Зачем «уланы» гарцуют над морем.
Чем вызваны изменения взглядов Вашингтона на инструменты и способы ведения вооруженной борьбы на море?
Сверхзвуковые бомбардировщики с изменяемой геометрией крыла B-1B Lancer («Улан») 337-й летно-испытательной эскадрильи ВВС США, базирующейся на авиабазе Дайес в Техасе, провели над Мексиканским заливом очередной этап тестирования новейшей противокорабельной ракеты (ПКР) дальнего действия LRASM (Long Range Anti-Ship Missile) разработки корпорации Lockheed Martin. Ракета обнаружила и поразила плавучую мишень MST. Чуть позже состоялся пуск такой же ракеты из корабельной универсальной вертикальной пусковой установки Mk 41 на полигоне Уайт Сэндз.
Программа создания LRASM, осуществляемая под эгидой Агентства передовых оборонных исследовательских проектов (DARPA) Министерства обороны США, по своей идеологии в известном смысле пионерская для Соединенных Штатов. Прежде флот и командование американскими Вооруженными Силами отмахивались от дальнобойных ПКР, как от лукавого. Считалось, что авианосная и базовая авиация в два счета расправится с любым противником на море. В настоящее время на вооружении ВМС состоит ПКР только одного типа – Harpoon с дальностью стрельбы до 280 км (модификация AGM-84F, способная «доставать» противника на дистанции до 315 км, так и не была принята на вооружение). А вот LRASM должна поражать корабли врагов Америки на расстоянии 800 км.
Чем вызваны изменения взглядов Вашингтона на инструменты и способы ведения вооруженной борьбы на море? Во-первых, из-за финансовых ограничений происходит сокращение корабельного состава ВМС США, в том числе уменьшается количество авианосцев. Поредели и американские зарубежные авиабазы. Во-вторых, спустя два десятилетия, минувшие после завершения «холодной войны», перед Соединенными Штатами замаячила тень нового грозного потенциального противника на мировой арене – КНР. ВМС Народно-освободительной армии Китая активно пополняются современными кораблями, подводными лодками и средствами поражения, в том числе крылатыми ракетами большой дальности. По расчетам, ВМС НОАК в течение полутора десятков лет перегонят ВМС США по количеству больших надводных кораблей и субмарин. Поэтому требуется качественный рывок, если не сводящий на нет китайские достижения, то хотя бы снижающий их эффект. В числе мер по уменьшению китайской угрозы на море видное место занимает и программа LRASM.
Новое противокорабельное оружие как нельзя лучше вписывается в концепцию «авиационно-морского сражения» (Air-Sea Battle – ASB), которую ВВС, ВМС и Корпус морской пехоты не прочь возвести в степень стратегии Вооруженных Сил США. Она предусматривает широкую интеграцию ВВС, ВМС и КМП для защиты национальных интересов Соединенных Штатов по всему миру. ASB не только регулирует механизм взаимодействия видов Вооруженных Сил, но и определяет разработку высокотехнологичных и высокоточных вооружений, которые позволят вести бесконтактные боевые действия, то есть без широкого привлечения личного состава, дабы уменьшить, а еще лучше свести на нет потери среди него.
И тут пригодился опыт бывшего противника в «холодной войне» – Советского Союза. (Поверить не могу! До сих пор ведь кричат, что стратегия развития ВМФ СССР - это тупик, путь в никуда! - Tigr) В нашей стране, как известно, развитию ракетного оружия с конца 50-х годов прошлого века уделялось первостепенное внимание. Создавались в Советском Союзе и ПКР корабельного, берегового и воздушного базирования. Советский флот, не имевший авианосцев и вполне обоснованно подвергавший сомнению боевую устойчивость плавучих аэродромов в условиях ядерной войны, делал, в том числе, ставку на дальнобойные противокорабельные ракеты. Так появились сначала ПКР П-35 (дальность стрельбы – 350 км), потом П-500 «Базальт» (550 км), «Гранит» (550 км), П-1000 «Вулкан» (около 1000 км). Самолеты морской авиации Ту-22М получили сверхзвуковые ПКР Х-22Н «Буря» с 930-килограммовой фугасной или ядерной боевой частью и дальностью стрельбы до 400 км. Они способны потопить корабль любого класса, включая авианосец.
За основу своей LRASM американцы взяли авиационную высокоточную ракету AGM-158B JASSM-ER, которая, в свою очередь, является улучшенной версией стелс-ракеты класса «воздух-поверхность» AGM-158 JASSM. По сравнению с JASSM дальность полета JASSM-ER за счет замены турбореактивного двигателя на более экономичный турбовентиляторный была увеличена с 370 до 925 км. Этот боеприпас малой заметности в радио- и инфракрасном диапазонах, принятый на вооружение в прошлом году, позволит самолетам ВВС США наносить удары по самым разным целям, включая РЛС и пусковые установки ЗРК без захода в зону действия даже самых дальнобойных средств ПВО. Ее можно перенацеливать при обнаружении, например, включившихся радаров ПВО. Высокая точность наведения достигается за счет инерциальной системы управления, защищенного приемника GPS и инфракрасной головки самонаведения.
Четырехметровая ракета JASSM-ER весит около тонны. Она оснащена мощной боевой частью (450 кг ВВ), способной уничтожить прочные бетонные укрепления. Всего ВВС планируют приобрести 4900 ракет JASSM разных модификаций.
LRASM отличается от JASSM-ER прежде всего системой наведения. Она тоже инерциально-спутниковая, но дополняется радиолокационной головкой самонаведения и оптико-электронным каналом. В памяти бортовой ЭВМ – целый архив «образов» кораблей потенциальных противников в разных ракурсах, для того чтобы ракета поражала именно нужную ей цель в сложной помеховой обстановке. При подлете к объекту атаки ракета выполняет на малой высоте маневры, затрудняющие обнаружение и поражение средствами ПВО противника. При залповой стрельбе ПКР LRASM работают в режиме разведывательно-ударного комплекса, то есть обмениваются информацией между собой и координируют схему атаки с учетом обстановки.
В прошлом году на опытовом самолете Sabreliner корпорации Lockheed Martin была отработана система управления ракетой. На испытаниях в середине июня этого года с участием бомбардировщиков B-1B Lancer проверили функционирование системы «самолет-ракета», но сброса, то есть пуска, ПКР не предусматривалось. Оказалось, что электроника B-1B считывает данные с LRASM так же успешно, как и с ракет семейства JASSM, входящих в штатный состав вооружения бомбардировщиков этой модели. После успешных пусков по мишени MST и из установки Mk 41 испытания будут продолжены.
Очевидно, LRASM даже при воздушном базировании при стрельбе на максимальную дальность потребуются внешние источники целеуказания. Ими могут быть спутники-разведчики, беспилотные летательные аппараты
MQ-4C Triton (см. журнал «Национальная оборона» №6/2013), патрульные базовые самолеты P-8A Poseidon, P-3 Orion или палубные самолеты дальнего обнаружения и наведения E-2D Advanced Hawkeye.
В марте этого года корпорация Lockheed Martin подписала очередной контракт с DARPA стоимостью $71 млн. на проведение нового этапа воздушных и морских испытаний ПКР LRASM. Предусматриваются дополнительные тесты ПКР. И снова приоритет будет отдан бомбардировщикам B-1B. Казалось бы, их участь была предрешена еще в 1998 г., когда «уланов» лишили статуса стратегических. Количество машин в авиачастях сократилось с 93 единиц до 65. Но войны против Ирака, Югославии и Афганистана выявили потребность в них. Они оказались более экономичными по сравнению с В-52 и В-2.
«Уланы» самым лучшим образом вписываются в концепцию «авиационно-морского сражения», поскольку они несут большой боезапас (34 т), имеют значительный радиус действия (5544 км) и скорость (1340 км/ч), одинаково успешно могут работать по наземным и морским целям ракетами JASSM, JASSM-ER и LRASM. С прошлого года эти самолеты проходят модернизацию. На них устанавливается новая электроника, в том числе современные системы связи и отображения информации.
На одном из рекламных постеров Lockheed Martin изображена ПКР LRASM, пикирующая на эсминец 956 проекта. Еще секунда и она врежется в надстройку. Надо полагать, авторы имели в виду не российские корабли этого типа, которые практически не выходят в море, а китайские, несущие службу в дальневосточных водах…
Автор: Александр МОЗГОВОЙ.
http://www.nationaldefense.ru/includes/ ... tail.shtml