Палубный истребитель Vought F7U Cutlass.
В середине 1946 г. ВМС США объявили конкурс на создание палубного истребителя с околозвуковой скоростью полета. В конкурсе приняли участие многие известные фирмы страны, но после их выбывания остались две фирмы: «Дуглас», со своим проектом «бесхвостки», воплотившимся впоследствии в самолет F4D «Скайрэй», и «Chance Vought» с несколькими проектами (два - нормальной схемы и два - «бесхвостой», причем все имели по два, а то и три двигателя). Победа досталась фирме «Chance Vought»: двухдвигательная компоновка предпочтительнее однодвигательной. Два двигателя обеспечивали относительно легкой машине не только высокую скорость, скороподъемность, но и высокую энерговооруженность. К тому же при отказе одного двигателя самолет имел возможность вернуться на свой авианосец, тогда как у однодвигательного самолёта такой возможности не оставалось.
Работа над самолётом, победившим в конкурсе, началась в августе 1945 г., вскоре после того как конструкторы фирмы познакомились с немецкими материалами по реактивным самолетам. За основу будущей машины был взят проект истребителя немецкой фирмы «Арадо» по схеме «бесхвостка». Для базирования на авианосце такая схема позволяла не только уменьшить коэффициент лобового сопротивления, но и обеспечивала компактность такого самолёта.
27 июня 1947 г. Бюро по аэронавтике ВМС США выдало фирме «Chance Vought» заказ на постройку двух опытных прототипов нового истребителя, получившего индекс F7U-1 и наименование «Cutlass» («Обоюдоострая абордажная сабля»). Это было сделано в соответствии с традициями фирмы давать своим самолетам наименование из обихода «джентльменов удачи». Первые прототипы строились на заводе фирмы в г. Стратфорд, штат Коннектикут. Самолет представлял собой непривычную конструкцию - стреловидное крыло с двумя высокими стреловидными килями, расположенными необычно - на полуразмахе крыла. Собранный самолет, весь укутанный брезентом, умышленно исказившим форму новейшей машины, был помещен на баржу и отправлен по реке Патуксент на авиабазу ВМС. После наземных испытаний летчик-испытатель фирмы «Chance Vought» Роберт Бэйкер 29 сентября 1948 г. поднял прототип в воздух. Испытания и доводка машины продолжались более пяти лет. В конструкцию F7U Cutlass был заложен чрезмерно высокий коэффициент новизны, и поэтому вполне закономерно, что срок службы самолета оказался меньшим, чем период его доводки.
Для войсковых испытаний на новом заводе фирмы в г. Далласе было выпущено 14 предсерийных самолётов F7U-1 Cutlass. В процессе летных испытаний разбились пять самолетов и погибли два летчика, в том числе и Р. Бэйкер. Почти все летные происшествия случались на режимах взлета или посадки. Самолёт имел очень большую дистанцию разбега и пробега, а отрыв передней стойки шасси происходил на скорости 270-300 км/ч; набор высоты проходил вяло. Особенно опасными были полеты с авианосца. При катапультировании с палубы авианосца наблюдалась опасная тенденция к проседанию сразу после отрыва. В результате чего два самолёта на испытаниях после взлета совершили нырок в воду. Летчики в таких случаях фонарь кабины держали открытым, а ремни не пристегивали. Из-за неудачно спроектированного низкого фонаря кабины, при посадке из-за большого угла атаки, летчикам вообще не было видно полосы. Чтобы как-то справиться с проблемой просадки во время взлета с авианосца, конструкторы применили на самолете телескопическую раздвижную переднюю стойку шасси, увеличив угол атаки с 9 до 14°. Проседание продолжалось, но уже не так опасно.
Построенные предсерийные машины так и не были приняты на вооружение. Две машины были переданы в состав показательной эскадрильи ВМС США «Блю Эйнджелс». Летчики эскадрильи, составляющие элиту морской авиации, отмечали прекрасные пилотажные возможности «бесхвосток» и их высокую скороподъемность. Но у строевых летчиков F7U Cutlass не пользовались особой любовью, в связи с этим машины получили нелестные прозвища: «Фабрика вдов» и «Гатлэсс» («Рохля»). Самолёт с такими прозвищами все же был признан первым во многих областях. Первая палубная «бесхвостка» со стреловидным крылом, первый палубный носитель ракет «Спэроу», первый палубный истребитель с форсированными двигателями, первый флотский самолет, осуществивший прицельное бомбометание на трансзвуковой скорости. Всего истребителей F7U Cutlass всех модификаций было построено более 300. Некоторые самолеты в настоящее время находятся в музеях США. Из-за своей повышенной аварийности эти машины не переводились в резерв, а сразу отправлялись в металлолом. Если в период с 1954 по 1957 г. уровень аварийности в среднем по авиации флота составлял 9,2 случая на 1000 летных часов, то применительно к F7U Cutlass - 17,8! С июля 1952 г. по август 1956 г. с самолетами этого типа случилось 78 летных происшествий, из которых более четверти закончились гибелью летчиков. И тем не менее самолет в воздушном бою на околозвуковых скоростях свободно «садился на хвост» «Фьюри» или «Кугуару».
Истребитель F7U Cutlass - это моноплан со среднерасположенным крылом и двухкилевым хвостовым оперением, построенный по аэродинамической схеме "бесхвостка". Фюзеляж овального сечения типа полумонокок. В носовой части фюзеляжа находится оборудованная катапультируемым сиденьем герметичная кабина летчика, блоки радиоэлектронного оборудования. Радиолокационная станция Мк.11 охлаждается набегающим потоком воздуха. На самолетах F7U-1 в нижней части фюзеляжа, непосредственно за входами воздухозаборников, расположены тормозные щитки. Для облегчения посадки летчика в кабину в носовой части фюзеляжа находится складная стремянка. Фонарь кабины каплевидный сдвижной. Перед лобовым стеклом закреплен штырь-ориентир, облегчающий расчет посадки на палубу авианосца. В хвостовой части самолета установлен тормозной крюк. К катапульте самолет крепится при помощи бриделя. Шасси трехстоечное с носовым колесом. Носовая стойка шасси раздвижная. На первой модификации поворот самолета на земле осуществлялся раздельным торможением основных колес. На F7U-2 и F7U-3 передняя стойка управляемая. Механизм поворота гидравлический. Тормозной крюк V-образной формы закреплен в нижней части фюзеляжа.
Крыло самолета имеет стреловидность по передней кромке 35. Механизация крыла состоит из предкрылков по всему размаху и злевонов. На задней кромке крыла, между килями и фюзеляжем, имеются расщепляющиеся панели воздушных тормозов. На истребителях F7U-3 и F7U-3M установлены турбореактивные двигатели J46-WE-8B с форсажными камерами. В хвостовой части фюзеляжа обшивка двухслойная для прохода воздуха охлаждения форсажных камер. Топливо располагается в фюзеляжных и крыльевых топливных баках. Расходный бак находится за кабиной летчика, в средней части фюзеляжа. К пилонам центроплана самолета F7U-3M подвешиваются дополнительные топливные баки емкостью 562 л каждый. А под фюзеляжем вместо пусковой установки неуправляемых ракет - топливный бак емкостью 760 л. Система управления истребителя - бустерная. Оборудование состоит из радиостанции, радиокомпаса, радиолокационного и оптического прицелов. На разведывательной модификации F7U-3P в носовой части фюзеляжа размещаются аэрофотоаппараты: два перспективных и один панорамный.
Вооружение самолётов первой модификации F7U-1 - четыре пушки Мк.12 калибра 20 мм с боезапасом 180 снарядов на ствол, установленных в носовой части самолета под полом кабины летчика. На второй модификации пушки вместе с боеприпасами перенесены на верхнюю кромку воздухозаборников. Самолеты F7U-3, кроме пушечного вооружения, могут нести на двух узлах внешней подвески бомбы и неуправляемые ракеты общей массой до 900 кг. Всепогодный перехватчик F7U-3M вооружен пушками, четырьмя управляемыми ракетами "Спарроу 1" и неуправляемыми ракетами в специальном подвесном контейнере. Емкость контейнера - 32 ракеты; ракеты парами (одна за другой) вставлены в 16 трубчатых направляющих. Стрельба ведется двумя залпами, прицеливание и вычисление угла упреждения производится с помощью радиолокационного прицела Мк.11. В полете передняя часть контейнера закрыта и автоматически открывается перед началом стрельбы.
Модификации самолета:
XF7U-l - предсерийный самолет с двигателями J34-WE-4 и пушечным вооружением;
XF7U-3 - улучшенный вариант истребителя с более мощными двигателями J46-WE-8B. С установкой пушек в обечайках воздухозаборников и удлиненной носовой стойкой шасси;
F7U-3M - истребитель, вооруженный ракетами «Спэрроу» и реактивными снарядами «Майти Маус» в выдвижном фюзеляжном магазине, с увеличенным запасом топлива;
F7U-3R - самолет-разведчик с тремя фотоаппаратами в носовой части фюзеляжа.
Тактико-технические характеристики самолета F7U-3
Экипаж, чел. 1
Двигатель, тип х кол. ТРДФ х 2 Марка, фирма J46-WE-8B, «Вестингауз»
Тяга: бесфорсажная, кгс 2040
форсажная, кгс 2720
Размах крыла, м 12,1
Длина самолета, м 13,5
Высота самолета, м 4,36
Площадь крыла, м 46,07
Масса: максимальная взлетная, кг 14 353
Пустого самолета, кг 8260
Топлива во внутренних баках, кг 3680
Боевой нагрузки, кг 900
Максимальная скорость на высоте, км/ч 1094
Максимальная скорость у земли, км/ч 1120
Скороподъемность, м/с 63,5
Практический потолок, м 12 192
Максимальная дальность, км 1200
Вооружение: число узлов внешней подвески 2
Пушечное число, калибр, мм Темко-Форд Мк.12 4x20
НУРС, число, калибр, мм 32x70
УР, число 4х AIM-7 «Спэрроу»