Библия -осн. западной(а ч/з неё мировой) культуры, осн. её миропони-мания и ее концепции человека. Все западное понимание чел, Бога, понимание "чел, как подобия Бога"(осн. основ западной цив-и), места чел в Космосе, его свободы, прав, морали и этических ценностей - всё базируется на Библии, оказавшей на мир-ю культуру столь кардиналь-ное влияние, что его невозможно переоценить. Простейшие примеры, сколь кардинально повлияло евр Свящ Писание на мировоззрение че-ловечества: 1. ИСТОРИЯ АДАМА столь привычна нам, что зачастую не осознаем, ск револ(древнему миру) идеи содержит. Суть её в том, что все люди(цари, рабы, культурные и варвары), все без искл. - братья, все созданы по образу и подобию Бога. Талмуд подчеркивает: "Зачем Богом была создана одна пара людей Адам-Ева? Чтоб нигде никто не сказал другому, "мой предок был лучше твоего". Человеку древности такой подход не был очевиден. Рассмотрим для сравнения китайский сказ о происхождении людей. Он таков: "Бог лепил людей из земли и обжигал в огне. Кого недожёг, получились белые; кого пережёг- чёрн-ые; а кто обожжён в самый раз- это жёлтые китайцы". Что следует из такого взгляда на мир? Во-1, что люди черные, белые неполноценны- это бракованное чел-во; во-2, китайцы, хоть и хорошего качества, но все они лишь поточное производство, а вовсе не братья. Понятно, что на такой базе не выросла бы соврем цивилизация, осн коей, в частно-сти, уважение к свободе индивида, права чел.(ибо он подобен Богу), демократия и т.д. И не случайно, что все эти понятия, ст. важные для Запада, не являются органичными для цив-и Востока. Т. о, еврейская история Адама-Евы -революц. концепция, хотя сег она нам привычна и кажется столь "обычной", что иначе и быть не может. Это лишь 1 из аспектов, сколь важен для зап. культуры Библейский сказ о Сотворе-нии Мира. Всё самосознание зап чел, всё его представление о чел и Б-ге, о месте и значении чел во Вселеной формировано первыми главами книги "Бытие".Это лишь 1 из мн примеров. На всю этику Запада карди-нальное влияние оказали 10 Заповедей, идея свободы, заключеная в
исходе рабов из Египта, идеи Давида, Соломона, Исайи, Иеремии, т.д.-список можно долго продолжать.
Вклад "быть ПРОВОДНИКОМ Божественного Света" (некоторые ставят вопрос так: "А разве всё это- вклад евреев? Ведь это всё от Бога!) Всё это был именно ЕВР-ий вклад в цивилизацию. Ведь наша задача- быть проводником Бож. света(БС). В процесе переноса БС мы не явля-емся стороной пассивной. Как пророк не пасивен в пророчествах. Ина-че откуда б ваще взяли, что быть пророком- величие? Пророк велик, ибо мог достичь, чтоб ч/з него БС шёл к людям; его задача- реализо-вать в своей жизни и передать людям ощущение БС. Бог что-то даёт всем, вопрос в том, кто может взять и передать другим. Это подчёрки-вает Мидраш, когда говорит: "Бог на горе Синай предлагал Тору всем народам"; и кто ж соглашается? - только евреи! В этом и заключается наша избраность, миссия- быть проводником БС. Потому все великие идеи Торы, при том, что они даны "от Бога", вполне м. б. включены в творчество евр народа и его вклад.