Tigr написал(а):
Alik написал(а):
Но снизившаяся роль авианосцев в данный конкретный исторический момент - не может служить доказательством их бесполезности в ближайшей и долгосрочной перспективе.
Очень даже может по примеру такого класса боевых кораблей, как линкоры. Последние их них, построенные во время WWII, прослужили до начала 90-х - типичная ситуация, когда и выбросить жалко, и содержать дорого.
А по-моему - этот пример может служить доказательством обратного. Главная задача этих линкоров, в соответствии с концепцией по которой они закладывались - потеряла актуальность еще до их спуска на воду. Тем не менее - для них нашлись задачи в ВМВ(сопровождение авианосцев, подавление морских баз, прибрежных авиабаз, укрепрайонов, огневая поддержка десантов), в эпоху подготовки к глобальной ядерной войне(плавучие штабы крупных морских соединений), чуть позднее - они становятся составным компонентом АУГ для работы по берегу, и под конец - демонстрация флага в папуасиях(опять же с серьезными огневыми возможностями). И что самое интересное - насколько мне известно, они и сейчас не списаны до состояния полной потери боеспособности, а лишь законсервированы, с сохранением возможности возвращения в строй. То есть - ни в какой момент их долгой службы, их наличие не обуславливалось соображением "и выбросить жалко, и содержать дорого".
Tigr написал(а):
Последняя крупная десантная операция была во время Корейской войны. Сейчас их проведение неактуально из-за возросшей угрозы с вражеского берега, с одной стороны, и дефицита десантного флота, с другой... А мой пост был иллюстрацией того, что не только стратегическая, но и тактическая авиация способна действовать на удалении в тысячи километров от своих баз (если таковых не окажется поближе) и способна в таких ударах заменить авианосную систему.
Неважно - "десантная операция" или что другое. Никакие задачи, подходящие под определение air support - не могут выполняться "на удалении в тысячи километров от своих баз (если таковых не окажется поближе)". Таковые ОБЯЗАНЫ оказаться поближе. И наличие авианосцев - такую возможность ГАРАНТИРУЕТ. Только и всего.
Tigr написал(а):
Здесь вы не совсем правы:
Вообще же в мире в 2005 г. существовало 737 военных баз США (95% всех существующих в мире военных баз; все остальные – английские). Их общая стоимость около $ 127 млрд. Пентагон – один из самых крупных землевладельцев на Земле, его военные базы занимают 12 726 668 га.
Read more:
http://survincity.ru/2011/03/amerikansk ... z2j2HkH0Gk
Таким образом 737 военных баз по всему миру стоят как дюжина новых авианосцев класса "Форд" без учета стоимости всего их жизненного цикла и стоимости авиагруппы.
Это, на мой взгляд - уже достаточная причина, чтобы усомниться в необходимости таких кораблей.
Не совсем понятно, что именно вкладывается в фразу "Их общая стоимость около $ 127 млрд". Следующее же предложение "Пентагон – один из самых крупных землевладельцев на Земле, его военные базы занимают 12 726 668 га" - вызывает подозрение, что речь идет о стоимости недвижимости, или даже сугубо о стоимости земли, на которой стоят эти базы. В любом случае, даже если там учитывается стоимость оборудования, оплата персонала, текущие расходы и т.д.(в чем я сильно сомневаюсь, по крайней мере никаких признаков этого в статье не наблюдается) - то все это опять таки только ПРЯМЫЕ затраты. Косвенные затраты, некоторые из которых даже вообще невозможно выразить в четком денежном эквиваленте, и тем не менее имеют свою цену, и немалую - имеют место при содержании хотя бы какого-то кол-ва баз, и НЕ имеют место при содержании авианосцев. Так что и тут все далеко не однозначно.
Tigr написал(а):
Есть такое модное словечко - тренд. Так вот тренд американского военного присутствия за рубежом всегда на подъеме на протяжении последних полвека или даже более.
Alik написал(а):
А войны вообще часто имеют подлость оказываться "нетипичными и специфическими". И чем более универсальные инструменты имеются в наличии - тем больше шанс адекватно отреагировать на внезапную специфику и нетипичность. АУГ - это как раз универсальный инструмент.
Как часто бывает, платой за универсализм является эффективность. А в сочетании со стоимостью это складывается в показатель "стоимость/эффективность". И с учетом развитой системы базирования вооруженных сил США по всему миру и появлением новых средств ведения вооруженной борьбы, этот показатель у авианосцев снижается.
Тренды приходят и уходят. Различные концепции и доктрины морской войны тоже приходят и уходят. Рожденная этими доктринами техника тоже приходит и уходит. И авианосцы тоже уйдут. ОБЯЗАТЕЛЬНО уйдут. Но произойдет это не сегодня, и не завтра.
Tigr написал(а):
Мне это видится как раз в обратном ключе - раз грандиозных морских сражений на бескрайних океанских просторах не намечается, то одна из главных задач авианосцев - достижение превосходства над противником на море - отпадает.
А мне это видится так, что грандиозных морских сражений на бескрайних океанских просторах не намечается - именно вследствии достижения американским флотом безусловного превосходства над любым противником на море. Которое, в свою очередь, обусловлено именно принципиальным количественным и качественным превосходством американских авианосных сил. В случае упразднения которых "за ненадобностью" - возможность возникновения условий для подобных сражений - тут же неминуемо возрастет.
Проще говоря - такие сражения в данный момент нереальны не потому, что для них отсутствуют теоретические условия. А потому, что "главная задача авианосцев" - абсолютно достигнута в одном из флотов. Убери из этого флота авианосцы - и условия изменятся. В пользу возможности такого сражения.
Tigr написал(а):
Alik написал(а):
Вот и я считаю, что это повод для дискуссии, но не для однозначных и категоричных выводов о "бесполезности" и "ненужности".
Если у вас сложилось впечатление о моей "категоричности" и "однозначности", то это по причине полемического задора. Я всегда за дискуссию! :OK-)
Уважаемый
Tigr, возможно это покажется немного запутанным, но - я писал не о Вашей категоричности как полемиста.:? Утверждение "авианосцы бесполезны" - имеет категоричный смысл. Вне зависимости от того, насколько категорично ВЫ его преподносите.
Posted after 4 minutes 8 seconds:
drug написал(а):
Аргументы Tigr осязаемы и убедительны, доводы противоположной стороны пока сводятся к "а почему тогда все строят авианосцы?" и "возможно в будущем они тоже окажутся полезны как и в прошлом".
Конечно, это мое имхо, но - нет ли более существенных и содержательных аргументов?
Даже если бы это было абсолютно так(а мне кажется, что это все-таки не совсем так) - то и тогда вопрос "а почему тогда все строят авианосцы?" - являлся бы достаточно
существенным и содержательным аргументом, на который пока что не получено
осязаемых и убедительных ответов. Пока на этот вопрос не будет дан вразумительный(не "лоббистко-конспирологический" и не "тупо-копировальный") ответ - точка зрения уважаемого
Tigrа не может считаться доказанной. Насколько бы убедительно он не доказал какие-бы то ни было недостатки авианосца.