Задача E-2C: боевой воздушный патруль.
Расстояние от авианосца до района несения боевого воздушного патруля («станция») – 324 км (175 миль).
Высота патрулирования на «станции» от 9 150 до 11 280 метров (увеличивается по мере выработки топлива). Для простоты примем ее постоянной в 10 675 метров (как у F-14A).
Время патрулирования на «станции» – 4 ч 24 мин.
Время полета – 6 ч 24 мин. (включая 20-ти минутный запас топлива при крейсерской скорости на уровне моря для выполнения посадки на палубу).
Цикл выполнения задачи «боевой воздушный патруль» самолетом ДРЛО Е-2С (0 – время старта):
0 – 50 мин. – взлет, набор высоты и перелет на «станцию»;
50 мин. – 5 ч 14 мин. – патрулирование на «станции»;
5 ч 14 мин. – от 6 ч 04 мин. до 6 ч 24 мин. – возвращение в район авианосца, снижение высоты и посадка.
Дальность обнаружения воздушных целей Е-2С радаром AN/APS-145:
Максимальная – 555 км (300 миль);
Горизонт с высоты 10 675 метров – 391 км;
Дальность обнаружения цели на высоте 200 метров – 444 км.
Задача F-14A: боевой воздушный патруль.
Нагрузка: AIM-54 х 4 + AIM-7 х 2 + AIM-9 + ПТБ х 2
Расстояние от авианосца до района несения боевого воздушного патруля («станция») – 278 км (150 миль) с 2-х минутным резервом по топливу на перехват при скорости М=1,35 / 1 434 км/ч (расстояние такого сверхзвукового броска определяем (упрощенно) произведением времени на скорость – 48 км; реально меньше, поскольку не учитывается время разгона).
Высота патрулирования на «станции» – 10 675 метров (35 000 футов).
Время патрулирования на «станции» – 1 час 42 мин.
Время полета – 2 часа 28 мин. (плюс 20-ти минутный запас топлива при крейсерской скорости на уровне моря на выполнение посадки на палубу).
Цикл выполнения задачи «боевой воздушный патруль» истребителем F-14А (0 – время старта):
0 – 23 мин. – взлет, набор высоты и перелет на «станцию» на скорости 731 км/ч;
0 ч 23 мин. – 2 ч 05 мин. – несение боевого воздушного патруля на «станции», при необходимости – выполнение перехвата на указанных выше условиях;
2 ч 05 мин. – 2 ч 28 мин. – возвращение в район авианосца на скорости 731 км/ч и снижение до высоты 200 – 300 метров;
2 ч 28 мин. – до 2 ч 48 мин. – выполнение посадки на палубу.
Задача F-14A: перехват с палубы.
Нагрузка: AIM-54 х 4 + AIM-7 х 2 + AIM-9 + ПТБ х 2
Максимальный радиус перехвата – 350 км (189 миль).
Цикл выполнения задачи «перехват с палубы» истребителем F-14А (0 – время старта):
0 – 1 мин. – взлет и набор высоты в 9 150 метров;
1 мин. – 11 мин. – полет с набором высоты до 13 725 метров в расчетную точку перехвата на удалении 350 км на скорости 1 836 км/ч (М=1,5), ведение огня (перехват);
11 мин. – 42 мин. – возвращение и посадка на авианосец (плюс 20-ти минутный запас топлива при крейсерской скорости на уровне моря на выполнение посадки на палубу).
Возможности по перехвату F-14A.
Система управления вооружением (СУВ) AWG-9.
Дальность действия:
Импульсно-доплеровский режим поиска (Pulse Doppler Search – PDS) – 213 км (132 мили) при ЭПР цели равной 5 кв.м. (Ожидаемая дальность обнаружения тяжелого бомбардировщика оценивается в 315 – 370 км; по программе испытаний F-14 в 1973 году мишень BQM-34, имитирующая Ту-22М, была обнаружена AWG-9 на дальности 245 км. Эту цифру и примем как расчетную, а для обнаружения КР типа Х-22 – 120 км.)
Импульсный режим поиска (Pulse Search – PS) – 117 км (73 мили).
Режим сопровождения при сканировании (Track-While-Scan – TWS) – 167 км (104 мили) для применения УР AIM-54.
Режим непрерывной пеленгации (Continuous Wave – CW) – 70 км (44 мили) для наведения УР AIM-7.
Максимальный угол сканирования по азимуту в режимах поиска PS и PDS – 65 град.
Максимальный угол сканирования по азимуту в режиме TWS – 40 град.
Зона многоцелевого сопровождения в режиме TWS – 420 кв. град.
Управляемая ракета «воздух-воздух» AIM-54A/C «Phoenix».
Дальность стрельбы – 150 км (в переднюю полусферу на большой высоте)
Время полета на указанную дальность при скорости М=5 – 1 мин. 30 сек (реально – больше).
Вероятность поражения цели (Рп) оценивается как 0,5 для ПКР типа Х-22 и 0,75 – для бомбардировщика типа Ту-22М. Таким образом, Рп = 0,94 для цели типа Х-22 обеспечивается расходом УР в количестве 4 шт., а Рп = 0,937 для цели типа Ту-22М – 2 УР.
Летная смена по выполнению задачи воздушного прикрытия сил флота в течение суток силами двух эскадрилий F-14 (20 самолетов) и одной эскадрильи E-2C (4 самолета).
В воздухе постоянно находятся два боевых воздушных патруля (БВП) в составе 1 E-2C + 2 F-14 каждый. Самолеты, вылетевшие первыми, условно обозначаем: E-2C (1), E-2C (2), F-14 (1), F-14 (2), F-14 (3), F-14 (4).
Цикл летной смены по выполнению задачи воздушного прикрытия сил флота (0 – начало отсчета времени):
0 – 5 мин. 00 сек – взлет боевого воздушного патруля №1 (БВП-1):
0 – F-14(1)
2 мин. 30 сек – F-14(2)
5 мин. 00 сек – Е-2С(1)
7 мин. 30 сек – 12 мин 30 сек – взлет боевого воздушного патруля №2 (БВП-2):
7 мин. 30 сек – F-14(3)
10 мин. 00 сек – F-14(4)
12 мин. 30 сек – Е-2С(2)
После этого на палубе корабля следующая расстановка авиатехники:
Цифрами обозначены:
1- 2 - старты катапульт №№1 - 2 соответственно. На стартах катапульт №1 и №2 истребители F-14;
3- 4 – старты катапульт №3 и №4 – свободны;
5- самолетоподъемник (лифт) №1 (способен ограниченно выполнять функции самолетоподъемника – поднимать/опускать только вертолеты);
6- лифт №2 (занят под стоянку пары F-14);
7- лифт №3 (свободен и может использоваться по предназначению);
8- лифт №4 (занят под стоянку пары F-14);
9 - предстартовая позиция THE STREET (размещение до 6-ти машин, позиция очереди на взлет с катапульт №1 и №2, штатная позиция предстартовой подготовки);
10 - предстартовая позиция BOX (размещение 1-2 машин в готовности к старту, эта позиция часто используется как промежуточная для размещения дежурной пары);
11 - позиция POINT (размещение до 4-х машин при неработающей катапульте №1);
12 - позиция CORRAL (размещение до 2-х машин при ограничениях в работе лифта №1 - допускается подъем вертолетов);
13 - позиция HUMMER HOLE (позиция рядом с «островом» для пары Е-2С и одного самолета-заправщика КА-6D);
14 - позиция JUNK YARD (используется для техника для работ на палубе: буксировщики, погрузчики, пожарные машины. Возможно размещение до 3-х машин при ограничениях в работе лифта №3. Используется как промежуточная позиция при приеме самолетов);
15 - позиция PATIO (размещение до четырех машин, используется как промежуточная позиция при приеме самолетов, часто используется для размещения вертолетов);
16 - позиция FINGER (может быть размещен 1 самолет/вертолет).
Итого на полетной палубе летательных аппаратов -16 истребителей F-14, 2 самолета ДРЛО Е-2С, один танкер КА-6D и один вертолет (на схеме не указан, на время взлетно-посадочных операций поднимается в воздух для возможных поисково-спасательных действий; может находиться на полетной палубе на позициях PATIO или FINGER).
Готовность самолетов к взлету:
Технически все самолеты могут считаться находящимися в 15-минутной готовности к взлету, т.е. снаряженные и заправленные.
Пара F-14 обозначенная серым цветом на стартах катапульт №№1 и 2 находятся к немедленной готовности к взлету,
Две пары F-14 обозначенные голубым цветом на позиции PATIO и на лифте №4 – находятся в 5-минутной готовности.
Остальные самолеты – от 15-ти минутной готовности.
При такой расстановки самолетов на полетной палубе все четыре катапульты готовы к применению, а посадочная полоса свободная.
Готовность к взлету – минимальное время от приказа на взлет до взлета с катапульты.
1,5-часовая готовность.
Такую готовность имеют не вооруженные и не заправленные самолеты, поднятые элеваторами с ангарной палубы или севшие на полетную палубу.
45-минутная готовность.
Такую готовность имеют самолеты, поданные на штатные предстартовые позиции на полетной палубе, где ведется предполетная подготовка. На заправку группы из 30 самолетов затрачивается сорок минут, а система подачи боеприпасов на полетную палубу обеспечивает загрузку 135 самолетов в сутки. Трудозатраты на техобслуживание одного F-14 на один час полета достигают 49 человеко-часов.
15-минутная готовность.
Снаряженные и заправленные самолеты, размещенные у старта в очереди. Экипажи находятся в каютах или дежурят в специальном помещении («рэди-рум»).
5-миниутная готовность.
Экипажи сидят в кабинах, вооружение готово к использованию, электропитание на запуск подано, остается только запустить двигатели, вырулить на старт и взлететь.
Готовность к немедленному взлету.
Самолеты с работающими двигателями установленные на стартах катапульт. Из ближайших заправочных узлов к ним подается топливо. После получения приказа топливный шланг отсоединяется и самолет взлетает.
Последние две степени готовности к взлету (немедленная и 5-ти минутная) могут поддерживаться не более 2-х часов, по истечению которых самолет должен взлететь на выполнение боевого задания, либо должен быть переведен в состояние более низкой готовности к взлету (15-ти минутную).
Периодичность запуска самолетов из 5-минутной готовности с палубы авианосца принимаем как один самолет в 2 мин. 30 сек.
Далее. Производится взлет четырех истребителей для ротации в составе БВП-1 и БВП-2.
1:42:00 (1 час 42 мин. 00 сек) – взлет F-14(5) со старта №3 для замены F-14(1) в составе БВП-1.
1:44:30 – взлет F-14(6) со старта №4 для замены F-14(2) в составе БВП-1.
1:49:30 – взлет F-14(7) со старта №4 для замены F-14(3) в составе БВП-2.
1:52:00 – вздет F-14(8) со старта №3 для замены F-14(4) в составе БВП-2.
Затем происходит перестановка самолетов на полетной палубе:
- пара истребителей – F-14 (15) и F-14 (16) – снимаются со стартов катапульт №2 и №1 соответственно и переводятся из немедленной готовности к взлету в 15-ти минутную готовность на платформе лифта №1;
- крайняя правая пара – F-14 (13) и F-14 (14) – из линейки готовности на позиции THE STREET переводится на стартовые позиции катапульт №1 и №2 соответственно в немедленной готовности к взлету. На освободившееся место двигается пара F-14 (11) и F-14 (12) и переводится в 5-ти минутную готовность; а на ее место выдвигается пара F-14 (17) и F-14 (18) с позиции CORRAL;
- крайняя левая пара – F-14 (9) и F-14 (9) – из линейки готовности на позиции THE STREET буксируется на платформу лифта №4 и переводится в 5-ти минутную готовность, а на ее место выдвигается пара F-14 (19) и F-14 (20), освобождая лифт №2.
Далее. В район авианосца возвращаются четыре истребителя из состава БВП-1 и БВП-2.
2:28 – 2:48 – посадка на корабль F-14(1) (первая цифра время прибытия в район авианосца, вторая – максимальное время посадки на палубу);
2:30 – 2:50 – посадка F-14(2);
2:36 – 2:56 – посадка F-14(3);
2:38 – 3:08 – посадка F-14(4).
Итого: минимальное время посадки четырех F-14 – 10 минут (с 2:29 до 2:39), максимальное – 40 минут (с 2:29 до 3:08). Время посадки (интенсивность) зависит от погодных условий, времени суток, исправности/наличия повреждений самолетов. Если по каким-либо причинам время посадочных операций превышает максимально указанное, то с палубы взлетает самолет-заправщик КА-6D, который во время выполнения посадочных операций переводится из 15-минутной в 5-минутную готовность.
Посаженные самолеты (обозначенные на схеме желтым цветом) расставляются на позиции PATIO – F-14(1), (2), (3) – и JUNK YARD – F-14(4). При неизрасходованном боезапасе подготовка к повторному вылету занимает 15 минут для каждого самолета при замене их экипажей.
Далее. Производится взлет третьего звена истребителей для ротации в составе БВП-1 и БВП-2.
3:25 – взлет F-14(13) со старта катапульты №1.
3:27 – взлет F-14(14) со старта катапульты №2.
3:32 – взлет F-14(9) со старта катапульты №3.
3:35 – взлет F-14(10) со старта катапульты №4.
Затем производится перестановка авиатехники на полетной палубе, освобождая позиции PATIO и JUNK YARD для приема последующих самолетов:
- пара F-14(11)(12) снимается с 5-ти минутной готовности и буксируется с позиции THE STREET на позицию CORRAL в 15-ти минутную готовность;
- следующая пара (17)(18) ставиться на старты катапульт №1 и №2 соответственно и переводится в немедленную готовность к взлету;
- крайняя левая пара (19)(20) с позиции THE STREET буксируется на платформу лифта №4 и переводится в 5-ти минутную готовность;
- с платформы лифта №1 в крайнее правое положение позиции THE STREET устанавливается пара (15)(16) и переводится в 5-ти минутную готовность;
- вслед за ней на позиции THE STREET в 15-ти минутной готовности выстраиваются четыре F-14 (1), (2), (3) и (4), перемещенные с позиций JUNK YARD и PATIO.
- с позиции HUMMER HOLE на старты катапульт №3 и №4 устанавливаются Е-2С(3) и Е-2С(4) соответственно.
4:00 – со старта катапульты №3 взлетает Е-2С(3) для ротации БВП-1;
4:05 – со старта катапульты №4 взлетает Е-2С(4) для ротации БВП-2;
Посадка второго звена F-14:
4:10 – 4:30 – посадка F-14(5);
4:13 – 4:33 – посадка F-14(6);
4:17 – 4:37 – посадка F-14(7);
4:20 – 4:40 – посадка F-14(8).
Итого: минимальное время – 10 минут (с 4:10 до 4:20), максимальное – 30 минут (с 4:10 до 4:40).
Севшие истребители устанавливаются на позициях PATIO и JUNK YARD.
Старт четвертого звена F-14:
5:30 – взлет F-14(17) со старта катапульты №1;
5:33 – взлет F-14(18) со старта катапульты №2;
5:38 – взлет F-14(20) со старта катапульты №3;
5:40 – взлет F-14(20) со старта катапульты №3.
Посадка Е-2С(1) и Е-2С(2):
5:40 – 6:00 – посадка Е-2С(1);
5:45 – 6:05 – посадка Е-2С(2).
Итого: минимальное время – 5 минут (с 5:40 до 5:45), максимальное – 25 минут (с 5:40 до 6:05).
Севшие самолеты устанавливаются на позиции HUMMER HOLE.
Перестановка авиатехники на полетной палубе:
- из крайне правого расположения на позиции THE STREET пара F-14(16)(15) устанавливается на старты катапульт №1 и №2 и переводится из 5-ти минутной в немедленную готовность (с заменой экипажей);
- на ее место двигается пара (3)(4) и переводится в 5-ти минутную готовность;
- с позиции CORRAL пара (11)(12) буксируется на платформу лифта №4 и переводится в 5-ти минутную готовность;
- с позиций PATIO и JUNK YARD буксируется пара (7)(8) на позицию CORRAL;
- пара (1)(2) двигается вправо в центр позиции THE STREET, а на ее место встает пара (5)(6) с позиции PATIO.
Старт пятого звена F-14:
7:35 – взлет F-14(16) со старта катапульты №1;
7:37 – взлет F-14(15) со старта катапульты №2;
7:42 – взлет F-14(11) со старта катапульты №3;
7:45 – взлет F-14(12) со старта катапульты №4.
Далее упрощенно:
Взлет Е-2С(1)(2) 8:15 – 8:20.
Посадка четвертого звена F-14 от 8:21 – 8:31 до 8:21 – 8:51.
Посадка Е-2С(3)(4) от 9:05 – 9:10 до 9:05 – 9:30.
Взлет шестого звена F-14 (первая четверка истребителей начинает выполнять второй боевой вылет) 9:40 – 9:50.
Посадка пятого звена F-14 от 10:03 – 10:13 до 10:03 – 10:33.
К 20:30 второй цикл закончится. К этому времени F-14 совершат 40 самолето-вылетов, Е-2С – 4.
К 24:00 этот показатель составит 48 и 6 соответственно.
Итого, при такой организации полетов палубной авиации для воздушного прикрытия сил флота будет выполнено 54 самолето-вылета в сутки (не считая вертолетов). При этом практически все время – за исключением времени перемещения авиатехники по полетной палубе – посадочная полоса остается свободной, катапультные треки №№1-2 в постоянной готовности к применению, а №№3-4 – за исключением времени проведения посадочных операций. Также практически постоянно на палубе в немедленной готовности к взлету будет находиться пара истребителей и еще две пары – в 5-ти минутной готовности.