«Хиномару» и цветные полосы
Главным символом японского блицкрига на Тихом океане стали палубные самолёты Императорского флота с характерными опозновательными знаками – красными кругами-«хиномару». А ещё их украшали не менее характерные цветные полосы на фюзеляже и хвостовом оперении. Причём, судя по всему, некоторые создатели картинок, фильмов и прочих компьютерных игр восприняли слово «украшали» слишком буквально, а посему лепили (и до сих пор лепят) эти полосы как бог на душу положит, исключительно из соображений «чтобы было красивше». Хотя на самом деле эти полосы, конечно же, рисовались вовсе не для красоты, а являлись дополнительными опознавательными знаками, подчинявшимися очень строгой, но при этом не особо и сложной системе.
А появилась эта система после того как наиболее дальновидные люди в командовании Императорского флота Японии первыми в мире задумались о действительно массированном применении палубной авиации. Однако было понятно, что простое сведение для одной операции двух-трёх дивизий авианосцев (по два корабля в каждой) ничего не даст. Для согласованных действий такого количество кораблей и самолётов требуется разработка специальных тактик, унификация подготовки, отработка взаимодействия, словом, всё то, что делает разрозненные части или соединиения единым организмом. То есть, требовалось создание новое структуры с единым командованием и собственным штабом. Этой структурой стал созданный 10 апреля 1941 г. Дай-ити коку кантай, Первый Воздушный флот.
«Отцом» 1-го Воздушного флота обычно считают знаменитого главнокомандующего Объединённым флотом Японии адмирала Исороку Ямамото. Однако на самом деле инициатором создании этого объединения был другой человек – контр-адмирал Дзисабуро Одзава, тогдашний командир 1-й дивизии авианосцев. Именно он сначала предложил, а затем и смог продавить (преодолевая сопротивление своего непосредственного командования) создание данной революционной структуры.
В состав 1-го Воздушного флота были включены три из четырёх имевшихся на тот момент дивизий авианосцев, а осенью 1941 г. к ним добавилась ещё одна. Одновременно с организационными мероприятиями началась работа по унификации маркировки самолётов с прицелом на их массированное использование в составе объединения. Все самолёты палубной авиации получили единообразную нумерацию, наносившуюся красным цветом на вертикальный стабилизатор по следующей схеме:
Где первая латинская буква обозначала номер дивизии: А – 1-я дивизия, B – 2-я дивизия, C – 3-я дивизия, D – 4-я дивизия, E – 5-я дивизия. Далее следовала римская цифра (I или II), обозначавшая номер авианосца в составе дивизии, например АI – флагман 1-й дивизии авианосцев (АВ «Акаги» ) или BII – 2-й корабль 2-й дивизии (АВ «Хирю» ). Через дефис следовал трёхзначный номер арабскими цифрами, где первая цифра обозначала эскадрилью: 1 – истребительная, 2 – бомбардировочная, 3 – ударная (торпедоносная), а последние две – собственно тактический номер машины в составе эскадрильи.
Кроме того, для упрощения опознавания при совместных действиях авиагрупп сразу нескольких авианосцев, каждой дивизии авианосцев был присвоен ещё и «свой» цвет, которым наносили дополнительные опознавательные полосы вокруг задней части фюзеляжей. У самолётов флагмана дивизии была одна такая полоса, у машин его мателота – две. Эти цвета показаны на иллюстрациях ниже (состав дивизий авианосцев приведён на период сражения при Мидуэе, начало июня 1942 г.)
3-ю дивизию авианосцев планировалось использовать прежде всего для воздушного прикрытия «обычных» кораблей, а не для решения самостоятельных задач. Поэтому она не была включена в состав 1-го Воздушного флота и, соответственно, не получила своего цвета, хотя тактические номера её самолётов тоже подчинялись общей схеме.
Ещё одним важным элементом распознавания были командирские полоски, расположенные на вертикальном стабилизаторе, которые работали по тому же принципу, что и всем знакомые лычки на погонах – чем их больше, тем выше звание, или, в данном случае, должность. Они могли наноситься разными цветами и по разным схемам, но общий принцип во всех случаях был один: одна «лычка» – командир звена, две – командир эскадрильи, три – командир авиагруппы корабля.
Таким образом, даже с большого расстояния можно было сразу определить как принадлежность к авиагруппе, так и опознать командирские машины. Что было весьма полезно в случаях, когда нужно было выстроить, а затем и управлять воздушной армадой, поднятой сразу с нескольких кораблей – например, с шести эскадренных авианосцев одновременно, как это было в ходе рейда на Пёрл-Харбор, где эта система прошла боевое крещение.
С этой маркировкой самолёты 1-го Воздушного флота в течении первых семи месяцев войны одерживали победу за победой, пока им, наконец, не настал полный Мидуэй. В ходе сражения 3-7 июня 1942 г. 1-я и 2-я дивизии авианосцев в полном составе пошли на дно Тихого океана. Потерянные дивизии «воскресили» самым незамысловатым образом: 14 июля 1942 г. 5-я дивизия авианосцев была переименована в 1-ю, а 4-я – во 2-ю. При этом данные дивизии сохранили как уже имевшиеся буквенные индексы, так и свои цвета. То есть E и белый, а также D и жёлтый. Кроме того, в каждую добавили по лёгкому авианосцу, и, соответственно, их самолёты получили индексы EIII (белый) и DIII (жёлтый), а значит уже по три полосы на фюзеляж. Но продержалась эта схема недолго – о массированном применении палубной авиации речи уже не шло, и поэтому в октябре 1942 г., в разгар кампании при Гуадалканале, цветные опознавательные полосы на палубных самолётах были упразднены.
Первый попавшийся пример: с авианосца «Дзуйкаку» из известной игры эффектно взлетает истребитель «Зеро» с маркировкой почему-то авианосца «Кага»...
https://midnike.livejournal.com/55769.html