Ладно, повоевав на сухопутном фронте в Северной Норвегии, возвращаемся к авианосцам.
Статья
""Викрамадитья" год в составе ВМС Индии" с ресурса
http://eagle-rost.livejournal.com
Флаг военно-морских сил дружественной нам страны был поднят на авианосце 16 ноября 2013 года. Значимость этого события трудно переоценить. Не только для коллектива Севмаша, который, по сути, построил совершенно новый корабль, вписав этот заказ золотыми буквами в историю завода, но и для России в целом, ещё раз подтвердившей свою репутацию великой морской державы
Cтолько провёл в море флагман ВМС Индии, после того как год назад покинул Северодвинск.
26 ноября прошлого года начался переход «Викрамадитьи» к месту постоянного базирования — на военно-морскую базу Карвар. Авианосец провожали всем миром: не только корабелы Севмаша и «Звёздочки» высыпали ранним утром на набережные своих предприятий— на ягринском пляже было полно северодвинцев и гостей из других городов. Управлял кораблём индийский экипаж во главе с коммодором Сурадж Берри. На корабле находилась сдаточная команда Севмаша — 177 человек под руководством ответственного сдатчика Игоря Леонова. Авианосец прошёл три океана и несколько морей, оставив за кормой более 10 000 морских миль. Минул год, в течение которого экипаж вместе со специалистами Севмаша — гарантийной группой — интенсивно эксплуатировал «Викрамадитью». С палубы корабля совершено 240 взлётов и посадок самолётами МиГ-26 К/КУБ.
В море корабль был 220 суток. Это больше, чем за два года, проведённых авианосцем в северных морях на заводских испытаниях. Такой продолжительностью плавания может похвастаться далеко не каждый военный корабль любого флота. Вместе с индийскими офицерами северодвинские корабелы участвовали в морских походах.
Как показал себя авианосец? Есть ли нарекания у индийской стороны к качеству работ северодвинских корабелов? Как живётся нашим специалистам на чужбине?
На эти и другие вопросы ответил начальник производства военно-технического сотрудничества ОАО «ПО «Севмаш» Сергей НОВОСЁЛОВ.
— Основная задача, выполненная во время этих плаваний, — обеспечение полётов авиации, — рассказал Сергей Иванович. — Они начались ещё во время перехода в Индию.
По отдельному контракту корпорация «МиГ» поставила на авианосец 16 палубных истребителей МиГ-29К и МиГ-29КУБ. На сегодняшний день эскадрилья полностью обучена, 12 пилотов допущены к самостоятельным полётам. Наставниками индийских пилотов стали старший лётчик-испытатель РСК «МиГ» Михаил Беляев, лётчики-испытатели Андрей Шишов (кстати, наш земляк) и Сергей Рыбников. Сейчас индийские пилоты сами обучают своих коллег.
— Как проявил себя авианосец за год интенсивной эксплуатации?
— Корабль получился. Он очень хорошо управляется, системы и комплексы работают. Первоначально, в 2012 году, очень высокую оценку авианосцу дал адмирал Александр Витко, нынешний командующий Черноморским флотом России, а на тот момент председатель испытательной госкомиссии. Корабль огромный, водоизмещением 45 000 тонн. Есть и поломки, есть и неисправности в оборудовании, поставленном как отечественными, зарубежными изготовителями, так и индийской стороной. Однако это совершенно нормально, поскольку авианосец эксплуатируется в сложном климате, с максимальной нагрузкой. Экипаж и командование проверяют корабль в работе на предельных и запредельных режимах. Хочу отметить, что все рекламации устраняются в максимально короткие сроки, наша гарантийная группа в должной мере обеспечивает доступ и работу специалистов компаний-производителей. Примечательно, что к той работе, которую выполнил собственно Севмаш, замечаний нет.
— В прессе строительство «Викрамадитьи» не раз было названо беспрецедентным. Насколько этот эпитет соответствует истине?
— Действительно, история мирового судоремонта не знала и не знает ничего подобного. По факту авианесущий крейсер «Адмирал Горшков» был полностью «раздет»: выгружено всё оборудование, листы обшивки корпуса после обработки до чистого железа отдефектованы — истончившийся, или, как ещё говорят специалисты, уставший металл вырезан. А потом началось строительство: заменили донно-бортовое оборудование, проложили тысячи километров кабельных трасс и трубопроводов различного назначения. И так далее, перечислять можно долго. Севмаш доказал, что может справиться с такой грандиозной задачей.
— А теперь готов строить авианосцы для российского флота…
— Совершенно верно. Вот только они нам видятся уже атомными. Севмаш работал, не обращая внимание на скепсис, сквозивший в ряде публикаций СМИ и достигший высшей точки после того, как на год, вследствие выхода на испытаниях из строя четырех из восьми котлов силовой установки, была отложена передача корабля заказчику.
Сергей Новосёлов уверен: хорошо, что это произошло на испытаниях в суровых условиях Баренцева и Белого морей, когда максимальная нагрузка позволила сразу выявить и устранить все болячки. Котлы были отремонтированы, и на последующих испытаниях авианосец показал скорость 29 с половиной узлов.
— Это очень большая скорость, лучшее свидетельство того, что у корабля хорошие обводы, очень качественно смонтированы линии четырёх гребных валов и другое оборудование. Кстати, авианосец покидал Североморск, где пополнил запасы и взял на борт оружие, на скорости в 22 узла, чем привёл в изумление дежурного по Северному флоту, — вспоминает Сергей Иванович.
— В каких условиях живёт и работает гарантийная группа Севмаша?
— Ребятам приходится непросто. Жарко, очень высокая влажность. А начиная с мая и по сентябрь в Индии сезон дождей. Проще говоря, полгода один нескончаемый дождь. Во время выходов в море они располагаются в кубриках и каютах, на суше живут в гостинице непосредственно на военно-морской базе. Гостиница, офис, каюты оборудованы кондиционерами, только это и спасает. В остальное время как в парилке. Скучают ребята по снегу, по морозам. Очень хотелось, чтобы присутствовала русская кухня, но откуда ей взяться… Тем не менее коки и повара стараются разнообразить меню, приготовить что-то более подходящее нашим вкусам. Уже стало традицией у каждой прибывающей смены привозить чёрный хлеб, колбасу, чеснок и другие съедобные гостинцы.
— Сколько специалистов Севмаша постоянно находятся в Индии?
— Порядка 55. В составе гарантийной группы самые лучшие специалисты, которые знают корабль как свои пять пальцев. Они участвовали во всех этапах строительства авианосца, начиная с монтажа и наладки оборудования до их испытаний. Плюс представители контрагентских организаций, поставившие радиоэлектронное вооружение. Это ещё около 20 сотрудников.
— Как складываются отношения с индийской стороной?
— Индийский экипаж для нас не просто коллеги, это наши настоящие друзья. По-другому быть просто не может. Ведь, пока строился авианосец, мы стали одной большой семьёй. Даже дети у индийцев рождались в Северодвинске. Индийская сторона постоянно выражает признательность генеральному директору, администрации завода, администрации Северодвинска и области за ту постоянную заботу, которой были окружены моряки «Викрамадитьи» и члены их семей во время пребывания у нас в городе. Более того, словами благодарности начинается и заканчивается любой визит представителей завода. Недавно во Франции состоялась международная выставка военно-морской техники и вооружения EURONAVAL-2014, во время работы которой начальник управления строительства и закупок военных кораблей ВМС Индии вице-адмирал Субидар специально разыскал Михаила Будниченко, чтобы ещё раз от всего сердца поблагодарить его и весь коллектив завода за прекрасный корабль. Это дорогого стоит. Кстати, по контракту срок службы авианосца определён в 20 лет. Индийская сторона считает, что он может быть увеличен. Севмаш не возражает.
Сегодня в Нью-Дели северодвинские судостроители и представители индийского оборонного ведомства обсуждают детали послегарантийного обслуживания авианосца.
Андрей Мирошников/nworker.ru