет позволяет допускать возможность их включения в состав армий на направлении для компенсации недостачи общевойсковых соединений. Это подтверждается решением МО РФ про замену БМД-1 в отдельных частях на БМП-2 и БТР. Документы про выдачу этой техники с баз хранения СВ были подписаны в 2006 году и пошли в дело. Общая численность ВДВ около 40 тыс в/с. К 1 января 2008 все должны быть переведены на контракт.
Старая структура ВДВ была такой: 7-я, 76-я, 98-я, 106-я гв. вдд, 31-я овдбр, 45-й орп, 38-й опс, 242-й учебный центр, 332-я школа прапорщиков и училище в Рязани. С 2005 была введена в действие программа ее перестройки на новую структуру. Воздушно-десантными остаются 98-я и 106-я гв. вдд. 7-я гв. вдд переформировывается в горную, 76-я вдд и 31-я овдбр стали десантно-штурмовыми.
Дислокация:
45-й орпсн - Сокольники, Москва. Около 900 чел. Переход на контракт с 2007-го.
7-я гв. вдд - Новороссийск, Анапа, Ставрополь. Около 5 тыс. чел. В 2006 на контракте 247-й гв. полк (Ставропольский край). Остальные пошли на контракт с 2007-го. Каждый полк имеет - 1 пдб+2 гб+1 ад. Переформирование в горную планируется завершить к 2010 году.
31-я овдбр - Ульяновск. С октября 2006-го - полностью на контракте, на новой структуре:1 пдб+2 дшб+1 ад.
76-я гв. вдд - Псков, постоянной готовности, на контракте. Общая численность около 5,5 тыс человек, из них - свыше 4 тыс - солдаты и сержанты.
98-я гв. вдд - Иваново, Кострома. Контракт.
106-я гв. вдд - Тула, Рязань. Переводится на контракт. 137-й гв. пдп в Рязани имеет статус экспериментального, где обкатывается новая техника. Один батальон на БМД-3, а 1-я рота на БМД-4 с экипажами из прапорщиков.
В целом, ВДВ могут предложить для локальной операции 2 разведовательно-диверсионных отряда от 45 орпсн, сводную полковую группу на тяжелой технике от 106-й гв. вдд (возможно, с батальоном на новой технике, парашютных систем для десантирования которой пока еще нет), в полном составе 76-ю и 98-ю гв. вдд для действий в пехотных порядках по одной на армию, 31-ю гв. дшбр в полном составе для действий на направлении главного удара.
Эта бригада в новом составе имеет 1 парашютно-десантный и 2 десантно-штурмовых батальона. В каждой дшр есть отделение огневой поддержки на АГС, 12,7 мм пулеметах, и паре снайперов с 12, 7мм винтовками. ДШБ включает штатно три дшр, один разведывательный взвод и артбатарею на «Нонах». Эта бригада лучше приспособлена для действий в пехотных порядках и более многочисленна, чем воздушно-десантная, но и менее подходит для десантирования парашютным способом. Без техники бригада в полном составе может выбрасываться с парашютами, а с техникой - один-единственный пдб. Поэтому ее планируется выделять одной из армий для действий на первом этапе операции.
11. Разведка специального назначения действует на территории Чечни сводными батальонами от отдельных бригад.
Эти же силы - по батальону от бригад, могут быть брошены в дело на другом стратегическом направлении.
12. Организация управления войсками.
Тут придется обратить внимание на вещи, которые обычно ускользают от любителей посчитать танчики и самолетики, но которые прямо определяют возможность реализации того потенциала, который закладывается в оружие еще на этапе его проектирования. Речь идет об организационных мероприятиях и управлении. Для успешной борьбы с сильным противником необходимо объединить усилия всех сил и средств, способных вести боевые действия. Достичь этого можно только путем создания соответствующих организационных структур и систем управления.
Алгоритм управления, который вступает в действие согласно действующим сегодня в Росси подходам для решения задач по локализации приграничных вооруженных конфликтов военными способами, а также при угрозе начала “большой войны”.Итак, высшее руководство вооруженными силами сосредотачивается в Ставке Верховного Главнокомандования.
В отличии от СССР, уже существуют разительные отличия. Тогда ВКГ сосредотачивал у себя высшую власть в государстве - высшую военную, высшую политическую (руководитель правящей партии и глава Государственного Комитета Обороны), высшую экономическую (глава правительства) и высшую законодательную (глава Верховного Совета).
Министр обороны СССР выступал заместителем ВГК только в военной сфере, а генштаб выступал органом руководства вооруженными силами в руках Верховного.
В современной России формально Ставка ВГК сохранена, но система власти в государстве сменилась. Президент уже не есть полководец и не сосредотачивает в руках всей власти. Как будут разрешаться коллизии с полномочиями - не отрегулировано.
Ниже Ставки стоит Генштаб. Именно его директивами к командующим округами формировались войска для отправки на Кавказ. В случае с гипотетическим конфликтом будет точно также.
На основании письменных указаний Президента и правительства Главное оперативное управление ГШ (ГОУ ГШ) будет разрабатывать план операции и отдавать округам директивы с перечнем мер, необходимых для реализации плана операции.
Сухопутные войска, как вид ВС, распадаются на подчиненные Ставке ВГК фронты и внутренние округа, которые, в свою очередь, подчиняются Главкомату СВ, которое преобразуется в Главкомат Стратегических Резервов. Приграничный округ на базе своего штаба и управления формирует штаб фронта, который и отправится воевать. Он подчиняется в своих действиях Ставке ВГК и ГШ. А частью сил штаб округа формирует штаб собственно этого же округа (округа мирного времени), который подчиняется Главкомату СВ и ГШ (и только через последней - Ставке). Фронт создает группировку войск возле границы. И ведет боевые действия. Территория округа, который создал этот фронт, выводится из подчинения округа только в приграничной прифронтовой полосе на глубину тылов фронта.
Т.е. штаб фронта является высшим органом управления и управляет всеми силовыми подразделениями, которые ему переданы, начиная с приграничной линии, (линии фронта) на 250-300 км в глубину страны. Далее начинается зона ответственности штаба округа.
13. Оперативно-стратегическая организация российских войск в конфликте.
Фронт является оперативно-стратегическим образованием, которое специально создается для управления войсками на оперативно-стратегическом направлении. В границах стратегического направления могут быть несколько фронтов.
Например, Украина является Юго-Западным стратегическим направлением, в границах которого выделяются два оперативно-стратегических направления (Харьков - Киев - Львов и Харьков - Днепропетровск - Одесса), которые распадаются на более мелкие оперативные направления. Кроме того, существует еще отдельное приморское оперативное направление (Крым).
По советским канонам - на каждом оперативно-стратегическом направлении должен действовать отдельный фронт.
Если оперативно-стратегические направления расходятся (что случается) в резерве такой операции закладываются еще 2-3 армии (корпуса). Кроме этого, резервы идут на восполнение потерь, обеспечение флангов и т.д.
Руководство этими войсками, опять таки, по советским канонам, должны осуществлять ГШ и Ставка ВГК, поскольку идея создания промежуточного звена стратегического управления - главных командований войсками на стратегическом направлении - была признана контрпродуктивной как в 1941 г., так и в 1980-хх гг.
Так нужно делать по науке, а теперь как может сделать Россия.
Без развертывания войсковых объединений сокращенного состава в пределах мобилизации Россия не способна создать ни одного фронта.
Собрав все (!) войска постоянной готовности, укомплектованные по контракту, Россия может выставить одну (!) армию.
Чтобы собрать второй комплект армейских частей боевого и тылового обеспечения, придется обескровливать СКВО и изымать призывников из других округов для разворачивания тыловых частей сокращенного состава (так, наспех формировались призывниками с разных округов отдельные части для выезда в Чечню в 1994 и 1999 гг.).
В таких условиях Россия может вести активные действия только на двух оперативных направлениях.
Поскольку действовать по советским канонам никак не получится (бессилие Вооруженных Сил), скорее всего, россияне будут опять импровизировать, исходя из наличных сил. В последнее время эти импровизации уже проходят закрепление в официальных взглядах на создание войсковых группировок и управление ними.
Вот как это выглядело в 1994 году.
План операции на Северном Кавказе в сжатые сроки (неполные три недели) готовило ГОУ ГШ. В декабре было принято решение про руководство группировкой, которое было названо Объединенной группировкой войск и сил по наведению конституционного порядка в Чеченской республике. Его возглавил первый заместитель начальника ГОУ ГШ А.Квашнин, начальником штаба стал командующий выведенной тогда же из ФРГ 1-й гв. ТА Л.Шевцов. В группировку вошли подразделения разных ведомств с оперативным подчинении Квашнину.
При этом в административном плане эти подразделения остались в подчинении своих ведомств, ограничивая возможности Квашнина ставить им задачи. В конце концов, пока ГШ, минуя СКВО, напрямую управлял ОГВ (по образцу ВОВ и войны в ДРА), политическое руководство осуществляли президент и его администрация и правительство.
Т.е. единого органа управления по образцу сталинской Ставки не было и это повлекло за собой несогласованность действий и потери. В случае с локальной войны ситуация будет следующей (исходя из российского «Наставления по подготовке и ведению военных действий ВС РФ»).
Президент России хотя и формально остается ВГК, но собирается управлять вооруженной борьбой государства, одновременно не являясь главнокомандующим вооруженными силами, который управляет их боевыми действиями на стратегическом направлении. Гражданскому министру обороны тоже не предоставляется такого права. Т.е. - единого войскового начальника для всех разноведомственных армий нет.
Отношения между Ставкой ВГК и фронтовыми объединениями остаются неопределенными.
По указанию Президента министр обороны поручает ГШ разработать операцию и создать в рамках Московского военного округа на базе части его штаба Командование объединенной группировкой войск и сил на стратегическом направлении (СН).
Соответственно заданию это Командование сформирует оперативную группировку войск (армейское), привлекая в его состав силы и средства МВО и других округов, откомандированные ему штабами округов на основе директив ГШ.
С учетом значительного размаха СН в пространстве Командование объединенной группировкой войск и сил на СН создаст две таких армейских группировки.
Прикрытие воздушно-космического пространства будет обеспечиваться силами ВВС и ПВО под руководством Объединенного командования Авиации и Войск ПВО на СН. Оно должно создаваться решением ГШ одновременно с превращением округа во фронт (или формированием Командования объединенной группировкой войск и сил на СН).
По «Плану подготовки ВС РФ на 2005 год» был проведен эксперимент на базе ЛенВО по созданию такого Объединенного командования Авиации и Войск ПВО на СН.
Эксперимент был продавлен Главкоматом СВ и ГОУ ГШ сквозь острую критику специалистов ПВО, потому что его результаты определялись наперед административным порядком без соответствующего научного обоснования и изучения реально полученного опыта.
Теперь Россия возвращается к принятой в СССР накануне 22 июня 1941 р. Системы подчинения округам Сухопутных войск ударной авиации и сил ПВО. При этом взаимодействие между ВВС и ПВО и без этого - не налажена.
После создания окружных армий ВВС и ПВО в1997 г. эти два абсолютно разные виды вооруженных сил так и не смогли научиться вести единые авиационно-зенитные битвы.
Объединения Войск ПВО страны с их специфической подготовкой, скоростью реакции, техникой и тактикой перестали существовать.
А отягощение воздушной армии несвойственными для ее функций средствами ПВО дальнего действия ослабило фронтовую авиацию, система управления и связи которой не способна выполнять функции, которые брали на себя органы управления объединений Войск ПВО страны.
Такова существующая теория оперативно-стратегического управления войсками в России сегодня.
Рассмотрим недостатки такой системы.
14. Собственно, крупных недостатков два.
Во-первых, россияне поражены неизлечимой проблемой - существование системы управления и войск на штатах мирного времени и на штатах военного времени. Это приводит к тому, что в наиболее определяющий начальный период войны вооруженные силы вынуждены осуществлять глубинную трансформацию от самых высших уровней управления до самых низших тактических подразделений. Все это осуществляется одновременно с мобилизационным развертыванием и передислокацией войск соответственно с оперативными планами «красных пакетов». Последствия этого всегда были катастрофическими, потому, что существенно снижали эффективность действий в первой операции.
Даже несравненная ГСВГ имела части и соединения, которые требовали дополнительных усилий по развертыванию и приведению к боеготовое состояние. В угрожаемый период Группа должна была трансформироваться в два фронта и выделить объединения для не существующей в мирное время оперативной группы «Берлин».
А противники из НАТО на театре уже в мирное время имели эффективные органы управления и структуры, избегая глобальной перестройки своей системы в случае начала войны.
Так делается, когда хочешь начать военные действия со «спокойного» выполнения заранее разработанных оперативных планов, а не как российская - с колоссальных и достаточно спонтанных перестроек организации в динамике сложных событий на фронте. В 1941 г., чтобы выиграть время на перестройку, пришлось сдавать территорию и ресурсы. История не учит.
Во-вторых, российские военные специалисты критикуют саму идею создания Командования объединенной группировкой войск и сил на СН. Считается правильным переформирование существующих округов в оперативно-стратегические командования.
Они уже в мирное время занимались бы подготовкой к боевым действиям на своих направлениях с максимальной опорой на ресурсы округа, одновременно отвечая и за фронт, и за территориальную оборону. Другими словами, «округ», как понятие исчезает, а уже в мирное время создается и существует фронт, зона ответственности которого распространяется на всю территорию округа, ан не только на прифронтовую полосу. Но на практике остается старая добрая система неурегулированных отношений округ-фронт, в довесочек к которой возобновили дополнительную бюрократическую структуру стратегических направлений, дав их командующим собственные штабы.
Здесь есть свои особенности. На оперативно-стратегическом уровне действует фронт, а Командование на СН, должно руководить на более высоком уровне (два и более фронтов). Выше только Ставка ВГК.
Лишний раз в своей речи 29 июня 2006 года разницу в понимании этих двух понятий подчеркнул ВРИО начальника ГОУ ГШ генерал Запаренко:
«Как вы знаете, в настоящее время проводится эксперимент по созданию регионального командования. Для управления региональной группировкой войск формируется соответствующая система управления, она позволит организационно и функционально объединить в себе системы управления нескольких военных округов, армии ВВС и ПВО и флота. С пульта управления регионального командования управление войсками будет обеспечиваться, в первую очередь, уже имеющимися и развёрнутыми автоматизированными системами управления, а в дальнейшем перспективными средствами автоматизированных систем управления войсками и силами».
Звучит это очень симпатично, но является вопиющей неправдой.
Пока еще не существует АСУ, которые увязали бы меж собой действия ВВС и ПВО в пределах объединенной армии окружного подчинения, чтобы прекратить дружественный огонь ЗРК по самолетам фронтовой авиации. Советская АСУ фронта «Маневр» так и осталась незаврешенной. А создать АСУ армии, ВВС, ПВО и сил флота - задача, мягко говоря, вообще нетривиальная.
Даже с элементарными понятиями и терминологией ситуация крайне неопределенная. «Наставление по подготовке и ведению военных действий ВС РФ» отождествляет понятия «фронт» и «Командование объединенной группировкой войск и сил». При этом, уточнение «на СН» иногда даже и не добавляется. Этот секрет объясняется просто - ни одно российское стратегическое направление не имеет сил больше, чем на один фронт. Поэтому что-то одно является лишним - либо исчезнет фронт вместе с округом, либо отменят Командование объединенной группировкой войск и сил на СН.
Последнее - более вероятно.
В случае локального конфликта произойдет не трансформация округа во фронт (невозможна без мобилизации), а создание на территории округа новой группировки с центральным подчинением. Вот и трансформации и нововведения.
Теперь учтем, что положение этого «Наставления» предусматривают создание такого командования в угрожаемый период.
В случае войны с НАТО угрожаемого периода и начального периода войны вообще не будет. Это понимали уже даже в 1970-е гг., когда СССР отказался от этого понятия. В позднем СССР и в России к нему вернулись «по традиции».
Ну что же, россияне привыкли собираться на войну только когда она начинается, чтобы потом разменивать территорию на время. Даже вторжение трех с половиной боевиков в Дагестан потребовало мобилизации усилий всей страны и время реакции составило недели.
Какое там НАТО.
Готовность сухопутных фронтов в СССР достигалась в сроки от 50 до 70-90 суток, в РФ сегодня определены сроки в 90-120 суток. НАТО в эти строки успевает провести целую компанию (Югославия, Ирак) от начала до конца - начиная от принятия политического решения на таковую до политической фиксации результатов войны - подписанием договора с проигравшими.
Войска в пределах ответственности Командования на СН имеют разные сроки развертывания и готовности к началу боевых действий. Для их приведения в боеспособное состояние (несмотря на «постоянную готовность») и перегруппировку в районы оперативного назначения (часто из других округов), налаживания на месте системы управления, связи и обеспечения необходимы, как минимум, 6-8 недель.
По первой Чечне, подготовка и перегруппировка войск начались где-то за полтора месяца до пересечения войсковыми группировками административной границы ЧР. Дальше на месте определяться следующие проблемы.
Первая проблема - организация управления штабами и войсками и взаимодействие меж разновидовыми объединениями и частями. Это не просто слова, как легко догадаться.
Офицеры ВВС в штабе Объединенного командования Авиации и Войск ПВО на СН “играют первую скрипку “, но совершенно не подготовлены в особенностях тактики действий и возможностей техники Войск ПВО.
Зато ответственность за ПВО войск на стратегическом направлении и над территорией страны в границах этого направления (округа) «объединенный командующий» несет полную. Соответственно, он будет науськивать подчиненных приказами, в которых не будет четкой и грамотной постановки задачи. А как задача ставится, так и выполняется. Правильная постановка - 50% успеха дела.
Вторая проблема - незнание соседями возможностей друг друга.
Характерна для разных видов ВС и родов войск.
Например, СВ и флот на приморском оперативном направлении. Наличествуют разные средства связи и управления (а вы думали что только радиостанции мотострелков и ВВшников работают на разных волнах?), отсутствие единой системы взаимного распознавания, постоянное запаздывание разведывательных данных на пути от средств разведки до пользователя. Все это, мягко говоря, очень усложняет, взаимодействие разных родов войск и родов ВС при необходимости организовать комплексное огневое поражение противника.
Кстати, о разведке.
По официальным данным, в настоящий момент ГРУ ГШ имеет целый один разведывательный спутник - радиолокационной разведки.
Планируется, что со временем придут новые разведывательные спутники “Персона”, передающие отснятое изображение по радиоканалу, но в связи с отсутствием в войсках пунктов приема и дешифровки такой информации данные от спутников по опыту Чечни и учений опаздывают на сутки - ценность такой разведки всем понятна.
Перечень вопросов российским участникам по результатам занятий президентом РФ В.В. Путиным вооруженными силами вверенного ему государства:
1. Почему за восемь лет правления не было сделано ничего для оптимизации и/или реформирования устаревшей системы военного управления?
2. Данный вопрос - относится к прямым обязанностям Президента, как главы государства. Почему ВВП не выполнял свои прямые повседневные обязанности в течении всего двойного срока правления? Что он оставляет последователю и государству в целом?
3. Почему единственное толковое начинание - создание Командований на СН, было «похерено» и ситуация вернулась к «долбанным и каличным» устаревшим округам, да еще забюрократизированных дополнительно?
4. Почему ничего не делается для ликвидации двух катастрофичных по своим последствиям ошибочных решений - Объединения ВВС и ПВО и передачу армейской авиации в этот род войск?..
5. Что важнее для ВС - замена в дивизиях “Акаций” на “Мста” или сокращение критически важных для безопасности страны и ее граждан сроков развертывания СВ хотя бы в половину от нынешних?..
6. По нынешнему положению все эти новые контрактные и типа перевооруженные подразделения не способны решить задачи даже в одном (!) локальном конфликте.
Выиграть войну с какой-нибудь маленькой гордой Грузией возможно только путем всеобщей мобилизации, надрыва экономики, ценой огромных потерь и краха международного и внутреннего положения страны, смены власти, хаосу. - Это вы считаете “реформой вооруженных сил” и “большими достижениями существующей власти”?..
7. Как вы думаете - отчего такое происходит?
Отдел внешней документации,
Рудый Философ."
http://www.una-unso.in.ua/?p=11301