30 мая 1982 года на веки останется в истории мировой авиации, поскольку в этот день была совершена самая рискованная и дерзкая операция со времен Второй Мировой Войны.
Было высказано много теорий о том, что произошло с авианосцем Инвинсибл, о правдивости самой атаки и ее крахе.
Аргентинские ВВС утверждают, что судно подверглось нападению и серьезно пострадало. Однако Британия до сих пор не признала нападение и пытается доказать это несколькими свидетельствами, которые не согласуются друг с другом.
События происходящие в тот день на авианосце Инвинсибл, списки экипажа и прочие материалы дела засекречены на 99 лет, и истинную историю происходящего в тот день мы узнаем только в 2081 году.
Нижеприведенная история отражает показания двух выживших пилотов штурмовиков А-4С и пилотов Super Etendard
II. «Операция Инвинсибл»
29 мая 1982 года 2й истребительной эскадрилье ВМС было приказано подготовить атаку на цель, расположенную в 80 милях к востоку от Мальвинских островов, именно на радиальном уровне 090 °. Считалось, что находился «Инвинсибл».
После гибели «Атлантик конвейер» остался только один Exocet AM-39. Задание было поручено двум пилотам капитану Алехандро Франциско и лейтенанту Луису Колавино .
Оперативный радиус не позволял британцам перемещать авианосцы за пределы 100-мильной боевой зоны, поскольку радиус действия Харриера (включая маневры в воздухе) не превышал этого расстояния. Им нужны были самолеты, которые взлетели, полетели к цели, были в воздухе какое-то время и вернулись, важно иметь «превосходство в воздухе».
Утром 29-го Франсиско и Колавино, с помощью остальной эскадры, посвятили себя завершению некоторых деталей миссии. Во-первых, график был определен, учитывая, что до этого момента Супер Этендард всегда действовал в последний час дня; поэтому было бы запрошено атипичное время, предпочтительно утром или, самое позднее, в полдень.
Был выбран второй вариант чтобы иметь возможность сделать дугу и зайти на цель с Востока, что-то совершенно невероятное из всей логики, им придется выполнять двойную заправку в полете. Если при второй заправке возникнут неполадки, самолеты могли вернуться на свою базу, хотя и не выполнили миссию. В первый раз возникли проблемы с маневрами пополнения; Существует много переменных, которые делают метод не всегда безопасным. Кроме того, миссия требовала, чтобы заправщики летели очень далеко на восток, со всеми рисками. Чтобы избежать обнаружения Геркулеса вражескими радарами было предложено, чтобы заправщики не проводили прямой маршрут от Рио-Гальегоса до места встречи с Super Etendard, а летели над континентом, а затем шли по маршруту, почти идентичному маршруту атакующих самолетов.
В полдень все было готово. Как только они получили подтверждение часа встречи с Геркулесом, они улетели.
В предполетной комнате Франциско и Колавино ждали момента отъезда. Но с точки зрения времени миссия была приостановлена, поскольку это была чрезвычайно сложная атака, в которой была очень подробная координация, которой они должны были посвятить свое время. Они должны были бы согласовать профили полета различных самолетов, и, кроме того, иметь еще один самолет заправщик для второй заправки.
С этого момента пилоты начали корректировать ряд деталей, считая, что на следующий день будет выполняться полет, к которому будут добавлены четыре штурмовика ВВС «Skyhawk».
Во время встречи, которая состоялась утром 29-го, в Сан-Хулиане, командующий эскадрильей ВВС собрал в своем кабинете всех руководителей отрядов, чтобы сообщить им о атаке британского авианосца.
Четыре самолета после запуска Exocet одним из Super Etendard должны были бомбить его, пытаясь проникнуть в защитный ордер, который всегда формируют корабли, которые защищают авианосцы. Ордер, как правило, очень трудно пересечь. Поэтому риск, которому они были подвержены, был очень высоким, тем более, что атака должна была быть проведена в открытых водах, где потенциал обнаружения у противника был полным и ожидаемым, чтобы системы оружия имели достаточно времени для эффективного реагирования ,
Когда Командир закончил свое выступление, он сделал короткое молчание: медленно, неспособный скрыть свои эмоции на тот момент, когда он жил, он попросил тех, кто пожелал, добровольно принять участие в нападении.
Гробовая тишина окутала присутствующих.
- Сэр, я прошу разрешения на участие.
Первый лейтенант Эрнесто Рубен Урета встал.
Почти в то же время первый лейтенант Хосе Васкес поднялся
- Господи, я тоже хочу идти.
- Ну, - ответил Командующий, - вы назначите двух других пилотов.
Они это сделали. Среди оставшихся офицеров команды они выбрали Первого лейтенанта Омара Хесуса Кастильо и Альфериса Херардо Гильермо Исаака.
В воскресенье, 30-го, было обычное утро в Рио-Гранде: облачно, очень холодно и с морозом повсюду.
В Предполетной комнате, с самого рассвета была интенсивная деятельность. Франциско, Колавино и практически все остальные члены эскадры встретились с пилотами ВВС, которые будут участвовать в атаке. Вместе они сделали окончательную координацию, установив важность усмотрения и полетные расчеты A-4C к классу Super Etendard.
- Что мы должны делать, если один из наших самолетов вернется из-за поломки? - спросил Франсиско Васкес, который был лидером группы ВВС.
- в этом случае остальные три должны продолжить атаку.
Франциско снова спросил:
- Что, если второй самолет должен будет вернуться?
- Остальные два последуют. Конечно, только миссия будет отменена, с нашей стороны, если три машины будут вынуждены повернуть назад. Атака с помощью только одного самолета не имеет никакого смысла.
На мгновение все замолчали. Если для Super Etendard эта атака, была очень рискованной, то для пилотов A-4C, хоть они и были добровольцами, она была самоубийственной.
"Не волнуйтесь, если пришла пора отдать жизнь ... важно то, что эта война справедлива, и что за решением стоит вся страна" слова произнесенные лейтенантом Васкесом перед вылетом.
Приказы, которые они получили, заключались в том, чтобы атаковать цель, в которую попадет Exocet, что бы это ни было; этот корабль должен был быть более беззащитным, чем другой, который был неповрежденным. Это был единственный способ увеличить шансы потопления «Инвинсибл», если ракета попадет в авианосец.
Около 12:30 утра Франсиско получил разрешение на взлет от контрольной башни Рио-Гранде. Немного дальше назад и справа от него, Колавино ожидал, что его лидер уйдет первым, чтобы взлететь следом через несколько секунд.
Франсиско увеличил до восьмидесяти процентов мощности турбины, выпустил тормоза, а Super Etendard с последним Exocet AM-39 начал свою взлетную гонку.
Примерно через пять минут один за другим они взлетели и поднявшись на 12 000 футов и направились на юго-восток.
Пролетев пятьдесят минут с более чем приемлемой погодой, Супер Этендардс дошел до того места, где ожидали два Геркулеса. Без проблем они выполнили дозаправку и позволили А-4С сделать то же самое.
Необычным в этой миссии был, пожалуй, способом дозаправки: для увеличения радиуса действия было принято решение о том, что шесть самолетов летели вместе с заправщиком, поочередно дозаправляясь топливом на протяжении 300 км. Маневр был выполнен отлично. Все шло по плану.
Оттуда, самолеты установили курс на Восток, чтобы добраться до места наибольшего удаления и выполнить вторую дозаправку.
Заправленные с полными баками, самолеты отошли от Геркулеса и приняли атакующий строй: два Суперэтендара были в одной- двух милях друг от друга, за каждым летели по два Скайхока.
Завершив обход британских кораблей, которые в то время были слева от них они начали спускаться, вскоре они оказались низко над холодным морем, волны которого усеивали ветровые стекла и образовывали на них небольшие кусочки соли.
Требования абсолютной тишины в радио эфире были строго соблюдены.
Франсиско посмотрел на свою карту, которая была на правом колене: согласно расчетам и полученной информации, авианосец находился на расстоянии не менее 300 км.
Между тем, отдельные грозы были, в разы такой интенсивности, что они могли даже появляться на экране радара.
И так получилось. Когда два Супер Этендара приподнялись чтобы осмотреть пространство радаром , они увидели много рассеянных ложных сигналов. Сразу же они спустились и продолжили свой низкий полет.
Милю спустя они снова поднялись и включили радары. Колавино нагнулся к экрану, чтобы рассмотреть его лучше: у него был по видимому истинный объект. В этот момент он услышал голос Франсиско в наушниках
-Я засек его, я взял в захват!
Колавино также обнаружил его и с энтузиазмом воскликнул:
-Я тоже захватил!
- Двадцать миль до цели! прямо по курсу!
Я запускаю ракету! - сказал Франциско, и нажал кнопку стрельбы.
Колавино и пилоты Skyhawk наблюдали, как ракета упала с Super Etendard, на два или три метра, и, когда казалось, что она собирается вот вот упасть в воду запустился её двигатель и она стремительно умчалась к своей цели оставляя после себя дымный след.
Сразу же после пуска пилоты ВМС взяли курс на базу.
Запущенной на расстоянии около 24 морских миль от цели Экзосет понадобится примерно 109 секунд, чтобы достичь цели, в то время как А-4С для этого понадобится 153 секунды, но уже будет утрачен эффект внезапности, то есть перед противовоздушной обороной кораблей.
Четыре самолета последовали за Exocet которая удалялась от них и которую они вскоре потеряли из виду, хотя видимость была хорошей и достигала 15 км
Васкес, который был лидером группы, сигнализировал, что привел оружие в боевую готовность.
Каждый из их Скайхоков нес по три 250 кг бомбы , они быстро приближались к цели, всего 12 метров отделяли их от поверхности воды.
Внезапно вдалеке появилось темное пятно, размытое эффектом тумана. Несомненно, он был, необъяснимо один, без других кораблей. Время пришло встретится лицом к лицу с одним из самых разыскиваемых кораблей Целевой группы.
Понемногу безошибочная форма авианосца стала яснее, острее: нос приподнят, выделялась надстройка; «остров» (набор конструкций, расположенных на палубе авианосцев и смещенных в сторону одной его стороны) смещен в сторону правого борта. Корабль шел с очень низкой скоростью. Что-то привлекло их внимание: от основания «острова» валил темный дым. Они быстро поняли, что это было несомненное доказательство того, что Экзобет таки попал. Черный дым шел из центра надстройки и под траекторией полета, так если бы Экзокет попал между ватерлинией и палубой. Он не заметил огонь. Не было пламени, но были черные клубы дыма.
Когда пилоты были на удалении в 12 км. они дали полный газ и устремились в атаку. Слева были Васкес и Кастильо, а справа - Урета и Исаак.
В это время ракета, которую никто не заметил, попала в самолет Васкеса, и он взорвался в 8 км. Сразу же самолеты начали выполнять противозенитные маневры раскачиваясь из стороны в сторону. Они уже собирались выполнить «подскок», чтобы сбросить бомбы, когда новый взрыв удивил их, это был самолет Кастильо, который также взорвался и практически распался в воздухе. Машины Урета и Исаака встряхнуло из-за взрывной волны.
Ракеты были с какого-то корабля из западного сектора, попали в два самолета, которые летели слева от пласта.
Урета сердито сжал спусковой крючок и сбросил бомбы пересекая авианосец от кормы до носа под углом 30 ° к оси корабля.
Со своей стороны Исаак тоже сбросил бомбы на корабль, когда тот был полностью покрыт дымом. Чтобы избежать столкновения с Островом корабля, он резко отвернул вправо и летя над водой, выполняя маневры уклонения стремительно уходил от него.
Когда он уходил, тон видел, что авианосец полностью скрыт за клубами черного дыма.
Так они и летели в абсолютном радиомолчании.
Вдалеке, чуть правее, показалась точка Да, это был самолет Урета, который замедлялся.
- Исаак, мы пойдем к медсестре, - сказал он, имея ввиду заправщик.
-Да, сэр, понял.
Слова были слишком велики. Им удалось добраться до авианосца, атаковать его и вернуться домой. Но они потеряли двух друзей навсегда.
Примерно в 70 км. от того места, где они должны были встретиться, с заправщиком, оба Скайхоука набрали высоту
2 KC-130 ожидали их на высоте 5000 метров, в районе, где, к счастью, была хорошая погода.
Один из членов заправщика КС-130, заинтригованный, узнать результат атаки при помощи жестов спросил у Исака и получил ответ:
- «Мы сделали это!»
После дозаправки они направились в Рио-Гранде. Прошло уже три часа с момента их вылета, и им еще оставался еще один час полета.
Среди пилотов, ожидавших прибытие, были Франциско и Колавино, которые только что приземлились, и для которых гибель Васкеса и Кастильо, была такой если бы они по жизни с ними были друзьями.
Урета и Исаак обнялись и заплакали, с товарищами, выплескивая все накопленное напряжение. Медленно они шли к офицерам базы, где, отдельно, они дали подробный отчет об атаке, что-то очень важное, потому что у них была возможность перебраться через цель и сделать пуски.
По данным, которые они вносили, был проведен анализ силуэта английских кораблей, своего рода «идентификационный комплект».
Таким образом, они описали выход Экзосет, силуэт цели и выход дыма от нее, с уверенностью, что это было воздействие ракеты.
Урета объяснила, что он перешел на корабль с кормы и в сторону правого борта, подтвердив, что он достиг хорошей цели. Он точно описал авианосец, его два дымохода, большой «остров», расстояние от него от центральной оси корабля, светлые фонари, плоскую корму. Все совпало в том, что это был «Инвинсибл», а не «Гермес».
Информация, которую предложил Исаак, была аналогична информации Урета. Подобно этому, когда ему показали ряд силуэтов различных лодок, он не колебался: «Это тот, который мы атаковали, - сказал он указывая на «Инвинсибл».
В Атаке 30 Мая 1982 принимали участие
2 истребителя Супер Этендард 2-й истребительной эскадрильи ВМС(2do Esc. Aeronaval Caza y Ataque (ARA)).
3-A-202 пилот Алехандро Франциско
3-A-205 пилот Луис Колавино
4 штурмовика А-4С Скайхок 4й бригады ( IV Brigada Aérea (FAA))
С-301 Хосе Даниэль Васкес(погиб)
С-321 Эрнесто Рубен Урета
С-310 Омар Хесус Кастильо(погиб)
С-318 Херардо Гильермо Исаак
2 транспортных заправщика С-130 1й Бригады ( I Brigada Aérea (FAA))
Эта работа посвящена памяти погибших пилотов
Омар Хесус Кастильо и Хосе Даниэль Васкес
их гибель не была напрасной.
Источники
http://www.elmalvinense.com/invincible.html
A-4C (C-321) Разбился 10 марта 1995 в 1 километре от Вилла Рейнолдс 1-й лейтенант Марио Бардагарай катапультировался на малой высоте и погиб
https://aviation-safety.net/wikibase/wiki.php?id=54595
А-4С (С-318) сохранен в виде памятника в Мендозе
Супер Этандар 3-A-202 и 3-A-205 на службе до сих пор ну покрайне менее в 2007 еще летали.